Конспект занятия
план-конспект занятия по физкультуре (6 класс)

Арестов Дмитрий Валерьевич

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0002555b-ffe90629.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа №8»

города Рославля, Смоленской области.

Методическая разработка классного часа

 в форме круглого стола:

«Вредные привычки- болезнь души».

Учитель начальных классов: Денисова М.В.

2014 г.

Классный час в форме круглого стола по теме:

«Вредные привычки – болезни души»

Цель: Продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи:

Выработать у учащихся негативное отношение к курению, алкоголизму, наркотикам, а также показать неприглядность таких пороков, как сквернословие и игромания.

Рассказать о последствиях выбора такого образа жизни.

Воспитать умение прогнозировать результаты своего выбора.

Обучить учащихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих;

Вести пропаганду здорового образа жизни;

Форма проведения: круглый стол.

Основные понятия: вредные привычки, алкоголь, табакокурение, токсикомания,  наркомания, сквернословие, игромания, искушение.

Прогнозируемые результаты: Учащиеся доказывают опасность вредных привычек не только для физического здоровья человека, но и для его душевного здоровья.

Дети учатся сопротивляться негативному влиянию, ответственно подходить к выбору образа жизни и прогнозировать последствия.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы бумаги розового цвета, карточки с пословицами.

Ход занятия:

  1. Приветствие (мотивационная установка на успех).

Дети рассаживаются кружком (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!(выполняют соответствующие движения).

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

  1. Определение эмоционального состояния присутствующих:

У: - Ребята, вам предлагаются жетоны разного цвета (красный, желтый, синий). Выберите соответствующий вашему настроению жетон и положите его в коробочку. Подсчёт выбранных жетонов по цвету. Результаты вывешиваются.

(В конце мероприятия эмоциональное состояние присутствующих определяется повторно для того, чтобы проследить динамику изменения настроения из-за полученных эмоций. Цвет жетона обозначает заранее оговоренное настроение).

  1.  Сообщение темы и цели занятия.

У: - Нашу встречу я начну с очень оптимистического стихотворения, которое своим содержанием направит наше сознание на жизнь без вредных привычек.

Так хочется, чтоб были все счастливыми!

Чтоб колокольчиком звенел веселый смех!

Давайте станем каплю терпеливее!

Давайте станем чуточку добрей!

Давайте жить в спокойствии, согласии!

Пусть свет земли нам освещает путь!

Трудиться будем творчески и радостно, но так,

Чтобы здоровый образ жизни сохранять!!!

У:- Ребята, Вы уже много знаете о своем организме, хорошо помните основные гигиенические правила, умеете определить причины многих заболеваний, слышали, как оказать первую медицинскую помощь в экстремальных ситуациях, понимаете какую опасность таит необдуманное поведение. Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

- А что вы подразумеваете под словом «здоровье»? (хорошее самочувствие, когда ничего не болит, хорошее настроение.)

У: - Вы правы. Здоровье  бывает физическое (когда ничего не болит) и духовное (когда ты радуешься жизни). Вы неоднократно слышали о вреде курения, алкоголя, наркотиков: такие беседы часто проводятся в школе.

- Сегодня я предлагаю вам посмотреть на эти проблемы с другой стороны, со стороны духовной: а именно, на то, какое воздействие имеют вредные привычки и пороки на душу человека.

- Скажите, а на каком уроке мы уже говорили о душе человека? (на уроках ОРКСЭ).

У: - Действительно, ребята, на уроке «Православное учение о человеке» мы затрагивали тему «души», но вы , наверное, помните, что мы говорили и о «болезнях души»? Когда они наступают? (если человек не думает о своей душе, забывает о ней и живет пороками).

У:- Тема нашего круглого стола « Вредные привычки- болезнь души».

  1. Беседа об искушении.

У: - Ребята, я предлагаю вашему вниманию отрывок из мультфильма об Иисусе Христе. Посмотрите его внимательно, а в конце скажите, что же произошло в пустыне и как вы понимаете это новое слово?

