Элементы Рукопашного боя
рабочая программа по физкультуре (10 класс)
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г.Тарко-Сале, ул. Республики 43. Тел./факс 8(34997) 2-15-34 e-mail:tarko-sale_2@mail.ru |
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
методического совета Директор МОУ «ТССОШ № 2 »
протокол № ___________
от «_____»_____________2020г «___» _________ 2021__ г.
руководитель МС_______
Рабочая программа
По курсу: «Элементы рукопашного боя»
10 класс
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Содержание рабочей программы
- Пояснительная записка.
- Содержание курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Распределение часов по темам.
- Календарно-тематическое планирование.
- Учебное и учебно-методическое обеспечение.
- Пояснительная записка.
Во всех видах современного общевойскового боя большое место отводится ближнему, и в частности рукопашному бою. Военные конфликты в различных точках земного шара убедительно доказывают, и сейчас, несмотря на оснащение армии современными видами оружия, высокую механизацию войск, требования к физической подготовке не ослабли, а наоборот, даже возросли. Военнослужащие должны не только грамотно управлять новейшей техникой, но и уметь быстро, бесшумно передвигаться, преодолевать препятствия, знать приемы рукопашного боя, которые являются таким же оружием, как автомат, пулемет или револьвер. От мастерства владения ими в бою часто зависит жизнь человека. Наряду с такими жесткими требованиями современного общества, в настоящее время в России служба в Вооруженных Силах для молодых людей не является престижным, как это было в 70-80 годы. Военно-патриотическое воспитание молодежи и добровольная подготовка граждан к военной службе проводится на недостаточном уровне. Юноши призывного возраста относятся к службе в армии с настороженностью, многие родители призывников негативно настроены к службе в армии . В общеобразовательных учреждениях по программе «Физическая культура» в 10-11 классах на прикладную физическую подготовку отводится очень малое количество часов, а в остальных классах вообще отсутствует. Курс «Элементы рукопашного боя» введен в учебный план общеобразовательного учреждения в качестве дополнительного предмета для расширения профильных предметов в классах оборонно-спортивного профиля. Программа данного курса разработана на базе программы по «Физической культуре» для 10-11 классов. Составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12-фз, типовым Положением об образовании детей - Постановление Правительства РФ от 07.03.95 г. № 233, нормативными документами Министерства образования «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории Российской Федерации » от 25.01.95 г.
Отличительные особенности данной программы от программы на базе которой она разработана заключается в том, что она направлена не на достижение высоких спортивных результатов, а на укрепление здоровья детей и формирование личности с набором ключевых компетентностей в гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, спортивно- оздоровительной сферах. В программе уменьшено количество учебных часов в неделю и объем учебного материала.
Методическое обеспечение программы является традиционным, учтены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов. Образовательная программа рассчитана на подростков 15-17 лет, обучающихся в классах оборонно-спортивного профиля и не имеющих специальной подготовки, выполняется за 2 года, рассчитана на 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год.
В методическом и содержательном отношении программа обладает определенной новизной, поскольку учебные занятия по рукопашному бою являются одной из форм подготовки курсантов к военной службе, способствуют патриотическому воспитанию.
В перспективе данная программа предполагает увеличение объема изучаемого материала.
2.
Цель программы:
- формирование физической культуры детей через овладение основами рукопашного боя.
Задачи программы:
- обучение технике приёмов и тактике ведения рукопашной схватки с противником;
- развитие быстроты, ловкости и силы, повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам;
- воспитание смелости и решительности, находчивости и инициативы, уверенности в своих силах, способности применять усвоенные навыки в ведении рукопашной схватки в сложных условиях.
Учебный материал осваивается в форме групповых, а при необходимости индивидуальных практических занятий. Теоретический материал доводится до обучающихся в водной части занятия, а так же в начале основной части занятия при изучении нового учебного материала. Содержание деятельности по данной программе предполагает тренировочные занятия, учебные тренировочные сборы, отборочные соревнования.
Ожидаемые результаты
- сформированная система знаний о том, как вести себя в любой критической ситуации;
- умение самостоятельно анализировать свои поступки;
- выполнение спортивных разрядов.
