"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе"
методическая разработка по физкультуре по теме
Проблема исследования: какое влияние оказывает применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе на здоровье учащихся.
Цель: изучить здоровьесберегающие технологии, особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики и экспериментально доказать необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Объект: процесс обучения детей в условиях здоровьясбережения.
Предмет исследования: здоровьесбережение как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи исследования:
1)Изучить классификацию, принципы, средства, методы здоровьесберегающей технологии.
2) выявить оптимальные формы организации обучения.
3) экспериментально проверить необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_fizicheskoy_kultury.doc | 529.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов и с высоких трибун но, реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями отдельных школ и учреждениями дополнительного образования.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:
- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
- реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;
- повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
За последние годы физкультура и спорт, становятся, наиболее популярны, в нашей стране. Это связано, прежде всего, с изменением отношения к ним со стороны общества. Это и популяризация спорта в средствах массовой информации – трансляция спортивных соревнований различных видов спорта по радио и телевидению, статьи в газетах. Выпуск различной литературы спортивной направленности: книги, брошюры, различные методические и учебные пособия и т.п. С введением в действие в 1998 г. нового Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, физическая культура приобрела особую значимость.
В методике обучения физической культуре ставится задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.
Столь важная роль интереса в обучении не случайна. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности школьника и его положительного отношения к учению, к учителю, к школе, к соучастникам своей деятельности, к процессу и результатам своего труда.
Проблема формирования интереса к учению в истории русской педагогической мысли и практике обучения изучалась многими дидактами прошлого (К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. Дистервег). Изучению проблемы физического развития в обучении отводятся и современные исследования (Ф. Н. Голоболин, Н. В. Кузьмина, В. Г. Ананьева, Г. И. Щукина и многие другие).
Центральным вопросом отечественной дидактики в проблеме познавательного интереса учащихся является отыскание таких средств и методов, которые возбуждали бы их познавательный интерес, привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали бы его учение. А обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их ценные устремления и запросы, приобретала бы значительный эффект в совершенствовании учебного процесса.
Особое место мы отводим формированию физического развития младших школьников на уроках физической культуры. Интерес к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и практические задания, проведение соревнований привлекают внимание детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий спортом.
Анализ состояния современного начального физкультурного образования, актуальность проблем и вопросов, связанных с использованием занимательности в качестве стимула познавательного интереса в процессе обучения, а также анализ педагогической и психологической литературы определил тему нашего исследования: “Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной работе”.
Проблема исследования: какое влияние оказывает применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе на здоровье учащихся.
Цель: изучить здоровьесберегающие технологии, особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики и экспериментально доказать необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Объект: процесс обучения детей в условиях здоровьясбережения.
Предмет исследования: здоровьесбережение как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Задачи исследования:
1)Изучить классификацию, принципы, средства, методы здоровьесберегающей технологии.
2) выявить оптимальные формы организации обучения.
3) экспериментально проверить необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Гипотеза: предположим, что было бы, если бы не применяли здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
Нами были использованы следующие методы исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, методы математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: средняя школа № 3п.г.т. Безенчук, 4 “А” класс, учитель –Савельчев В. А. ; 4 “Б” класс, учитель – Дергачева С.М.
Работа состоит из введения, первой главы, второй главы и заключения.
В ведении доказывается актуальность нашего исследования, ставятся цель, проблема, определяются объект, предмет, задачи исследования, выдвигается гипотеза, выбираются методы и опытно-экспериментальная база исследования.
В первой главе рассматриваются здоровьесберегающие образовательные технологии, их классификация, принципы, средства, методы здоровьесберегающих технологий, средства процесса обучения.
Во второй главе описывается организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии, основные формы организации обучения, технология организации урока.
Опытно-экспериментальная работа представлена констатирующим, формирующим и контрольным этапами.
В заключении дается анализ данного исследования и его результаты.
Глава 1. Здоровьесберегающие образовательные технологии
- Классификация образовательных технологий.
Технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
В последнее время становится понятной некоторая ограниченность классно-урочной системы организации учебного процесса в связи, с чем актуальная задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.
В классификации образовательных технологий, можно выделить следующие группы:
Технология управленческой деятельности.
Технологии организации учебного процесса.
Технологии организации познавательной деятельности учащихся.
Технологии воспитательной работы.
Частнопредметные технологии.
Коррекционные технологии для детей с временными затруднениями в учебе и поведении.
Коррекционные технологии для детей с проблемами в умственно и физиическом развитии.
Технология управленческой деятельности – функциональная технология, технология программно-целевого планирования, информационные технологии.
Технология организации учебного процесса – это:
а) изменение структуры учебного заведения;
б) технологии селективной дифференциации: профильные классы, классы с углубленным изучением предмета;
в) технологии организации учебного процесса: технология Дальтон, технологическая модель индивидуального обучения, технология проектов;
г) технологии реконструирования учебного материала: технология укрупнения дидактических единиц, технология реализации умственных действий(П.Я.Гальперина), технология перспективно-опережающего обучения С.Н.Лысенкова).
Технология организации познавательной деятельности учащихся- это:
а) технология личностной ориентации педагогического сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.Амонашвили, технологии развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (целостная система обучения);
б) технологии активизации и интенсификации познавательной деятельности учащихся: игровые технологии, технологии проблемного обучения, технология знаковых моделей, информационная технология, технология программированого обучения ( технологии полного усвоения материала, блочные технологии, модульные технологии), технология коллективного способа обучения;
в) технология эффективной дифференциации: технология элективной дифференциации, технология внутрипредметной дифференциации и обязательного уровня обучения.