Учитель демонстрирует видео «Искушение Иисуса в пустыне»

У: - Какое же слово вы услышали? («искушаем» или « искушение»)

-Как вы его поняли? Что происходило в пустыне?  (ответы детей)

У: Искушение – это соблазн, который преследует человека в жизни. И, если человек поддается им, он уже не властен над своей жизнью, он зависит от них. Точно так же человек впадает в зависимость от вредных привычек. Они покоряют его, и вы, наверное, слышали, что очень тяжело от них избавиться. (выслушать суждения детей).

  1. Практическая работа.

У:- Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка бумаги розового цвета – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом? (здоровым).

-Ребята, а что интересного вы можете рассказать о табаке? (ответы детей).

У: - Курение табака или табакокурение – это одна из вредных привычек, которая прочно вошла в наш быт, нашу культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Табак родом из Америки. Первыми европейцами, попробовавшими табак, были матросы знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба в 1492 году. На Руси торговля и курение были разрешены в царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком, после посещения Голландии.

Если человек курит в день от 1 до9 сигарет. То сокращает свою жизнь на 4,6 года по сравнению с некурящими;

Если от 10 до 19 сигарет- то на 5,5 года;

Если от 20 и более- на 6,2 года.

Ученые выяснили, что курение в 2 раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого. Опасно также «пассивное курение», когда некурящий человек вынужден дышать никотином, потому что кто-то из его окружения курит. Никотин- яд , содержащийся в сигаретах. Получается курящий человек не думает и не заботится о своих близких, подвергает свою жизнь и жизнь других людей опасности. А все потому, что он зависит от своей привычки.

- Как вы считаете, правильно ли ведет себя курящий человек? ( он поступает безответственно по отношению к себе и другим людям).

У: - Наше правительство борется с курением, издавая законы, которые ужесточают ответственность курильщиков. Что вы о них слышали? (нельзя продавать сигареты детям, нельзя курить в общественных местах, сигареты стали дороже стоить) .

- Все эти меры направлены на снижение курильщиков и на сохранение здоровья людей. Однако, в жизни все равно находятся те, кто может предложить вам сигаретку. Как это происходит? Может быть кто- то сталкивался с такой ситуацией? ( обычно во дворе, взрослые ребята) .

- Тут я вам предлагаю вспомнить из «Детской Библии» о том, что мы сможем победить искушение, если будем оказывать сопротивление всему злому с помощью силы нашей души и слову Божию.

Если позволяет время в качестве дополнительного материала можно использовать мультфильм « Иван Царевич и табакерка».

  1.  Беседа об алкоголе и наркотиках.

У: - Следующая опасная привычки – это алкоголь.

Алкоголь – это вещество, которое содержится в сиртных напитках (водке, вине, пиве). Само название «алкоголь» происходит от арабского « аль-коголь», что означает одурманивающий.

У: - Приходилось ли вам встречать, общаться с людьми, которые употребляют спиртные напитки? (ответы детей)

- Как ведут себя такие люди? (ответы детей)

- Какое чувство они у вас вызывают? (ответы детей)

У: - Алкоголь создает иллюзию благополучия. Взаимодействуя с различными органами и системами организма человека, алкоголь становится активным участником обмена веществ, организм постепенно привыкает и требует его все больше и больше. Возникает зависимость от алкоголя, приводящая к болезни – алкоголизму. Так постепенно алкоголь опутывает ум и волю человека, а опутав – держит крепко. Разрушение личности у взрослого происходит через 10 лет, а у детей через 3-4 года.

