Методика воспитания физических качеств в учебно-тренировочном процессе в лёгкой атлетике.
статья по физкультуре (8 класс)
Занятия лёгкой атлетикой развивают основные физические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость, воспитывает силу воли и широкий круг двигательных навыков. В методике развития этих качеств накоплен большой опыт использования разнообразных средств и методов для каждой возрастной категории занимающихся. Рассмотрим некоторые из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_vospitaniya_fizicheskih_kachestv_v_uchebno.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика воспитания физических качеств в учебно-тренировочном процессе в лёгкой атлетике.
Лёгкая атлетика - вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании. Она занимает одно из ведущих мест в современной системе физического воспитания. Занятия лёгкой атлетикой развивают основные физические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость, воспитывает силу воли и широкий круг двигательных навыков.
В методике развития этих качеств накоплен большой опыт использования разнообразных средств и методов для каждой возрастной категории занимающихся. Экспериментально доказано, что отдельные физические качества лучше развиваются в определенные возрастные периоды. Быстрота во многом зависит от врожденных факторов. Тем не менее, в 7-11 лет и у мальчиков, и у девочек наблюдается значительное улучшение этого качества, особенно под воздействием физических упражнений. Пассивная гибкость – 9-10 лет. Активная – 10-14 лет. Ловкость – 11-12 лет – возраст наилучшего освоения новых движений (есть определенный запас движений, нет страха, сенсорные системы способны анализировать движения). Выносливость – развивается с дошкольного возраста. Сила - возраст от 13 –14 до 17 –18 лет у мальчиков и от 11- 12 до 15- 16 у девочек, что объясняется естественным приростом мышечной массы тела в этом возрасте и началом полового созревания. В настоящее время легкой атлетикой начинают заниматься дети в возрасте 6-7 лет. В связи с этим появилась необходимость в разработке и систематизации методов обучения, развития и воспитания юных легкоатлетов на учебно-тренировочных занятиях исходя именно из возможностей и потребностей детей данного возраста. Естественность, разновидность легкоатлетических упражнений и возможность варьировать нагрузку позволяют успешно использовать их в занятиях с учащимися. По структуре легкоатлетические виды спорта делят на: циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости. Развитие физических качеств и освоение техники движения тесно взаимосвязаны. И являются единым в процессе обучения. Наиболее эффективно комплексное развитие физических качеств, но при этом надо уделять внимание последовательности упражнений по их преимущественной направленности. Большое значение в подготовке юных легкоатлетов на этапе начальной подготовки имеет метод сопряженного воздействия, предусматривающий посредством специальных упражнений легкоатлета и методических приемов, одновременное осуществление технической подготовки и развитие физических качеств. В некоторых легкоатлетических упражнениях сила в сочетании с быстротой определяет уровень спортивных достижений. Сила не только дополняет, но и в значительной степени определяет развитие качества быстроты. В таких видах легкой атлетики как спринт, барьеры, прыжки, метание и многоборье необходимо уметь проявлять силу в очень короткое время, т. е. сила, проявленная в таких движениях, называется взрывной, а сами движения - скоростно-силовыми. Специальная выносливость необходима для всех легкоатлетов, с целью выполнения разнообразных упражнений различной интенсивности. Для видов скоростно-силовой группы специальная выносливость необходима для сохранения наивысшей скорости движений при многократных повторениях бега на коротких отрезках, прыжков и метаний, а также специальных упражнений.
Для видов: бег на 100, 200, 400, с барьерами, прыжки и метания основным средством развития специальной выносливости служит многократное (до утомления) выполнение основных и специальных упражнений. Развитие выносливости во многом определяется методами тренировки. Среди всего многообразия можно выделить три основных метода: непрерывного длительного бега, прерывного (интервального) и соревновательного.
Легкая атлетика предъявляет специфические требования к гибкости, обусловленные биомеханической структурой основных соревновательных действий. Легкоатлетам в первую очередь необходимо иметь высокую подвижность в плечевых и голеностопных суставах. Основные методы развития гибкости: повторный метод, игровой метод, соревновательный. В занятиях с детьми доля динамических упражнений на растягивание больше, чем статических. Ловкость выражает степень координационных способностей человека, умение перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющихся ситуаций. Ловкость является, в известной степени, врожденным качеством, однако в процессе тренировки можно в значительной мере ее совершенствовать. Высокий уровень развития ловкости позволяет быстрее усваивать новые движения и выполнять их с наименьшей затратой энергии и времени. Хороший уровень развития ловкости у спортсменов позволяет быстрее и эффективнее овладевать правильной техникой упражнений и видов легкой атлетики. Основные методы развития ловкости: повторный; интервальный; игровой; круговой тренировки; соревновательный. Я занимаюсь с детьми, в возрасте от 6 до 12 лет. К каждой группе свои методические подходы. В этой работе описала общие закономерности в развитии физических качеств, которые важно учитывать при проведении занятий по легкой атлетике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры в 9 классе в разделе "Лёгкая атлетика"
КРАЕВАЯ НЕДЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «1000 ДНЕЙ ДО XXII ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В Г.СОЧИ»Задачи урока: - обучать метанию полного разбега, - совершенствование техники разбега прыжка в длину с разбега...
Урок физической культуры в 2 классе в разделе "Лёгкая атлетика"
КРАЕВАЯ НЕДЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «1000 ДНЕЙ ДО XXII ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В Г.СОЧИ»Задачи урока:Повторение бега с ускорением, метание мяча на дальность и в цель, прыжков в длину с места.Развитие быстроты,...
Реферат На тему: «Влияние развития физических качеств на уровень тренированности и физической работоспособности в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов (12-13лет)».
Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в це...
«Влияние развития физических качеств на уровень тренированности и физической работоспособности в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов (12-13лет)»
§Для повышения уровня тренированности игрока необходимо развивать физиологические функции организма, которые происходят в процессе развития физических качеств, что позволяет скорректироват...
Физическая культура разработка урока в 9 классе лёгкая атлетика
Урок лёгкая атлетика 9 класс...
Методика развития физических качеств у детей, занимающихся легкой атлетикой на основе применения подвижных игр.
методика развития физических качеств...
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ С ДЕТЬМИ 14-15 ЛЕТ
Актуальность исследования: данная тема выбрана и разработана не случайно, поскольку значимость способности, которая характеризуется, как быстрота (скоростные способности) является принципиально важным...