Урок «Лыжная подготовка. Способы передвижения на лыжах.»
учебно-методический материал по физкультуре (10 класс)
Различные приспособления, увеличивающие площадь опоры при передвижении по глубокому снегу, использовались древнейшими народами в быту и на охоте. Первыми такими приспособлениями, очевидно, были шкуры убитых животных, которыми древние охотники обматывали ноги, предохраняя их от холода. В процессе эволюции форма лыж постепенно совершенствовалась. После ступающих лыж появились скользящие. Но был период, когда применялись скользящие лыжи разной длины – одна узкая и длинная для скольжения, а другая – более короткая и широкая – для отталкивания. В условиях передвижения по пересеченной местности, на охоте и в лесу использовать лыжи разной длины неудобно. Видимо, поэтому появились лыжи более короткие и широкие, но одинаковые по длине. По началу палка была одна, а другая рука была свободная - для лука или другого оружия.
Лыжи использовались на охоте, войне, и бег на них не мог не стать одним из видов спортивных состязаний. Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге «наперегонки» и в спусках со склонов. Шведский дипломат Пальм, побывавший в XVII в. на Руси, свидетельствовал о широком распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них передвигаться.
Тема урока: «Лыжная подготовка. Способы передвижения на лыжах.»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: Укрепление здоровья. Повышение двигательной активности.
Задачи:
1. Совершенствование одновременного бесшажного хода.
2.Закрепление техники поворотов со спусков (поворот переступанием) вправо и влево.
3.Закрепление техники подъёма «ёлочкой».
4.Развитие выносливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 111 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_lyzhnaya_podgotovka.pptx | 851.06 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по физической культуре
в 10 классе
государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области кадетская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина
на тему «Лыжная подготовка. Способы передвижения на лыжах.»
Разработал:
Шишков Владимир Николаевич,
учитель физической культуры
Монино, 2020
Тема урока: «Лыжная подготовка. Способы передвижения на лыжах.»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Цель урока: Укрепление здоровья. Повышение двигательной активности.
Задачи:
1. Совершенствование одновременного бесшажного хода.
2.Закрепление техники поворотов со спусков (поворот переступанием) вправо и влево.
3.Закрепление техники подъёма «ёлочкой».
4.Развитие выносливости.
Планируемые результаты.
- Предметные: совершенствование техники лыжных ходов; развитие двигательных способностей;
- Универсальные учебные действия (метапредметные):
- познавательные: обучающийся научится: использовать средства физической культуры для укрепления и сохранения здоровья; применять подвижные игры и игровые упражнения во внеурочное время, во время отдыха и досуга.
- регулятивные: научится: анализировать и оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения, контролировать свои действия согласно инструкции. Получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий; осознавать личностный смысл обучения.
- коммуникативные: научится строить продуктивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса; соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
3. Личностные: будут сформированы: положительное отношение к учебной деятельности; интерес к занятиям физической культурой; основные моральные нормы поведения; умение осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности; получит возможность для формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к участию в спортивно-массовых мероприятиях; чувства коллективизма, умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие, взаимовыручку.
Оборудование: лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки.
Части урока | Содержание занятия | Дозировка | Организационно-методические указания |
I | Подготовительная часть 10 | ||
1. | Построение в шеренгу с лыжами. Рапорт дежурного. Сообщение учителем задач урока | 2 мин | Лыжи поставить рядом с левой ногой. Равнение по линии. Смотреть вперед. Следить за осанкой. Проверить наличие спортивной формы. Выявить отсутствующих по болезни и освобожденных |
2. | ОРУ на лыжах | ||
1.И. п. стойка ноги врозь, лыжные палки вверх. Наклоны туловища в стороны, удерживание палки над головой | 12 раз | Следить за осанкой. | |
2. И.п. –стойка ноги врозь, лыжные палки за головой в широком хвате. Скручивание ( повороты) туловища направо и налево | 12 раз | Движения плавные | |
