Доклад по теме «Дни здоровья и спорта».
материал по физкультуре
Актуальность данного вопроса заключается в том, что общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия проводятся с целью полноценного решения задач физического воспитания, формирования здорового образа жизни школьников, повышения двигательной активности, спортивных достижений.
Формами общешкольной физкультурно-массовой и спортивной работы являются: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников «Веселые старты», массовые соревнования, разные внутришкольные соревнования, физкультурные праздники и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3" С. БУЛЫГА-ФАДЕЕВО
ЧУГУЕВСКОГО муниципального округа ПРИМОРСКОГО КРАЯ.
Доклад
по теме «Дни здоровья и спорта».
Подготовила:
Хоменок Екатерина Анатольевна
учитель физической культуры
МКОУ СОШ №3
692603, Приморский край, Чугуевский район,
село Булыга-Фадеево, улица Ленинская 51 ,
тел. +7(951)017-36-11
с. Булыга-Фадеево
2021 год.
Введение
Актуальность данного вопроса заключается в том, что общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия проводятся с целью полноценного решения задач физического воспитания, формирования здорового образа жизни школьников, повышения двигательной активности, спортивных достижений.
Формами общешкольной физкультурно-массовой и спортивной работы являются: дни здоровья и спорта, соревнования младших школьников «Веселые старты», массовые соревнования, разные внутришкольные соревнования, физкультурные праздники и др.
Школьные спортивные соревнования должны отвечать требованиям массовости и проводиться при объективном и грамотном судействе. Следует тщательно подготавливать места проведения соревнований, украшать их лозунгами, плакатами, вымпелами. На соревнованиях у учеников должно быть создано радостное, приподнятое настроение. Дети должны приходить на соревнования, как на праздник.
Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия проводятся с целью полноценного решения задач физического воспитания, формирования здорового образа жизни школьников, повышения двигательной активности, спортивных достижений учеников.
Общее организационно-методическое обеспечение массовой физкультурной и спортивной работы на местах возлагается на органы народного образования, физкультурно-спортивную организацию, которые направляют усилия коллективов общеобразовательных школ на улучшение постановки физического воспитания учащихся, развитие массовости и эффективности внеклассной и внешкольной физкультурной и спортивной работы. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы несет служебную ответственность за проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе. Непосредственными ее исполнителями являются учащиеся и учителя физической культуры.
Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оздоровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима учеников.
В программу дня здоровья и спорта включают: 1) подвижные и спортивные игры; 2) соревнования; 3) открытые старты на лучшего бегуна (короткие и средние дистанции), прыгуна, метателя; 4) физкультурные и спортивные развлечения, аттракционы; 5) игры на местности, радиальные туристические походы с местом сбора на школьной площадке;
Соревнования «Веселые старты» способствуют широкому привлечению младших школьников к занятиям подвижными играми, различными физическими упражнениями (бег, прыжки, метания), содействуют активному отдыху учеников. Они проводятся в течение всего учебного года и организуются между командами одного класса, командами классов (например, три-четыре команды одного класса соревнуются с соответствующим количеством команд другого, параллельного класса), между учениками 1-2, 3-4 классов. Могут соревноваться сборные команды 2-3 школ, близко расположенных друг от друга. Эти соревнования включаются в школьную спартакиаду, в содержание праздника начала и окончания учебного года, проводятся в рамках программы дня здоровья. Важно, чтобы школьники, участвующие в соревнованиях «Веселые старты», хорошо знали правила подвижных игр, условия выполнения различных физических упражнений, были подготовлены к проявлению физических качеств. Подготовка школьников осуществляется на уроках физической культуры, в процессе занятий в кружках.
Соревнования могут предусматривать выполнение упражнений, входящих в школьную программу по физической культуре. Учитываются традиции школы, возможности и интересы учащихся. Программу таких соревнований определяет физкультурно-спортивный актив класса, школы.
В соревнованиях принимают участие школьники, допущенные врачом к занятиям физической культурой. Ученики, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе, принимают участие в видах упражнений, разрешенных врачом. Школьники, освобожденные от уроков физической культуры и участия в соревнованиях, привлекаются к их организации и судейству.
Общешкольные спортивные соревнования. Проводятся по упражнениям общей физической подготовке, видам спорта (классификационные соревнования), соревнования на первенство школы, соревнования школьной спартакиады. Они определяют результативность занятий учеников физической культурой и спортом, стимулируют их дальнейшее физическое совершенствование.
