Рабочая программа "Мой друг - ГТО"
рабочая программа по физкультуре (7, 8 класс)

Ахмедвелиева Анна Ивановна

 «Зачем выполнять ГТО в 21 веке?»  Ответ на этот вопрос для каждого молодого человека может быть свой. Кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. А кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте. Все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынке труда.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_drug_gto.docx50.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Бюджетное общеобразовательное учреждение

Троснянского района Орловской области

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю                                                                                                                                               Принято

Директор                                                                                                                        Педагогическим советом

БОУ ТР ОО «Октябрьская СОШ»                                                                 БОУ ТР ОО «Октябрьская СОШ»

Илюхина М.И.                                                                                                            Протокол от 31.08.2020г. №1

Приказ от 2020г. №                                                                                                    Председатель педсовета

                                                                                                                           _______________ Илюхина М.И.

Рабочая программа

кружка «Мой друг ГТО»

7-8 классы (14-15 лет)

(Спортивно-оздоровительная направленность)

                                                                                                                                       Составитель программы:

                                                                                                                                                                                    Ахмедвелиева А. И.

                                                                                                                                                                                    Учитель физической культуры

                                                                                                                                                                                    Высшей категории

                                                                                                   П. Рождественский

                                                                                                            2020 год.

                                                                          Пояснительная записка

          «Зачем выполнять ГТО в 21 веке?»  Ответ на этот вопрос для каждого молодого человека может быть свой. Кто-то хочет сравнить себя со старшими членами семьи, имеющими советский знак ГТО. Кто-то хочет попробовать достичь конкретного результата и проверить свою силу воли и настойчивость. А кто-то просто привык быть первым в учёбе и спорте. Все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решил пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиваться успеха в условиях конкуренции на рынке труда.

              Организаторы проекта ГТО считают возрождение комплекса ГТО в учебных заведениях принципиально важным для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах.

               Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено большинством россиян. Здоровье народа бесценно, и его фундамент закладывается в том числе и подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера. Наработанный десятилетиями механизм основы системы физического воспитания жизнеспособен, и можно надеяться, что его реализация вскоре инициирует прогресс в развитии российского спорта.

               Сегодня ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях. Президент России 11 июня 2014 года издал соответствующее постановление, которое возобновляет забытый на 23 года комплекс. В данном случае преследуется немного другая цель. Программа ГТО создается для того, чтобы увеличить процент населения, которое регулярно занимается спортом, а также в целом продлить жизни россиян. Комплекс ГТО вернется в школы России уже с первого сентября. А в 2015 году он будет уже учитываться как критерий для поступления в ВУЗы. Система получила много изменений. Так, дети теперь будут заниматься спортом по этой системе с 6 лет. Всего же, на внедрение полной системы потребуется около четырех лет. На реализацию планируется потратить около полутора миллиардов рублей, они будут взяты с тех денег, которые остались после Олимпиады в Сочи. Президент России Владимир Путин отметил, что комплекс ГТО в данном случае будет прививать детям спортивные навыки и любовь к физкультуре. Но будет ли так на самом деле – мы увидим через время. А на сегодняшний момент наша задача заключается в том, чтобы привить интерес у школьников к комплексу ГТО, к занятиям спортом, к сохранению здоровья в целом.

В данной программе показана работа по формированию у детей потребности в изучении истории ГТО в России, потребностей в сдаче норм ГТО в условиях общеобразовательной организации.

Целью программы является формирование у обучающихся устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом средствами игры, беседы, викторин и др.

Реализация этой цели будет способствовать решению таких важных задач, как:

– укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;

– формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;

– освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития комплекса ГТО в частности, о роли ГТО в процессе формирования основ культуры здорового образа жизни;

– обучение знаниям, умениям и навыкам в физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;

– воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- создание условий для развития творческих способностей обучающихся;

- общее гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности;

- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта.

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей.

Игра помогает находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать с товарищем, проявлять ловкость и быстроту, силу и выносливость.