3. Пружинистые движения ногами в приседе с опорой на палке. | 8 раз. | Обратить внимание, что колени должны находиться над стопами, спина прямая туловище слегка наклонено вперёд. | |
4. Подготовка к коньковому ходу. И.п.- широкая стойка ноги врозь, опираясь на палки впереди, выпады в стороны. | 8 раз | ||
5. Подготовка к классическому ходу. Выпады вперёд. | 2 раза | Выполнить 8 раз правой ногой вперёд, затем 8 раз левой, каждый раз возвращаясь в и.п., затем по 4 раза каждой ногой, затем по 2 раза и по 1- 8 раз. | |
6.Стоя, опираясь на лыжные палки, выполнить сгибание и разгибание рук ( отжимание) | 15-20 раз | Повторить 15-20 раз. | |
7.Самомассаж рук. И.п. – руки вперед, ладони соединить. 1 – сильно сжимая ладони, провести левой вдоль правой; 2 – то же, проведя правой ладонью вдоль левой | 30 сек. | Движения выполнять медленно и плавно, но с силой | |
3. | Построение в колонну по одному на лыжах. Организованное передвижение к учебной лыжне | 2 мин. | Проверить правильност ь креплений. Осуществлять контроль за соблюдением дистанции на лыжне – 2 м |
4. | Произвольное движение по кругу. | 2 круга | Распределение учащихся по группам на соответствующую лыжню. Проверка соблюдения техники безопасности. |
II | Основная часть | 25 мин. | |
1 | Совершенствование техники одновременного бесшажного хода 1.- на месте 2.- в движении в облегчённых условиях по равнине. 3.- на склоне. | 5 мин. | Исправление ошибок. Учитель контролирует работу каждого ученика. Обратить внимание на согласованность движений Сочетание работы рук и ног под счёт. |
2. | Закрепление техники поворотов со спусков (поворот переступанием) вправо и влево. 1.Объяснение техники, показ 2. Передвижение на равнинном участке по кругу. 3. Повороты переступанием вправо, влево по пологому радиусу. 4. Повороты переступанием на более крутых спусках с уменьшением радиуса поворота | 7 мин. | Спускаясь в о.с. тяжесть тела переносится на правую лыжу (поворот влево), левую лыжу слегка приподнять над снегом и, отталкиваясь правой ногой переставлять левую лыжу носком в левую сторону, одновременно перенося на неё вес тела. После этого правая лыжа приставляется к левой и для продолжения поворота начинается следующий «переступ». Тяжесть тела переносить в сторону поворота Следить за согласованной работой рук и ног. |
3. | Совершенствование подъёма на склон «ёлочкой». 1) Рассказ, показ подъёма
2) Выполнение подъёма на склон «ёлочкой» | 7 мин. | Проверка соблюдения техники безопасности: положение лыжных, подъеме Подъём «ёлочкой» применяется при преодолении склонов снизу вверх в прямом направлении. Передние концы лыж разводятся в стороны, а лыжи ставятся на внутренние рёбра. Для уверенного преодоление подъёма, нужно создавать двойную опору( на разноимённые руку и ногу.) Чем круче подъём тем шире разводятся концы лыж, короче делается шаг. |
4. | Произвольное передвижение на лыжах в среднем темпе | 2 км. | Обратить внимание техники скольжения. |
III | Заключительная часть | 5 мин. | |
1 | Построение на учебной лыжне | 1 мин. | Лыжи положить |
2 | Упражнение на релаксацию. 1 – шаг вперед, руки вверх, вдох; 2 – шаг назад, руки вниз, выдох | 1 мин. | Выполнять под счет. Дыхание глубокое, темп средний |
3 | Построение в колонну по одному с лыжами в руках | 1 мин | |
4 | Подведение итогов урока | 2 мин. | Учитель объявляет оценки. и сообщает домашнее задание: выполнить имитационные движения лыжных ходов. Спуски с горы, подъём коньковым ходом |
Самоанализ урока
Провел: Шишков Владимир Николаевич, учитель физической культуры
Предмет: физическая культура.
Урок проводится в 10 классе, при соответстующей возрасту физической и психологической подготовке кадетов. Кадеты должны владеть необходимой терминологией, к началу урока должны быть в спортивной форме.
Весь необходимый спортивный инвентарь в наличии. Температура воздуха соответствует требованиям СанПИНа.
Данный урок относиться к разделу «Лыжная подготовка», имеет статус замещающего при несоответствии температурных параметров требованиям СанПИНа.
Так как урок проводится в кадетской школе-интернате, то у всех обучающихся имеется основная группа здоровья. При его планировании были учтены физическое, психо-эмоциональное состояние и индивидуальные способности кадетов.
По типу - урок комплексного применения знаний и умений.
Технологическая карта урока соответствует его рабочему плану и программным требованиям данного возраста.
Урок начинается с построения и взаимного приветствия. Ясно и четко объявляются цель и задачи урока.
Тема урока: «Лыжная подготовка. Способы передвижения на лыжах.»
Цель урока: Укрепление здоровья. Повышение двигательной активности.
