Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Волейбол»
рабочая программа по физкультуре (6 класс)
Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_voleybol_2019_pronina_ispravlennaya.docx | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Аромашевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»
ул.Октябрьская, д.35, с.Аромашево, Тюменская обл., 627350, тел./факс: (34545) 2-13-83
Рассмотрено: Протокол педагогического совета № 1 от «30» августа 2019 г. |
| Утверждаю: Директор МАОУ «Аромашевская СОШ» __________Т.М. Алферова Приказ № 262 от 30.08.2019г. |
Дополнительная образовательная программа
спортивной секции «Волейбол»
возраст обучающихся 11-12 лет
Срок реализации 1 год
Составитель: Пронина Людмила Петровна
Учитель физической культуры
с. Аромашево,2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа секции «Волейбол» составлена на основе автора Колодницкого Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов. М.: Просвещение, 2011г.
Комплексная программа по физическому воспитанию. 5-11 классы под редакцией В. И. Лях и А. А. Зданевич. Москва. «Просвещение» 2010г.
Секция «Волейбол» имеет спортивно- оздоровительную направленность. Игра в волейбол направлена на всесторонне физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Актуальность программы в том, что волейбол в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей.
Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
Всё это делает волейбол эффективным средством физического воспитания. Занятия волейболом помогают учащимся повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье.
Цель программы – углубленное изучение спортивной игры волейбол.
Основными задачами программы являются:
- укрепление здоровья;
- содействие правильному физическому развитию;
- приобретение необходимых теоретических знаний;
- овладение основными приемами техники и тактики игры;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
- привитие ученикам организаторских навыков;
- повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
- подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
- отбор лучших учащихся для участия в соревнованиях.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является:
- развитие у детей координации движений;
- выработка легкости, и непринужденности движений.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 11-12 лет
Дополнительная образовательная программа по волейболу рассчитана на 1 год. Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Основной формой обучения является – учебно-тренировочное занятие.
Режим проведения занятий – 1 раз в неделю 2 часа.
Занятия по волейболу проводятся во внеурочное время, согласно составленному расписанию.
Ожидаемый результат
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум знаний для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в волейбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.
Диагностика результативности образовательного процесса
В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.
Два раза в год (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической подготовленности.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Календарные игры проводятся согласно плану игр районного уровня.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.
Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы : участие в соревнованиях по волейболу на школьном и районном уровне.
Календарно-тематическое планирование
За ня тия | По плану | Факти чески | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Прак тика | Элементы содержания | |
1 | 16.09. | Введение. История возникновения волейбола | 2 | 2 | Характеристика волейбола - как средство физического воспитания молодежи. | |||
2 | 23.09. | Правила игры. Игровое поле и инвентарь. | 2 | 2 | Правила игры. Игровое поле и инвентарь. | |||
3 | 30.09. | Техническая подготовка. | 2 | 2 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) | |||
4 | 07.10. | Тактические действие. | 2 | 2 | Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. | |||
5 | 14.10. | Техническая подготовка. | 2 | 2 | Пас предплечьями в движении. | |||
6 | 21.10. | Специальная физическая подготовка. | 2 | 2 | Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования. | |||
7 | 28.10. | Техническая подготовка. | 2 | 2 | Боковая подача. | |||
8 | 11.11. | Тактические действие. | 2 | 2 | Нацеленная подача | |||
9 | 18.11. | Специальная физическая подготовка. | 2 | 2 | Упражнения для мышц плечевого пояса Развитие координационных способностей. | |||
10 | 25.11. | Тактика защиты. | 2 | 2 | Умение взаимодействия с другими игроками. | |||
11 | 02.12. | Техническая подготовка. | 2 | 2 | Передача сверху. | |||