Игра обеспечивает гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.

Исследователи игровой деятельности поддерживают ее уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в развитии познавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании умения ориентироваться в окружающей нас действительности.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития.

Данная программа включает игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Программа состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися на темы, предусмотренные программой, показ изучаемых элементов, подвижных игр, просмотр презентаций. В данной программе предусматривается проведение специальных теоретических занятий на следующие темы: «Утренняя гимнастика», «Гигиена», «История развития комплекса ГТО в России», «Правильная осанка». А так - же изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными и спортивными играми, гимнастическими упражнениями.

                                                Место учебного предмета в учебном плане

Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6-7 классов. Рассчитана программа на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока (45 минут) в системе целого учебного дня 1 раз в неделю.

Место проведения: классная комната, спортивный зал школы, спортивная площадка школы.

Формы занятий – в форме урока, беседы, урок-фестиваль, урок путешествие, урок- соревнования, спортивные праздники.

                                   Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Содержание программы «Мой друг ГТО» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России. Способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

 

                                                               Универсальные учебные действия

Данная рабочая программа для обучающихся 6-7 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по внеурочной деятельности.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по внеурочной деятельности являются:

  • умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

       Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

       Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении упражнений, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

       Предметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

                                                                             

                                                                                Требования к учащимся

Дети должны знать:

- Историю возникновения комплекса ГТО в России;

- нормативы комплекса ГТО своей возрастной группы;

- о способах и особенностях движение и передвижений человека;

- о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;

- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;

Дети должны уметь:

- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;

- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий;

- соблюдать правила безопасности на учебных занятиях;

- определять степень утомления по внешним признакам;

- активно участвовать во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях.

                                                                    Планируемые результаты

 подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО по 3 и 4 ступени;

оценка уровня физической подготовки школьника, полученная им в ходе сдачи норм ГТО.

                                                                                 Дети научатся:

Понимать значение комплекса ГТО, сдавать нормы ГТО - рассчитанные на их возрастную группу, активно играть, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Ожидаемый результат: у обучающихся 6-7 классов вырабатывается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировывается начальное представление о комплексе ГТО, о культуре движении;

 - школьник сознательно будет применять физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха    и укрепления своего здоровья;

-обобщать и углублять знаний об истории комплекса ГТО, о культуре народных игр;

- уметь работать в коллективе.

                                     

                                             Учебно-тематический план кружка «Мой друг ГТО!»

                                                                         (6-7 классы)

№ п\п

Раздел программы, тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Основы знаний

2

2

2

Подвижные игры на развитие силы и гибкости

5

5

3

Подвижные игры на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств

5

5

4

Подвижные игры на развитие памяти, внимания, воображения, мышления

3

3

5

Русские народные игры

6

6

6

Катание на лыжах

5

5

7

Бадминтон

6

1

5

8

Спортивный праздник «Мой друг ГТО!»

2

1

1

9

Итого:

34

4

30

Содержание курса

  1. Основы знаний- 2 час.
  1. История возникновения комплекса ГТО.

Как и почему появился комплекс ГТО в России. Этапы развития комплекса ГТО. Значение комплекса ГТО во время Великой Отечественной войны.

  1. Современный комплекс ГТО.

Современный комплекс ГТО, его основные задачи. Ступени комплекса, содержание 3 и 4 ступени комплекса ГТО. Значки ГТО.

  1. Катание на лыжах – 5 часов

Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
Лыжный инвентарь, одежда и обувь лыжника. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Переноска лыж способом под руку, надевание лыж. Поворот на месте переступанием вокруг пяток лыж. Передвижение ступающим шагом.  Попеременный двухшажный ход: посадка лыжника; согласованность движений рук и ног - упражнения. Одновременный одношажный ход. Переход с одновременного одношажного хода на попеременный двухшажный ход. Торможение и поворот упором. Игры на горке: «смелее с горки», «не задень». Передвижение попеременным двухшажным ходом по учебной лыжне с плавным переходом на спуск: спуск в основной стойке. Преодоление подъема ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке и торможение падением. Игра «с горки на горку». Прохождение дистанции 2 км попеременным двухшажным ходом в умеренном темпе. 

