РАЗВИТИЕ СПОСОБОВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
статья по физике
Развитие способов передвижения на лыжах; история и современные тенденции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no2_korobovoy.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Казань-2018 год
Научная статья
учителя физической культуры МБОУ «Школа №57» Кировского района города Казани Коробовой Татьяны Геннадиевны
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Подготовительный период в тренировочном процессе лыжников-гонщиков является залогом успешного выступления в соревновательном периоде. Статистика и практика показывает, чем короче соревновательная дистанция, тем выше значение силовых способностей в подготовке квалифицированных лыжников-гонщиков. В научных работах неоднократно подчеркивается значение силовых качеств в процессе круглогодичной тренировки лыжников-гонщиков [2,3,4]. В то же время отмечают недостаточную изученность данного вопроса. Таким образом, особую актуальность приобретает раскрытие вопросов совершенствования силовых способностей квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде.
Цель исследования. Разработать и экспериментально проверить эффективность специальной программы совершенствования силовых способностей квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде.
Материал и методы исследования:
Вопросы сочетания и взаимосвязи физических нагрузок в годичном цикле подготовки долгое время являлись предметом обсуждений. В настоящее время считается общепризнанным применение в подготовке квалифицированных лыжников-гонщиков концентрированного варианта распределения нагрузок различной направленности. Особенности блочного построения специальной силовой подготовки лыжников-гонщиков на тренировочном этапе особенно чётко обосновывается в научной статье Моргунова А.В. и Павлова П.В.[1].
В подготовительном периоде соотношение общих и специальных циклических средств примерно одинаковое и меняется в зависимости от тренировочных условий. К концу подготовительного периода происходит увеличение доли специальных средств до 80 % от общего объема циклических нагрузок.
К ациклическим же нагрузкам относятся силовые упражнения, упражнения на растягивание, спортивные игры. Основными средствами силовой подготовки в лыжных гонках являются упражнения общефизической направленности, к которым относятся:
1) изометрические упражнения;
2) бег в крутой подъём;
3) упражнения на гимнастических снарядах;
4) упражнения с отягощениями;
5) упражнения на тренажёрах;
6) многоскоки на песке, опилках, прыжки вверх из полного приседа.
Как показывает практика спортсмены применяют как правило одни и те же средства силовой подготовки в течении многих лет. В то же время новизна физических упражнений является важным компонентом, определяющим величину тренировочной нагрузки.
Все тренировочные средства и методы имеют единую цель – формирование функциональной системы организма для достижения максимальной работоспособности на дистанции лыжной гонки. Таким образом, роль силовой подготовки лыжников заключается не в развитии силы как таковой, а в интенсификации мышечной деятельности на соревнованиях.
В спортивной подготовке выделяют следующие методы развития силы по характеру работы мышц:
1) изометрический характеризуется неизменным расстоянием между точками прикрепления мышцы в процессе напряжения, которое может быть различной величины относительно максимальной произвольной силы;
2) концентрический – мышца укорачивается с различной скоростью, зависящей от величины сопротивления;
3) эксцентрический, в котором максимально активизированная мышца насильственно растягивается под воздействием внешней силы;
4) плиометрический (реверсивный) характеризуется быстрой сменой эксцентрического и концентрического режимов работы мышц (например, отталкивание верх после спрыгивания с возвышения);
5) изокинетический – мышца сокращается с постоянной скоростью вне зависимости от величины ее напряжения или силы тяги. Этот метод может быть реализован только на специальных тренажерных устройствах;
6) метод переменных сопротивлений также предполагает использование тренажеров, в которых величина сопротивления меняется по определенному закону, зависящему, как правило, от угла в суставе тренируемой конечности;
7) статодинамический характеризуется остановкой в цикле движения, во время которой мышца работает в изометрическом режиме, то есть, представляет собой сочетание изометрического и концентрического методов;
8) изотонический, буквально, предполагает постоянную степень напряжения мышцы однако в естественных условиях такой режим реализован быть не может, поэтому правильнее говорить о квазиизотоническом режиме работы мышц и, соответственно, методе [5].
Для достижения цели настоящего исследования был проведен анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение. Полученные результаты были обработаны методом математической статистики.
Проведенный анализ научно-методической литературы позволил разработать специальную программу совершенствования силовых способностей квалифицированных лыжников-гонщиков и определить шесть контрольных упражнения для определения показателей силовой подготовленности испытуемых:
1. Выполнение отталкивания левой рукой на тренажере «Концепт» (воспроизведение поочередных отталкиваний руками при передвижении на лыжах) – оценивается максимальная сила левой руки.