Задачи:
1. Совершенствование одновременного бесшажного хода.
2.Закрепление техники поворотов со спусков (поворот переступанием) вправо и влево.
3.Закрепление техники подъёма «ёлочкой».
4.Развитие выносливости.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствование техники лыжных ходов; развитие двигательных способностей; обучение навыкам падения; ознакомление с правилами поведения на лыжне.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- познавательные: обучающийся научится: использовать средства физической культуры для укрепления и сохранения здоровья; применять подвижные игры и игровые упражнения во внеурочное время, во время отдыха и досуга.
- регулятивные: научится: анализировать и оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения, контролировать свои действия согласно инструкции. Получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий; осознавать личностный смысл обучения.
- коммуникативные: научится строить продуктивное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса; соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Личностные: будут сформированы: положительное отношение к учебной деятельности; интерес к занятиям физической культурой; основные моральные нормы поведения; умение осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности; получит возможность для формирования:внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к участию в спортивно-массовых мероприятиях; чувства коллективизма, умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие, взаимовыручку.
Обеспечение: лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки.
Урок построен с применением современных образовательных технологий (личностно-ориентированной, здоровье сберегательной, проектирования), что позволяет сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.
В содержание урока включены элементы обучения универсальным учебным действиям (самостоятельный подбор упражнений для разминки; выбор исходных положений при проведении подвижной игры; моделирование ситуаций, выполнение мини-проекта в составе группы).
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, в них оптимально чередуются различные виды деятельности (выполнение разминки, подвижные игры, упражнения на равновесие и координацию, имитационные упражнения, освоение новых действий, реализация метода проектов). На всех этапах урока ученики вовлечены в активную практическую деятельность.
В структуре урока можно выделить три основных этапа, каждый из которых имеет свою целевую установку:
1. Подготовительный этап. Цель: обеспечение психологической и морфофункциональной готовность обучающихся к решению задач основной части занятия. Эта часть урока длилась 10 минут.
Занятие начинается с построения и приветствия учащихся. Ясно и четко объявлены цель и задачи занятия, соответствующие возрастным особенностям учащихся и рабочему плану учителя, сделан акцент на то, что поставленные задачи важны для подготовки к соревновательной деятельности и решать их необходимо с учетом требований безопасности.
После короткой беседы, целью которой является актуализация опорных знаний, перед обучающимися поставлена задача: провести ОРУ на лыжах. Выполнение упражнений предложенного комплекса упражнений способствовало увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности основных суставов, активизации сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, общему его «разогреванию» и постепенному введению в активную двигательную деятельность.
2. Основная часть урока.
Цель: обеспечение активной учебной работы обучающихся. Эта часть урока продолжается 25 минут.
В основной части занятия решаются задачи по развитию двигательных способностей, необходимых лыжнику-гонщику (быстроты, быстроты реакции, координации, чувства равновесия, выносливости, умения падать) и совершенствованию техники лыжных ходов:
- совершенствование техники одновременного бесшажного хода;
- закрепление техники поворотов со спусков (поворот переступанием) вправо и влево;
- совершенствование подъёма на склон «ёлочкой».
3. Заключительная часть урока. Цель: постепенное снижение функциональной активности организма, приведение его в относительно спокойное состояние.
Длительность этой части урока - 5 минут.
На этом этапе:
- проводится рефлексия, в ходе которой дается оценка полезности урока, возможности использования приобретенных навыков за рамками урока; отмечаются наиболее успешные и активные ребята, указываются типичные ошибки;
Обучающимися получено домашнее задание.
Выставление оценок аргументировано, а сами они соответствовали физическим способностям и стараниям обучающихся.
Время, отведенное на каждый из этапов урока, распределено рационально. Соблюдалась логичность между частями урока.
В процессе проведения урока применены основные принципы организации обучения: деятельностного подхода (активное обучение, проявление инициативы); опоры на индивидуальные особенности каждого ученика; саморазвития; гуманных отношений (доброжелательный тон, взаимопонимание, содействие ученику в решении поставленной задачи) и др.
Для каждого ученика создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению, давалась только положительная характеристика результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялся дифференцированный подход. Стиль общения с обучающимися - доверительный, построен на взаимном уважении.
Учебный материал урока соответствует принципу доступности, привлекателен для обучающихся и излагается с использованием специальной терминологии. Предложенные задания, групповая работа носят как развивающий, так и воспитывающий характер.