  1. Подвижные игры на развитие силы и гибкости-5 часов.

«Тянитолкай»

        Это  парная  игра.  Ведь Тянитолкай – это  животное  с  головами  с  обеих  сторон. Игроки,  сцепившись  руками  и  встав  спиной  друг  к  другу,  образуют  это  сказочное  животное.  Игра  для  детей  10-13 лет,  игроков – от  6  человек.  Развивает  выносливость,  ловкость,  силу  и  смекалку. Все  делятся  на  пары.  Выбирается  ведущий.  Чертятся  две  линии  на  расстоянии  нескольких  метров.  Пары  встают  на  одну  из  линий,  но  не  просто  так.  а  сцепившись  руками,  спиной  друг  к  другу.  Получается  тянитолкай.  Становиться  можно  по-разному: боком  или  прямо,  лицом к линии.

«Перетягивание через черту»

         Две команды играющих встают одна против другой вдоль черты, проведенной между ними. Мальчики стоят против мальчиков, а девочки против девочек. В четырех шагах за каждой командой стоят игроки, выделенные для подсчета очков.

         По команде учителя игроки сближаются у средней линии и берутся за одну (две) руку. По второму сигналу каждый старается перетянуть своего соперника за линию, где стоят помощники. Тот игрок, которого перетянули, дотронувшись ладонью до игрока, подсчитывающего очки, может снова уйти за черту и опять играть за свою команду. Каждый перетянутый игрок приносит перетянувшей его команде  одно очко.  Команда, получившая большее количество очков, побеждает.

         В ходе игры разрешаются захваты только за руки, перетягивать по одиночке, парами, несколькими игроками одновременно. Упрощенный вариант игры предусматривает  перетягивание  только за среднюю линию.

« Сильные и ловкие»

        Две команды располагаются по кругу, через одного. Внутри  него у линии, ограничивающей круг, восемь чурок, в центре круга – мяч. По сигналу участники игры, взявшись за руки, стараются подтолкнуть противника, чтобы он сбил чурку (городок, малая булава). Сваливший ее берет мяч и, стоя в центре круга, не сходя с места, пытается осалить им кого-либо из игроков другой команды, которые разбегаются  в разные стороны. Если метавший промахнется, его команда наказывается двумя штрафными очками. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков (за точный бросок команде, сбившей чурку, начисляется одно штрафное очко).

«Бой петухов»

         По  одному ученику из каждой команды  поочередно встают в очерченный круг( диаметр 1-1,5м) лицом друг к другу на одной ноге (другая согнута в колене, руки скрещены на груди) и пытаются столкнуть соперника, заставить его опустить вторую ногу на пол. Тот, кто встал на обе ноги или вышел из круга, считается проигравшим. Выигравшей команде присваивается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

                                      «Придумай сам»

     Класс делится на две команды, которые строятся в шеренги на разных концах зала лицом к его середине, рассчитываясь по порядку номеров. Учитель называет любой номер. Игрок должен быстро выйти на середину зала и показать три разных упражнения. Затем выходит игрок другой команды и показывает три новых упражнения, не похожих на прежние. В том случае, если одно из упражнений будет повторено, команде начисляется одно штрафное очко.Игра продолжается 5-6 минут. Итог подводится по сумме штрафных очков.

                                                «Прыгуны и ползуны»

         Игроки – мальчики  рассчитываются на первый – второй и легким бегом движутся по залу, соблюдая дистанцию в 4-5 шагов. По команде учителя «Руки в стороны» первые номера останавливаются в положении ноги врозь, а вторые номера проползают у них между ногами. Если же педагог поднял руки вверх, вторые номера останавливаются и принимают положение упора стоя согнувшись с опорой о колени, а первые номера перепрыгивают через них с опорой на спину (чехарда), отталкиваясь двумя ногами. Затем первые и вторые номера меняются ролями. Игра длится 2-3 минуты, после чего отмечаются самые лучшие ученики.