2. Выполнение отталкивания правой рукой на тренажере «Концепт» (воспроизведение поочередных отталкиваний руками при передвижении на лыжах) – оценивается максимальная сила правой руки.
3. Выполнение отталкивания обеими руками на тренажере «Концепт» (воспроизведение отталкиваний руками при передвижении на лыжах одновременными ходами) – оценивается максимальная сила рук.
4. Выполнение жима ногами на тренажере под углом 45° - оценивается максимальная сила ног.
5. Передвижение на лыжероллерах 5 км классическим одновременным бесшажным ходом (только «на руках») – измеряется время преодоления дистанции. Оценивается силовая выносливость мышц плечевого пояса, рук, спины, живота.
6. Передвижение на лыжероллерах 5 км коньковым ходом без отталкивания руками – измеряется время преодоления дистанции. Оценивается силовая выносливость ног.
Исследование проводилось с мая по сентябрь 2019 года, в подготовительном периоде годичного цикла подготовки.
Экспериментальным фактором в процессе подготовки явилось применение специальной программы совершенствования силовых способностей квалифицированных лыжников-гонщиков. Соотношение средств силовой подготовки в подготовительном периоде в этой программе представлен в таблице 1
Таблица 1 - Соотношение средств силовой подготовки в подготовительном периоде (в %)
Способности | 1 этап (май – 15 июня) | 2 этап (16 июня – 15 августа) | 3 этап (16 августа – сентябрь) |
Максимальная сила | 40 | 35 | 25 |
Силовая выносливость (ациклические упражнения) | 50 | 20 | 15 |
Силовая выносливость (специальные средства) | _ | 30 | 40 |
Скоростно-силовые способности | 5 | 10 | 15 |
В данную программу были так же включены три комплекса упражнений, по пространственно-временным характеристикам приближенные к специальным упражнениям. Также использовались упражнения, несоответствующие по биомеханической структуре соревновательному упражнению, но воздействующие на те же группы мышц, попеременная и одновременная работа руками на изокинетическом тренажере (имитация работы рук в попеременных и одновременных лыжных ходах).
Разработанная программа силовой подготовки включила в себя три комплекса упражнений.
Комплекс упражнений с отягощениями (№1)
•Приседание со штангой (стопы параллельно, на уровне плеч);
•Приседание со штангой в выпаде вперед (имитация классического хода);
•Приседание со штангой в выпаде в сторону (имитация конькового хода);
•Жим ногами;
•Подъем с полной стопы на носки;
•Тяга вниз из положения сидя;
•Сгибание-разгибание туловища, в том числе с поворотами вправо, влево с отягощениями (упражнение для мышц живота);
•Упражнение на гребном тренажере;
•Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях с отягощением;
•Попеременные махи руками с гантелями в положении лежа на животе.
Комплекс упражнений с собственным весом и партнером (№2)
•Сгибание-разгибание рук в упоре лежа с сопротивлением партнера;
•Сгибание-разгибание рук в упоре лежа от мяча;
•Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях;
•Сгибание-разгибание туловища и ног из положения лежа;
•Приседания с имитацией конькового хода;
•Приседания на одной ноге, вторая сзади на высокой опоре;
•Ловля медицинбола и броски партнеру из-за головы, сбоку с разворотом туловища в положении основная стойка;
•Ловля медицибола и броски партнеру из положения сидя (из-за головы, от груди);
•Запрыгивания на гимнастическую скамейку с двух ног (с разворотом);
•Выпрыгивания из приседа;
•Имитация подседания и отталкивания в классическом ходе с приземлением на толчковую ногу;
•Броски баскетбольного мяча вниз с отскока;
•Тяга резинового амортизатора руками с разворотом туловища (косые мышцы живота).
Комплекс силовых упражнений с помощью специальных средств лыжника (№3)
•Одновременный бесшажный ход на лыжероллерах;
•Одновременный одношажный коньковый ход на лыжероллерах на подъеме;
•Попеременный бесшажный ход на лыжероллерах;
•Имитация лыжного хода в подъем с отягощением;
•Упражнения 1 и 2 с отягощением (автомобильные шины);
•Работа на тренажере лыжника с различным сопротивлением (одновременный и попеременный ход);
•Упражнение на тренажере «тележка».