В процессе урока наблюдается мотивация обучающихся на занятие: им нравятся уроки «Лыжной подготовки», они стремятся освоить технические приемы, с желанием включаются в учебный процесс с целью их дальнейшего совершенствования и использования полученных умений и навыков во внеурочной деятельности. Для дополнительного поддержания интереса к процессу обучения, актуализации
На протяжении всего урока осуществляется текущий контроль над выполнением заданий. На каждом этапе урока отрабатываются ключевые понятия темы.
Считаю, что активность обучающихся на уроке на достаточно высоком уровне. Это, на мой взгляд, обусловлено тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории обучающихся. Все что планировалось – выполнено в полном объеме. Результаты, на мой взгляд, оптимальны. Считаю, что урок поставленной цели достиг, задачи решены, и они работают на перспективу, так как полученные знания и технико-тактические навыки могут быть использованы в дальнейшей соревновательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: закрепить теоретические знания по лыжной подготовке. Задачи: Ознакомить учащихся с историей возникновения лыжного спорта. Повторить технику лыжных ходов, спусков, подъемов, торможений и поворотов. Воспитывать бережное отношение к лыжному инвентарю.
История лыжного спорта Различные приспособления, увеличивающие площадь опоры при передвижении по глубокому снегу, использовались древнейшими народами в быту и на охоте. Первыми такими приспособлениями, очевидно, были шкуры убитых животных, которыми древние охотники обматывали ноги, предохраняя их от холода. В процессе эволюции форма лыж постепенно совершенствовалась. После ступающих лыж появились скользящие. Но был период, когда применялись скользящие лыжи разной длины – одна узкая и длинная для скольжения, а другая – более короткая и широкая – для отталкивания. В условиях передвижения по пересеченной местности, на охоте и в лесу использовать лыжи разной длины неудобно. Видимо, поэтому появились лыжи более короткие и широкие, но одинаковые по длине.
История лыжного спорта По началу палка была одна, а другая рука была свободная - для лука или другого оружия. Лыжи использовались на охоте, войне, и бег на них не мог не стать одним из видов спортивных состязаний. Русские дореволюционные историки неоднократно упоминали в своих работах, что помимо охоты лыжи на Руси часто использовались во время праздников и зимних народных забав, где демонстрировались сила, ловкость, выносливость в беге «наперегонки» и в спусках со склонов. Шведский дипломат Пальм, побывавший в XVII в. на Руси, свидетельствовал о широком распространении лыж в Московском государстве. Он подробно описывал лыжи, применяемые местными жителями, и умение русских быстро на них передвигаться.
Лыжные ходы
Коньковые Классические Лыжные ходы
Классические одновременный одношажный одновременный бесшажный попеременный двухшажный попеременный четырехшажный одновременный двухшажный
Коньковые одновременный двухшажный попеременный двухшажный одновременный одношажный
Попеременный двухшажный ход Цикл хода состоит из двух скользящих шагов, при которых лыжник дважды поочередно отталкивается руками.
Одновременный двухшажный ход Цикл движений хода состоит из двух скользящих шагов и одновременного толчка руками на второй шаг.
Попеременный четырехшажный ход Цикл движений в этом ходе состоит из поочередных четырех шагов и двух попеременных толчков палками на два последних шага.
Скоростной вариант одновременного одношажного хода Цикл состоит из одного отталкивания ногой. Одновременного отталкивания руками и свободного скольжения на двух лыжах.
Одновременный одношажный ход Сделав шаг, лыжник выводит палки из положения кольцами к себе в положение кольцами от себя, а оттолкнувшись ногой, он должен вновь расположить их кольцами к себе. Постановка палок на снег и отталкивание ими осуществляются под острым углом. Весь период от окончания отталкивания руками до начала следующего отталкивания ими значительно продолжительнее, чем в скоростном варианте.
Одновременный бесшажный ход В одновременном бесшажном ходе лыжник все время скользит на двух лыжах, поддерживая скорость сильными одновременными отталкиваниями палками.
Коньковый ход – попеременный двухшажный Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками, отталкивания ногой скользящим упором и свободного одноопорного скольжения.
Коньковый ход – одновременный одношажный Одновременный одношажный коньковый ход состоит из двух скользящих коньковых шагов и двух одновременных отталкиваний руками.
Коньковый ход - одновременный двухшажный Цикл хода состоит из двух скользящих коньковых шагов и одного отталкивания палками. Причем, первый и второй шаг неравнозначны. Они отличаются по длине, продолжительности и скорости.