                                         «Гимнастические салки»

         В игре участники разбегаются по залу, а выбранный водящий догоняет и старается осалить одного из убегающих, который не успел принять соответствующую гимнастическую позу (полушпагат, полумост, мост, упор, равновесие, затяжка, «цапля» и т.д.). Осаленный становится новым водящим и игра продолжается.

  1. Подвижные игры на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств – 5 часов.

«Белые  медведи»

                    Площадка  представляет  собою  море.  В  стороне  очерчивается  небольшое  место -  льдина.  На  ней  располагается  водящий – белый  медведь,  остальные – медвежата. Они  размещаются  произвольно  по  всей  площадке. Медведь  кричит: «Выхожу  на  ловлю!» - и  устремляется  ловить  медвежат. Сначала  он  ловит  одного  медвежонка (отводит  на  льдину), затем  второго.  После  этого  два  пойманных  игрока  берутся  за  руки  и  начинают  ловить  остальных  играющих.  

Медведь отходит  на  льдину.  Настигнув  кого -нибудь,  пара  медвежат  соединяет  свободные  руки  так,  чтобы  пойманный  очутился  между  руками,  и  кричат:  «Медведь,  на  помощь!».  Медведь  подбегает  и  осаливает  пойманного,  и  он идет  на  льдину.  Когда  на  льдине окажется  двое  пойманных,  они  берутся  за  руки  и  начинают      ловить  медвежат. Игра  продолжаются  до  тех  пор,  пока  не  будут  переловлены  все  медвежата. Последний  пойманный  становится  белым  медведем. Правила  разрешают  медвежонку  выскальзывать  из-под  рук  окружившей  его  пары,  пока  его  не  осалил  медведь. При  ловле  запрещается  хватать  игроков,  убегающие не  имеют  права  забегать  за  пределы  площадки.

                      «Линейная  эстафета  с  бегом»

         Три  команды  строятся  в  шеренги  и  располагаются  в  виде  буквы  П.  Перед  командой,  находящейся  между  двумя  другими, проводится  общая  стартовая  линия  и  отметки  для  игрока  каждой  команды.  Против  этих  отметок  в  15-20 м ставятся  три  городка (по  одному  на  команду).  Первые  номера  от  каждой  команды  встают  за  линию  начала  бега.

 По  команде  учителя  «Марш!»  они  выбегают  вперед,  а  следующие  по  порядку  бегуны  от  каждой  команды  быстро  встают  за  линию  начала  бега,  то  есть  занимают  их  места  на  старте.  Первые  номера,  достигнув  своих  городков,  обегают  их  справа  налево  и,  возвращаясь  обратно,  касаются  ладонью руки  очередных  игроков  своей  команды,  после  чего  занимают  свои  места  в  шеренгах. Затем  вторые  команды  выбегают  вперед,  а  третьи  выходят  на  старт  и  т.д.

                                   

« Убегающие и догоняющие»

              Играют две команды – убегающих и догоняющих. Догоняющие строятся в одну шеренгу перед своей линией старта. В 1,5м от нее по направлению к финишу обозначается другая линия старта, перед которой выстраиваются убегающие.  В 15м от второй линии старта находится «канава» шириной 1,5-2м.

              По сигналу обе команды принимают положение старта ( низкий, высокий, стоя на одной ноге и т.д.), по второму сигналу все устремляются вперед. Убегающие  стараются как можно быстро достигнуть «канавы» и прыгнуть в нее, а догоняющие – запятнать их до того, как они «спрячутся» в канаве. Кому удается это сделать, получает 1 очко. Проводится два забега, после чего подсчитываются очки. Побеждает команда, набравшая в сумме двух забегов большее число очков.

