Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры. Внеклассное мероприятие «Гигиена зрения. Предупреждение близорукости»
методическая разработка

Лысых Виктор Анатольевич

Много глазных заболеваний. Самыми распространенными заболеваниями глаз является - близорукость. О ней  и пойдет речь на нашем мероприятии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Внеклассного мероприятия

«Гигиена зрения. Предупреждение близорукости»

                                                                                                                 Учитель: Лысых Виктор Анатольевич

Сценарий внеклассного мероприятия на тему:

«Гигиена зрения. Предупреждение близорукости»

1.Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рад всех вас видеть. Садитесь. Для того чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам разгадать ребус:       Описание: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/08fe/000ba1bd-3c796c33/hello_html_1d7a3de1.jpg

-Какое слово зашифровано в данной картинке? (ГЛАЗ)

2.Введением темы классного часа

- Верно. Сегодня мы будем с вами говорить о зрении. Тема нашего внеклассного мероприятия: «Гигиена зрения. Предупреждение близорукости»

-Ребята, какова роль зрения в жизни человека? (отвечают)

- Действительно, с помощью зрения мы воспринимает 70% процентов информации. Зрительный анализатор контролирует двигательную и трудовую деятельность человека. При помощи глаз мы узнаём цвет предметов, их форму, размер. Глаза служат нам для того, чтобы видеть всё, что находится или делается вокруг нас, помогают читать, писать, выполнять много других работ. Испорченное зрение исправить трудно, поэтому его надо беречь. По статистике 39 млн. человек на  различных заболеваний зрительного аппарата.

-Какие глазные заболевания вы знаете? (называют)

- Верно, вы назвали много глазных заболеваний, но сегодня мы поговорим об одной из них. Самыми распространенными заболеваниями глаз является близорукость. О ней сегодня мы и будем говорить на нашем мероприятии

3.Разговор о близорукости

- Что такое близорукость? (болезнь, при которых человек хорошо видит вблизи, но плохо видит вдали)

- Верно. Посмотрите на слайд. Дело в том, что при близорукости изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Этим и вызвано плохое зрение человека.

- Посмотрите, как видит мир близорукий человек. (на слайде)

-С помощью чего можно скорректировать близорукость? (очки, контактные линзы)

- Правильно. В классе у нас есть несколько ребят, которые носят контактные линзы.

- Денис, расскажи о правилах ношения линз. (рассказывает)

- Правильно. Давайте еще раз посмотрим на правило гигиены при использовании линз и дополним ответ Вари.

На слайде:

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НОШЕНИЯ КОНТАКТНЫХ ЛИНЗ

1. Гигиена

Прежде чем надеть линзы, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, руки    нужно насухо вытереть полотенцем, полотенце лучше использовать такое, от которого меньше ворсинок остается на коже рук.

2. Контактные линзы и макияж

Для девушек – одевать контактные линзы до нанесения макияжа. Снимать же, контактные линзы нужно до снятия макияжа, очень аккуратно, стараясь чтобы частички косметики не попали на линзу.

3. Контактные линзы и аэрозоли

При распылении аэрозолей, лаков для волос, духов, обязательно закрывайте глаза.

4. Контактные линзы и плавание

Нельзя плавать в контактных линзах и мыться в душе.

5. Ограничения и противопоказания на ношение контактных линз

 Не носить линзы при болезни.

6. Никогда не промывайте линзы обычной водой!

7. Линзы необходимо менять по истечению их срока

8. Нельзя спать в линзах

9 Линзы необходимо хранить в специальном растворе

Теперь ребята, которые носят линзы в классе, знают об основных правилах гигиены при ношении контактных линз.

4.Разговор о факторах, влияющих на ухудшение зрения. Гигиена зрения

- Ребята, а от чего может испортиться зрение человека? (ответы)

Верно. Давайте посмотрим на факторы, из-за которых может испортиться зрение человека.

Факторы, влияющие на ухудшение зрения

В качестве основных факторов, действие которых способно вызвать ухудшение зрения, можно выделить следующие:

1. Умственное перенапряжение, порождающее напряжение глазных нервов и мышц.

2. Частые стрессы.

3. Чтение в положении лежа, а также в транспорте.

4. Длительная работа за компьютером, просмотр телевизора

5. Плохое освещение помещения, а также отвлекающие зрительные и световые раздражители.

6. Вредные привычки, например, курение и злоупотребление алкоголем.

7. Неправильное питание.

8. Наследственность

-К какому из врачей необходимо обращаться при возникновении проблем со зрением? (офтальмолог)

- Правильно. Если заметили, что у вас появились проблемы со зрением, вам необходимо обратиться к офтальмологу.

Сейчас мы с вами поговорим о том, что необходимо делать, чтобы сохранить хорошее зрение. Для того чтобы сохранить школьнику хорошее зрение, важно, чтобы он всегда занимался при хорошем освещении. Нельзя читать, писать, рисовать в сумерки или при слабом освещении. Для того чтобы тетрадь или книга были хорошо освещены, надо стол ставить поближе к окну. При занятиях вечером лучше пользоваться настольной лампой, но, кроме того, надо оставлять и общее освещение комнаты.