Технология организации воспитательного процесса – коллективная творческая деятельность (объединения разных видов деятельности и сочетания форм, средств, способов действия педагогов и учащихся), игровая (освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры), технология моделирования (построение аналогов определенных фрагментов реальности для отработки правил и норм поведения детей), технология проектирования (целенаправленное проектирование новых методов, приемов и форм воспитания), технология свободного развития (предоставление ребенку свободы и самостоятельности в определении целей своего развития).
Частнопредметные технологии – технология Диалога культур, технология совершенствования общеучебных умений, технология на основе эффективных уроков, технология поэтапного обучения предмету и др.
Коррекционные технологии - собственно коррекционные (применение этих технологий позволяет ребенку догнать в развитии сверстников, компенсационные (включение ребенка в общественную жизнь возможно через формирование у него структур деятельности, которые позволяют исключить использование тех механизмов деятельности, которые восстановлены быть не могут – слух, зрение и др.), технология адаптирующей педагогики (индивидуальные адаптационные занятия, занятия по общесоматическому и сенсомоторному развитию ребенка, помогающие укреплять здоровье ребенка). Среди перечисленных технологий отсутствует термин “здоровьесберегающие технологии”, т.к. эта педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, это понятие объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающией педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Советская школа длительное время по праву считалась одной из лучших в мире. Это подтверждалось специальными исследованиям ЮНЕСКО в 1991 году. Однако уже в советской школе школьные программы повышенного уровня привели к появлению ряда отрицательных явлений, связанных, прежде всего с перегрузкой школьников. Результатом явилось то, что 2/3 выпускников выходят из стен школы с хроническими заболеваниями и отклонениями в физическом развитии.
За последние годы в стране и обществе произошли ощутимые перемены. Школа реагирует на эти изменения. Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучия в состоянии здоровья учащихся и видят решение проблемы негативного влияния школы на здоровье учащихся и педагогов в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог - медицинский работник – ученик); физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направлености) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству педагогов психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
- Принципы здоровьесберегающей педагогики
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают насущные
общественные потребности. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические
принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.
Общеметодические принципы – это основные положения, определяющие содежержание, организационные формы и методы учебного процесса в соотвествии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий.
Систематическое воздействие на организм и психику учащихся может быть успешным только в том случае, если методика применения средств здоровьесберегающего воздействия будет согласована с закономерностями этого применения.
Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи познавательного характера.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивает принцип систематичности.
Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.
Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, различных формах заданий.
Включение вариативных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные
особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий.
Принцип непрерывности выражает закономерности по построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельн6ости учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важнейшее значение имеет принцип всестороннего и гармонического развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, методика “Ледокол”, игровые технологии и др.).
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой – призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.
- Средства здоровьесберегающих технологий
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1.средства двигательной направленности;
2.оздоровительные силы природы;
3.гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные
действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих
образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.
Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Учет влияния метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменение атмосферного давления, движение и ионизация воздуха и др.) на определенные
биохимические изменения в организме человека, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности учащихся может способствовать снятию негативного воздействия обучения на школьников.
Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотеоапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию(витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год – в декабре и весной с целью укрепления памяти школьников). Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов – фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламинтированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д. обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.
Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий
С использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических
занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.
- Методы здоровьесберегающих технологий
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения (от греч. Metodos – буквально путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов:
Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
Ни одним из методов не стоит ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:
Методы обучения | специфические | общепедагогические |
Рассказ Дидактический рассказ Беседа Лекции Дискуссия Работа с книгой Демонстрация Иллюстрация Видеометод Упражнения Наглядность Лабораторный метод Практический метод Познавательная игра Методы программированного обучения Обучающий контроль Ситуационный метод Игровой метод Соревновательный метод Активные методы обучения Воспитательные, просвети- тельские и образовательные программы | + | + + + + + + + + + + |
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.
Приемы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.); информационно-обучающие(письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Использование методов и приемов зависит т многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать
Ведение специального дневника здоровья, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем.
При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время, утром сразу после сна, затем вечером –
перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитываются показатели, типичные для хорошего состояния организма, и их изменения при нарушениях режима жизни.
Самочувствие – чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил.
В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к выполняемой работе); плохое (наличие жалоб на боли, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение и другие неприятные ощущения).
Боль – защитный безусловный рефлекс. Боли сопровождаются учащением сердечных сокращений, повышением артериального давления, увеличением сахара в крови и др. При появлении болей необходимо срочно выяснить их причину (нужна консультация врача) и принять необходимые меры.
Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащегося.
В дневнике отмечают: вечером, перед сном – устал/не устал, переутомился; на следующий день – усталости нет, осталось чувство усталости и т.п.
Настроение – внутреннее душевное состояние. Обычно самочувствие и
настроение совпадают, но возможно и несоответствие между ними – удовлетворительное самочувствие при плохом настроении и т.п. Плохое настроение может быть и у здорового человека при неудачах, неприятных ощущениях, а хорошее возможно и у больного, например при хороших известиях, вызывающих положительные эмоции.
В дневник записывают: настроение хорошее, удовлетворительное, плохое.