Вызов номеров»

                 Играющие делятся на две команды и строятся в колонну по одному перед линией старта. Капитаны распределяют игроков по номерам. В 15м от линии старта против каждой команды кладется обруч или обозначается круг – место поворота. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к месту поворота, огибают его и возвращаются на место.  Прибежавший первым получает 1 очко. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.

 «Прыжки  по  кочкам».

         Занимающиеся  делятся  на  две  команды  и  выстраиваются  в  шеренги  лицом  друг к другу  на  противоположных  сторонах  площадки  перед  стартовыми  линиями. На  площадке  обозначают  две  зигзагообразные  дорожки,  расположенные  на  расстоянии  70-80см  одна  от  другой,  а  внутри  каждой  дорожки – по  10  кружков  диаметром  30-40см (это  «кочки»).  По  команде  ведущего  игроки,  стоящие  первыми  с  правого  фланга  с  эстафетной  палочкой  или  флажком  в  руке,  продвигаются  вперед  прыжками  с  кочки  на  кочку,  каждый  по  своей  дорожке,  бегом  возвращаются  обратно,  передают  эстафету  следующим  участникам,  а  сами  становятся  на  левый  фланг.  Игра  заканчивается,  когда  обе  команды  выстроятся  в  первоначальном  порядке.   Побеждает  команда,  сделавшая  это  первой.

       Условие:  -  прыгая,  нельзя  наступать  на  линию  кружка  и  пропускать  кочки. Игрок, нарушивший  это  правило,  возвращается  к  исходному  положению  и  повторяет  задание.  

                               5. Игры на развитие памяти, внимания, воображения, мышления - 3 часа.

 «Запомни порядок», «Художник», «Все помню», «Море волнуется», «Запрещенное движение», ОРУ с использованием скороговорок, «Два мороза», эстафеты с примерами на сложение и вычитание, «Вызови по имени».

«Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

«Все помню»

Участники садятся в кружок. Оговаривается тема, на которую будут говориться слова (города, растения, животные и т. д.). Затем первый игрок называет первое слово. Второй игрок должен назвать первое слово и свое. Следующий игрок должен повторить два предыдущих слова и назвать свое и т.д., допустивший ошибку выбывает из игры.

                                                                6. Русские народные игры - 6 часов.

«Удар по веревочке»

Для игры необходима замкнутая в круг веревочка. Игроки берутся обеими руками за веревочку с внешней стороны. Выбирается один водящий, который должен находиться в центре круга, образованного веревочкой.

Цель водящего – посалить, т.е. ударить по руке одного из играющих находящихся с внешней стороны круга. Те, кто находятся с внешней стороны круга, во время атаки водящего могут отпустить от веревочки только одну руку. Если играющий отпускает от веревочки две руки или по одной из них попадает водящий, то уже именно он становится в круг и игра продолжается дальше.

«Большой мяч»

Игра, в которой необходимо образовать круг. Дети берутся за руки, и выбирается один водящий, который становится в центр круга и около его ног находится большой мяч. Задача игрока, находящегося в центре, ударом ноги по мячу вытолкнуть его за пределы круга. Тот игрок, который пропускает мяч, выходит за пределы круга, а тот, кто попал, становится на его место. При этом все поворачиваются спиной к центру круга и стараются не пропустить мяч уже в центр круга. Важным условием является то, что мяч в течение всей игры нельзя брать в руки.

 «Зайки»

Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.

«Прыганье со связанными ногами»

Всем участникам завязываются ноги плотной широкой веревкой или платком. После чего все становятся около исходной линии и по сигналу начинают прыгать в сторону финишной черты. Победителем является тот, кто быстрее всех преодолел расстояние. Расстояние не должно быть слишком большим, так как прыгать с завязанными ногами достаточно тяжело.

