рабочая программа по шашкам
рабочая программа по физкультуре на тему
Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся является спортивно-оздоровительное направление, которое представлено в МБОУ «Ермаковская СОШ №1» детским кружком « Чудо шашки»
Программа кружка «Шашки» разработана Ждановой Е.Ф. на основе примерной программы спортивно-оздоровительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа предназначена для учащихся 1-х классов образовательной школы.
Срок реализации программы- 1 год
Занятие проводится 1 раз в неделю.
Количество часов в год: 1-е классы (1А,1Б,1В,1Г)- 32 часа. Всего 8 групп по 12 человек. В каждой группе по 4 часа.
Цель программы: Обучение правилам игры в шашки, формирование умения играть без нарушений правил шашечного кодекса, воспитание уважительного отношения в игре к противнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_shashki.docx | 13.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одним из направление внеурочной деятельности обучающихся является спортивно-оздоровительное направление, которое представлено в МБОУ «Ермаковская СОШ №1» детским кружком « Чудо шашки»
Программа кружка «Шашки» разработана Ждановой Е.Ф. на основе примерной программы спортивно-оздоровительного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования и авторской программы Тимофеевой А.А. «Шахматная школа». Программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа предназначена для учащихся 1-х классов образовательной школы.
Срок реализации программы- 1 год
Занятие проводится 1 раз в неделю.
Количество часов в год: 1-е классы (1А,1Б,1В,1Г)- 32 часа. Всего 8 групп по 12 человек. В каждой группе по 4 часа.
Цель программы: Обучение правилам игры в шашки, формирование умения играть без нарушений правил шашечного кодекса, воспитание уважительного отношения в игре к противнику.
Задачи:
- Познакомить с шашечными терминами и кодексом.
- Научить детей играть в шашки.
- Развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры
- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Описание ценностных ориентиров
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Дети должны знать:
- шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
- названия шашечных фигур: шашка, дамка.
Должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
Содержание разделов программы
- Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
- Ходы и взятие фигур Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
- Цель и результат шашечной партии Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
- Общие принципы разыгрывание партии
Понятие о шашечном турнире. правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
- Особенности хода «дамки» Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Учебно-тематический план
№ | темы | ||
1 | Шахматная доска и фигуры Ходы и взятие фигур | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Место шашек в мировой культуре. Знать роль шашек в воспитании и развитии личности и особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни. Узнать о шахматной доске. Узнать, что такое поля, линии, их обозначение. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Уметь различать горизонталь, вертикаль, диагональ. Знать шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья | |
2 | Цель и результат шашечной партии | Уметь играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шашечного кодекса. Уметь правильно расставлять фигуры перед игрой Знать шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | |
3 | Общие принципы разыгрывание партии. Шашечный турнир | Уметь правильно помещать шахматную доску между партнерами. Знать названия шашечных фигур: шашка, дамка Уметь ориентироваться на шахматной доске. Знать способы защиты. Знать открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Знать выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. | |
4 | Особенности хода «дамки» | Знать названия шашечных фигур: шашка, дамка Уметь ориентироваться на шахматной доске. Знать дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Познакомиться с тренировочными упражнениями по закреплению знаний о шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Список используемой литературы
1 Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
2 Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 - №3
3 Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. - №4
4 Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
5 Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"
Рабочая программа 68 часов "Чудо-шашки"...
Рабочая программа по кружку "Шашки и шахматы"
программа...
Рабочая программа дополнительного образования "Шахматы и шашки"
Рабочая программа ДО...
Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО
Рабочая программа ПДО "Шашки" 7 класс ИО...
Рабочая программа секция "Русские шашки"
Рабочая программа секция "Русские шашки"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шашки»
Программа внеурочной деятельности «Шашки» составлена для учащихся с нарушением интеллекта 5 – 6 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Математика для всех. Чудо шашки» для обучающихся 8-9 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкружка «Математика для всех. Чудо шашки»для обучающихся 8-9 классов...