Сон – имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Он предупреждает истощение нервных клеток, создает условия для восстановления их работоспособности. Сон ничем нельзя заменить. Он должен продолжаться 9 – 10 часов. В жизни школьников важное значение имеет организация сна. Эффективность сна зависит от соблюдения ряда гигиенических правил: ужинать полагается за 2 – 3 часа до сна; полезна прогулка (20-30 мин.) перед сном; спать надо с открытым окном или форточкой и в крайнем случае в хорошо проветренном помещении; не кутаться.
Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной. Периодичность подразумевает вполне определенное время отхода ко сну и подъема – это вырабатывает привычку сразу просыпаться в конкретное время, а также быстро и крепко засыпать именно в указанное время. Продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижается работоспособность, быстрее наступает утомление, возникает переутомление. По свидетельству французских исследователей установлено, если в начальных классах дети спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учебе.
Бессонница или повышенная сонливость часто являются одним из признаков наступившего переутомления. После такого сна не ощущается бодрости, появляется чувство разбитости, вялость. В дневник записывается продолжительность, качество сна, а также причины его нарушения.
Аппетит – это один из признаков нормальной жизнедеятельности организма. Ослабление аппетита, его отсутствие могут быть при заболеваниях, а также в результате утомления или болезненного состояния. Для нормальной жизнедеятельности организма имеет значение состав пищи и соблюдение определенных гигиенических правил. Прием пищи в одно и то же время вызывает аппетит, улучшает работу пищеварительных желез, способствует выделению желудочного сока, благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается.
В дневнике здоровья в графе «Аппетит» записывают: хороший, удовлетворительный, плохой, отсутствует.
Пищеварение и аппетит взаимосвязаны. Расстройство пищеварения у здорового человека может быть одним из признаков недостаточного восстановления организма, переутомления.
В дневнике записывают: нормальный стул, запор, понос, изжога, отрыжка и др.
Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления. В дневник записывают: повышенная, обычная, пониженная.
Педагоги являются организаторами самоконтроля и поэтому должны хорошо знать его особенности. Они проводят беседы с учениками о значении самонаблюдений для сохранения здоровья, для соблюдения правильного режима дня, указывают на недопустимость появления вредных привычек. Рассказывают о сущности каждого показателя, о его благоприятных и неблагоприятных изменениях, путях исправления возникших отклонений. Изучив динамику результатов за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у учащихся.
Обучение – это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний, умений и навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровьесбережении и научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь свое собственное здоровье, так и здоровье окружающих людей.
Глава 2. Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу. На этом фоне важна и правильная организация учебной деятельности.
На практике существуют и применяются несколько различных видов обучения. Наиболее распространены в деятельности нашей школы: традиционное и развивающее обучение.
Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика, которая способствует возникновению глубокого переутомления у учащихся, как в конце учебного дня, так и в конце учебного года.
В системе технологий развивающего обучения весь процесс обучения выстраивается через совместную деятельность педагога и учащихся. В отличие от традиционного обучения технологии развивающего обучения отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики.
2.1. Основные формы организации обучения.
История развития школы раскрывает различные системы обучения, в которых предпочтение отдавалось различным формам организации: индивидуально-групповой, взаимообучения, бригадное обучение, наиболее распространенная форма обучения – классно-урочная, возникшая в ХУП веке. В современной школе классно-урочная форма обучения – основная. Она предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены.
Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом относительно постоянной по составу группой учащихся (класс) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. В нашей стране уроки имеют 40-45 минутную продолжительность (кроме учащихся первых классов).
В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации уроков:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
Классификация по основному способу проведения подразделяет их на уроки:
- в форме беседы;
- в форме лекции;
- в форме экскурсии;
- самостоятельной работы учащихся;
- лабораторных и практических работ;
- сочетания различных форм занятий.
Если же за основу классификации берутся основные этапы учебного процесса, выделяют уроки таких типов:
-вводные;
-первичного ознакомления с материалом;
- образования понятий, установления законов на практике;
- повторения и обобщения;
- контрольные;
- смешанные или комбинированные.
В бесконечном потоке множества уроков можно отметить известную повторяемость и вычленить структуры уроков, встречающихся чаще других. Таким образом, определяются структуры уроков различных типов:
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых умений;
4) уроки обобщения и систематизации;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6) уроки практического применения знаний, умений.
Задачи урока, его содержание и структура, методы обучения – все это должно быть направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Современный учитель свободен в своем выборе построения урока. Важно, чтобы была достигнута главная цель обучения.
2.2. Технология организации урока.
Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и сниженной сопротивляемости организма, ведет к повышенной заболеваемости. Поэтому все мероприятия, направленные на укрепление здоровья и закаливание учащихся этого возраста, приобретают особое значение.
Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного и продленного дня без учета возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм оздоровительно-физкультурной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение учебного дня, недели, года. Это в свою очередь, вызывает рост заболеваний опорно-двигательного и сердечнососудистого аппаратов, снижение иммунитета и как следствие рост простудных и инфекционных заболеваний.
Глава 3. Описание опытно-экспериментальной работы и ее результаты.
В теоретической главе мы рассмотрели принципы, средства, методы, структуру здоровьесберегающих технологий и выявили, что здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьникам возможность сохранения и улучшения здоровья за период обучения в школе, формируют у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.
Уровень физического развития и состояние здоровья оказывают огромное влияние на развитие умственной работоспособности школьника.
Мы признаем, что здоровьесберегающие технологии – значительный фактор обучения, позволяющий ребенку сохранить свое здоровье и научиться правильно, использовать свое свободное время в период обучения и во внеурочное время.