 «Растеряхи»

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

«Горелки» (Огарыши, Столбом, Парами)

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка, а если в игре принимают участие и взрослые, то мужчина- женщина. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Взглянь на небо, там птички летают!" (Встречаются и другие рифмовки).  После чего водящий смотрим в небо. После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре. Игра продолжается до потери интереса или появления усталости у игроков.

«У медведя во бору»

Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.

Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.

«Укротитель диких зверей»

На игровой площадке ставятся пеньки по кругу или мягкие коврики, если это зал. Пеньки (коврики) кладутся по кругу, но на один меньше, чем игроков, принимающих участие в игре. Тот, у кого нет пенька – это укротитель зверей, а все остальные звери. До начала игры дети выбирают, кто будет волком, кто лисой, а кто зайцем. Звери садятся на пеньки. Укротитель зверей идет по кругу с внешней стороны и называет кого-то из зверей. Тот, кого назвали, встает и идет за укротителем. И так укротитель может назвать несколько зверей, они встают и идут за вожаком. Как только укротитель говорит: "Внимание, охотники", звери и укротитель стараются сесть на свободный пенек. Тот, кому свободного места не находится, становится укротителем, и игра продолжается

«Гуси»

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

«Бой петухов»

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

  «Волки во рву»

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили, и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

«Переездной конь»

В игре могут с успехом принимать участие, как взрослые, так и дети, особенно во время массовых праздников. Все участники делятся на две команды: одни – "кони", другие – "наездники". "Наездники" садятся на "коней" и образуют круг. Одному из "наездников" вручается мяч. "Наездники" передают мяч по кругу в ту или иную сторону, например, вправо. И нужно, чтобы мяч прошел несколько кругов, по договоренности до игры. После чего команды меняются местами, но, как правило, игра складывается иначе. Если во время переброски мяча он оказывается на земле, то команды моментально меняются местами: "кони" становятся "наездниками", а "наездники" – "лошадками".

«12 палочек»

12 палочек – игра, в которой могут принимать участие большое количество детей. Важным условием ее проведения, является местность, на которой она проводится. Должно быть много кустов, деревьев или иных укрытий, так, чтобы была возможность спрятаться. Все игроки должны знать друг друга по именам. Для игры потребуется доска длиной около 50-80 сантиметров, 12 коротких палочек (длина около 15 сантиметров) и круглое бревнышко. Доска кладется на бревнышко, а палочки на один край доски. Получается конструкция, похожая на качели.

Из всех игроков, выбирается водящий. Он закрывает глаза, считает, например - до 20-ти. Все остальные игроки должны спрятаться. Палочки лежат на бревнышке. Водящий должен найти игроков, но, не забывая о палочках. Как только он кого-то находит, то должен назвать имя игрока, подбежать к доске и ударить ногой по противоположному от палочек концу, так, чтобы они разлетелись, после чего может прятаться, а водящим становится тот, кого нашли. Игра продолжается дальше.

Если водящий далеко ушел от доски с палочками, то кто-то из тех, кто прячется, может подбежать и ударить по доске, так, чтобы палочки разлетелись. В этом случае, водящий должен собрать палочки и лишь потом, идти искать других участков игры.

«Удочка»  (Рыбка, Поймать рыбку)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становиться в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры 2-ва.

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека). 2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

«Наседка и коршун»

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.

                                                                        7.  Бадминтон - 6 час.

Знакомство с видом спорта. Правила безопасности на занятиях по бадминтону. Требование к одежде и инвентарю. Техника игры

Хват ракетки, игровые стойки: основная, высокая, средняя, низкая. Перемещения вперед и назад по площадке, приставным, скрестным шагом. Короткая подача открытой и закрытой стороной ракетки.. Мягкие удары сбоку, снизу и сверху перед собой. Удар над головой.

                                    8. Спортивный праздник «Мой друг ГТО» - 2 часа.

         Разработка сценария и программы праздника. Изготовление приглашений на праздник  для лучших спортсменов школы. Разработка афиши праздника. Изготовление протоколов соревнований. Подготовка судей. Сдача тестов на силу, быстроту, гибкость, скоростно-силовые качества на празднике.

