Мастер класс
проект по физкультуре
«Подвижные игры как средство оздоровления и физического развития учащихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_sverkunova_a.s.docx | 39.73 КБ |
2_5382259995221953201_1.pptx | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
на тему: «Подвижные игры как средство оздоровления и физического развития учащихся»
Выполнил: Сверкунова Айгуль Сагитовна учитель физической культуры |
2020
«Интеллект ребенка неразрывно связан с его подвижностью» «Физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта» Г. Доман, Д. Доман, Б. Хаги |
Новые стандарты ориентирует педагогов физической культуры строить образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка и опираться на основной вид деятельности – игру.
На протяжении всего школьного периода, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет двигательная деятельность, которая понимается не только как процесс овладения основными движениями, но и как основная форма активности ребенка, реализуемая им самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
С каждым классом объем учебной деятельности увеличивается. Все больше времени отводится на общеобразовательные предметы. В связи с этим важнейшее значение приобретают практические занятия физической культурой и спортом на уроках, во внеурочное время. Поэтому напряженный умственный труд требует хорошей физической подготовленности учащихся.
Связи умственного развития с занятиями физическими упражнениями многообразны. Само физическое воспитание и хорошая физическая подготовленность являются важными предпосылками полноценной умственной деятельности.
Исследования показывают, что занятия физической культурой и спортом укрепляют не только мышцы, но и нервы, стимулируют мысль, благодаря улучшению кровоснабжения мозга обеспечивают более надежную его работу.
Правильное физическое воспитание является необходимым условием для нормального развития организма ученика. Двигательная активность стимулирует работу анализаторов, и способствуют их взаимодействию (т.е. развитию головного мозга).
Высокий уровень физической подготовленности является одним из важных факторов, обеспечивающих устойчивость умственной работоспособности в течении всей учебы в школе.
Формирующийся аппарат ребенка становится ведущим, поэтому с полной уверенностью можно сказать, что мышцы и мозг функционально едины. Мозг управляет мышцами, но и физические упражнения влияют на динамику нервных процессов в коре головного мозга.
Именно для того, чтобы творчески мыслить, необходимо постоянно развивать такие качества, как сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, помня об их неисчерпаемых резервах
Я развиваю физические качества детей через подвижные игры.
Успешному развитию физических качеств предшествует специальная подготовка, ее совершенствование, достижение и поддержание оптимальной физической формы школьника и его оздоровления.
В процессе оздоровления и развития физических качеств идет подготовка организма школьников к предстоящей нагрузке, содействие общему физическому развитию детей, формирование правильной осанки, профилактике плоскостопия и развитие различных групп мышц.
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в использовании подвижных игр и упражнений со спортивным инвентарем (мяч, обруч, скакалка и др.) для развития физических качеств у детей. Именно игровое оборудование способствует разрешению противоречия между желанием детей и педагога.
Подвижные игры (перестрелка, рыбак, путаница, эстафеты, пятнашки и др.) вызывают глубокий эмоциональный отклик, развивают коммуникативные навыки школьников. Особая ценность игр для школьников заключается в возможности одновременного воздействия на двигательную и мотивационную сферы.
А. Л. Вавилов считает, что подвижные игры позволяют развивать и совершенствовать как двигательные (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), так и личностные (инициативность, самостоятельность, находчивость и др.) качества. Использование различного спортивного инвентаря позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений.
Цель: использование подвижных игр для всестороннего и гармоничного
развития учащихся.
Задачи:
• содействовать развитию физических качеств: скорости, ловкости, выносливости, силы, координации движений;
• способствовать воспитанию устойчивого интереса к занятиям и обеспечивать эмоциональное благополучие при выполнении упражнений;
• способствовать воспитанию умения действовать в коллективе согласованно.
В основу опыта легли исследования ученых-педагогов.
И. А. Бернштейн отмечал, что самое существенное в обучении — выработка навыка не через «…заучивание постоянной формулы двигательных импульсов». Должен формироваться не постоянный способ решения задач, а процесс решения двигательной задачи меняющимися способами.
Как показывают исследования ученых, «положительный феномен Сеченова» наблюдается при использовании разных видов деятельности, что вызывает интерес детей и не утомляет их.
Именно игры и упражнения на занятиях обеспечивают смену видов деятельности. В условиях игры заученные ранее действия становятся разнообразными. Участвуя в игре, ребенок приобретает способность совершенно точно выполнять требуемое упражнение даже при наличии отвлекающих (внутренних или внешних) раздражителей. Динамический стереотип, лежащий в основе навыка, становится более прочным и сложным. Более того, в игровой ситуации вырабатывается гибкость навыка, создаются предпосылки для появления его в новых динамических условиях.
Таким образом, игры и упражнения с предметами (мяч, обруч, скакалка и др.) – один из эффективных способов улучшить и разнообразить обучение, способствовать формированию положительных качеств личности школьника через командные игры.
В своей работе я опираюсь на общепедагогические принципы, являющиеся неотъемлемой частью учебного процесса:
- Принцип открытого обучения. Не ограничиваюсь строго регламентированными рамками и допускаю модификации, как по моей воле, так и по воле ребенка.