С этой целью мы рассмотрели основные формы организации обучения и технологии организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики.
Рассмотрев, здровьесбережение мы пришли к выводу, что эти технологии можно использовать как средство сохраняющее здоровье школьников, повышение их работоспособности на занятиях физкультурой.
Для того, чтобы проверить возможность использования здоровьесберегающих технологий как средство сохранения и укрепления здоровья на уроках физкультуры, мы провели опытно-экспериментальную работу.
Базой нашего исследования мы выбрали 4 «а» и 4 «б» классы средней школы
№ 3 п.г.т. Безенчук (4 «б» - контрольный класс, 4 «а» - экспериментальный класс).
Основной метод нашего исследования – экспериментальный. Наша опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов.
1 этап – констатирующий эксперимент.
Цель: изучить начальный уровень развития познавательных интересов младших школьников на уроках физкультуры; определить уровень физической подготовленности.
Содержание констатирующего эксперимента: определение уровня теоретических знаний по физкультуре и спорту посредством проведения анкеты и определения уровня физической подготовленности учащихся посредством проведения спортивных состязаний «Веселые старты».
Содержание анкеты
Наша анкета состояла из следующих вопросов:
1. Среди учебных предметов, которые я перечислю, поставите ли вы физкультуру на первое место?
(русский, чтение, труд, рисование, физкультура)
2. Нравится ли вам работать самостоятельно на уроках физкультуры?
3. Часто ли вы поднимаете руку на уроке, чтобы ответить на теоретические вопросы на уроке физкультуры?
4. Нравится ли вам выполнять трудные упражнения?
5. Умеете ли вы сами придумывать упражнения, игры по физкультуре?
6. Нравятся ли вам интересные задания, игры на уроке физкультуры?
7. Нравится ли вам выполнять домашние задания по физкультуре?
8. Домашние задания по физкультуре вы обычно выполняете самостоятельно?
9. Выполняете ли вы спортивные задания дома, кроме тех, что задают в школе?
10. Если бы в вашей школе были спортивные секции, посещали бы вы их?
За каждый ответ «да» мы ставили 5 баллов, за ответ «нет» - 0 баллов. Результаты анкеты констатирующего эксперимента мы поместили в таблицы 1 и 2.
4 «б» класс (контрольный), школа № 3, учитель Дергачева С.М.
Таблица № 1
Показатель уровня познавательного интереса
учащихся на уроках физкультуры.
4 «б» класс
Фамилия, имя учащихся | Номер вопроса | Общее количество баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Веретельникова Ксения | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 0 | 15 баллов |
Горбачева Настя | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Дарошенко Юля | 5 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 30 баллов |
Жук Галя | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 15 баллов |
Андриец Коля | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Макеева Света | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Ахмедов Алеша | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Середина Настя | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 35 баллов |
Ряднов Денис | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 20 баллов |
Сахтеров Никита | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Унгуряну Маша | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Языков Максим | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 30 баллов |
Варго Илья | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 25 баллов |
Василенко Стас | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 45 баллов |
Холунова Лена | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 45 баллов |
Гаврилов Витя | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 30 баллов |
Дудников Никиты | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Гершфельд Ксения | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 45 баллов |
Полюхов Никита | 0 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 30 баллов |
Назаренко Олеся | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 40 баллов |
Соловьева Вероника | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 0 | 25 баллов |
Проценко Роман | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 30 баллов |
Соплякова Оля | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Мукасеев Влад | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 20 баллов |
Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:
- высокий уровень – 40-50 баллов
- средний уровень – 30-35 баллов
- низкий уровень – 25-0 баллов
Из 24 человек:
- высокий уровень - 8 человек – 33,3 %
- средний уровень – 10 человек – 41,7 %
- низкий уровень – 6 человек - 25 %
Таким образом, из результатов анкеты можно сделать вывод, что у учащихся 4 «б» класса (контрольного) средний уровень развития познавательных интересов.
4 «а» класс (экспериментальный), школа №3, учитель Савельчев В.А.
Таблица № 2
Показатель уровня развития познавательных интересов учащихся на уроках физкультуры.
4»а» класс
Фамилия, имя учащихся | Номер вопроса | Общее количество баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Васильева Алена | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 0 | 0 | 15 баллов |
Баринов Саша | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 20 баллов |
Еремина Даша | 0 | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 0 | 25 баллов |
Башкатов Сергей | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Зайчикова Юля | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 15 баллов |
Исмагулова Настя | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Кравченко Катя | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 30 баллов |
Курышкина Оля | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 45 баллов |
Василькин Иван | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Новикова Лера | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Пергаева Алина | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 40 баллов |
Попова Ксения | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Семина Полина | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Сибаторова Альбина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 45 баллов |
Даниленко Павел | 0 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 30 баллов |
Ивачев Антон | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 0 | 30 баллов |
Солдусова Юля | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 45 баллов |
Исаев Максим | 5 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 30 баллов |
Фролова Даша | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 30 баллов |
Шатова Настя | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Кащеев Дима | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Юрченко Оля | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 30 баллов |
Лобанов Илья | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 35 баллов |
Колесник Катя | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 35 баллов |
Титюнов Елизар | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Чернов Данил | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 0 | 25 баллов |
Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:
Всего -26 человек:
- высокий уровень - 8 человек – 30,77 %
- средний уровень – 13 человек - 50 %
- низкий уровень – 5человек – 19,23 %
4 «а» экспериментальный 4 «б» контрольный
Рис. 1. Диаграмма показателей уровней развития познавательных интересов учащихся 4 «а» и 4 «б» классов на уроке физической культуры до эксперимента.
