рабочая программа по шашкам
рабочая программа по физкультуре на тему

Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся является спортивно-оздоровительное направление, которое представлено в МБОУ «Ермаковская СОШ №1» детским кружком « Чудо шашки»

Программа кружка «Шашки» разработана Ждановой Е.Ф. на основе примерной программы спортивно-оздоровительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа предназначена для учащихся 1-х классов образовательной школы.

Срок реализации программы- 1 год

Занятие проводится 1 раз в неделю.

Количество часов в год: 1-е классы (1А,1Б,1В,1Г)- 32 часа. Всего 8 групп по 12 человек. В каждой группе по 4 часа.

Цель программы: Обучение правилам игры в шашки, формирование умения играть без нарушений правил шашечного кодекса, воспитание уважительного отношения в игре к противнику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_shashki.docx13.77 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

              Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся является спортивно-оздоровительное направление, которое представлено в МБОУ «Ермаковская СОШ №1»  детским кружком « Чудо шашки»

       Программа кружка «Шашки» разработана Ждановой Е.Ф. на основе примерной программы спортивно-оздоровительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  Программа предназначена для учащихся 1-х классов образовательной школы.

Срок реализации программы- 1 год

Занятие проводится 1 раз в неделю.

Количество часов в год: 1-е классы (1А,1Б,1В,1Г)- 32 часа. Всего 8 групп по 12 человек. В каждой группе по 4 часа.

Цель программы: Обучение правилам игры в шашки, формирование  умения играть  без нарушений правил шашечного кодекса, воспитание уважительного  отношения в игре к противнику.

Задачи:

  1. Познакомить с шашечными  терминами и кодексом.
  2. Научить детей играть в шашки.
  3. Развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры
  4.  Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы   волевого управления поведением.

                                        Описание ценностных ориентиров

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей,  пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального  и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

  Дети должны знать:

  • шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
  • названия шашечных фигур: шашка, дамка.

 Должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Содержание разделов программы

  1. Шахматная доска и фигуры

Место  шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

        Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

  1. Ходы и взятие фигур Упражнения  на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
  2. Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
  3. Общие принципы разыгрывание партии

Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

  1. Особенности хода «дамки» Упражнения  на выполнение ходов  дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Учебно-тематический план

темы

1

Шахматная доска и фигуры

Ходы и взятие фигур

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Место  шашек в мировой культуре. Знать  роль шашек в воспитании и развитии личности и особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Узнать о шахматной доске. Узнать, что такое поля, линии, их обозначение.

Уметь ориентироваться на шахматной доске.

Уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

Знать шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья

2

Цель и результат шашечной партии

Уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса. Уметь правильно расставлять фигуры перед игрой

Знать шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

3

Общие принципы разыгрывание партии.  Шашечный турнир

Уметь правильно помещать шахматную доску между партнерами.

Знать названия шашечных фигур: шашка, дамка

Уметь  ориентироваться на шахматной доске.

Знать способы защиты. Знать открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Знать выигрыш, ничья, виды ничьей.  Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 

4

Особенности хода «дамки»

Знать названия шашечных фигур: шашка, дамка

Уметь  ориентироваться на шахматной доске.

Знать дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Познакомиться с тренировочными упражнениями  по закреплению знаний о шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Список  используемой литературы

1 Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

2 Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3

 3 Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4

4 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

5 Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"

Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"...

Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО

Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО...

Рабочая программа секция "Русские шашки"

Рабочая программа секция "Русские шашки"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шашки»

Программа внеурочной деятельности «Шашки» составлена для учащихся с нарушением интеллекта 5 – 6 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Математика для всех. Чудо шашки» для обучающихся 8-9 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка  «Математика для всех. Чудо шашки»для обучающихся 8-9 классов...