Доклад на тему: «Влияние подвижных игр на развитие и коррекцию учащихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями»
материал по физкультуре
Большое значение в коррекции недостатков физического развития и моторики,развития интеллектуальных возможностей детей имеют подвижные игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа – интернат»
Доклад на тему: «Влияние подвижных игр
на развитие и коррекцию учащихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями»
Выполнил:
учитель физической культуры
Степаньков А.Б.
2021
Введение
Сохранение здоровья человека относится к глобальным проблемам современности, решение которой является первостепенной в социальном развитии общества.
По данным Всемирной Организации Охраны здоровья, инвалиды составляют 10 % населения Земного шара. По данным мировой и отечественной статистики, также растет и количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе и нарушения интеллекта. В российской Федерации из 600 тыс. общего количества учащихся с ОВЗ 60 % составляют дети с нарушениями в умственном развитии.
В двигательной сфере у детей данной аномалии наблюдается неточность движений в пространстве и во времени, неумение выполнять ритмичные движения, снижение функции равновесия, низкий уровень дифференциации мышечных усилий. Такие дети отстают от возрастной нормы по показателям силы, быстроты, координации, прыгучести, по частоте движений, времени зрительно-моторной реакции.
Большое значение в коррекции недостатков физического развития и моторики, развития интеллектуальных возможностей детей имеют подвижные игры.
«Влияние подвижных игр на развитие и коррекцию учащихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями»
Игра-исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.
Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении. Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них нет - сложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности.
Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.
Особая ценность подвижных игр для детей с интеллектуальными нарушениями заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке.
Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом.
Эффект этот достигается за счет полу функциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических за-
дач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.
Известно, что дети с интеллектуальными нарушениями отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, т. е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение.
При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр.
В своей работе использую следующие подвижные игры.
Спортивные игры и их элементы — баскетбол, бадминтон, настольный теннис, хоккей, футбол, пионербол, лапта и др.В младшем возрасте использую элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Сюжетные подвижные игры («Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Медведь и пчелы», «Ловушки», «Пятнашки»)
Несюжетные подвижные игры не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Они содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве («Найди пару», «Придумай фигуру», «Платочек»).
Игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?» «Веселые парочки», «Быстро возьми, быстро положи»); игры с предметами (мячи, обручи, ракетки, кегли и т.п.).
Подвижные игры р. (Ходьба - «Пройди - перешагни»; Бег - «Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Найди свое место», «Два мороза», «Лошадки»; Прыжки - «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Волк во рву», «Удочка», «Лягушки и цапля»; Метание «Шмель», «Перестрелки», «Мяч через сетку»
«Пятнашки»и тд.
Заключение
В процессе воспитания детей с нарушениями в умственном развитии, помимо движений естественного характера, следует применять подвижные игры для развития физических качеств, коррекции стопы и осанки, развития мелкой моторики рук, внимания и речи. Игры разной направленности можно включать во все части занятий.
Игра позволяет решать огромное количество задач – развивающие, коррекционные, воспитательные. Соединение в подвижной игре трех компонентов – физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки – приближает ребенка к естественной жизни, помогает освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, способствует развитию личности в целом.
При организации подвижных игр следует обязательно дифференцировать игровое задание с учетом степени заболевания детей. Содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и отвечать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей эмоциональному состоянию и личным интересам детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Влияние занятий физической культурой на развитие личности"
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средствомфизического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферойобщения и проявления социальной активности людей, разумной фо...
доклад по теме:"Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию недостатков чтения"
выступление...
Доклад "Развитие речи у младших школьников с интеллектуальными нарушениями посредством пальчиковой гимнастики"
В выступлении говорится об актуальности использования пальчиковой гимнастики в школе для обучающихся с ОВЗ и показать вам примеры использования пальчиковой гимнастики на уроках и во внеурочной д...
"Поиск наиболее эффективных условий для коррекции и развития младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталых школьников и развитие мотивации к обучению....
Доклад "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Доклад на методическом объединении учителей основной школы "Методы и приемы по развитию речи обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Доклад - презентация "Развитие коммуникативных навыков школьников с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы и дома.
Важнейшей социальной потребностью любого человека является общение. Через него человек познаёт окружающий мир и самого себя, оно является важнейшим фактором формирования личности и играет особую роль ...
Доклад "Формирование и развитие учебной мотивации у детей с интеллектуальными нарушениями"
Доклад на МО 20.03.2023...
- Мне нравится (1)