Обучение лыжным ходам.
методическая разработка по физкультуре
Предварительный просмотр:
Обучение лыжным ходам.
В настоящее время, как показывает практика, резко снизился интерес к лыжной подготовке. Одна из причин этого-монотонность урочных занятий. Найдется мало детей желающих, выполнять передвижение на лыжах кругами два урока подряд, или пробегать те же круги на время. А затем их уставших ждут следующие уроки. К тому же их экипировка довольно обременительна: большое количество сменной одежды, весьма громоздкие лыжи, которые надо нести в школу и обратно. Плюс отсутствие душа, то получаем стойкое отвращение к лыжной подготовке.
Постоянный бег кругами и сдача нормативов приводят к тому, что учащиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому и после окончания школы, выйдя на лыжную прогулку, они сразу бегут и загоняют себя впервые же 15-20 минут. Такая прогулка превращается в самоистязание, надолго отбивающая желание повторить еще раз. Это вместо того, чтобы спокойно походить по лесу, любуясь зимним пейзажем, подышать свежим воздухом, покататься с горки. Словом, получить моральное удовлетворение, дать отдохнуть нервной системе и предоставить возможность поработать физическому телу. И, как не показалось бы странным, даже этому надо учить.
Практика показывает, что человек любит то, в чем хорошо разбирается. Детей надо учить технике – правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид спорта.
Кстати, техника таких движений сохраняется на всю жизнь, а вот выносливость со временем теряется (и довольно быстро). Значит, на занятиях лыжной подготовки в школе нецелесообразно тратить много времени на развитие выносливости. Гораздо важнее обучить технике передвижения на лыжах. Кроме того, работа над техникой развивает выносливость.
Отсюда вытекает основная цель лыжной подготовки в школе: научить детей владеть разными способами передвижения на лыжах.
Задачи:
- Овладеть техникой передвижения на лыжах – лыжные ходы, спуски, подъёмы, торможение, повороты.
- Развивать интерес к занятиям на лыжах (игры на лыжах).
- Способствовать оздоровлению учащихся (пребывание на свежем воздухе – закаливание).
- Развивать выносливость.
Рассматривая передвижение на лыжах как сложный навык, обычно выделяют в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном обучении:
- Устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже);
- Определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъёмов, поворотов, торможений.
Обучение способам передвижения на лыжах предполагает по мере овладения одним способом переходить к изучению другого, совмещая обучение новому способу с дальнейшим совершенствованием предыдущего. Такая методика полностью соответствует и специфике передвижения на лыжах. На уроках лыжной подготовки передвижение на лыжах совершается в течение всего занятия, не только во время обучения тому или иному способу, но и при передвижении к месту занятий, к учебному склону, при возвращении в школу. Как правило, рельеф местности при этом бывает самым разнообразным.
Сокращение подготовительных упражнений до минимума, выполняемых на месте, и их замена специальными упражнениями, направленными на овладение отдельными элементами техники лыжных ходов, а также организация одновременного обучения ступающему шагу, повороту переступанием и скользящему шагу позволяет повысить эффективность обучения. Дает возможность учащимся быстрее приобрести навык управления лыжами, почувствовать их вес, скольжение на них, сохранять параллельное положение лыж, научиться свободному передвижению.
Классификация лыжных ходов в школьной программе.
КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Попеременные: | Одновременные: |
Четырехшажный; | Бесшажный; |
Двухшажный; | Одношажный: |
| Двухшажный. |
СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
(коньковые)
Попеременный | Одновременные: |
двухшажный. | Двухшажный; |
| Одношажный; |
| Полуконьковый; |
Последовательность обучения лыжным ходам:
Последовательность обучения лыжным ходам осуществляют, как правило, по следующей схеме:
- упражнения на месте без лыж (в разминке);
- упражнения на лыжах на месте;
- упражнения при передвижении на лыжах на учебной лыжне.
- Упражнения при передвижении на лыжах по пересеченной местности.