- С какой стороны должно находиться окно или лампа при занятиях? (ответы)

- Если окно или лампа будут находиться справа или сзади от школьника, то на тетрадь будет

ложиться тень от правой руки или от головы, таким образом, тетрадь будет освещена недостаточно.

Если же лампа находится спереди, то много света будет попадать в глаза. Поэтому лучше всего,

чтобы окно или лампа находились слева и немного спереди. Если человек левша, необходимо,

чтобы лампа находилась справа.

-Давайте посмотрим,  через какое стекло лучше видно: через чистое или запачканное?

 (через чистое)

- Правильно. Таким образом, для хорошего освещения комнаты в дневное время важны

чистые стёкла окон, а для хорошего освещения рабочего места – чистые ламповые стёкла.

Сохранить хорошее зрение помогает также и зарядка для глаз. Сейчас я вам предлагаю

ее выполнить.(Показываю детям упражнения. Они выполняют их вместе со мной)

Гимнастика для глаз:

1. « Жмурки». Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.

2. «Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка – быстро и легко.

3. «Светофор». Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.

4. «Вверх-вниз». Посмотри сначала вверх, затем вниз, не наклоняя головы.

5. «Часики». Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-так». Повтори это упражнение 20 раз.

6. «Крестики-нолики». Нарисуй глазами большой круг по часовой стрелке, а затем – против. Теперь нарисуй крестик: сначала посмотри вправо вверх, потом влево вниз, а затем наоборот, проведя взглядом две условные линии крест-накрест.

7. «Гляделки». Не моргай глазками как можно дольше. Когда моргнешь, закрой глаза и расслабься, представив, что ты спишь.

8. «Массаж». Закрой веки и аккуратно помассируй глаза пальчиками.

9. «Далеко-близко». Сфокусируй взгляд сначала на предмете, который находится в противоположном конце комнаты (шкаф, классная доска и  т.п.) и смотри на него в течение 10 секунд. Затем медленно переведи взгляд на ближний предмет (например, на свой палец) и также смотри на него 10 секунд.

10.«Фокус». Смотри, не отрывая взгляда, на движущийся предмет (свою руку). При этом рука должна быть видна четко, а все остальные предметы вдалеке – размыто. Затем сфокусируй взгляд, наоборот, на предметах заднего плана.

11.«Сон» Закройте и расслабьте глаза, будто собираетесь спать. Подумайте о чем-нибудь приятном

- Похлопайте себе! Вы молодцы!

Кроме того, большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

-Ребята, какие витамины необходимо есть для того, чтобы улучшить зрение? (витамины А и В)

- А где содержатся данные витамины? (ответы)

Витамин В содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло.

Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам.

Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А - входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).

-С помощью чего необходимо защищать глаза от ультрафиолетовых лучей? (с помощью солнцезащитных очков.)

- Да. Необходимо беречь глаза от слишком яркого света. От солнечного света защищайте глаза солнцезащитными очками. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению.

- Итак, мы с вами поговорили об основных правилах гигиены зрения. Сейчас я вам раздам памятки, в которой вы найдете основные правила гигиены зрения и принцип выполнения гимнастики для глаз.

5.Рефлексия

Сейчас мы с вами оценим наше состояние на уроке. У вас на партах лежат листочки. В них вам необходимо изобразить один из смайликов. Посмотрите на слайд. Если вам все было понятно на нашем мероприятии, и вы узнали много  новой информации – вы рисуете 1 смайлик. Если у вас еще остались вопросы по данной темы - вы рисуете 2 смайлик. Если вы считаете, что мероприятие было бесполезно –вы рисуете 3 смайлик. Покажите, какие смайлики вы нарисовали. (показывают) Всем спасибо за занятие! Будьте здоровы!

 

Памятка «Как сохранить зрение?»

Гигиена зрения

1.Читайте при хорошем освещении — достаточном для ясного восприятия букв, без всматривания.

2.При чтении держите текст на расстоянии 30 см от глаз. При работе с монитором расстояние от него до глаз должно быть 50-60 см

3. Не читайте на ходу, в транспорте, лежа

4. Избегайте длительной работы за компьютером, не смотрите долгое время телевизор

5.Делайте перерывы каждые 40-50 минут. Это время очень индивидуально: если глаза устают уже через 30 минут, то перерыв следует делать каждые полчаса. Посидите с закрытыми глазами, посмотрите вдаль, сделайте несколько упражнений для глаз

6.Берегите глаза от прямого воздействия ультрафиолета

7.При возникновении жалоб и какого-либо дискомфорта в области органа зрения следует обязательно обратиться за помощью к специалисту

8. Употребляйте витамины группы А и В

9. Избегайте стрессов и умственных перенапряжений, порождающих напряжение глазных нервов и мышц

10. Избавляйтесь от вредных привычек, например, курение и злоупотребление алкоголем

Гимнастика для глаз

1. Жмурки». Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.

2. «Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка – быстро и легко.

3. «Светофор». Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.

4. «Вверх-вниз». Посмотри сначала вверх, затем вниз, не наклоняя головы.