- Принцип оздоровительной направленности. Во время занятий бережно отношусь к здоровью детей, не допускаю их переутомления, перенапряжения и делаю паузы.
- Принцип дополнения естественного пространства. Моя задача, как педагога, вовремя заметить пробудившийся интерес к новым упражнениям, или возникшую потребность ребенка в решении новых (собственных) задач и организовать дидактический процесс, предлагая, но, не навязывая ребенку новые виды заданий, упражнений с мячом.
- Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Последовательность заданий и вся схема обучения зависит от возрастной категории детей и их индивидуальных различий. Я отказалась от простого следования общему алгоритму обучения и перешла к импровизации от конкретной ситуации.
- Принцип воспитывающего обучения. Строю учебный процесс таким образом, что одновременно с самим обучением воспитываются морально-волевые и нравственные качества личности ребенка.
В работе использую следующие методические приемы:
- Игра, как основной вид деятельности. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, упражняются и развиваются жизненно важные качества и способности, накапливается опыт применения своих возможностей.
- Словесный – подбадривание, похвала, указание на улучшение результата.
- Соревновательный - выполнения упражнений в форме соревнований.
- Наглядный - способствует осуществлению дидактического принципа наглядности в обучении, добавляет методике преподавания разнообразия, повышает действенность и продуктивность урока, развивает у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память и внимание
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.
Подвижные игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Благодаря играм обычное становится необычным, а поэтому особенно привлекательным.
Подвижные игры просты, содержательны, имеют яркость замысла, отсутствие регламента, в них нет возрастных ограничений, не обязательна физическая подготовка, а главное любая игра всегда занимательна.
Считаю, что применение подвижных игр в урочное и во внеурочное время позволяет:
- повысить заинтересованность детей к урокам физической культуры;
- воспитать потребность к систематическим занятиям спортом;
- повысить эффективность обучения на уроках;
- сохранить и укрепить здоровье в единстве; физического - психологического - социального.
Задачи, решаемые при проведении подвижных игр:
Образовательная - совершенствование двигательных действий и физических качеств через подвижные игры (быстроты, выносливости, ловкости, ориентировка в пространстве, координации, силы).
- Оздоровительная – укрепление морфофункциональных систем организма, формирование психологических свойств организма (логическое мышление, воображение, память и т.д.) и положительных эмоций.
- Воспитательная – формирование дружной и согласованной работы,
формирование нравственных качеств: организованности, самостоятельности,
воспитывать чувство коллективизма.
Если на уроке решается задача развития силы, то в его программу очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т.д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также упражнения с доступными отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, вращения, бег, прыжки с посильным для учащихся грузом. Сюда же следует отнести метания различных предметов на дальность.
Для развития быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы и включающие физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие дистанции и другими двигательными действиями, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости применяют игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с действиями партнеров по команде, определенной физической сноровки.
Для развития выносливости надо использовать игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторениями упражнений или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами игры.
Подвижные игры влияют:
- на сердечнососудистую деятельность;
- на дыхательную систему;
- укрепляют нервную систему, двигательный аппарат;
- улучшают обмен веществ;
- возбуждают аппетит;
- способствуют крепкому сну.
Мною разработаны комплексы упражнений и подвижных игр
Упражнения, подвижные игры | ||
Начальное звено (1-4 класс) | Среднее звено (5-9 класс) | |
Развитие физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости) | - подвижные игры со спортивными предметами (мячом, обручем , обручем, скакалкой и др. ), индивидуальные, коллективные, сюжетные: - игры с метанием («Утки-охотники», «Морской бой», «Перестрелка») - эстафеты - дыхательные упражнения | - игры с метанием («Пионербол», попади в цель и др.) - элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол) - дыхательные упражнения |
Упражнения на укрепление специальных мышц (спины, плечевого пояса, ног)
| - упражнения в положении лежа на ковриках - упражнения на фитболах -упражнения для профилактики сколеоза и плоскостопия | - упражнения в положении лежа с движением рук и ног - упражнения на ограниченной площади опоры (скамейка, доска) - упражнения на фитболах -упражнения для профилактики сколеоза и плоскостопия |
ПЕРЕДАЛ – САДИСЬ
Цель: развитие быстроты, ловкости. Используется в качестве подводящего упражнения для обучения ловле и передачам мяча в баскетболе.
Описание упражнения
По сигналу учителя капитан передает мяч первому игроку. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и принимает положение упор присев. Капитан ловит мяч, передает его второму игроку, и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание раньше соперников.
НЕ ДАЙ ОБРУЧУ УПАСТЬ
Цель: развитие ловкости, расчетливости, быстроты. Используется в качестве подводящего упражнения для учебных заданий с обручем.
Описание упражнения
класс делится на команды, которые разомкнутыми на расстоянии вытянутой руки шеренгами выстраиваются одна за другой за общей линией старта. В 6, 8 и 10 м от линии старта проводятся три линии. Игрокам первой шеренги раздают по обручу.
