Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО
рабочая программа (7 класс)

Куложенкова Мария Константиновна

Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdo_shashki_7_klass_io.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81            Факс: (499)177-67-66             E-mail: sk65@edu.mos.ru            http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001            ОКАТО 45290590000            ОГРН 1037700227157             ОКТМО 45395000

                                                                                «УТВЕРЖДАЮ»

      Директор ГКОУ СКШИ №65

________________ С.И.Перепелкина

«_____»__________________ 20___ г.


Рабочая программа

кружка дополнительного образования

 «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ШАШКИ»

Р. М., 7 класс, обучение по СИПР

Программу составила: Куложенкова М.К


Г. МОСКВА  2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

Уровень: ознакомительный

                                                                                  Возраст: 7-18 лет

Настоящая программа предусматривает изучение материала по теории и истории шашек. Наряду с этим ведётся работа по правильной организации досуга, воспитанию активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

        В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Игра в шашки вырабатывает объективность мышления, тренирует память, воспитывает настойчивость, смекалку, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формирует характер, зарождает в человеке творческое начало.

        Программа занятий по шашкам предусматривает усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

        Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, по возможности выступая в различных спортивных соревнованиях.

        Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты. Эти сведения нужны учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания достижений отечественной шашечной школы.

        

Цель программы:

 • Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

  Обучающие:

 • Обучение основам шашечной игры;

  • Обучение теории и практике шашечной игры.

 

Воспитательные:

 • Воспитание отношение к шашкам как к полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

 • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия;

 • Выработка умения применять полученные знания на практике.

 

Развивающие:

 • развитие стремления к самостоятельности;

 • Развитие умственных способностей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед;

 • Осуществление всестороннего развития воспитанников.

Учебный план

Программа предназначена для учащихся 1-11 классов.

Срок реализации программы - 1 год

Занятие проводится 1 раз в неделю.

Количество часов в год: 34 часа.

Содержание рабочей программы

1. История развития шашек.

  Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Шашки в культурной жизни России.

2. Правила и основы шашечной игры.

  Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул - ходи», «бить - обязательно». Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе. Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские, сеансы одновременной игры. Судейство соревнований. Воспитательная роль судьи. Основные положения Шашечного кодекса.

3. Теория шашечной игры.

Основные стадии партии: начало, середина, окончание.

Значение начала (дебют) в русских шашках. Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введение шашек в игру.

  Определение комбинации. Финальные удары. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей.

Личностные результаты освоения программы.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе на основе представлений о нравственных нормах.

Результаты освоения программы.

Знать: правила игры в русские шашки, ориентироваться в особенностях шашечной доски, иметь представление о нотации, знать простейшие дебюты.

Уметь решать простейшие задачи.

Форма организации деятельности - индивидуальная.

Формы проведения занятий:

1. беседа, практическое занятие.

2. Просмотр игр с участием сильнейших мастеров, видеоматериалов.

  1. Занятие-игра.

  1. Домашние турниры по шашкам.

Методы обучения:

- словесные методы,

- методы наглядности,

- методы упражнений,

 - соревновательный метод.

Тематическое планирование

занятия

Тема

Кол-во

часов

Дата

1.

Выявление уровня подготовленности учащейся.

1

2.

История развития шашек. Русская шашечная школа.

2

3.

Правила шашечной игры.

2

4.

Что изучает теория шашечной игры.

1

5.

Турнирная дисциплина, правила соревнований.

2

6.

Основы шашечной игры.

1

7.

Основы шашечной игры: сила флангов.

1

8.

Основы шашечной игры: как выиграть шашку.

1

9.

Основы шашечной игры: как пройти в дамки.

1

10.

Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии.

1

11.

Основные приемы борьбы на шашечной доске.

1

12.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция.

1

13.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка.

1

14.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:  зажим.

1

15.

Основные приемы борьбы на шашечной доске:  жертва.

1

16.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: угроза.

1

17.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: окружение.

1

18.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: роздых.

1

19.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: самообложение.

1

20.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание).

1

21.

Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр.

1

22.

Комбинации.

3

23.

Комбинации: комбинация для прохождения в дамки.

1

24.

Комбинации: комбинация для получения материального преимущества.

1

25.

Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции.

2

26.

Комбинации: комбинация для достижения ничьей в худшей позиции.

2

27.

Окончание.

1

34 ч.

Материально-техническое обеспечение (оборудование).

1.Учебная комната.

2.Столы и стулья.

3.Шашечная доска.

4.Комплекты шашек.

5.Компьютер.

Список используемой литературы для учащихся

  • Герцензон Б.  Напреенко А. Шашки – это интересно.-Л.,1989
  • Городецкий В.Книга о шашках.-М., ФиС,1990г.
  • Погрибной В. Юзюк В. Шашки для детей – Ростов на Дону:Феникс,2011.

Список используемой литературы для учителя

  • Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 2008 - №3

  • Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2011. - №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...