Доклад "Здоровьесберегающие технологии школьного образования"
материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Суханова Ольга Юрьевна

В докладе рассказывается о значении здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Приморского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11, г.о.Спасск-Дальний

ДОКЛАД  НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Тема: « Здоровьесберегающие технологии школьного образования»

сентябрь 2020 г

Введение

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю). Становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Актуальность темы: Здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям в сфере образования, увеличение числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения в состоянии здоровья, снижение двигательной активности детей, физическая культура может компенсировать отрицательные явления.

Цель: Воспитание социально адаптированного ученика, приспособленного к требованиям современного общества

Задачи:

  • Способствовать овладению учащимися навыков целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.
  • Поддерживать интерес к дисциплине физическая культура.
  •  Сохранять психологический комфорт в классе.
  • Повышать уровень ответственности, самоконтроля, работать в коллективе и команде.
  • Научить самостоятельно определять задачи личностного развития.
  • Учить заниматься самообразованием.

Значение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению

Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению.

Функции здоровьесберегающей технологии:

формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями студента, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым студентом;

адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды.                  

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.

Типы технологий:

- здоровьесберегающие (обеспечение двигательной активности);

- оздоровительные (физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж);

технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);

воспитание культуры здоровья (факультативные занятия и внеурочные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

• Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.

• Предполагающие пассивную позицию учащегося: массаж,  и т.п.

• Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

 


Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях

Организация учебного процесса без ущерба здоровью обучающихся

Принципы Валеологии:

- сохранение здоровья

- укрепление здоровья

- формирование здоровья

Причины нарушений здоровья: малоподвижный образ жизни, неправильная привычка, незнание средств, форм, недостаточная освещенность, перегрузка учебными занятиям

Проблемы: заболевание опорно-двигательного аппарата, нарушения осанки, плоскостопие, снижение зрения, нервно-психические расстройства

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий:

1. Активное участие в процессе самих учеников

2. Создание здоровьесберегающей среды в учреждении

3. Компетентность и грамотность учителей

4. Взаимодействие с социально-культурной сферой

Условия реализации здоровьесберегающего пространства:

1. Гигиенический режим

2. Использование оздоровительных сил природы

3. Двигательный режим

Условия здоровьесбережения: Гигиенический режим (воздушно-тепловой режим, требования к расписанию занятий, освещенность зала, чистота помещений, требования к спортивному оборудованию, личная гигиена учащихся).

Средства здоровьесбережения:

1. Закаливание (воздух, вода, солнце)

2. Дыхательные упражнения

3. Массаж (самомассаж)

4. Упражнения на формирование осанки

5. Упражнения для профилактики плоскостопия

6.Упражнения на развитие физических качеств

7.Упражнения на релаксацию

Мониторинг состояния физической подготовленности учащихся:

Задачи мониторинга:

1. Выявить состояние физической  подготовленности и здоровья        
обучающихся.

2. Разработать рекомендации для   индивидуальной работы по  совершенствованию физической  подготовленности учащихся.

3. Проанализировать   результативность работы по  физическому воспитанию,  сохранению здоровья учеников.  

Результативность:

1. Повышение успеваемости по предмету.

2. Рост физической подготовленности.

3. Мотивация к   соблюдению здорового образа жизни.

4. Повышение динамики состояния здоровья учащихся

На лекционных  занятиях  использую упражнения:

Простейшее упражнение для глаз:

  1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз
  2. Горизонтальные движения вправо-влево
  3. Вращение глазами по часовой стрелке и против
  4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее
  5. На доске до начала урока начертить какую-либо кривую и предложить «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Упражнения на релаксацию:

Обучающиеся поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По команде снимают напряжение в спине, шее, плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем ученики выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Упражнение для формирования правильной осанки:

Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. Приседания, хлопки в ладоши над головой. Вращение головой вправо и влево. Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

Дыхательная и звуковая гимнастика (для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей)

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Заключение

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Охрану здоровья учащихся можно назвать приоритетным направлением физической культуры, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Необходимо ли обучать учеников технологиям здоровьесбережения? Насколько необходимы такие знания в их дальнейшей жизни? Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни. Ответ на вопрос один – да необходимо, поскольку пропаганда здорового образа жизни одно из направлений физической культуры. Имея знания и навыки, он поделиться  ими с окружающими, тогда здоровых людей станет больше. 

 

 

 

Литература

  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. /Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004. - 100с. - (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»)
  1. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.
  2. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // «Начальная школа», 2005. - № 1. С. 91.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровьесберегающие технологии в рамках школьного образования».

Каким же должен быть настоящий учитель? Что определило мой выбор, мою профессиональную линию? И еще, мне кажется, что критерием действий настоящего педагога является совесть, то есть те мо...

Текст выступления и презентация "Предметная образовательная область «Технология» и ее роль в системе школьного образования"

Материалы выступления на областном научно-практическом семинаре "Технологическое образование обучающихся в условиях модернизации российского образования"...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Образование - это индустрия, направленная в будущее С.П.Капица....

Использование здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования на уроках географии и биологии

Здоровье – важный фактор  работоспособности и развития детского организма.Информацию о том что, здоровье – это величайшая ценность знают все, без данной ценности практически никому не...