Проведение: По сигналу игроки первой шеренги должны покатить свой обруч вперед, а когда он пересечет 6 отметку – выбежать и поймать его до падения на пол. Участник, не успевший поймать свой обруч или выбежавший досрочно, выбывает из игры (1 тур). Во 2 туре – 8 м и т.д. Выигрывает команда, сохранившая большее количество игроков после заключительного тура.
«ЭСТАФЕТА»
Подготовка. Для эстафеты устанавливают конусы, четыре команды становятся в колонны по одному за общей чертой.
Содержание игры. По сигналу головные игроки всех команд выбегают вперед, преодолевают препятствия и возвращаются обратно, минуя эти препятствия. Прибежавший, дотронувшись до руки очередного игрока, встает в конец колонны. Игра заканчивается, когда все члены команды выполнят задание, — головной игрок поднимает руку вверх.
Выигрывает команда, игроки которой быстрее заканчивают эстафету.
Правила игры: 1. Бег начинается по сигналу руководителя. 2. Преодоление всех препятствий обязательно. 3. За каждое нарушение насчитываются штрафные очки.
«ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»
Подготовка. Канат (или толстая канатная веревка) длиной 6— 10 м кладется посередине площадки вдоль нее. Середина каната отмечается цветной ленточкой (тряпочкой). Она должна перед игрой находиться на поперечной линии, начерченной на полу. Параллельно этой (средней) черте с обеих сторон, в 2—3 м от нее, проводятся еще две черты. Играющие делятся на две команды, равные по количеству игроков и по силам.
Содержание игры. По первому сигналу «Подойти к канату!» игроки, разделившись в команде на пары, встают справа и слева от каната. По второму сигналу «Взять канат!» учащиеся наклоняются и поднимают канат. По свистку учителя команды стараются перетянуть канат в свою сторону. Когда одной из команд удастся отойти с канатом назад так, чтобы ленточка пересекла контрольную линию в 3 м от середины, дается свисток и борьба прекращается. Канат снова кладут на место и повторяют игру.
Побеждает команда, которая смогла большее количество раз перетянуть канат на свою сторону.
Правила игры: 1. Игра начинается только после сигнала руководителя. 2. Перехватывать канат руками нельзя. 3. Отрывать руки от каната во время игры нельзя.
ПУТАНИЦА
Описание упражнения
Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив. После этого им дается задание
распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти
относительно друг друга. Оптимальное
число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.
Смысл упражнения
Помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто самоустранился от работы).
Обсуждение
Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться?
Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?
«СВЕТОФОР»
Подготовка. Заранее готовят кружки (диаметром 10 см) красного, зеленого и желтого цвета, которые прикрепляют к палочкам.
Содержание игры. Ученики стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал — приседают, на желтый — встают, на зеленый — маршируют на месте.
Выигрывает тот, кто наберет меньше штрафных очков.
Правила игры:
1. Игра начинается по сигналу руководителя.
2. За каждое нарушение начисляются штрафные очки.
Важно, чтобы подвижные игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему учащихся. Я достигаю это путём оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игры, которая вызвала бы у них положительные эмоции. Только положительные эмоции благотворно влияют на важнейшие системы и функции организм, а также на самочувствие и поведение учащихся.
И в заключении хочется подчеркнуть, что оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в подвижных играх нужно решать во взаимодействии и единстве. Только в этом случае каждая игра будет действенным средством разностороннего развития и нравственного воспитания учащихся.
Список использованной литературы
- Сайт Физкультура Подвижные игры
http://www.fizkult-ura.ru/sci/mobile_game/1
- Сайт учителей физкультуры «Физкультура на 5»
- Сайт Открытый урок
http://открытыйурок.рф/
4. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 2002.
5. Дворкина Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет / Н.И. Дворкина // Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
6. Коротков И.М. Подвижные игры в школе. – М.: ФиС, 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общепедаго гические принципы Принцип оздоровительной направленности. Принцип воспитывающего обучения. Принцип дополнения естественного пространства Принцип учета возрастных различий и индивидуальных психофизических особенностей детей. Принцип открытого обучения.
НЕЛЬЗЯ ОБЯЗАТЬ РЕБЕНКА ПОНЯТЬ ЧТО-ЛИБО, НАУЧИТЬ ЧЕМУ-ЛИБО - ЕГО НУЖНО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ.
Игровой Соревновательный Словесный Наглядный Методические приемы
Задачи Оздоровительная Образовательная Воспитательная
Подвижные игры влияют на дыхательную систему улучшают обмен веществ возбуждают аппетит на сердечнососудистую деятельность укрепляют нервную систему, двигательный аппарат Способствуют крепкому сну
МЯЧ ВЧЕРА МЯЧ ИЗ ТРОСТНИКА МЯЧ ИЗ КАМНЯ МЯЧ ИЗ ТРАВЫ МЯЧИ ИЗ БЕРЕСТЫ МЯЧ ИЗ ДЕРЕВА, КОЖИ И ПАПИРУСА МЯЧ ИЗ КАУЧУКА
МЯЧ СЕГОДНЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...