При сравнении результатов анкеты (см. рисунок 1) видно, что общий уровень развития познавательных интересов учащихся ( в контрольном экспериментальном классах) примерно одинаков. Учащиеся обоих классов находятся приблизительно на одном уровне развития познавательных интересов. Результаты показали, что уровень развития познавательных интересов учащихся ( экспериментального и контрольного классов) на уроке физической культуры – средний.
Анализ анкеты показал, что большинство учащихся ставят физкультуру на первое место ( 20 учащихся из 24 в контрольном классе, и 22 и 26 в экспериментальном) ; нравится работать самостоятельно на уроке (16из 26 в контрольном классе, и 17 из 26 в экспериментальном); принимают активное участие на уроке (11 из 24 в контрольном классе, и 15 из 26 в экспериментальном); нравится выполнять трудные упражнения (9 из 24 по анкете) в контрольном классе, и 8 из 26 в экспериментальном); умеют сами придумывать упражнения и игры по физкультуре (16 из 24 в контрольном классе, и 18 из 26 в экспериментальном); нравятся интересные задания, игры на уроке физкультуры (22 из 24 в контрольном классе, и 25 из 26 в экспериментальном); нравится выполнять домашние задания (12 из 24 в контрольном, и 12 из 26 в экспериментальном классах); выполняют домашнее задание самостоятельно (20 из 24 в контрольном, и 22 из 26 в экспериментальном классах); выполняют дома дополнительно упражнения кроме тех, что задают в школе (16 из 24 в контрольном классе, и 16 из 26 в экспериментальном); если бы в школе были спортивные секции,
то в них стали бы ходить (16 из 24 в контрольном классе, и 16 из 26 в экспериментальном).
В результате анализа анкеты, мы выявили недостаточное развитие познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры.
Недостаточный уровень физического развития виден и на практике. Участвуя в соревнованиях, дети не всегда точно и правильно выполняют предложенные задания, выполняют медленно и быстро устают. Вследствие чего теряют интерес к соревнованиям и к физической культуре вообще. Это можно видеть на примере проведения спортивного состязания «Веселые старты»
Эстафеты в спортивном состязании:
- «Визитка»;
- « Спортивная ходьба»
- «Игольное ушко»
- «Змейка»
- «Ведение мяча»
«Зоологические забеги»:
- «Пингвин»
- «Тараканьи бега»
- «Кенгуру»
- «Теннисный мяч»
- «Фитбол»
- «Челночный бег»
- «Перетягивание каната»
Предложенные нами эстафеты мы оценивали по бальной шкале в соответствии со следующими критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся. При оценке «Веселых стартов», включающих 12 эстафет ставятся баллы:
«2» балла ставится, если класс выиграл эстафету,
«0» баллов ставится, если класс проиграл,
«1» балл ставится, если ничья.
Результаты спортивных состязаний «Веселые старты» мы поместили в таблицу № 3.
Таблица №3
Результаты спортивных состязаний «Веселые старты»
№ п/п | Эстафеты | 4а | 4б |
1 | «Визитка» | 2 | 0 |
2 | «Спортиная ходьба» | 0 | 2 |
3 | «Игольное ушко» | 0 | 2 |
4 | «Змейка» | 2 | 0 |
5 | «Ведение мяча» | 0 | 2 |
6 | «Пингвин» | 1 | 1 |
7 | «Тараканьи бега» | 2 | 0 |
8 | «Кенгуру» | 0 | 2 |
9 | «Теннисный мяч» | 0 | 2 |
10 | «Фитбол» | 1 | 1 |
11 | «Челночный бег» | 2 | 0 |
12 | «Перетягивание каната» | 1 | 1 |
ИТОГО : | 11 | 13 | |
Место | II | I | |
Выводы об уровне физического развития:
- высокий уровень - 1 место
- средний уровень – 2 место
Из двух команд:
- высокий уровень - 4 «б» класс
- средний уровень – 4 «а» класс
Из результатов соревнования видно, что у учащихся контрольного класса преобладает высокий уровень физического развития, так как они заняли 1 место.
При сравнении результатов «Веселых стартов» (см. табл 3) видно, что общий уровень физического развития учащихся (в контрольном и экспериментальном классах) примерно одинаков. Учащиеся обоих классов находятся приблизительно в одинаковой форме физического развития. Результаты показали, что уровень физического развития учащихся экспериментального и контрольного классов примерно одинаков.
4А
4Б
Рис. 2. График показателей физического развития учащихся контрольного и экспериментального классов до эксперимента.
В результате проведения нами констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классах, мы выявили недостаточное физическое развитие учащихся на уроках физкультуры и недостаточную сформированности у учащихся физических качеств: сила, быстрота, ловкость.
2 этап – формирующий эксперимент.
Цель: развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости и формирование
Содержание формирующего эксперимента: на этом этапе эксперимента мы использовали упражнения, игры, которые развивают физические качества.
В нашей работе мы приводим несколько конспектов этих уроков
2 урок IV четверть (4а)
Тема: Отработка техники метания малого мяча.
Цель: формирование умения метания малого мяча.
Задачи: - совершенствование техники упражнений с мячами;
- развивать координацию движений в пространстве;
- развивать силу рук;
- учить метанию в цель;
- воспитание товарищества, взаимопомощи посредством игры;
Инвентарь: мячи, лавочка.