                                         Календарно - тематическое планирование

№  Дата

Содержание курса

           Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

План

Факт

1

Основы знаний.

«История возникновения комплекса ГТО»

1 час.

Как и почему появился комплекс ГТО в России. Этапы развития комплекса ГТО. Значение комплекса ГТО во времена Великой Отечественной войны.

Рассказывать о прошлом, настоящем и будущем комплекса ГТО. Называть виды спорта входящих в комплекс.

2

Подвижные игры на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств.

5 часов.

Игра «Белые медведи», «Линейная эстафета с бегом».

Называть основные способы перемещений.

Описывать технику высокого старта.

3

Игра «Убегающие и догоняющие», «Вызов номеров».

Соблюдать правила безопасности.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности.

4

«Белые медведи», «Прыжки по кочкам», «Вызов номеров».

Демонстрировать технику прыжка по кочкам.

Анализировать упражнения.

5

«Линейная эстафета с бегом», «Прыжки по кочкам».

Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно.

6

Игры «Вызов номеров», «Белые медведи», «Убегающий и догоняющий».

Соблюдать правила безопасности.

Анализировать правильность выполнения упражнений.

7

Подвижные игры на развитие силы и гибкости.

5 часов.

Игра «Тянитолкай», «Сильные и ловкие».

Характеризовать термин сила и гибкость.

Знать тесты, проверяющие эти физические качества.

8

«Перетягивание через черту», «Бой петухов».

Соблюдать правила безопасности.

Взаимодействовать со сверстниками в процессе игровой деятельности.

9

«Гимнастические салки», «Придумай сам».

Соблюдать правила безопасности.

Отбирать и выполнять упражнения, улучшающие технику гимнастических упражнений.

10

«Прыгуны и ползуны», «Перетягивание через черту».

Демонстрировать технику прыжков и переползания.

11

«Гимнастические салки», «Придумай сам», «Сильные и ловкие».

Участвовать в играх.

Соблюдать правила безопасности.

12

Подвижные игры на развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

3 часа.

Игры «Море волнуется», «Запрещенное движение», «Все помню».

Характеризовать термин память, внимание, воображение.

13

Игра «Художник», «Вызови по имени», «Запомни порядок».

Разучить подвижные игры, с помощью которых развивается память, воображение, мышление.

14

«Запрещенное движение», «Два мороза», «Художник».

Активно участвовать в подвижных играх.

Придумать игру на развитие памяти и воображения.

15

Русские народные игры.

2 часа.

Игры «Удар по веревочке», «Большой мяч», «Зайки».

Рассказывать о русских народных играх.

Знать историю возникновения русских народных игр.

16

«Растеряхи», «Прыгание со связанными ногами».

Проявлять дисциплинированность во время игр.

Управлять эмоциями.

17

Основы знаний.

Современный комплекс ГТО.

1 час.

Современный комплекс ГТО, его основные задачи. Ступени комплекса, содержание 3 и 4 ступени. Значки комплекса ГТО.

Демонстрировать знания о возникновении современного комплекса ГТО.

18

Катание на лыжах.

5 часов.

Правила поведения и техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Повороты на месте вокруг пяток лыж. Попеременный двухшажный ход. Вкатывание до 2 км.

Демонстрировать знания по истории становления и развития лыжных гонок как вида спорта.

19

Попеременный двухшажный ход. Одновременный одношажный ход. Переход с одновременных на попеременные ходы.

Раскрывать роль и значение занятий лыжной подготовкой для укрепления здоровья, развития физических качеств и активного участия в соревновательной деятельности.

20

Передвижение попеременным двухшажным ходом по учебной лыжне с плавным переходом на спуск в основной стойке.

Демонстрировать технику передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом во время прохождения учебной дистанции.

21

Торможение и поворот «Упором». Подъем на склон «Лесенкой», «Елочкой».

Описывать технику поворотов и торможения «Упором».

