Статья "Гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие учащихся с ОВЗ в рамках проектной деятельности"
статья по физкультуре (9 класс)

Гуняева Марина Станиславовна

Данная статья будет интересна педагогам внеурочной деятельности, учителям физической культуры, воспитателям ГПД, педагогам-организаторам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья12.94 КБ

Предварительный просмотр:

Гуняева Марина Станиславовна

Учитель физической культуры,

педагог-организатор,

воспитатель ГПД

 ГБОУ школа № 370

Московского района

Санкт-Петербурга

Статья

Гражданско-патриотическое воспитание

и физическое развитие учащихся с ОВЗ

в рамках  проектной деятельности

        Указом Президента РФ В. В. Путина 2020 год в нашей стране был объявлен Годом Памяти и Славы. Множество мероприятий, акций памяти, конкурсов были  посвящены 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне нашего народа.

        Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения являются важной задачей, стоящей перед современной школой. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ»  № 273-ФЗ от 29.12.12 обозначены главные направления воспитания школьников. Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами - является создание благоприятных условий для формирования у обучающихся чувства патриотизма, глубокого уважения к памяти о героических днях и событиях Великой Отечественной войны и, что очень важно, сохранению памяти о защитниках Отечества, их подвигах.

        К юбилею Великой Победы в ГБОУ школе № 370 Московского района был создан общешкольный  проект «Корпусной аэродром», направленный на поисковую и краеведческую работу, на изучение истории своего района, своего города, своей страны. Авторы проекта, Сергеева Н.М., Маслянюк Ю.А. и Крылова И.Н., привлекли к участию все параллели начальной и основной школы.

Данная статья является обобщением опыта работы учащихся 9-х классов и педагогов ГБОУ школы №370 в 2019-2020 учебном году в рамках общешкольного проекта «День Героев Отечества . Корпусной аэродром».

Старшеклассникам было предложено познакомиться и изучить историю Корпусного аэродрома  в период с 1931 по 1941 годы , уделить особое внимание  истории создания  и направлениям деятельности Ленинградского ОСОАВИАХИМа. Так, в ходе исследовательской и краеведческой работы была получена информация о сотнях военных лётчиков и планеристов, проходивших подготовку и обучение на Корпусном аэродроме . Интерес школьников и учителей к этой теме обоснован ещё и тем, что здание школы № 370 находится в северной части бывшего первого военного аэродрома России.

Основой работы стало вовлечение школьников в процесс изучения историко-биографических фактов. Основная сложность состояла в единой подаче информационного исторического материала и физических упражнений. Так были разработаны  спортивные станции, доступные для учащихся с ограниченными возможностями здоровья начальной и основной школ. Игра по станциям получила название -  «Как это было - из истории ОСОАВИАХИМа»

Были выбраны основные виды упражнений и тренировок, проводимых в те годы на территории Корпусного аэродрома Ленинградским ОСОАВИАХИМОМ с подростками. Затем - данные упражнения были адаптированы для учащихся с ОВЗ с учётом их возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей. В работе были учтены следующие основные задачи:

- создание условий для духовного, нравственного и физического развития учащихся;

- повышение уровня физической подготовки и выносливости учащихся старших классов с ОВЗ;

- сохранение и передача героического наследия от старшего поколения к младшим;

-изучение военно-исторического наследия Отечества;

- расширение знаний об истории и выдающихся людях «Моей Родины».

В итоге проведенной подготовительной работы были предложены следующие станции для учащихся девятых классов на общешкольном мероприятии «День Героев Отечества. Корпусной аэродром».

Описание станций:

  1. «Строевые упражнения».

Прохождение в колонне по одному строевым шагом, перестроение из колонны по одному в колонну по два, повороты направо, налево, кругом.

  1. «Ползание по-пластунски»

Спортивный инвентарь: 3 гимнастических мата (выкладывается дорожка из матов), леска (или планка) с подвешенным на ней колокольчиками (4-6 шт.)

Задача: выполнить ползание по-пластунски, не задев леску (планку) с колокольчиками.

  1. «Метание в цель»

Спортивный инвентарь: гимнастический коврик, мишень (силуэт танка 2 м х2 м с мишенями), теннисные мячи.

Задача: из положения лёжа на гимнастическом коврике с 5-7 метров попасть в цель теннисным мячом.

  1. «Гражданская оборона»

Инвентарь: противогаз, секундомер. После каждого применения противогаз обрабатывается антибактериальным средством.

Задача: на время правильно одеть противогаз.

  1. «Оказание первой помощи»

Инвентарь: бинт медицинский

Задача: наложить повязку на голову «чепец»

В процессе обучении элементам строевой подготовки в рамках проектной деятельности, а также активного привлечения учащихся к историко-краеведческой работе учащиеся девятых классов достигли положительных результатов в личностном развитии: стали более ответственными, целеустремлёнными, общительными, дружными, открытыми. Общая работа позволила команде 9 «Б» и 9 «В» классов стать победителями общешкольного проекта «День героев Отечества. Корпусной аэродром». Овладев начальными знаниями и навыками в области военно-строевой подготовки, старшеклассники провели ознакомительные занятия, показали презентацию «Ленинградский ОСОАВИАХИМ»  и 7 мастер-классов с учащимися начальных классов ГБОУ школы №370. Девятиклассники стали победителями районного этапа конкурса социальных проектов «Я — гражданин России», были участниками районного семинара «Организация преемственности педагогов и специалистов служб сопровождения ДОУ и начального общего образования в работе с детьми с ОВЗ», где провели открытое мероприятие с воспитанниками детского сада №96 Московского района Санкт-Петербурга.

В результате работы над проектом «День Героев Отечества. Корпусной аэродром» старшеклассники приобрели начальные умения и навыки военно-строевой подготовки, смогли повысить уровень своей физической подготовки, расширили свои знания об истории района, города, России , узнали о выдающихся людях того времени, о их жизни, буднях и подвигах. Проведение мастер-классов для воспитанников детского сада и для детей младшего школьного возраста способствовало личностному росту каждого из участников данного проекта.

Рекомендую использовать этот опыт в разделах рабочей программы по физической культуре, таких как: легкая атлетика, гимнастика, кроссовая подготовка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение учащихся 5-6 классов геометрии в рамках проектной деятельности.

Обучение учащихся 5-6 классов геометрии в рамках проектной деятельности....

Духовно-нравственное становление личности в рамках проектной деятельности учащихся с нарушенным слухом на уроках трудового обучения и во внеурочной время.

В статье описана работа над проектами, с обучающимися с нарушением слуха, объединённая идеей духовно-нравственного воспитания. ...

Методическая разработка "Проект воспитания и физического развития "Моя спортивная страна" для организации внеурочной деятельности школьников 5-6-х классов

Методическая разработка «Проект воспитания и физического развития «Моя спортивная страна» предназначен для организации внеурочной работы с детьми в возрасте 11-12 лет. Проект полностью соответствует т...

Статья "Формирование гражданской идентичности у учащихся в рамках проектной деятельности и через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга"

В статье идёт речь о возможностях использования культурного пространства Санкт-Петербурга для учителей истории и  учителей-предметников, при формировании гражданской идентичности учащихся...