У: - Наркотики относятся к вредным привычкам. Наркотики – это вещества, которые очень вредно действуют на организм человека, одурманивают его. Человек становится как бы заколдованным, когда начинает их употреблять их, он сам себе не хозяин. Это так называемые наркотические вещества. Ему уже не хочется заниматься любимым делом, все неинтересно, человек не может учиться, работать, просто гулять. Он только все время думает о том, где взять наркотики. Человек, который начал принимать наркотики, сразу привыкает к ним, теряет волю. Те, кто не прекращает употреблять наркотики, умирает от мучительных, страшных болей. У человека, употребляющего наркотические вещества, нарушается ориентация в пространстве, его мучают кошмары, страхи. Друзья и близкие прекращают с ним общаться. Подростки чаще всего подвержены токсикомании. Это болезнь, возникающая в результате употребления веществ, вызывающих кратковременное чувство приятного психического состояния. Многие дети считают, что это безобидная игра: понюхать клей, ацетон или другие вредные вещества, но она приводит к зависимости. Вывод: Наркотики – это гибель для человечества.

У: - Ребята, а вы никогда не задумывались , какую боль и горе приносят наркоманы своим близким: родителям, друзьям- всем, кто их любит. (послушать суждения детей, примеры из жизни). Опять получается, что зависимый человек, не замечает боли окружающих, потому что сам не имеет сил бороться с привычкой, его душа больна.

У: - Чем похожи алкоголь, наркотики, табак, токсикомания? (ответы детей)

  1. Беседа о игромании и сквернословии.

У: - Ребята. только, что мы с вами говорили о наркомании, токсикомании, а я хочу, чтобы вы поразмышляли о значении слова « игромания». (ответы детей).

- У этих 3 слов есть общая часть- «мания», так вот «мания» означает преследование, зависимость. И неслучайно болезни тела и души часто называют « маниями». Вредные привычки- это тоже мании.

Учитель демонстрирует мультфильм «Игромания».

Обсуждения детьми мультфильма. Вывод: играть плохо, потому, что…

У: - Вы правы. Многие ребята играют в компьютерные игры и считают , что это им не навредит. Они часто утрачивают связь с внешним миром: теряют друзей, ссорятся с родителями из-за игр, забывают про учебу. А постепенно их ,вообще , перестает интересовать, что происходит в жизни, у них в жизни остается одна цель – игра.

- Как  же, по вашему, с этим бороться? ( все хорошо в меру).

- А вы знаете, что не только дети подвержены игре, но и взрослые. Часто игры у них другие. (выяснить, что об этом знают дети, возможны примеры из жизни.).

- Человек одержимый игрой постоянно хочет выигрывать. Когда этого не происходит его желание выиграть усиливается, появляется азарт. Азартный человек не может остановиться, он испытывает отчаяние, ненависть, раздражительность, зависть, злится, когда не может выиграть. От этих чувств душа слабеет и заболевает.

- Как вы думаете, можно ли игроманию отнести к вредным привычкам? Почему? (ответы детей).

 Работа в микрогруппах.

Детям предлагается разделиться на примерно равные три группы (сила, молодость,  здоровье).

 Конкурсы.

1 конкурс.

Назовите причины, которые заставляют употреблять наркотики и другие вредные вещества)

(Итог:  помогают выглядеть старше, заполняют время когда скучно, помогают сбросить вес, интерес, за компанию).

 Употребление наркотиков  НЕ ПРОХОДИТ БЕССЛЕДНО.

2 конкурс.

Несколько способов сказать «НЕТ».

Ребята, представьте такую ситуацию: «Вам предложили попробовать наркотики, покурить или выпить пива или вина. Ваша задача отказаться.

3 конкурс

Ролевая игра:

1 группа:

Твои педагоги заметили, что от тебя пахнет сигаретами. Их действия?

2 группа:

Ты в компании друзей и тебе предлагают попробовать выпить вина. Твои действия?

3 группа:

Вы увидели ученика начальной школы с сигаретой. Проведите профилактическую беседу о вреде курения.

Молодцы! Вы прекрасно справились с заданиями.

У: - У всякого человека есть свои привычки. Очень многое мы делаем автоматически –порой даже не замечая, что и как.

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но с древних времен матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

Существует множество гипотез истории возникновения и происхождения  русского мата.

Одни считают, что корни мата следует искать в дохристианском язычестве славянских народов, другие говорят о татаро-монгольском происхождении. Но большинство специалистов сходится в одном: мат, или, выражаясь научным языком, «обсцесная лексика», в изначальном своем происхождении и употреблении носила магический характер! 

Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище

Нельзя ругаться в лесу - леший может обидится,

На берегу реки или озера – оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

В прежние времена русские люди отдавали себе отчет в том, насколько мерзко сквернословие, за него строго наказывали.

При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе, для всеобщего назидания наказывали их розгами.

Употребление мата формирует зависимость

  • Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд,;
  • Вторая, когда человек впервые употребляет  скверное слово за компанию;
  • Третья стадия - человек привыкает к этому слову, не стыдно употреблять его, не может изъясняться без мата, забывает другие слова.

 Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он-де у нас в крови. Плохого в нем ничего нет. Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар. Но так ли безобидно сквернословие?

Если слово хорошее – оно кому-то помогает.

Если слово нецензурное, человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией. ( Демонстрация видео «Молитва или сквернословие»).

 С православной точки зрения сквернословие — это грех.

Церковь боролась со сквернословием с древнейших времен. Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие.

Государством предусмотрена административная ответственность.

В американских семьях существует обычай. Когда дети приносят с улицы бранные слова и спрашивают об их значении, то родители, , разъясняют все честно, но потом заставляют ребенка вымыть рот с мылом.

У: - В наше время стало модно ругаться матом. Нецензурные выражения можно услышать в популярных телепередачах, в театрах, на улице. Подростки, подражая взрослым, тоже произносят запрещенные слова, считая, что так они выглядят взрослее, солиднее.( выслушать суждения детей).

- Возможно, мы с вами зря записали сквернословие во вредные привычки? ( ответы детей).

8. Работа с пословицами.

У: -  Ребята, у меня на доске развешаны карточки с пословицами. Русский народ всегда отрицательно относился к вредным привычкам и людям подверженным им. Нам предстоит соединить стрелочками начало и конец пословицы.

Лучше знаться с дураком,-----------чем с табаком.

Кто курит табак,---------------------тот сам себе враг.

Если хочешь долго жить,-----------брось курить.

Пить до дна----------------------------не видать добра.

С хмелем познаться-----------------с честью расстаться.

- Молодцы!

9.  Подведение итога, рефлексия.

У: - Наше занятие подходит к концу и я хочу прочитать вам слова, сказанные иереем Евгением Неверовым:

« Злые духи, бесы начинают действовать на человека тогда, когда человек сам протягивает им руку. И тогда они входят в него и усиливают его пагубные привычки, страсти. Ни в коем случае не протягивайте руку силам тьмы, потому что они начинают мучить нас. Почему так много преступлений совершают наркоманы? Потому , что дьявол руководит ими. Чтобы не попасть в ловушку зависимости, нужно хранить душевную радость, обращаться к позитивным увлечениям, не унывать в трудностях, обращаться к Богу.»

У: - Что полезного и интересного вы узнали на занятии? (ответы детей)

- Какой можно сделать вывод?

Вредные привычки, которые прилипают, притягивают, пристают к молодым людям, становятся впоследствии причиной многих недоразумений, недугов, неприятностей. Полюбите себя : свой Мозг, свою Печень, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредных привычек! Полюбите свою душу: не заселяйте ее унынием, ненавистью, завистью, злобой, которые приводят к болезням души.

Наш совет: “Никогда не курить! Никогда не пить! Никогда не употреблять наркотические и токсические вещества! Никогда не бранитесь и избегайте азартных игр!».

У: Ну что ж, мой друг,

Решенье за тобой,

Ты вправе сам командовать судьбой,

Ты согласиться можешь, но отказ,

Окажется получше в сотню раз,

Ты вправе жизнь свою спасти,

Подумай, может, ты на правильном пути,

Но если всё – таки успел свернуть,

То потрудись себе здоровье ты вернуть.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. В. Маттелмяки и Б. Арапович Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Стокгольм:- Институт перевода Библии. 1990 г.
  2. С.Н. Ткаченко Классный час « Скажи -  нет вредным   привычкам»//http://svtkachenko.ucoz.net
  3. 3.  You Tube видео.
  4.  
  5. http://nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....