22

Торможение и поворот «Упором». Игры на горке: «Смелее с горки», «Не задень».

Демонстрировать технику спуска с горы.

Соблюдать правила безопасности.

23

Русские народные игры.

4 часа.

Игры «Большой мяч», «Горелки», «У медведя во бору», «Бой петухов».

Активно участвовать в русских народных играх.

Управлять эмоциями.

24

«Волк во рву», «Переездной конь», «12 палочек».

Использовать подвижные игры для активного отдыха.

Участвовать в играх.

25

«Удочка», «Коршун и наседка», «Горелки».

Проявлять интерес и желание демонстрировать свои физические способности во время игр.

26

«Большой мяч», «Удар по веревочке», «Растеряхи».

Демонстрировать технику владения мячом.

Управлять своими эмоциями.

27

Бадминтон

6 часов.

Знакомство с видом спорта. Правила безопасности. Требования к одежде и обуви, инвентарю. Техника игры: хват ракетки, игровые стойки: основная, высокая, средняя, низкая.

Рассказывать о истории появления бадминтона как вида спорта.

Демонстрировать технику хвата ракетки и игровых стоек.

28

Передвижения вперед и назад по площадке приставным, скрестным шагом. Хват ракетки. Короткая передача открытой стороной ракетки.

Проявлять интерес к бадминтону, как виду спорта.

Описывать технику короткой передачи открытой стороной ракетки.

29

Короткая подача открытой и закрытой стороной ракетки. Мягкие удары сбоку.

Описывать и демонстрировать технику подачи.

Анализировать правильность выполнения подачи.

30

Короткие подачи открытой и закрытой стороной ракетки. Мягкие удары сбоку, снизу, сверху над собой. Удар над головой.

Уметь выполнять удары сбоку, сверху, над головой.

Соблюдать правила игры.

31

Подача открытой и закрытой ракеткой. Удар сбоку, сверху, перед собой. Удар над головой. Учебная игра.

Демонстрировать технику подач открытой и закрытой ракеткой.

Регулировать эмоции и управлять ими в процессе игровой деятельности.

32

Подача открытой и закрытой ракеткой. Удар сбоку, сверху, перед собой. Удар над головой. Учебная игра.

Взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности.

33

Спортивный праздник «Мой друг ГТО!».

Разработка сценария и программы праздника. Заполнение приглашений на праздник для лучших спортсменов школы. разработка афиши праздника. Подготовить протоколы соревнований.

Сдача тестов на выносливость.

Проявлять интерес к разработке сценария спортивного праздника.

Воспитывать волю, решительность, активность и инициативность.

34

Участие в общешкольном празднике. Сдача тестов на гибкость, быстроту, силу.

Регулировать эмоции и управлять ими в процессе игровой деятельности.

Активно участвовать в общешкольном празднике.

Демонстрировать физическое качество гибкость, быстроту, силу.

Используемая литература:

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы Лях В.И. и Зданевич А.А.  – Москва: Просвещение, 2011 г.

  1.  «Настольная книга для учителя физической культуры». Автор - составитель Г.И.Погодаев.

  1. Примерная программа по учебным предметам (физическая культура), начальная школа, вторая часть.  Москва: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).        
  2. Физическая культура: 1- 4 классы для общеобразовательных учреждений./ В. И. Лях. – Москва: Просвещение. 2013г.
  3. Физическая культура 6-7 классы А.П. Матвеева Москва Просвещение 2015 год.
  4. Программа «Бадминтон» Бирюлина О.В. 2013 год.
  5. Программа «Народные игры» Ахмедвелиева А.И. 2010 год.
  6. Рабочие программы «Физическая культура» 5-9 классы А.П. Матвеев 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

Заметка "Люди существуют друг для друга".

Данная заметка была написана в районную газету "За новую жизнь". В ней рассказывается о проведённом в школе  классном часе, посвящённом приёмам, способам, помогающим одному человеку общаться с др...

Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...