Правильно подготовленные, хорошо проведенные спортивные соревнования в школе содействуют развитию интереса учеников к урокам физической культуры, занятиям физическими упражнениями дома, в спортивных секциях.
Для учащихся начальных классов продолжительность соревнований не должна превышать 1,5 часа, для средних школьников - 2 часов и для старших учеников - 3 часов. С учениками 1-4 классов соревнования проводятся один раз в два месяца. Для учеников 5-8 классов - один раз в полтора-два месяца. Для школьников старших классов - одно соревнование в месяц при условии полной готовности в нем участвовать.
Задачи, поставленные педагогом, определяют виды соревнований в школе. Так, имеют место спортивные соревнования на первенство класса, параллельных классов, школы; отборочные, показательные, классификационные соревнования. Наиболее распространенными и массовыми являются соревнования по видам спорта, культивируемым в школе.
По системе зачета соревнования бывают личные, лично-командные, командные. Лично-командные и командные соревнования наиболее приемлемы для школы, так как дают возможность выявить как личный результат школьника-спортсмена, так и лучшую команду, занявшую призовое место.
В школе могут проводиться закрытые соревнования (для учеников одной школы), открытые соревнования, в которых принимают участие ученики близлежащих школ, товарищеские соревнования между классами, сборными командами нескольких классов разных школ, матчевые встречи.
Весьма ответственными для школы являются контрольные соревнования по физической подготовленности учащихся. Они введены в практику работы школы в 1989 г. и направлены на повышение качества преподавания физической культуры, развитие внеурочной физкультурно-спортивной работы, усиление контроля за конечными результатами работы школы по физической подготовленности учеников. Разработаны и опубликованы условия проведения соревнований, упражнения, нормативные требования по физической подготовленности учащихся.
Контрольные соревнования проводят ежегодно в два этапа. Первый этап - в ноябре-декабре учебного года, второй - в мае.
Из многообразия спортивных соревнований надо выбрать на учебный год наиболее приемлемые для школы и спланировать их в общем годовом плане работы по физическому воспитанию учащихся.
Школьная спартакиада по летним и зимним видам спорта является своеобразной формой проверки состояния физкультурной и спортивной работы коллектива физической культуры. Положение о спартакиаде тщательно готовится советом коллектива физической культуры и вывешивается для всеобщего обозрения. О сроках проведения отдельных соревнований спартакиады оповещаются физорги класса, классные руководители. Спартакиада должна органически войти в общий план работы школы, планы классных руководителей, воспитателя группы (класса) продленного дня.
Физкультурные праздники в школе.
Для праздника также характерны торжественные парады и церемонии открытия и закрытия, приглашение гостей. Все праздники посвящаются историческим событиям или событиям жизни школы, и это накладывает отпечаток на характер их проведения, программу, содержание игр, конкурсов, викторин, массовых выступлений.
В каждой школе такие праздники организовываются не более одного-двух раз в учебном году.
Завершается праздник массовыми подвижными играми, в которых, помимо учеников, могут принять участие учителя, родители учеников, затем следуют физкультурные развлечения и аттракционы.
В качестве разновидности спортивного праздника можно проводить спортивные вечера, посвященные знаменательным датам. На спортивно-физкультурном празднике проводят награждение лучших спортсменов школы, команд-победителей спортивных соревнований, физкультурного актива школы.
Учителю физической культуры, работающему в сельской школе, необходимо учитывать особенности физического воспитания учащихся в малокомплектной школе. При этом принимается во внимание, что определенное число школьников ходит в школу пешком 2-3 км в один конец.
В весенне-осенний период они могут передвигаться на велосипедах, зимой - на лыжах. В связи с этим имеют место различия в физической подготовленности «местных» учеников и приходящих в школу издалека. Поэтому на занятиях физическими упражнениями требуется четкая дифференциация физической нагрузки.
Длительная ходьба в школу, передвижение на лыжах и велосипеде представляют собой циклические движения человека. Ежедневное выполнение их по необходимости утомляет учеников, вызывает нежелание школьников заниматься беговыми видами легкой атлетики, лыжными гонками. В связи с этим детям могут быть широко рекомендованы для внеурочных занятий спортивные игры, гимнастика (спортивная, художественная, акробатика), прыжки, метания и другие ациклические упражнения. Сельские школьники регулярно трудятся на приусадебном участке и достаточно приспособлены к физическому труду, продолжительной мышечной деятельности. У таких учеников высокие показатели физического развития, особенно мышц плечевого пояса, что следует учитывать в физическом воспитании школьников.
