Построения и перестроения
учебно-методический материал по физкультуре

Шамратов Александр Юриевич

Правила построений и перестроений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postroeniya_i_perestroeniya.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Построения и перестроения

Построения – действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя.
Развёрнутый строй группы перед началом занятий, как правило, одношереножный, реже двухшереножный.
Для построения подаётся команда
 «В одну (две, три и т.д.) шеренгу – Становись!»
Одновременно с подачей команды дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.
Перед докладом о готовности к занятиям дежурный выравнивает группу, рассчитывает её, затем подаёт команду
 «Смирно! Равнение Направо (налево! на середину!») Не доходя строевым шагом 2-3 шага до преподавателя, дежурный останавливается и рапортует: «Товарищ преподаватель! …….» Затем, кратчайшим путём пройдя на линию расположения преподавателя, встаёт лицом к строю. После приветствия преподавателя и ответа класса дежурный дублирует команду преподавателя «Вольно!» и встаёт на правый фланг строя. 
Построение в колонну выполняется по команде
 «В колонну по одному (по два, по три и т.д.) – становись!»

Перестроения – переходы из одного строя в другой. 

Перестроения из одной шеренги в две.
После предварительного расчёта на 1-й и 2-й подаётся команда
 «В две шеренги – стройся!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счёт «раз»); правой ногой, не приставляя её, шаг вправо (счёт «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счёт «три»). 

Перестроения из одной шеренги в три.
После предварительного расчёта подаётся команда 
« В три шеренги – стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой ногой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаётся команда «В одну шеренгу – стройся!». Перестроение проводится в порядке обратном построению. 

Перестроение из шеренги уступом.
После предварительного расчёта по заданию (
«9-6-3-на месте», «6-4-2-на месте» и т.д.) подаётся команда «По расчёту шагом – марш!». Занимающиеся выходят на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель ведёт подсчёт до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчёте «6-3-на месте» - до 7; «9-6-3-на месте» - до 10. Для обратного перестроения подаётся команда «На свои места шагом – марш!». Все выходившие из строя делают поворот кругом, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом. Преподаватель ведёт подсчёт «раз-два» до тех пор, пока последние, вошедшие в строй, не сделают поворот кругом.

Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом. После предварительного расчёта по 3-4 и т.д. подаётся команда«Отделениями в колонну по 3 (4 и т.д.) левые (правые) плечи вперёд шагом – марш!». По этой команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда «Группа – стой!».
Для обратного перестроения подаются команды:
1.
«Кру-Гом!»
2.
«Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперёд, шагом – марш!»
3.
«Группа – Стой!»
Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге.

Перестроение из одной колонны в три уступом.
После предварительного расчёта по три подаётся команда 
«Первые номера – два (3, 4 и т.д.) шага вправо, третьи номера – два (3, 4 и т.д.) шага влево шагом – марш!». Вторые номера остаются на месте. Для обратного перестроения подаётся команда «На свои места шагом – марш!». Перестроение выполняется приставными шагами.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении.
При движении группы налево в обход (передвижение вдоль границ зала) подаётся команда 
«В колонну по два (3, 4 и т.д.) налево – марш!» (как правило, команда подаётся, когда направляющий находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, четвёрки и т.д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Здесь можно дать указание об интервале и дистанции, с тем, чтобы не размыкать колонну потом специально. Для обратного перестроения подаются команды:
1.
«Напра-Во!»
2.
«В колонну по одному направо (налево) в обход шагом – марш!»

Перестроение из колонны по одному в колонны по 2, 4, 8 дроблением и сведением.
Перестроение выполняется в движении. Команды:
1.
«Через центр – марш!» (как правило, подаётся на одной из середин)
2.
«В колонны по одному направо и налево в обход – марш!». Подаётся на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера – налево в обход.
3.
«В колонну по два через центр – марш!». Подаётся при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение. Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по четыре, восемь и т.д. 
Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, из колонны по два в колонну по одному:
1.
«В колонну по одному направо и налево в обход шагом – марш!». По этой команде правая колонна идёт направо в обход, левая – налево. При встрече колонн на противоположной середине подаётся команда:
2.
«В колонну по одному через центр – марш!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по теме: Построение сечений. 10 классКонтрольная работа по теме: Тетраэдр и параллелепипед. Построение сечений. 10 класс

Предлагаю для учащихся 10 класса зачет и контрольную работу к учебнику под ред Атанасяна...

Расчетные формулы для построения чертежа прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки.

Предмет: ТЕХНОЛОГИЯ Методика проведения уроков Класс: 6 Раздел: Проектирование и изготовление швейного изделия Роль и место данной темы в курсе: Тема изучается в 6 классе в рамках модуля «И...

УЧЕБНЫЙ КОНТРАКТ. ПОСТРОЕНИЕ И ПЕРЕСТРОЕНИЕ КОМАНДЫ

Психологу, работающему в школе, необходимо встраиваться в многостороннюю и многоаспектную жизнь сложной системы образовательного учреждения. Необходимо учитывать специфику работы школы и строить свою ...

Презентация к занятию "Начало движения, перестроения"

В данной презентации рассматривается когда водитель должен включать указатели поворотав и как правильно выполнять перестроение....

План-конспект урока для учащихся 6 класса на тему «Строевые упражнения, перестроения на месте и в движении». , УМК "Физическая культура" под ред.В.И.Лях

План-конспект урока для учащихся 6 класса на тему «Строевые упражнения, перестроения на месте и в движении». , УМК "Физическая культура" под ред.В.И.Лях...