Способы преодоления подъемов на лыжах Подъем «Лесенкой». Осуществляется боковыми приставными шагами. Лыжи ставятся поперек склона горизонтально на ребро.
Подъем «Ёлочкой» При подъеме «Ёлочкой» лыжник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро под углом к направлению движения с разведенными в сторону носками. Палки для опоры ставятся позади лыж.
Подъём « Полуёлочкой » При подъёме «полуёлочкой» верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро.
Преодоление спусков: в высокой, средней, низкой стойках Высокая стойка – ноги в коленях согнуты (до 160 гр.), туловище незначительно наклонено вперед, руки опущены, слегка согнуты в локтях. Средняя стойка – ноги согнуты в коленях (до 140 гр.). Туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах. Низкая стойка – ноги лыжника согнуты в коленных суставах под углом 120-130 гр., туловище наклонено до горизонтального положения, руки выдвинуты вперед.
Способы поворотов на лыжах Поворот переступанием вокруг пяток лыж выполняется из исходного положения – лыжи параллельно. Палки поставлены рядом с креплениями. Переступать начинают с той ноги, которая ближе к направлению предполагаемого поворота. Пятки лыж при этом не отрываются от снега.
Поворот переступанием вокруг носков лыж Лыжник переносит вес тела на одну из лыж, а другую отводит в сторону и, перенося на нее вес тела, приставляет к ней другую лыжу.
Поворот «махом »
Способы торможения Торможение «Плугом» применяется при прямых спусках на пологих склонах. Торможение осуществляется равномерно двумя лыжами. Лыжник ставит их на внутренние ребра с разведенными в стороны пятками. Колени сближаются, каблуки ботинок давят на лыжи.
Торможение упором Этот способ применяется при спусках наискось или на ровном раскатанном склоне. При торможении при спуске наискось лыжник переносит вес тела на верхнюю ( по склону) лыжу, другую ставит на внутреннее ребро пяткой в сторону ( в положение упора) и выполняет торможение.
Польза катания на лыжах Польза катания на лыжах общеизвестна. Активный отдых – это укрепление здоровья и хорошее настроение. Один из самых полезных зимних видов спорта, доступный практически всем!
Спасибо за внимание!
Источники: http:// www.bestreferat.ru/images/paper/17/71/7697117.png http:// www.sandrinebailly.ru/text/lyzhniy_sport/lyzhniy_sport-31.jpg http:// im1-tub-ru.yandex.net/i?id=586 f26489 0eb8efcbc6956b095cad8f5-56-144&n=21 http:// www.cyclosport.ru/pictures/node108/skate2.jpg http:// www.sandrinebailly.ru/text/lyzhniy_sport/lyzhniy_sport-16.jpg http:// www.studmed.ru/docs/static/a/5/5/0/d/a550d7ee3d3.jpg http:// skaz.com.ua/pars_docs/refs/2/1167/1167_html_m57df6dbe.png
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока по физической подготовке. Тема: Лыжная подготовка. Способы лыжных ходов.
Техника одновременных ходов.Техника попеременных ходов. всестороннее физическое совершенствование с использованием лыжных ходов.развитие у студентов чувства коллективизма, настойчивости, ре...
Наглядные карточки лыжной подготовки "Способы передвижение на лыжах".
Учебно- методический материал. Способы передвижение на лыжах...
Способы передвижение на лыжах.
Учебное видео с последуюшим тестированием на тему способы передвижения на лыжах....
МСТ 1 (17.02. 2021) Раздел Лыжная подготовка. Тема 1. (2 часа) Способы передвижения на лыжах. Классический ход.
1. Используя литературу и интернет изучить самостоятельно историю возникновения лыж и лыжного спорта2. Изучить представленный материал по теме: Способы передвижения на лыжах. (см. прикрепленный ...
Технологическая карта урока. 6 класс Тема урока: Лыжная подготовка. Совершенствование ходьбы на лыжах скользящим шагом с палками. Обучение одновременному бесшажному ходу.
Тема урока: Лыжная подготовка. Совершенствование ходьбы на лыжах скользящим шагом с палками. Обучение одновременному бесшажному ходу, преодолению препятствий.Цель урока: Овладение элементами бесшажног...
РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Развитие способов передвижения на лыжах; история и современные тенденции...
Технологии обучения и совершенствования способам передвижения на лыжах (школьники 5-8 классы)
Многие преподаватели физического воспитания сталкиваются с разными проблемами, связанными с организацией лыжной подготовки в школе: в том числе, как организовать урок, чтобы он был интересен, нетрадиц...