Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре
Цель данной работы: Поиск, применение и диагностика для обеспечения успешного усвоения учащимися нашей школы двигательных навыков.
Обучение детей навыкам самоконтроля и самосовершенствования.
1. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
2. Определение особенностей двигательного развития учеников нашей школы.
3. Определение факторов и мотивов, влияющих на успешное развитие двигательных качеств.
Подбор, изучение и корректировке тестов для определения степени развития двигательных качеств у школьников. Создание системы оценки качества используемых технологий в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие двигательных качеств на уроках
физической культуры.
г. Троицк Челябинская область МБОУ СОШ№5 имени А.В.Гусака
Преподаватель высшей квалификационной категории по физической культуры.
Шульдякова Юлия Сергеевна
Актуальность выбранной темы.
Цель и задачи.
В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и др.) идёт значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении уровня физической подготовленности.
Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? На сколько они зависят от наследственных и средовых факторов, как поддаются тренировке? С помощью каких критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить, измерить? Каковы основные положения, средства и методы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают при изучении данной проблемы.
Цель данной работы: Поиск, применение и диагностика для обеспечения успешного усвоения учащимися нашей школы двигательных навыков.
Обучение детей навыкам самоконтроля и самосовершенствования.
- Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
- Определение особенностей двигательного развития учеников нашей школы.
- Определение факторов и мотивов, влияющих на успешное развитие двигательных качеств.
- Подбор, изучение и корректировке тестов для определения степени развития двигательных качеств у школьников. Создание системы оценки качества используемых технологий в образовательном процессе.
- Разработка методики диагностики исследовательской работы по данной теме с целью анализа исследовательской работы.
- Достижение учащимися методологической компетентности в данной области знаний как основа самореализации личности и развития её творчества.
- Для достижения поставленной цели и задач были выбраны следующие пути:
- Подбор комплекса упражнений, который учащиеся могут выполнить на каждом уроке: на силу рук – подтягивание, отжимание; на быстроту и силу ног – прыжки на скакалке; на гибкость - глубокие приседания на всей ступне; на гибкость, выносливость и силу мышц спины – поднимание туловища. При этом, следует отметить, что в зависимости от темы урока, его плотности, от пола и возраста, от индивидуальных особенностей каждого ребёнка могу варьироваться заданные упражнения и их дозировка.
- В 3-ей четверти учебного года вместо лыжной подготовки в нашей школе проходят уроки общефизической подготовки. На этих уроках мы решаем следующие задачи:
- А) Дать учащимся понятие о двигательных качествах и средствах развития двигательных способностей.
- Б) Определение степени развития двигательных качеств каждого ребёнка с помощью тестов. Но в данном вопросе не стоит забывать об индивидуальных особенностях каждого ученика. При оценке каждого теста в первую очередь рассматривается динамика роста ребёнка.
- В) Обучение ребёнка самому оценивать свои способности и умению контролировать себя, умению пользоваться приёмами саморазвития.
- 3.Подготовить ребят выпускных классов к сдаче итогового зачёта по программе «Испытай себя», а так же к итоговой аттестации по выбору предмета «Физическая культура».
- Проведение праздника «День рекордов», посвященный Дню защитника Отечества, как итог обученности и тренированности.
Проведение тестирования и корректировка результатов
в соответствии с условиями данной школы.
Проводя уроки по общефизической подготовке: обучение, закрепление, тренировка и совершенствование двигательных навыков, мы столкнулись со следующей проблемой: учителям и ученикам желательно знать уровень своей тренированности и физического развития двигательного качества. В соответствии с комплексной программой Российской Федерации и планировании уроков общефизической подготовки, мы занимаемся с детьми следующими упражнениями:
- Челночный бег 3*10 м.
- Прыжки в длину с места.
- Прыжки на скакалке за минуту на максимальное количество раз.
- Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» - отжимание на максимальное кол-во раз.
- Приседание на полную стопу за минуту на максимальное количество раз.
- Выпрыгивание из положения «присед» с мячом за минуту на максимальное количество раз.
- Поднимание туловища из положения «лёжа» за минуту на максимальное количество раз.
- Метание малого мяча в цель.
- Метание малого мяча с отскоком на дальность.
- Подтягивание из положения «виса» на высокой перекладине (для юношей) и низкой перекладине (для девушек) на максимальное количество раз.
- Метание набивного мяча из положения «седа» на дальность (для старших классов).
Особый акцент при выполнении того или иного тестового упражнения делается для учеников 9-х и 11-х классов, которые готовятся к зачёту по программе «Испытай себя» и итоговой аттестации по выбору. Следует отметить, что при сдаче экзамена по выбору оценка контрольных тестов немного выше, чем для учеников в процессе обучения. Это объясняется тем, что контрольные упражнения для экзамена взяты в Научно-методическом центре и утверждены методистом района в АППО, менять которые, в зависимости от условий школы, мы не можем. Учеников, которые готовятся сдавать физкультуру, мы заранее предупреждаем и информируем их о том, что их физическое развитие должно быть на том уровне, при котором возможно успешно сдать итоговую аттестацию по предмету.