Место занятий: спортивный зал
Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, дифференцированного обучения.
Содержание | Доз./ мин. | Организационно-методические указания |
1 | 2 | 3 |
1 Подготовительная часть 1.Построение, рапорт, приветствие. 2. Задачи на урок 3. Беседа 4. Ходьба 5. Бег 6. Ходьба 7. Строевые упражнения 8. ОРУ 2.Основная часть 1. Метание и ловля мяча 2. Развитие силы рук 3. Метание в цель 4. Челночный бег 3х10 с кубиками 5. Эстафета | 10 25 | Внимание! Класс, равняйсь! Смирно! Вольно !Лопатки сведены, смотреть вперед, наличие с/формы, выявление больных На уроке будете совершенствовать технику упражнений с мячами; развивать координа- цию движений в пространстве; развивать силу рук; метать в цель. Повторение требований к одежде на занятиях на спортплощадке ; правильное дыхание при ходьбе и беге. С сохранением правильной осанки; с движениями головы, рук, туловища; разновидности бега. В медленном темпе Правильное дыхание - построение в шеренгу и в колонну по одному; повороты переступанием; на месте - удары мяча об пол и ловля; - метание с места на заданное расстояние; - сгибание и разгибание рук в упоре о стену; - метание в вертикальную цель с мета (расстояние 3-4м)- девочки; 5-6м –мальчики. 3х10 с кубиками С передачей палочки ( команды сидят на скамейках(оббегают стойки) |
3.Заключительная часть 1.Построение 2.Итог урока 3. Домашнее задание 4. Прощание | 5
| Класс, становись! - Что нового узнали на уроке? Какие упражнения понравилось выполнять? - водные процедуры, закаливание; - техника прыжков «ножницы». - Урок окончен. До свидания! |
(Та же тема, но в 4б меньшая нагрузка.)
2 урок 1У четверть (4б)
Тема: Отработка техники метания малого мяча.
Цель: формирование умения метания малого мяча.
Задачи: - совершенствование техники упражнений с мячами;
- развивать координацию движений в пространстве;
- развивать силу рук;
- учить метанию в цель;
- воспитание товарищества, взаимопомощи посредством игры;
Инвентарь: мячи, лавочка.
Место занятий: спортивный зал
Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, дифференцированного обучения.
Содержание | Доз./ мин. | Организационно-методические указания |
1 | 2 | 3 |
1 Подготовительная часть 1.Построение, рапорт, приветствие. 2. Задачи на урок 3. Беседа 4. Ходьба 5. Бег 6. Ходьба 7. Строевые упражнения 8. ОРУ П.Основная часть 1. Метание и ловля мяча 2. Развитие силы рук 3. Метание в цель 4. Челночный бег 3х10 с кубиками 5. Эстафета | 10мин 25мин | Внимание! Класс, равняйсь! Смирно! Вольно !Лопатки сведены, смотреть вперед, наличие с/формы, выявление больных На уроке будете совершенствовать технику упражнений с мячами; развивать координа- цию движений в пространстве; развивать силу рук; метать в цель. Повторение требований к одежде на занятиях на спортплощадке ; правильное дыхание при ходьбе и беге. С сохранением правильной осанки; с движениями головы, рук, туловища; разновидности бега. В медленном темпе Правильное дыхание - построение в шеренгу и в колонну по одному; повороты переступанием; на месте - удары мяча об пол и ловля; - метание с места на заданное расстояние; - сгибание и разгибание рук в упоре о стену; - метание в вертикальную цель с мета (расстояние 3-4м)- девочки; 5-6м –мальчики. 3х10 с кубиками С передачей палочки ( команды сидят на скамейках(оббегают стойки) |
Ш.Заключительная часть 1.Построение 2.Итог урока 3. Домашнее задание 4. Прощание | 5 мин
| Класс, становись! - Что нового узнали на уроке? Какие упражнения понравилось выполнять? - водные процедуры, закаливание; - техника прыжков «ножницы». - Урок окончен. До свидания! |
В процессе наблюдения за учащимися 4-а класса на уроке физкультуры мы пришли к выводу, что именно постоянные занятия физическими упражнениями, небольшие соревнования и игры активизируют деятельность учащихся на уроке; в процессе игры и ОРУ у детей вырабатывается физические навыки и качества, развивается организм и появляется стремление к знаниям и желание систематически заниматься спортом.
Увлекшись, дети не замечали, что учатся, познают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний и представлений, развиваются физически. Даже самые пассивные дети активно включались в игры и занимательные задания с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.
Во время проведения игр и занимательных упражнений, соревнований дети были внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Включение игр и дополнительных теоретических заданий в уроки физкультуры и проведение дополнительных занятий и внеклассных мероприятий сделало процесс обучения более интересным, создало у детей бодрое рабочее настроение, способствовало преодолению трудностей.
3 этап – контрольный эксперимент.
Цель: проверить сформированность познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры в экспериментальном и контрольном классах.
Содержание контрольного эксперимента: определение уровня развития познавательных интересов учащихся посредством проведения анкеты и определения уровня физического развития посредством проведения «Викторины» и спортивных состязаний «Веселые старты».
Содержание и критерии оценки анкеты см. в констатирующем эксперименте.
Результаты анкеты контрольного эксперимента в контрольном и экспериментальном классах мы поместили в таблицы 5, 6.
4 «б» (контрольный), школа № 3 учитель Дергачева С.М.