В малокомплектной школе занятия в спортивных секциях проводятся с разновозрастными группами учеников. Девочки и мальчики занимаются в одной группе при условии дифференцированной дозировки нагрузки, наличия индивидуальных заданий ученикам.
Спартакиада в сельской малокомплектной школе проводится даже при минимальном составе учеников и является праздником для всех учащихся.
Организация и проведение спортивных вечеров в школе
Спортивные вечера могут посвящаться различным событиям в жизни коллектива физической культуры школы. Это может быть вечер «Спортивная слава», посвященный подведению итогов физкультурной и спортивной работы школы за год. Вечера могут посвящаться высоким достижениям команды или отдельных спортсменов школы. Они могут проводиться по типу спортивного КВН, «А ну-ка, парни!» и др.
Задача вечера - поощрение физкультурников и спортсменов школы, их достижений и вовлечение в систематические занятия физической культурой новых отрядов школьников.
Примерный сценарий проведения вечера «Спортивная слава» 17.30. В фойе или коридоре у входа в зал, где будет проходить вечер, звучат мелодии спортивных песен и маршей, на стендах и столах размещена выставка творческих работ учеников, посвященных спортивной тематике. На отдельном стенде помещены вырезки из газет, грамоты и дипломы, рассказывающие о достижениях физкультурников и спортсменов школы за год. Тут же развешены дружеские шаржи, посвященные лучшим спортсменам, судьям, инструкторам, воспитателям групп продленного дня, классным руководителям, членам совета коллектива. На видном месте - специальный выпуск стенной газеты, в котором помещены материалы о достижениях школы, интервью со спортсменами, капитанами команд, руководством школы, воспоминания выпускников.
Ежегодно учитель должен провести два спортивных вечера различного типа. На каждом из них надо выделить время для вручения значков, спортивные разряды. В конце следует наградить учеников и учителей, принимавших участие в подготовке и проведении отдельных фрагментов вечера.
Спортивный вечер-это не спектакль, где есть зрители и исполнители. На спортивных вечерах каждый присутствующий должен быть активным участником конкурсов, викторин, игр и других мероприятий. Ниже представлены примерные планы проведения спортивных праздников
Организация и проведение дней здоровья в школе
Наиболее полного практического воплощения идеи связи физического воспитания с другими сторонами воспитания можно достичь при проведении дней здоровья в школе.
Всего в школе рекомендуют проводить до девяти дней здоровья в году. Один-два - длительные с выездом в природные условия. О них и пойдет речь ниже.
Задачами дней здоровья являются:
содействие активному отдыху, укреплению здоровья и физическому развитию учащихся;
военно-патриотическое воспитание детей;
повышение интереса к занятиям физической культурой и ее внедрение в повседневную жизнь учащихся, учителей и родителей.
Дни здоровья в сравнении с другими формами имеют ряд принципиальных отличий, что делает их наиболее трудной формой физического воспитания школьников. Каковы же отличия дней здоровья?
Во-первых, это мероприятие комплексное и требует координации усилий большинства учителей-предметников (истории, биологии, географии, литературы и др.), родителей, шефов.
Во-вторых, оно проводится в природных условиях в составе всей школы и требует решения вопросов устройства быта и безопасности.
В-третьих, объединяет почти все формы физического воспитания (туризм, соревнования, утреннюю гимнастику и др.) и требует серьезной подготовки физкультурного актива из числа учащихся, учителей, родителей и шефов.
В-четвертых, дни здоровья создают наилучшую почву для внедрения в практику межпредметных связей.
Заключение
Из всего сказанного можно сделать вывод, что общее организационно-методическое обеспечение массовой физкультурной и спортивной работы на местах возлагается на коллектив общеобразовательных школ, направлены на улучшение физического воспитания учащихся, развитие массовости и эффективности внеклассной и внешкольной физкультурной и спортивной работы. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы несет служебную ответственность за проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в школе. Непосредственными ее исполнителями являются учащиеся и учителя физической культуры.
Дни здоровья и спорта должны в первую очередь иметь оздоровительную направленность, способствовать повышению двигательного режима учеников.