12 | 09.12. | Техническая подготовка. | 2 | 2 | Короткий пас , пас назад, длинный пас. | |||
13 | 16.12. | Техническая подготовка. | 2 | 2 | Передача –перемещение- передача. | |||
14 | 23.12. | Общая физическая подготовка. | 2 | 2 | Подвижные игры с использованием волейбольных мячей. | |||
15 | 30.12. | Тактическая подготовка. | 2 | 2 | Передача безадресного мяча. | |||
16 | 13.01. | Техника защиты. | 2 | 2 | Пас из неудобного положения. Проведение соревнований между участниками секции. | |||
17 | 20.01. | Техника нападения. | 2 | 2 | Короткий пас, пас назад, длинный пас. | |||
18 | 27.01. | Техническая подготовка. | 2 | 2 | Нижняя подача. | |||
19 | 03.02. | Общая физическая подготовка. | 2 | 2 | Игра “Круг за кругом”. | |||
20 | 10.02. | Тактическая подготовка. | 2 | 2 | Верхняя подача. | |||
21 | 17.02. | Техника защиты и нападения. | 2 | 2 | Игра на скидку в пределах линии атаки. | |||
22 | 24.02. | Техника защиты и нападения | 2 | 2 | Подъем мяча в падении | |||
23 | 03.03. | Техника защиты и нападения. | 2 | 2 | Подъем мяча в падении | |||
24 | 10.03. | Техника защиты и нападения. | 2 | 2 | Подъем мяча в падении | |||
25 | 17.03. | Техника защиты. | 2 | 2 | Игра «На подачах-вся команда». | |||
26 | 24.03. | Специальная физическая подготовка. | 2 | 2 | Прием с кувырком. | |||
27 | 31.03. | Общая физическая подготовка. | 2 | 2 | Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. | |||
28 | 07.04. | Техническая подготовка. | 2 | 2 | Атака и контратака. | |||
29 | 14.04. | Тактика защиты. | 2 | 2 | Проход связующего и прикрытие сзади справа. | |||
30 | 21.04. | Техническая подготовка | 2 | 2 | Прием подачи и атака. | |||
31 | 28.04. | Тактическая подготовка | 2 | 2 | Прием подачи и атака. | |||
32 | 05.05. | Тактика защиты. | 2 | 2 | Проход связующего и прикрытие сзади справа. | |||
33 | 12.05. | Тактика защиты. | 2 | 2 | Прием силовой атаки.Проведение соревнований между филиалами школы. | |||
34 | 19.05. | Тактическая подготовка | 2 | 2 | Игра в волейбол. Подведение итогов. |
Методическое обеспечение программы:
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учёта |
1 | Общие основы волейбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства. | Вводный, положение о соревнованиях по волейболу. | |
2 | Общефизическая подготовка Волейболиста | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы | |
3 | Специальная подготовка | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест. | |
4 | Техническая подготовка волейболиста | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование | |
5 | Игровая подготовка | групповая, подгрупповая, коллективно-групповая | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.
Спортивный инвентарь:
волейбольные мячи -15-18 штук;
набивные мячи - на каждого обучающегося;
перекладины для подтягивания в висе – 2 штуки;
гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;
волейбольная сетка;
гимнастические маты;
баскетбольные и теннисные мячи -10-15 штук;
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 3-5 штук;
гимнастическая стенка – 6 пролетов.
ЛИТЕРАТУРА
Литература для педагога
1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.
14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
5.2. Литература для учащихся:
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 1989.
3.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа спортивной секции « ВОЛЕЙБОЛ » (9 – 11 классы)
Волейбол – спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуац...
Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"
Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"...
Дополнительная образовательная программа Спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ» для учащихся 7– 9 классов
Дополнительная образовательная программа Спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ»для учащихся 7– 9 классовСрок программы2015-2016 учебный годСоставитель: руководитель спортивной секции, учитель ф...
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Баскетбол» (юноши)
Данная программа разработана для занятий во второй половине дня на секции "Баскетбол"...
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Волейбол» (юноши)
Данная программа разработана для занятий волейболом во второй половине дня...
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Волейбол» (девушки)
Данная программа разработана для занятий волейболом с девушками во второй половине дня...
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «Настольный теннис»
Рабочая программа по настольному теннису предназначена для организации занятий в школьной спортивной секции. Занятия рассчитаны на четыре года обучения с последовательным углублением теоретически...