Таблица № 5
Показатель уровня развития познавательных
интересов учащихся на уроках физкультуры.
4 «б» класс
Фамилия, имя учащихся | Номер вопроса | Общее количество баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Веретельникова Ксения | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 0 | 15 баллов |
Горбачева Настя | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 40 баллов |
Дарошенко Юля | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 30 баллов |
Жук Галя | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 15 баллов |
Андриец Коля | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Макеева Света | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Ахмедов Алеша | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Середина Настя | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 35 баллов |
Ряднов Денис | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 20 баллов |
Сахтеров Никита | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Унгуряну Маша | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Языков Максим | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 30 баллов |
Варго Илья | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 25 баллов |
Василенко Стас | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 45 баллов |
Холунова Лена | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 баллов |
Гаврилов Витя | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Дудников Никиты | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 30 баллов |
Гершфельд Ксения | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 45 баллов |
Полюхов Никита | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 30 баллов |
Назаренко Олеся | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 40 баллов |
Соловьева Вероника | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 0 | 25 баллов |
Проценко Роман | 5 | 0 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 30 баллов |
Соплякова Оля | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Мукасеев Влад | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 0 | 0 | 20 баллов |
Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:
Всего 24 человека:
- высокий уровень - – 8 человек – 33,3%
- средний уровень –10 человек -41,7%
- низкий уровень – 6 человек – 25%
Таким образом, из результатов анкеты контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся 2 «б» класса (контрольного) средний уровень развития познавательных интересов остался на том же уровне, что и в результате проведения анкеты констатирующего эксперимента.
4 «а» класс (экспериментальный), школа №3, учитель Савельчев В.А.
Таблица 6
Показатель уровня развития познавательных
интересов учащихся на уроках физкультуры.
4»а» класс
Фамилия, имя учащихся | Номер вопроса | Общее количество баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Васильева Алена | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 35 баллов |
Баринов Саша | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 30 баллов |
Еремина Даша | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 30 баллов |
Башкатов Сергей | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 баллов |
Зайчикова Юля | 5 | 0 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 35 баллов |
Исмагулова Настя | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 баллов |
Кравченко Катя | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 40 баллов |
Курышкина Оля | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 баллов |
Василькин Иван | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 45 баллов |
Новикова Лера | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 баллов |
Пергаева Алина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 45 баллов |
Попова Ксения | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 баллов |
Семина Полина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 баллов |
Сибаторова Альбина | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 баллов |
Даниленко Павел | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 баллов |
Ивачев Антон | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 40 баллов |
Солдусова Юля | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 баллов |
Исаев Максим | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 40 баллов |
Фролова Даша | 5 | 5 | 5 | 0 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Шатова Настя | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 баллов |
Кащеев Дима | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 баллов |
Юрченко Оля | 5 | 0 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 40 баллов |
Лобанов Илья | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 45 баллов |
Колесник Катя | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 40 баллов |
Титюнов Елизар | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 45 баллов |
Чернов Данил | 5 | 5 | 5 | 5 | 0 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 45 баллов |
Выводы об уровне развития познавательных интересов учащихся на уроке физкультуры:
Всего -26 человек:
- высокий уровень - 22 человека – 84,6%
- средний уровень – 4 человека – 15,4 %
- низкий уровень – 0 человек – 0 %
Сравнительные данные результатов анкеты констатирующего и контрольного экспериментов 4 «б» класса (экспериментального) занесены в таблицу 7.
Таблица 7
Число учащихся | Число учащихся (в %) | |||||
уровни | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
классы | ||||||
4 «а» класс до формирующего эксперимента | 5 чел | 13 чел | 8 чел | 19,23% | 50% | 30,77% |
4 «а» класс после формирующего эксперимента | 0 чел | 4 чел | 22 чел | 0% | 15,4% | 84,6% |
Сравнивая результаты анкеты констатирующего и контрольного экспериментов по таблице 7 мы пришли к выводу, что в результате все 26 учащихся на вопрос «Нравится ли вам делать домашнее задание по физкультуре?» ответили «да» до проведения формирующего эксперимента 12 из 26 учащихся, после его проведения 22 из 26 учащихся; на вопрос: «Домашнее задание по физкультуре вы обычно делаете самостоятельно?», ответили «да» до проведения формирующего эксперимента 22 из 26 учащихся, после его проведения 24 из 26 учащихся; на вопрос «Выполняете ли вы спортивные задания дома, кроме тех, что задают в школе?», до проведения формирующего эксперимента ответили «да» 16 из 26 учащихся класса, после его проведения 20 из 26 учащихся класса; на последний вопрос: «Если бы в вашей школе были спортивные секции, посещали бы вы их?», ответили «да» до проведения формирующего эксперимента 16 из 26 учащихся, после проведения 24 из 26 учащихся.
Анализ анкеты нам также показал, что в результате проведения формирующего эксперимента уровень развития познавательных интересов учащихся значительно повысился.