Первый и второй комплексы (на развитие показателей максимальной и взрывной силы) применялись преимущественно в мае-июне, а третий комплекс (передвижение на лыжероллерах) – преимущественно в августе, на завершающем этапе подготовительного периода. Таким образом, в течение подготовительного периода лыжники прошли три этапа тренировок с отягощением.
Подготовительный период: апрель-май. Главная задача – подготовка мышц и сухожилий к значительным нагрузкам в ходе последующих этапов. В это время проводилось больше силовых тренировок, чем в любое другое.
За этот период были проведены 10 тренировок 2-3 раза в неделю. Нагрузка составляла 40-60 % от максимального веса. За тренировку выполнялось 2-5 подходов по 20-30 повторений за подход. Скорость подъема веса – низкая. Упражнения выполнялись в форме круговой тренировки, делая первый подход к каждому снаряду. Переход между тренажерами осуществлялся быстро, то есть с минимальным периодом восстановления.
Следующий этап (конец мая – начало июня) включал в себя 4 тренировки. В это время произошел переход от небольших нагрузок и большого количества повторов к повышению нагрузок и небольшому количеству повторов. Вес отягощений подбирался из расчета, что упражнение можно повторить от 10 до 15 раз. За тренировку выполняется 3-4 подхода. Скорость выполнения упражнений выше, чем в подготовительном периоде. Отдых между подходами от 1,5 до 3 мин.
Базовый период (июнь) состоял из 8 тренировок, по два раза в неделю. Применялись те же упражнения, что и в подготовительном периоде. В процессе тренировки спортсмены выполняли 3-5 подходов по 3-6 повторений. Скорость подъема весов варьировалась индивидуально - от низкой до средней.
Для поддержания на достаточном уровне базового навыка силы во все остальные месяцы проводилась одна тренировка в неделю, работая с весами 55-60% от максимального, выполняя указанные выше упражнения 2-3 раза по 8-12 повторений.
Упражнения с собственным весом или партнером применялись на всех этапах подготовительного периода. При выполнении упражнений в медленном темпе с неполной амплитудой разгибания в суставах (статодинамический режим) происходит развитие силы медленных мышечных волокон. Для увеличения тренировочного эффекта упражнения выполнялись сериями, каждое 2-3 повтора, в зависимости от уровня подготовленности спортсменов. Отдых между повторами – 30 секунд, между сериями – до 3 минут.
Выполнение упражнений второго комплекса в быстром темпе (время работы 15 - 20 секунд, время отдыха – 30-40 секунд) использовалось для развития скоростно-силовых способностей.
Специальные силовые упражнения выполнялись на всех этапах подготовительного периода, но преимущественно в июле и августе. Работа с низкой интенсивностью равномерным методом способствовала повышению окислительных свойств мышц. Работа в максимальном темпе с продолжительностью выполнения упражнений 10 – 12 секунд была направлена на развитие скоростно-силовых способностей.
Выполнение упражнений в среднем темпе и укороченным интервалом отдыха, в режиме круговой тренировки 30 секунд – работа, 30 секунд – отдых позволила повысить окислительные свойства мышечных волокон.
В специальной программе совершенствования силовых способностей использовались преимущественно комплексы 1 и 2, причем сопротивление и отягощения были подобраны так, что спортсмен мог выполнять 6 – 8 повторений. Много упражнений выполнялось в стато-динамическом режиме. Следует отметить, что данная программа включала в себя комплекс упражнений с применением специальных средств, преимущественно передвижения на лыжероллерах в различных условиях, в том числе и усложненных: буксирование груза, передвижение в подъемы за счет отталкивания только руками, либо ногами, передвижение в жилетах весом от 10 до 20 кг.
