Пояснительная записка к конкурсному испытанию "Методическая мастерская"
статья по физкультуре

Регулятивные УУД это нечто иное как умение учиться, организовывать свою деятельность, принимать, сохранять цели и следовать им, умение планировать и контролировать свою деятельность, умение различать объективную трудность и субъективную сложность, умение адекватно воспринимать и оценивать себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Я считаю, что эта тема актуальна для современного педагога, так как в практической деятельности существует проблема, которая заключается в определении педагогических условий формирования регулятивных УУД при изучении раздела «Гимнастика с основами акробатики».

Регулятивные УУД это нечто иное как умение учиться, организовывать свою деятельность, принимать, сохранять цели и следовать им, умение планировать и контролировать свою деятельность, умение различать объективную трудность и субъективную сложность, умение адекватно воспринимать и оценивать себя.

Цель: создать педагогические условия для формирования регулятивных УУД на уроках физической культуры при изучении раздела «Гимнастика с основами акробатики»

Задачи: - проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию регулятивных УУД.

- выделить и описать этапы разучивания двигательного действия.

- разработать приемы формирования регулятивных УУД.

- выявить эффективность и результативность применения подходов в формировании регулятивных УУД.

Ведущая идея, на мой взгляд – это использование системы приемов реализации действий целеполагания, планирования, контроля и оценки, способствует формированию самостоятельности школьников. Особенно это важно на уроках физической культуры.

Ну а сейчас мне хотелось бы более подробно рассказать о формировании регулятивных УУД школьников на примере раздела «Гимнастика с основами акробатики» при разучивании акробатического упражнения.

На этапе начального разучивания работа направлена на формирование целеполагания, планирования и прогнозирования.

Я в своей работе использую прием пошагового формирования целеполагания.

Когда сначала в течение нескольких уроков учащиеся формулируют цель урока устно, а учитель оказывает необходимую помощь. Затем учитель предлагает детям самостоятельно записать цель урока или выбрать цель из нескольких формулировок предлагаемых учителем, и обосновать свой выбор.

Считаю нужным использовать такой прием, как Тема-вопрос.

На своих уроках я часто использую ситуация яркого пятна, когда ученики делают предложения о цели урока опираясь на выделенные двигательные действия. 

При формировании целеполагания считаю необходимой работу над гимнастическими понятиями, а также решение проблемных ситуаций.

Умение планировать свою деятельность я формирую у обучающихся такими приемами, как обсуждение готового плана. Когда детям предлагается готовая последовательность действий, каждый элемент плана обсуждается учителем вместе с учениками. 

Считаю интересной работу с деформированным планом. Когда последовательность элементов преднамеренно изменена, а задача ученика – восстановить деформированный план. 

Также можно использовать план с недостающими пунктами. В этом случае один элемент преднамеренно убирается из плана, а ученики должны не только вспомнить недостающий элемент, но и назвать его место в плане.

В своей работе я часто использую план с избыточными пунктами. В этом задании дети узнают и убирают лишний элемент. 

Интересной считаю работу по составлению последовательности двигательного действия, когда детям предлагается составить план действия из предложенного набора элементов. 

При разучивании двигательного действия планированию я всегда уделяю большое внимание, так как только имея четкую последовательность действий ученик может эффективно работать над данным упражнением.

Прогнозирование на уроке физической культуры – это предвосхищение результата своих действий. Ученики поставив перед собой цель и спланировав свою деятельность прогнозируют, какие подводящие упражнения им понадобятся, чтобы достичь намеченного результата. 

Я также выбираю двигательные действия по критерию сложности. 

На этапе углубленного разучивания действия, происходит контроль, оценка и коррекция своей деятельности.

При формировании умение контролировать свою деятельность, в своей работе я использую такие приемы, как сличение с эталоном. В качестве эталона может быть представлен видеоролик с выполнением упражнения, показ учителя. 

Оценить свою работу дети могут с помощью оценочного листа. С критериями выведенными учителем или дети совместно с учителем выбирают критерии по которым будет происходить оценка. 

Работа по оцениванию действий может быть проведена в виде взаимопроверки. 

Если в ходе контроля и оценки своих действий были найдены ошибки, то необходима коррекция деятельности. 

На данном этапе ошибки помогает исправлять учитель или ученик, действия которого выполнены безукоризненно. Отработать ошибочные действия и исправить недочеты, помогает многократный повтор. 

На этапе совершенствования, я как учитель физической культуры считаю важным уделить особое внимание волевой саморегуляции, а именно таким качествам как самостоятельность, настойчивость и целеустремленность.

Самостоятельность учащихся выражается в их способности самостоятельно намечать пути осуществления поставленных целей. 

Настойчивость проявляется в способности добиваться поставленной цели и активно бороться за победу, даже в самых неблагоприятных условиях. 

Целеустремленность выражается в способности ставить перед собой ясные цели и вопреки трудностям стремиться к  их достижению. 

Чтобы проверить уровень сформированности регулятивных УУД, я разработал такие задания как: Продолжи предложение. Проверь себя. Прием задай вопрос.

Считаю важным отметить, что опыт моей работы может быть доступен и полезен учителям физической культуры и педагогам дополнительного образования.

Для определения эффективности используемых приемов я использую диагностическую карту сформированности регулятивных УУД.

В данной карте я при помощи системы баллов оцениванию уровень сформированности тех или иных умений.

Применяемые приемы работы по данной теме позволяют сделать вывод о том, что благодаря формированию регулятивных УУД прослеживается положительная динамика качества знаний по предмету физическая культура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...

Конкурсное задание. Пояснительная записка.

пояснительная записка: "Система работы по развитию финансовой грамотности учащихся средних школ"...

Пояснительная записка и презентация к конкурсному заданию "Методический семинар"

Конкурсное задание "Методический семинар" на тему "Системно - деятельностный подход как условие формирования исследовательских навыков учащихся"...

Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.

Тема  представляемого  опыта работы: "Проектно-исследовательская  деятельность  на  уроках  русского  языка  и  литературы  как средство развития...

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар.»

Данное сообщение содержит пояснительную записку к конкурсному заданию " Методический семинар" по теме"Использование  игровых технологий на уроках русского языка....

Пояснительная записка к конкурсному заданию " Педагогический совет."

Данная разработка содержит материал к конкурсному заданию" Педагогический совет" на тему "Семья и школа: оппоненты, соперники или союзники?"...