Таблица № 8
Результаты спортивных состязаний «Веселые старты»
№ п/п | Эстафеты | 2а | 2б |
1 | «Визитка» | 2 | 0 |
2 | «Спортиная ходьба» | 2 | 0 |
3 | «Игольное ушко» | 2 | 0 |
4 | «Змейка» | 2 | 0 |
5 | «Ведение мяча» | 2 | 0 |
6 | «Пингвин» | 1 | 1 |
7 | «Тараканьи бега» | 2 | 0 |
8 | «Кенгуру» | 2 | 0 |
9 | «Теннисный мяч» | 1 | 1 |
10 | «Фитбол» | 2 | 0 |
11 | «Челночный бег» | 2 | 0 |
12 | «Перетягивание каната» | 2 | 0 |
ИТОГО : | 22 | 2 | |
Место | II | I | |
Выводы об уровне физического развития:
- высокий уровень - 1 место
- средний уровень – 2 место
Из двух команд:
- высокий уровень - 2 «а» класс
- средний уровень – 2 «б» класс
Из результатов соревнования видно, что у учащихся экспериментального класса преобладает высокий уровень физического развития, так как они заняли 1 место, набрав 22 очка; они значительно превосходят соперников по физическому развитию.
При сравнении результатов «Веселых стартов» (см. табл 3) видно, что общий уровень физического развития учащихся (в контрольном и экспериментальном классах) примерно одинаков. Учащиеся обоих классов находятся приблизительно в одинаковой форме физического развития. Результаты показали, что уровень физического развития учащихся экспериментального и контрольного классов примерно одинаков.
Сравнивая результаты уровня физической подготовленности констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы пришли к выводу, что уровень физического развития учащихся 4 «а» класса (экспериментального) повысился в результате проведения формирующего эксперимента.
4А класс
4Б класс
Рис. 3. График показателей физического развития учащихся контрольного и экспериментального классов после эксперимента.
Анализ результатов исследования показал, что в результате проведения формирующего эксперимента в экспериментальном классе повысил уровень познавательного интереса учащихся и уровень физической подготовленности учащихся в ходе формирующего эксперимента, мы провели серию уроков, в которые включили занимательную физкультуру. Это позволило нам сделать вывод, что занимательная физкультура в начальной школе выступает как эффективное средство развития познавательных интересов младших школьников на уроке физической культуры и как средство формирования уровня физического развития учащихся.
Заключение
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы изучить здоровьесберегающие технологии, особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики и экспериментально доказать необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры и во внеклассной учебной работе для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
В первой главе мы рассмотрели здоровьесберегающие образовательные технологии, их классификация, принципы, средства, методы здоровьесберегающих технологий, средства процесса обучения.
Во второй главе описывается организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей технологии, основные формы организации обучения, технология организации урока.
Опытно-экспериментальная работа представлена констатирующим, формирующим и контрольным этапами.
В заключении дается анализ данного исследования и его результаты.
В первой главе мы рассмотрели мотивы учения младших школьников, потребности и познавательные интересы в учении и выявили, что познавательные мотивы составляют одну из групп мотивации учения, она выражает прямое отношение к познанию – предмету учения. Наиболее значимыми в ней являются познавательные интересы и потребности. Чтобы содействовать в учебном процессе встречному движению ученика, учителю следует опираться на познавательный интерес как сильное средство и как внутренний мотив деятельности. Для этого важно знать психологическую природу интереса, соблюдать условия его проявления и укрепления, вводить необходимую стимуляцию познавательных интересов, знать и запечатлевать показатели и проявления познавательного интереса учащихся на уроках, анализировать их в целях улучшения последующей деятельности учащихся.
Во второй главе мы рассмотрели методы, средства и формы обучения физкультуре младших школьников, выявили значение и сущность, а также особенности использования игр, проведение различных соревнований и экспериментально доказали эффективность использования этих приемов как средства развития . В результате опытно-экспериментальной работы мы установили, что игровая деятельность на уроке и проведение различных внеклассных спортивных мероприятий является эффективным средством развития познавательных интересов младших школьников и их физического развития.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что упражнения, игры, задания по физкультуре могут доставлять детям удовольствие, служить средством разумного отдыха, содействовать развитию физических способностей, силы и быстроты, выносливости, содействовать формированию физических качеств и навыков. Надо только умело подбирать физические упражнения и задания, чтобы они вызывали интерес у младших школьников, а возбудить интерес к занятиям физкультурой и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре.
Литература
1.Байбородова Л.В., Бутин И.М.,Леонтьева Т,Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод.. – М.,2004.
2.Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры :Учеб.пособие для ин-тов физ.культ. – М., 1982 .
3. ГугинА.А. Уроки физической культуры в 1-3 классах. В помощь учителю. 2-е изд., испр. И доп. – М.,1977.
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004
5. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы: Методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование.-2-е изд., испр.- М.:ВАКО,2005
6.Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1999.
7. Фурманов А.Г. оздоровительная физическая культура: Учеб.. для студ. Высш. Учеб. заведений / А.Г.Фурманов, М.Б.Юспа. – Мн., 2003
8. Физическая культура: учеб.для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. учреждений /М.Я. Виленский, И.М.Туревский и др.; Под ред. М.Я. Виленского.- М.:Просвещение,2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по здовьесберегающим технологиям на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке. В...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Автор: Попович Елена Владимировна, учитель физической культуры МАОУСОШ №72.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ....
научная статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе
"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья,...
Обобщение опыта работа по теме: " Использование здоровьесберегающих технологий на уроке физической культуры в системе работы Калугиной А.П"
СОДЕРЖАНИЕ Введение1. Теоретический аспект. Здоровьесберегающие образовательные технологии1.1. Классификация образовательных технологий1.2. Принципы здоровьесберегающей педагогики1.3. Методы здор...
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе»
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры. Внеклассное мероприятие «Гигиена зрения. Предупреждение близорукости»
Много глазных заболеваний. Самыми распространенными заболеваниями глаз является - близорукость. О ней и пойдет речь на нашем мероприятии...
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...