Средние результаты контрольных тестов квалифицированных лыжников-гонщиков в начале и в конце исследования представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Сравнительный анализ результатов исследования
Тесты | В начала эксперимента | В конце эксперимента | Т | tгр | Р |
Выполнение отталкивания левой рукой на тренажере «Концепт» | 125±15,8 | 155±17,3 | 13 | 3,18 | ≤ 0,05 |
Выполнение отталкивания правой рукой на тренажере «Концепт» | 164±40 | 202±44,7 | 24,9 | 3,18 | ≤ 0,05 |
Выполнение отталкивания обеими руками на тренажере «Концепт» | 288,5±29,8 | 363±34,7 | 24,3 | 3,18 | ≤ 0,05 |
Выполнение жима ногами на тренажере под углом 45° | 103±20,8 | 134±18,9 | 18,8 | 3,18 | ≤ 0,05 |
Передвижение на лыжероллерах 5 км классическим одновременным бесшажным ходом (только «на руках») | 12,49±0,08 | 12,21±0,05 | 11,2 | 3,18 | ≤ 0,05 |
Передвижение на лыжероллерах 5 км коньковым ходом без отталкивания руками | 9,49±0,007 | 9,25±0,006 | 13,1 | 3,18 | ≤ 0,05 |
Результаты исследования и их обсуждение:
Проведенный в естественных условиях тренировочного процесса последовательный педагогический эксперимент показал улучшение средних результатов испытуемых, что позволяет говорить об эффективности специальной программы совершенствования силовых способностей квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде, а результаты статистической обработки говорят о статистической достоверности результатов исследования (P ≤ 0,05).
Выводы:
1. Анализ научно-методической литературы позволил выявить основные формы и методические подходы силовой подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков. В публикациях последних лет, а также в ранее не востребованных результатах исследований показана значимость развития силовых способностей в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости. Однако, главным методическим вопросом остается когда, в каком объеме, при помощи каких средств и методов развивать силовые способности и как силовая подготовка должна вписываться в главное направление тренировок лыжника-гонщика – развитие различных показателей выносливости.
2. На основании публикаций последних лет, а также рекомендаций старшего тренера сборной команды ФГБОУ ВО «Поволжская ГАФКСиТ» по лыжным гонкам разработано 3 комплекса упражнений на развитие различных показателей силы. Первый и второй комплексы (на развитие показателей максимальной и взрывной силы) применялись преимущественно в мае-июне, а третий комплекс (передвижение на лыжероллерах) – преимущественно в августе, на завершающем этапе подготовительного периода.
3. Проведенный в естественных условиях тренировочного процесса последовательный педагогический эксперимент показал улучшение средних результатов испытуемых, что позволяет говорить об эффективности специальной программы совершенствования силовых способностей квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительном периоде.
Список литературы
- Моргунов А.В., Павлов П.В. Особенности блочного построения специальной силовой подготовки лыжников-гонщиков на тренировочном этапе // Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта: сборник статей научно-практической конференции с международным участием (г. Курск, 23-30 апреля 2020 г.). Курск: Издательство Курский государственный университет, 2020. С. 71 -74.
- Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника: учебник для ин-тов физ. культуры. М.: Спорт Академ Пресс, 2002. 174 с.
- Филиппова Е.Н., Извеков В.В., Извеков К.В., Муратова И.В., Ерофеев И.В. Методика развития специальной силовой подготовки высококвалифицированных лыжников // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24276 (дата обращения: 16.10.2020).
- Чурикова Л.Н., Докучаева А.В. Специальная силовая подготовка лыжника как фундамент высоких достижений в соревновательном периоде // Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодежи: материалы VVII Международной научно-практической конференции (г.Витебск, 22 ноября 2019 г.). Витебск: Издательство: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. С 254-257.
- Шишкина А.В. Планирование макроцикла подготовки лыжников-гонщиков // Известия Уральского гос. университета. 2007. № 50. С. 31- 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О современных тенденциях развития и обновления общего художественно-эстетического образования
Методические рекомендации для учителей общего художественно-эстетического образования...
Современные тенденции разработки проблемы развития способностей в контексте системы дополнительного образования
Статья Современные тенденции разработки проблемы развития способностей в контексте системы дополнительного образования...
Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 15-16 апреля2015 года
Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, перспективы...
Программа Межрегиональной НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи, и перспективы развития математического образования Республики Бурятия" 29 сентября-1 октября 2014 г
Данная программа регламентирует время, содержание мероприятий и место проведения НПК "Обобщение и распространение передового педагогического опыта:современные тенденции, цели, задачи и персп...
Доклад:«Современные тенденции развития методических систем освоения предмета технология детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Педагогические технологии- качественно новая ступннь в развитии педагогики. Понятие технология имеет множество трактовок, один из них- информационные технологии....
Презентации по безопасности в сети Интернет, описывающая современные тенденции развития цифровых технологий.
В первой из четырех презентациях показаны основные "подводные камни" для пользователей сети Интернет. В презентации вставлены ссылки на видео ресурса Google. Презентации можно дополнит...
Современные тенденции в развитии гибкости
Развитие гибкости...