Формы подведения итогов
- тестирование;
- выполнение спортивных разрядов;
- участие в спортивных соревнованиях различного уровня.
Методическое обеспечение программы.
Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций в процессе тренировочных занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических знаний. Процесс подготовки разделяется на обучение и тренировку, это непрерывный процесс. Обучая - тренируем, тренируя – обучаем. Обучение и тренировка не тождественны по своим задачам, средствам и методам.
Обучение – этап начальной подготовки. Это овладение определенной системой знаний, период формирования практических умений и навыков. Основное содержание обучения – освоение технических элементов конкретного вида спортивной деятельности, простейших индивидуальных и групповых тактических действий.
Тренировка – это этап подготовки, направленный на закрепление и совершенствование полученных знаний, навыков и умений.
На первом году обучения учащиеся знакомятся с правилами гигиены, спортивной дисциплины. Большое внимание необходимо уделять рассказам о традициях рукопашного боя, его истории и предназначении. Знакомство с требованиями спортивных занятий проводится в виде бесед перед началом тренировочных занятий. Темами таких бесед является история физической культуры вообще, и история рукопашного боя, и методические особенности построения тренировочного процесса, и закономерности подготовки к соревнованиям и т.д. Большое внимание необходимо уделять системе контроля и самоконтроля за состоянием здоровья. На втором году обучения главное внимание уделяется разносторонней физической подготовке, повышению уровня функциональных возможностей, дальнейшему расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов.
Материальное обеспечение
Спортивный зал, борцовский ковер, спортивный инвентарь.
4. Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Броски в рукопашном бое. | 8 | 8 | |
3. | Виды защит в рукопашном бое. | 7 | 7 | |
4. | Виды защиты от ударов ножом. | 11 | 11 | |
5. | Освобождение от захватов. | 6 | 6 | |
6. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
Итого: | 35 | 1 | 35 |
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10класс
Общее количество часов на 2018 -2019 учебный год - 35
Общее количество учебных часов на I четверть - 8
Номер урока п/п | Дата проведения | № урока по теме | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Домашнее задание | |
по плану | ||||||||
фактически | ||||||||
1 | 1 | Повторение ранее изученного материала. | 1 | Разминка. Краткое повторение основных элементов, изученных во время первого года обучения. | Знать технику безопасности при проведении тренировок. | Силовой комплекс | ||
2 | 2 | Бросок с захватом ног сзади. | 1 | Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | ||
3 | 3 | Бросок с захватом ног сзади. | 1 | Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | ||
4 | 4 | Задняя подножка через ногу, подбивом, подхватом ноги. | 1 | Разминка. Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | ||
5 | 5 | Задняя подножка через ногу, подбивом, подхватом ноги. | 1 | Разминка. Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | ||
6 | 6 | Бросок через бедро. | 1 | Разминка. Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | ||
7 | 7 | Бросок через бедро. | 1 | Разминка. Самостраховка при выполнении упражнения. Варианты бросков | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | ||
8 | 8 | Отбив в сторону | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс |
Тематическое планирование на II четверть 10 класс
Общее количество учебных часов на II четверть – 8
Номер урока п/п | Дата проведения | № урока по теме | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Домашнее задание | |
9 | 9 | Отбив в сторону | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Конспект | ||
10 | 10 | Подставки /блоки/ 1.предплечьем, 2. плечом. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | ||
11 | 11 | Подставки /блоки/ 1.предплечьем, 2. плечом. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | ||
12 | 12 | Отходы назад /в сторону/, шагом /скачком/ | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | ||
13 | 13 | Отходы назад /в сторону/, шагом /скачком/ | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | ||
14 | 14 | Защита подставкой рук /крестообразный блок/ | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | ||
15 | 15 | Защита подставкой рук /крестообразный блок/ | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | ||
16 | 16 | Защита ладонью. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость |
Тематическое планирование на III четверть 10 класс
Общее количество учебных часов на III четверть – 11
Номер урока п/п | Дата проведения | № урока по теме | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Домашнее задание | ||
17 | 17 | Защита ладонью. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | |||