Организуют дни здоровья и спорта один раз в месяц. Лучшим временем является вторая половина дня. Ученики принимают активное участие в их подготовке и проведении. Участвуют в этом деле все учителя школы. Учителю физической культуры следует умело скоординировать всю работу актива в подготовке и проведении дня здоровья и спорта.
Для праздника также характерны торжественные парады и церемонии открытия и закрытия, приглашение гостей. Все праздники посвящаются историческим событиям или событиям жизни школы, и это накладывает отпечаток на характер их проведения, программу, содержание игр, конкурсов, викторин, массовых выступлений.
К организации, составлению программы, подготовке и самому празднику надо привлечь практически всех учителей и учеников. В программу включаются упражнения и игры по предложению учеников. После составления программы разрабатывается подробный сценарий его проведения.
Далее за отдельными участниками подготовки и проведения праздника закрепляются ученики и педагоги. Например, под руководством учителя рисования школьники оформляют места проведения праздника, придают им праздничный вид, готовят выставки, проводят конкурсы рисунка. Другая группа школьников при участии учителя физики радиофицирует места проведения праздника. Учитель труда организует бригаду по подготовке стягов, флажков, фотовитрин.
Список использованных источников
1.Амосов И. М. Раздумья о здоровье [Текст]/ И. М. Амосов. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 34 с.
2.Арямов И. А. Особенности детского возраста [Текст]/ И. А.. Арямов. -М.: Физкультура и спорт, 1993. - 87 с.
.Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст]/ Ю. К. Бабанский. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 278 с.
.Белорусова В. В. Воспитание в спорте [Текст]/ В. В. Белорусова. - М.: Физкультура и спорт, 1994. - 67 с.
.Белорусова В. В., Решетень И. А. Воспитание в процессе занятий физической культурой [Текст]/ В. В. Белорусова, И. А.. Решетень. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 33 с.
.Васильков Г. А. Гимнастика в режиме дня школьника [Текст]/ Г. А. Васильков. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 118 с.
.Васютин Н. В. Физкультурные праздники школьников [Текст]/ Н. В. Васютин. - М.: Физкультура и спорт, 1993. - 79 с.
.Гусак Ш. 3. Физкультурные праздники и вечера в школе [Текст]/ Ш. 3. Гусак. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 67 с.
.Гусалов А. X. Физкультурно-оздоровительные лагеря [Текст]/ А. X. Гусалов. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 323 с.
.Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта [Текст]/ А. А. Деркач, А. А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 144 с.
.Принцман А. Б. Методические разработки по проведению спортивных праздников в школе [Текст]/ А. Б. Принцман. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 77 с.
.Рейзин В. М. Гимнастика и здоровье [Текст]/ В. М. Рейзин. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 50 с.
.Родыгин Б. И. Планирование и учет работы по физическому воспитанию [Текст]/ Б. И. Родыгин. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 320 с.
.Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников [Текст]/ И. Ф. Харламов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 276 с.
.Хрипкова А Г., Антропова М. В. Забота о здоровье детей [Текст]/ А Г. Хрипкова, М. В. Антропова. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 13 с.
.Цвек С. Р. Физическое воспитание школьников [Текст]/ С. Р. Цвек. -М.: Физкультура и спорт, 1989. - 56 с.
.Чусов Ю. И. Закаливание школьников [Текст]/ Ю. И. Чусов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 152 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на тему: Формирование здорового жизненного стиля
Тема: Формирование здорового жизненного стиля.«…чтобы быть здоровым,нужны собственные усилия,постоянные и значительные.Заменить их нельзя ничем»Н.М.Амосов....
Доклад на тему "Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде"
Доклад на тему:"Формирование здорового образа жизни в детско-подростковой среде" на семинаре для учителей физкультуры....
Доклад на тему :" Воспитание здорового образа жизни у учащихся специальной коррекционной школы"
Доклад для выступлений на ШМО....
Доклад на тему: Состояние здоровья и образа жизни учащихся
состояние здоровья и образа жизни учащихся...
Доклад на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ на уроках физической культуры».
Доклад на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ на уроках физической культуры»....
Доклад на тему : « Воспитание здорового образа жизни детей как ступень социальной адаптации».
К педагогическому совету....
Доклад по теме: Укрепление здоровья детей в рамках дополнительного образования
Дополнительное образование обучающихся является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным, прежде всего, на формирование и развитие индивидуальных способностей, уд...