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД
Имитация без лыж:
- Стойка лыжника;
- Пружинистое покачивание ног;
- Имитация попеременной работы рук в одноопорном скольжении;
- Имитация работы рук в стойке лыжника;
- Из стойки лыжника перейти в одноопорное скольжение;
- Упражнение «маятник»;
- Упражнение «самокат» (учить отталкиванию с подседанием);
- Имитация на месте хода в целом;
- Шаговая имитация;
- Шаговая имитация с палками за середину;
- Прыжковая имитация.
Имитация на снегу:
- Работа без палок (учить скользящему шагу);
- Работа с палками за середину (палки горизонтально);
- Имитация хода держа палки ниже рукоятки;
- Упражнение «самокат»;
- Использование хода с палками на различном рельефе.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ БЕСШАЖНЫЙ ХОД
Учить слитной работе рук и ног. Цикл хода состоит из одновременного отталкивания и свободного скольжения:
- Имитация хода на месте;
- Локти прижаты к туловищу, отталкивание за счет наклона туловища.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ОДНОШАЖНЫЙ ХОД
(скоростной вариант)
Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками и одного скользящего шага (выполняется на два счета):
- Выполнение под счет без палок;
- Выполнение под счет с палками;
- Выполнение слитно без палок;
- Выполнение слитно с палками;
- Использование на пологом подъёме.
(основной вариант)
Цикл хода состоит из одновременного отталкивания руками и одного скользящего шага:
- Имитация на три счета;
- Маятникообразный вынос палок;
- Слитное выполнение;
- Использование на различном рельефе.
ОДНОВРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ ХОД.
Цикл хода состоит из одновременного отталкивания и двух скользящих шагов. Применяется на равнине.
- Имитация хода с остановкой в граничных позах;
- Выполнение хода на три счета;
- Имитация хода слитно;
- Использование на различном рельефе.
ПОПЕРЕМЕННЫЙ ДВУХШАЖНЫЙ КОНЬКОВЫЙ ХОД
(на лыжах)
- Без палок на хорошо укатанном пологом склоне;
- Перенос центра тяжести;
- То же с отведением носка;
- На повороте: влево – переступание левой ногой, правая – скользящим упором; вправо – переступание правой ногой, левая – скользящим упором;
- По восьмерке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Содержание и методика обучения лыжным ходам"
данная разработка "Содержание и методика обучения лыжным ходам" может быть использована при подготовке к занятиям начинающими педагогами физической культуры...
Методика обучения лыжным ходам
Овладение разнообразием способов передвижения на лыжах по пересеченной местности, выработка умения использовать эту технику в различных условиях и приобретение специальных знаний – вот основные задачи...
Методика обучения лыжным ходам и методика тренировки в школе
Данная работа отражает систему обучения лыжными ходами в средней школе, основанную на предварительной базовой подготовке (школа лыжника)....
Методическая разработка раздела программы по физической культуре- лыжная подготовка. Тема урока" Обучение лыжным ходам"
Растопина И.И. Предмет:Физическая культура.Методическая разработка урока по лыжной подготовке"Обучение лыжным ходам: попеременному двухшажному ходу и одновременому двухшажному ходу"....
ОУД.06 Физическая культура . ЛПЗ№1 Раздел. Лыжная подготовка. Обучение технике классических лыжных ходов.
Одним из важнейших средств физического воспитания с целью гармоничного развития и оздоровления детей, является лыжная подготовка...
Методика обучения лыжным ходам и методика тренировки в лыжных гонках
Для обучения лыжным ходам необходимо включить систему упражнений "школа лыжника" которая предполагает решение пяти основных задач:- научить управлять лыжами;- учить равновесию на скользящей ...
Техническая подготовка и методика обучения лыжным ходам в школе (преодоление спусков)
При обучении преодоления спусков на лыжах основополагающими являются подводящие упражнения на склоне с выполнением различных положений и стоек....