18 | 18 | Защита от ударов ножом снизу. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | |||
19 | 19 | Защита от ударов ножом снизу. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | |||
20 | 20 | Защита от ударов ножом сверху. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | |||
21 | 21 | Защита от ударов ножом сверху. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | |||
22 | 22 | Защита от ударов ножом наотмашь /слева, справа/. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | |||
23 | 23 | Защита от ударов ножом наотмашь /слева, справа/. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | |||
24 | 24 | Освобождение от захватов рук. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | |||
25 | 25 | Освобождение от захватов рук. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | |||
26 | 26 | Освобождение от захватов рук. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость | |||
27 | 27 | Освобождение от захватов за горло, одежду на груди. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Упражнения на гибкость |
Тематическое планирование на IV четверть 10 класс
Общее количество учебных часов на IV четверть – 7
Номер урока п/п | Дата проведения | № урока по теме | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности обучающихся | Домашнее задание | ||
28 | 28 | Освобождение от захватов за горло, одежду на груди. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | |||
29 | 29 | Освобождение от захватов ног и туловища. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | |||
30 | 30 | Освобождение от захватов ног и туловища. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | |||
31 | 31 | Комплекс приёмов без оружия. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | |||
32 | 32 | Комплекс приёмов без оружия. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | |||
33 | 33 | Комплекс приёмов без оружия. | 1 | Разминка. Отработка движения, варианты применения. Специальные поводящие упражнения. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс | |||
34-35 | 34-35 | Зачетное занятие | 2 | Комбинирование различных освобождения и защиты. Конвоирование. | Уметь выполнять упражнения по разделениям и слитно. Уметь выполнить действие в реальном в свободном спарринге. | Силовой комплекс |
6. Учебное и учебно-методическое обеспечение.
Список литературы.
- Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. Москва. Просвещение. 2012. - 238 с
- Бурцев Г.А. Рукопашный бой. - М., 1994. - 206 с.
- Вайцеховский С. М. Книга тренера. _ м.: ФиС, 1971 - 312 с.
- Верхошапский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
- Иванов СА. Методика обучения технике рукопашного боя: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1995. _ 23 с.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры //Учебник для институтов физ. культуры.- М.: Физкультура и спорт – 543 с.
- Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки // Учебное пособие для ПВ ФСБ России. – Г., ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2003.- 543 с.
8. .Бурцев Г.А., Малышенков С.Г., Смирнов В.В., Сялиулин З.С. «Основы рукопашного боя»: Москва, Военное издательство, 1992.
9. Бибик С.З. «Рукопашный бой»: Красноярск, 1991.
10. Захаров Е.Н. «Ударная техника рукопашного боя»: Москва,2003.
11. Иванов-Катанский С.А «Комбинационная техника каратэ»: Москва 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по рукопашному бою для студентов вузов
Учебно-методическое пособие по рукопашному бою для студентов вузов...
Дополнительная образовательная программа по обучению рукопашному бою и спортивному каратэ
Дополнительная образовательная программа по обучению рукопашному бою и спортивному каратэ. Возраст воспитанников от 7 до 12 лет....
Урок физической культуры в 11 классе "Элементы рукопашного боя"
Элементы рукопашного боя необходимо знать не только тем, кто всерьез увлечен этим видом спорта, но и любому человеку, заботящемуся о здоровье, координации движений, самообороне....
Спортивно-подвижные игры. Раздел - Рукопашный бой.
Рукопашный бой - раздел спортивно-подвижные игры....
План-конспект открытого урока "Техника выполнения элементов рукопашного боя и умение соединять их в связки".
Техника выполнения элементов рукопашного боя и умение соединять их в связки....
Методическая разработка: ОСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ РУКОПАШНОГО БОЯ.
КОНСПЕКТ УРОКА для учащихся 8б класса школы № 544 Тема: Освоение и закрепление элементов рукопашного боя. Связка: удар правой рукой в голову, защита от него блок-захватом левой руки и контратака:...
План – конспект тренировочного занятия по Русскому рукопашному бою учебно-методического комплекса «Русский рукопашный бой», разработанного на базе Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петер
Одной из приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Дворец учащейся молодёжи» г. Санкт-Петербурга (ГБУ...