5. «Часики». Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-так». Повтори это упражнение 20 раз.

6. «Крестики-нолики». Нарисуй глазами большой круг по часовой стрелке, а затем – против. Теперь нарисуй крестик: сначала посмотри вправо вверх, потом влево вниз, а затем наоборот, проведя взглядом две условные линии крест-накрест.

7. «Гляделки». Не моргай глазками как можно дольше. Когда моргнешь, закрой глаза и расслабься, представив, что ты спишь.

8. «Массаж». Закрой веки и аккуратно помассируй глаза пальчиками.

9. «Далеко-близко». Сфокусируй взгляд сначала на предмете, который находится в противоположном конце комнаты (шкаф, классная доска и т.п.) и смотри на него в течение 10 секунд. Затем медленно переведи взгляд на ближний предмет (например, на свой палец) и также смотри на него 10 секунд.

10.«Фокус». Смотри, не отрывая взгляда, на движущийся предмет (свою руку). При этом рука должна быть видна четко, а все остальные предметы вдалеке – размыто. Затем сфокусируй взгляд, наоборот, на предметах заднего плана.

11.«Сон». Закройте и расслабьте глаза, будто собираетесь спать. Подумайте о чем-нибудь приятном


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гигиена зрения. Предупреждение близорукости Казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Учитель: Лысых В.А.

Слайд 2

Близорукость - болезнь, при которых человек хорошо видит вблизи, но плохо видит вдали При близорукости изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Этим и вызвано плохое зрение человека.

Слайд 3

Так видит мир близорукий человек

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НОШЕНИЯ КОНТАКТНЫХ ЛИНЗ 1. Гигиена Прежде чем надеть линзы, необходимо тщательно вымыть руки с мылом, руки нужно насухо вытереть полотенцем, полотенце лучше использовать такое, от которого меньше ворсинок остается на коже рук. 2. Контактные линзы и макияж Для девушек – одевать контактные линзы до нанесения макияжа. Снимать же, контактные линзы нужно до снятия макияжа, очень аккуратно, стараясь чтобы частички косметики не попали на линзу. 3. Контактные линзы и аэрозоли При распылении аэрозолей, лаков для волос, духов, обязательно закрывайте глаза.

Слайд 6

4. Контактные линзы и плавание Нельзя плавать в контактных линзах и мыться в душе. 5. Ограничения и противопоказания на ношение контактных линз Не носить линзы при болезни. 6. Никогда не промывайте линзы обычной водой! 7. Линзы необходимо менять по истечению их срока 8. Нельзя спать в линзах 9 Линзы необходимо хранить в специальном растворе

Слайд 7

Умственное перенапряжение, порождающее напряжение глазных нервов и мышц, неправильное освещ. Частые стрессы. Чтение в положении лежа, а также в транспорте. 4.Вредные привычки, например, курение и злоупотребление алкоголем. Наследственность Работа за компьютер.

Слайд 8

Читайте при хорошем освещении — достаточном для ясного восприятия букв, без всматривания. Причем свет при письме должен исходить у правши — слева, у левши — справа.

Слайд 9

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 1. « Жмурки» Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.

Слайд 10

2.«Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка – быстро и легко.

Слайд 11

3.«Светофор» Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор .

Слайд 12

4. «Вверх-вниз» Посмотри сначала вверх, затем вниз, не наклоняя головы. «Часики» Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-так». Повтори это упражнение 20 раз.

Слайд 13

6.«Крестики-нолики» Нарисуй глазами большой круг по часовой стрелке, а затем – против. Теперь нарисуй крестик: сначала посмотри вправо вверх, потом влево вниз, а затем наоборот, проведя взглядом две условные линии крест-накрест. 7.« Гляделки» Не моргай глазками как можно дольше. Когда моргнешь, закрой глаза и расслабься, представив, что ты спишь.

Слайд 14

8.«Массаж». Закрой веки и аккуратно помассируй глаза пальчиками. 9.«Далеко-близко». Сфокусируй взгляд сначала на предмете, который находится в противоположном конце комнаты (шкаф, классная доска и т.п.) и смотри на него в течение 10 секунд. Затем медленно переведи взгляд на ближний предмет (например, на свой палец) и также смотри на него 10 секунд.

Слайд 15

10.«Фокус». Смотри, не отрывая взгляда, на движущийся предмет (свою руку). При этом рука должна быть видна четко, а все остальные предметы вдалеке – размыто. Затем сфокусируй взгляд, наоборот, на предметах заднего плана. 11.«Сон» Закройте и расслабьте глаза, будто собираетесь спать. Подумайте о чем-нибудь приятном

Слайд 18

Берегите глаза от слишком яркого света. От солнечного света защищайте глаза солнцезащитными очками Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению .

Слайд 19

У меня все получилось, я узнал много полезной информации! Классный час был хорошим, но у меня еще остались вопросы Классный час был бесполезен. Я все это уже знал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе"

Проблема исследования: какое влияние оказывает применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе на здоровье учащихся.Цель: изучить здоровьесберегающие технологии, особеннос...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...

научная статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе

"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе»  Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья,...

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе»

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...

Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре

Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...