использование на уроках физической культуры здоровьесберегающих технологий
статья по физкультуре на тему

Полякова Елена Викторовна

статья о применении физикультурно-оздоровительных технологий в области здоровьесбережения, как наиболее значимые среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование на уроках физической культуры здоровьесберегающих технологий

Автор: преподаватель физической культуры ГОБУ СПО ВО «Лискинский аграрно-технологический техникум» Полякова Елена Викторовна

Применение физкультурно-оздоровительных технологий в области  здоровьесбережения по-моему мнению наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье студентов. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

• организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

•      психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с обучающимися;

•       учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья студентов.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Современный преподаватель физической культуры обязан реализовывать в учебном процессе принципы здоровьесберегающих технологий, сотрудничать с медиками, вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья студентов вплоть до выпуска, когда  оно им понадобится в дальнейшей трудовой деятельности.

Концепция модернизации российского образования на период 2012-2018 г.г. предусматривает создание условий для повышения качества среднего профессионального образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья студентов в подготовке конкурентноспособного выпускника. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие при сохранении и укреплении здоровья.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает преподаватель физической культуры, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности преподавателя, а также показаний заболеваемости студентов.

Из опыта своей работы со студентами основной и специальной медицинской группы, предлагаю следующие здоровьесберегающие технологии.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке и в спортивном зале

Игры подбираются в соответствии с медицинскими показаниями

Преподаватель физической культуры

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости

Для всех студентов в качестве профилактики утомления

Преподаватели техникума

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. для девушек

Обратить внимание на развитие физического качества «гибкость»

Преподаватель физической культуры

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ преподавателя

Преподаватель техникума

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание аудитории

Преподаватели техникума

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы и ЛФК

Форма проведения зависит от медицинских показаний

Преподаватель физической культуры

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. на уроках ЛФК

Рекомендуется студентам с вялой осанкой и плоскостопием

Преподаватель физической культуры

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

1-2 раза в неделю в спортивном зале, а также самостоятельные занятия в спортивных секциях

Занятия проводятся в соответствии с учебным планом техникума и программой

Преподаватель физической культуры, тренер-преподаватель ДЮСШ, спортивного клуба и т.д.

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин.

Занятие строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей

Преподаватели техникума

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. у всех студентов

Включать в сетку занятий в качестве познавательного развития

Преподаватель физической культуры

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемии – осень-весна

Показана студентам с частыми простудными заболеваниями

Преподаватель физической культуры, мед.сестра

  1. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин.

Занятия проводятся на ЛФК в спец. группе

Преподаватель физической культуры

Психогимнастика

1-2 раза в неделю по 25-30 мин.

Занятие проводится по спец.методикам

Преподаватель физической культуры, психолог

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из предложенных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегательная деятельность в итоге сформировала бы у студента стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное дальнейшее развитие и способствовала повышению конкурентноспособности выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования на рынке труда.

Литература.

  1. Ахутина Т.В. здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. -№2.
  2. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н.К. Смирнова. –М.: АПКиПРО, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный семинар для учителей физической культуры. «Здоровьесберегающие технологии в преподавании физической культуры.

Глава 1. Современная школа и здоровье учащихся и учителей.Состояние здоровья школьников России. Понятие «здоровья»Факторы, влияющие на состояние здоровья детей и подростков, школьные факторы риска.Вли...

Конспект урока физической культуры по технологии активных методов обучения

конспект разработан по технологии активных методов обучения...

«Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры в современной школе»

Главный показатель благополучия общества и государства — это состояние здоровья школьника, которое отражает действительность и дает прогноз на будущее. Наиболее часто встречающиеся патологии: на...

Статья по теме "Метод круговой тренировки и его использование на уроке физической культуры".

Данные материалы могут быть использованы учителями физической культуры на своем уроке....

«Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры»

Выступление на ШМО по теме  «Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры»...

Здоровьесберегающие технологии и их использование на уроках физической культуры

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность помогают учащимся стать добрее, сильнее духом...