Пояснительная записка к конкурсному испытанию "Методическая мастерская"
статья по физкультуре
Регулятивные УУД это нечто иное как умение учиться, организовывать свою деятельность, принимать, сохранять цели и следовать им, умение планировать и контролировать свою деятельность, умение различать объективную трудность и субъективную сложность, умение адекватно воспринимать и оценивать себя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Я считаю, что эта тема актуальна для современного педагога, так как в практической деятельности существует проблема, которая заключается в определении педагогических условий формирования регулятивных УУД при изучении раздела «Гимнастика с основами акробатики».
Регулятивные УУД это нечто иное как умение учиться, организовывать свою деятельность, принимать, сохранять цели и следовать им, умение планировать и контролировать свою деятельность, умение различать объективную трудность и субъективную сложность, умение адекватно воспринимать и оценивать себя.
Цель: создать педагогические условия для формирования регулятивных УУД на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика с основами акробатики»
Задачи: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию регулятивных УУД.
- выделить и описать этапы разучивания двигательного действия.
- разработать приемы формирования регулятивных УУД.
- выявить эффективность и результативность применения подходов в формировании регулятивных УУД.
Ведущая идея, на мой взгляд – это использование системы приемов реализации действий целеполагания, планирования, контроля и оценки, способствует формированию самостоятельности школьников. Особенно это важно на уроках физической культуры.
Ну а сейчас мне хотелось бы более подробно рассказать о формировании регулятивных УУД школьников на примере раздела «Гимнастика с основами акробатики» при разучивании акробатического упражнения.
На этапе начального разучивания работа направлена на формирование целеполагания, планирования и прогнозирования.
Я в своей работе использую прием пошагового формирования целеполагания.
Когда сначала в течение нескольких уроков учащиеся формулируют цель урока устно, а учитель оказывает необходимую помощь. Затем учитель предлагает детям самостоятельно записать цель урока или выбрать цель из нескольких формулировок предлагаемых учителем, и обосновать свой выбор.
Считаю нужным использовать такой прием, как Тема-вопрос.
На своих уроках я часто использую ситуация яркого пятна, когда ученики делают предложения о цели урока опираясь на выделенные двигательные действия.
При формировании целеполагания считаю необходимой работу над гимнастическими понятиями, а также решение проблемных ситуаций.
Умение планировать свою деятельность я формирую у обучающихся такими приемами, как обсуждение готового плана. Когда детям предлагается готовая последовательность действий, каждый элемент плана обсуждается учителем вместе с учениками.
Считаю интересной работу с деформированным планом. Когда последовательность элементов преднамеренно изменена, а задача ученика – восстановить деформированный план.
Также можно использовать план с недостающими пунктами. В этом случае один элемент преднамеренно убирается из плана, а ученики должны не только вспомнить недостающий элемент, но и назвать его место в плане.
В своей работе я часто использую план с избыточными пунктами. В этом задании дети узнают и убирают лишний элемент.
Интересной считаю работу по составлению последовательности двигательного действия, когда детям предлагается составить план действия из предложенного набора элементов.
При разучивании двигательного действия планированию я всегда уделяю большое внимание, так как только имея четкую последовательность действий ученик может эффективно работать над данным упражнением.
Прогнозирование на уроке физической культуры – это предвосхищение результата своих действий. Ученики поставив перед собой цель и спланировав свою деятельность прогнозируют, какие подводящие упражнения им понадобятся, чтобы достичь намеченного результата.
Я также выбираю двигательные действия по критерию сложности.
На этапе углубленного разучивания действия, происходит контроль, оценка и коррекция своей деятельности.
При формировании умение контролировать свою деятельность, в своей работе я использую такие приемы, как сличение с эталоном. В качестве эталона может быть представлен видеоролик с выполнением упражнения, показ учителя.
Оценить свою работу дети могут с помощью оценочного листа. С критериями выведенными учителем или дети совместно с учителем выбирают критерии по которым будет происходить оценка.
Работа по оцениванию действий может быть проведена в виде взаимопроверки.
Если в ходе контроля и оценки своих действий были найдены ошибки, то необходима коррекция деятельности.
На данном этапе ошибки помогает исправлять учитель или ученик, действия которого выполнены безукоризненно. Отработать ошибочные действия и исправить недочеты, помогает многократный повтор.
На этапе совершенствования, я как учитель физической культуры считаю важным уделить особое внимание волевой саморегуляции, а именно таким качествам как самостоятельность, настойчивость и целеустремленность.
Самостоятельность учащихся выражается в их способности самостоятельно намечать пути осуществления поставленных целей.
Настойчивость проявляется в способности добиваться поставленной цели и активно бороться за победу, даже в самых неблагоприятных условиях.
Целеустремленность выражается в способности ставить перед собой ясные цели и вопреки трудностям стремиться к их достижению.
Чтобы проверить уровень сформированности регулятивных УУД, я разработал такие задания как: Продолжи предложение. Проверь себя. Прием задай вопрос.
Считаю важным отметить, что опыт моей работы может быть доступен и полезен учителям физической культуры и педагогам дополнительного образования.
Для определения эффективности используемых приемов я использую диагностическую карту сформированности регулятивных УУД.
В данной карте я при помощи системы баллов оцениванию уровень сформированности тех или иных умений.
Применяемые приемы работы по данной теме позволяют сделать вывод о том, что благодаря формированию регулятивных УУД прослеживается положительная динамика качества знаний по предмету физическая культура.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»
Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...
Конкурсное задание. Пояснительная записка.
пояснительная записка: "Система работы по развитию финансовой грамотности учащихся средних школ"...
Пояснительная записка и презентация к конкурсному заданию "Методический семинар"
Конкурсное задание "Методический семинар" на тему "Системно - деятельностный подход как условие формирования исследовательских навыков учащихся"...
Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.
Тема представляемого опыта работы: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития...
Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар.»
Данное сообщение содержит пояснительную записку к конкурсному заданию " Методический семинар" по теме"Использование игровых технологий на уроках русского языка....
Пояснительная записка к конкурсному заданию " Педагогический совет."
Данная разработка содержит материал к конкурсному заданию" Педагогический совет" на тему "Семья и школа: оппоненты, соперники или союзники?"...