Примеры различия контрольных нормативов.
1.Прыжки в длину с места.
Контрольный норматив для юношей 9-х классов: 180 см; 200 см; 220 см.
Аттестационный норматив: 190 см; 210 см; 225 см.
Контрольный норматив для девушек 9-х классов: 150 см; 165 см; 180 см.
Аттестационный норматив: 175 см; 190 см; 205 см.
Контрольный норматив для юношей 11-х классов: 220 см; 235 см; 245 см.
Аттестационный норматив: 225 см; 240 см; 250 см
Контрольный норматив для девушек 11-х классов: 175 см; 185 см; 200 см.
Аттестационный норматив: 180 см; 195 см; 210 см.
2.Сгибание, разгибание рук в упоре «лёжа» - отжимание на максимальное количество раз.
Контрольный норматив для юношей 9-х классов: 28 раз; 34 раза; 39 раз.
Аттестационный норматив: 30 раз; 35 раз; 40 раз.
Контрольный норматив для девушек 9-х классов: 19раз; 24раз; 28 раз.
Аттестационный норматив: 20раз; 25раз; 30 раз.
Контрольный норматив для юношей 11-х классов: 29 раз; 39 раз; 49 раз.
Аттестационный норматив: 30 раз; 40 раз; 50 раз.
Контрольный норматив для девушек 11-х классов: 20раза; 26раз; 31раза.
Аттестационный норматив: 22раза; 27раз; 32раза
Отсюда следует, что пройти успешно итоговую аттестацию могут ученики, регулярно посещающие уроки физкультуры, работающие в полную силу и осознанно выполняющие задания учителя, а так же, желательно, занимающиеся или тренирующиеся дополнительно.
Исходя из менталитета нашей школы, мы учитывали следующие особенности:
- У нас общеразвивающая школа, где, в основном, занимаются ученики нашего микрорайона.
- Материальное положение семей нашего округа не превышает среднего, а в некоторых случаях минимального, прожиточного минимума.
- В школе имеются дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях.
- Следовательно, определённый процент контингента нашей школы имеет низкое физическое развитие вследствие:
- Не рационального питания.
- Не соблюдение режима дня школьника.
- Нехватка активного двигательного недельного режима, который поддерживает здоровье человека на нормальном физическом уровне.
- Не секрет, что сейчас идёт ослабление здоровья ребёнка. Очень много детей имеют заболевания зрения, опорно-двигательного аппарата, вегетососудистой системы. Увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Такие ученики требуют особого внимания и контроля со стороны учителей, родителей, врачей.
Учитывая все вышеперечисленные причины и следствия мя самостоятельно, руководствуясь программой, составили таблицы контрольных нормативов с 4-го по 11-ый классы для мальчиков и юношей, для девочек и девушек. Принцип составления был следующим: во всех классах параллели проводили тестирование какого-либо упражнения и из всех полученных результатов выводили: 20-25 % - «отлично»; 60 % - «хорошо»;
15-20 % - «удовлетворительно»; 5-0 % - «неудовлетворительно». Корректировку тестов мы осуществляем примерно 1раз в 2-3 года, в зависимости от возможностей школьников.
Таблицы нужны для самостоятельной оценки детей их уровня физического развития. Они выполнены в виде плакатов и выставляются на обозрение школьников в начале занятии по данной теме. Основным критерием оценки физического развития любого ученика является егодинамика роста. Для контроля динамики развития каждый учитель физического воспитания имеет индивидуальный журнал, где отражены все успехи и неудачи каждого обучаемого им школьника.
Приведём в пример самостоятельной оценки результатов, диалог:
- Маша, ты отжимание выполнила плохо – всего 9раз.
- Да, результат у меня плохой, но какая динамика роста! В прошлом году я отжималась всего 2раза.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Навстречу к ГТО» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных, успешных и здоровых граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Основные принципы, характеризующие условия, в которых должен протекать воспитательный процесс:
- связь воспитания с реальной жизнью и трудом;
- воспитание в коллективе, в команде;
- единство требований и воспитательных воздействий со стороны всех взрослых, контактирующих с ребёнком;
- сочетание требовательности с уважением к личности воспитанника;
-учёт индивидуальных особенностей каждого;
- систематичность и непрерывность воспитательного процесса;
- единство слова и дела в жизни спортивной группы, команды;
- сплочённость коллектива, его ориентацию на спортивные и нравственные идеалы.
Методы и формы воспитательной работы.
Методы воспитания выполняют роль, инструментов, с помощью которых решают все возникающие задачи. Сознание детей формируется через указание и разъяснение правил поведения на учебном занятии, во время игры, норм спортивной этики. Большое воспитательное значение имеет личный пример тренера-преподавателя.
Основной в работе тренера-преподавателя является группа методов воспитания, обеспечивающая организацию деятельности обучающихся, формирования их поведения:
- Организация чёткого контроля, за выполнением предъявляемых к группе требований дисциплинарного и поведенческого характера.
- Организационная чёткость учебного занятия, обеспечивающего формирование добросовестности и трудолюбия, и включение обучающихся в
систему взаимопомощи и взаимооценки при выполнении учебных заданий.
- Общественные поручения. Достаточно важными для группы и освобождающими тренера-преподавателя от рутинных обязанностей могут стать следующие поручения:
- контроль, за готовностью мест занятий, расстановка и уборка инвентаря;
- проверка личной гигиены и экипировки;
- новости из жизни спорта;
- разбор нарушений дисциплины, спортивной этики, конфликтов в группе;
- культурно-массовая работа - экскурсии, походы, чествование победителей, с привлечением родителей;
- систематический контроль за успехами обучающихся.
Формы организации воспитательной работы носят как групповой, так и индивидуальный характер, воспитание, как в учебном занятии, так и в моменты досуга и отдыха. Тренер-преподаватель должен побуждать обучающихся к самоанализу поступков, раскаянию в содеянных безнравственных поступках, стремлении к воспитанию эстетического вкуса и нравственного поведения и здорового образа жизни не только в период активных занятий, но и дома.
При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать выпуск стенных газет и спортивных листков, участие в различных акциях, проведение походов и тематических вечеров, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.
В воспитательной деятельности тренер- преподаватель должен привлекать родителей своих обучающихся, помогать выработать режим дня ребёнка, здоровое своевременное питание. У родителей и тренеров-преподавателей должно быть единство целей и оценок поступков ребёнка, а главное правильная реакция на оценку этих поступков. Необходим контакт с общеобразовательным учебным заведением, где чётко должны понимать важность занятий, радоваться успехам своих учеников и выступать помощниками в возможности ребёнка и учиться, и полноценно заниматься физической культурой дополнительно.
Используемая литература
- Гильмутдинов, Т.С. Методика подготовки многоборцев ГТО / Т.С. Гильмутдинов, В.А. Уваров – Йошкар-Ола, 1999.
- Даньшин Н. К. Организация и технология туризма. Донецк, 2006.
- Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000.
- Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Москва «Просвещение» 2015
- Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М., 2003. С.А. Локтев. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
- Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
- Роб Слимейкер, Рэй Браунинг. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость «Тулома» Мурманск, 2007
Гильмутдинов, Т.С. Методика подготовки многоборцев ГТО / Т.С. Гильмутдинов, В.А. Уваров – Йошкар-Ола, 1999.
- Даньшин Н. К. Организация и технология туризма. Донецк, 2006.
- Зеличенок В.Б., Никитушкип В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000.
- Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Москва «Просвещение» 2015
- Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М., 2003. С.А. Локтев. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
- Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
- Роб Слимейкер, Рэй Браунинг. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость «Тулома» Мурманск, 2007
- Раменская Т.И. «Юный лыжник» М, 2004г.
- Основы управления подготовкой юных спортсменов./ Под общ.ред. М.Я. Набатниковой. – М. 2000.
- Травин, Ю.Г. Организация и методика занятий легкой атлетикой с детьми, подростками, юношами и девушками / Ю.Г. Травин. – М.: Физкультура и спорт, 1999
- Потапкина Г.В. (под редакцией Квитова А.Н.). Нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности спортивных школ: охрана труда и безопасность занятий физической культурой и спортом: методические рекомендации. Тюмень: Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, 2010. 70 с..
12.ПьянзинА.И. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и практика физической культуры» Москва, 2004
13.Туризм и краеведение. Программы для системы дополнительного образования детей (под ред. Константинова Ю.С.). М.: Советский спорт, 2005.
14.Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции «ТВТ Дивизион» Москва, 2007
15.Никитушкин В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. – М.: Физическая культура, 2010.
16.Никитушкин В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник. – М.: Физическая культура, 2010.
17. Ярошенко В.В. Туристический клуб школьников. М.: ТЦ Сфера, 2004.
Список интернет –ресурсов:
положении лежа интервал;
перемещениями, переноской
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-201439-1360599472.jpg)
Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств на уроках физической культуры.
Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся.Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентраци...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-330627-1383367560.jpg)
Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры
В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-645552-1479640488.jpg)
Дифференцированный подход к физкультурному образованию.Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры и во внеурочное время.
Дается понятие о дифференцированном подходе к учащимся и о его актуальности. Выделяются аспекты дифференцированного подхода на уроках физической культуры.Дается информация о системе приемов организаци...
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры
Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в шко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-733850-1481102808.jpg)
Статья на тему " Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры"
Процесс воспитания двигательных качеств является одним из основных вопросов при проведении уроков физической культуры.Одно из определений физическим двигательным качествам дал Б.А....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-559609-1421136203.jpg)
Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры методом круговой тренировки в условиях сельской школы
Настоящая разработка создана в соответствии с Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И.Лях, 2005), утвержденной Министерством образования и науки РФ, и федеральны...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»
Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...