Программа работы с одаренными детьми
рабочая программа по физкультуре
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 52.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
имени Героя Советского Союза М.Г. Ефремова г. Вязьмы Смоленской области
ПРОГРАММА
РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
2018 год
Введение
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что
«…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».
Такой «социальный заказ» предполагает искать педагогической науке и каждому ОУ новые формы и методы работы с одарённым ребёнком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала.
Важность этой задачи требует комплексного подхода к её решению, создания целостной системы работы с одарёнными детьми, т.е. работа с одаренными детьми должна быть выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы нашей школы.
В ходе работы над психолого-педагогическим аспектом программы работы с одаренными детьми авторским коллективом проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.
В рамках деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) одаренность понимается как совокупность особенностей личности, позволяющая достичь высоких результатов в какой- либо деятельности. По этим результатам она и оценивается, подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности).
Одаренность проявляется не только в высоком уровне конечного результата, но и в творческом характере самого процесса деятельности по его достижению. Эта деятельность одаренной личности нестандартна, включает новые способы, непохожие на уже известные.
И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одаренность.
Похожих взглядов придерживался автор концепции творческого мышления
П. Торренс, утверждавший на основании экспериментальных данных, что способности к созданию творческих продуктов (креативность) довольно слабо коррелируют с общими интеллектуальными способностями. Наличие указанных двух видов одаренности подтверждается исследованиями Д. Гилфорда, Д. Б. Богоявленской и др. Для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.
По А.М. Матюшкину, основа одаренности личности – творческий потенциал, заложенный в каждом ребенке и развивающийся по мере взросления при создании соответствующих условий. Признаки одаренности по Матюшкину: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, способности к достижению нестандартных решений и прогнозированию.
Н.С. Лейтес подчеркивает, что формирование и рост способностей всегда происходит в социальной среде, где исключительные задатки могут как развиться, так и деградировать.
В.Т. Кудрявцев отмечал, что развитие способностей происходит в процессе разрешения проблемных ситуаций, причем у ребенка развивается особый стиль умственной деятельности, исследовательская активность и самостоятельность.
По В.С. Мерлину, общие способности могут развиваться на основе разных задатков и достигать высокого уровня развития разными путями за счет компенсаторных механизмов в рамках индивидуального стиля деятельности.
Дж. Рензулли включает в понятие одаренности три характеристики личности: высокоразвитые интеллектуальные способности, творческий подход, а также высокий уровень мотивации и настойчивости в решении поставленных задач.
А. Шведел рассматривает одаренность как постепенно развивающееся свойство человека в контексте системы «человек-среда», в становлении которого играет значительную роль ранний детский опыт.
Обобщая приведенные выше положения можно сказать, что одаренность понимается как совокупность задатков общих и специальных способностей, развитие и проявление которых зависит от факторов социальной среды, воспитания, мотивации и собственной активности личности.
Одаренность, с одной стороны, можно рассматривать как уникальное свойство, что фиксируется понятиями «высокая одаренность», «одаренный ребенок», а с другой – как общее свойство всех детей, выявленное и проявленное у каждого ребенка в разной степени и в разных областях под влиянием среды и воспитания. Нас интересует, прежде всего, одаренность во втором из указанных пониманий. Это понимание, очевидно, шире и включает высокую одаренность как один из крайних вариантов.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Виды одаренности
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности.
К выделенным видам одаренности относятся следующие:
Художественная одаренность
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.
Общая интеллектуальная и академическая одаренность
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.
Творческая одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:
- Отсутствие внимания условностям и авторитетам;
- Большая независимость в суждениях;
- Тонкое чувство юмора;
- Отсутствие внимания к порядку и организации работы; • Яркий темперамент.
Социальная одаренность
Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности, как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т. д.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты:
- Интеллект выше среднего;
- Умение принимать решение;
- Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;
- Ощущение цели, направления движения;
- Гибкость; приспосабливаемость;
- Чувство ответственности;
- Уверенность в себе и знание себя;
- Настойчивость;
- Энтузиазм;
- Умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Сложности психического развития одаренных детей Положение о гармоничном психическом развитии одаренных детей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогического изучения феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармоничность в развитии различных сторон психики одаренного человека является относительной редкостью. Чаще можно столкнуться с неравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не только сохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется, порождая у него ряд психологических проблем.
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть.
Социальная изоляции – это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех
требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Возможные риски
- неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов, и, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
- рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.
Программа «Одаренные дети» представляет собой подпрограмму Программы развития школы на 2019-2024 годы, включающая деятельность всего коллектива школы для создания условий развития одаренных детей.
Цель программы:
совершенствование системы деятельности педагогического коллектива школы по развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, развитию одарённости.
Задачи программы:
- повысить компетентность педагогов по проблеме выявления, обучения, развития и психологической поддержки одарённых детей;
- создать условия для широкого проявления разнообразных способностей учащихся школы;
- сформировать эффективную образовательную среду для развития одарённых детей в виде системы дополнительных образовательных услуг, индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ;
- обеспечить участие одарённых детей в разнообразных образовательных событиях высокого качественного уровня, успехи в которых признаются вузами;
- обеспечить систему стимулирования интеллектуальных творческих достижений школьников, а также педагогов, работающих с одаренными детьми.
Нормативно-правовая база
Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря
2001г.;
Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской
Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от
03.10.2002г.;
Механизмы реализации программы
- Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности при обучении в нашей школе.
- Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
- Развитие учительского потенциала.
- Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся.
- Корректировка программы работы с одаренными детьми в соответствии с программой развития нашего образовательного учреждения
Базовые элементы модели культуры личности учащегося ОД 1. Психическое и физическое здоровье.
- Системные предметные знания.
- Культура мышления и речи.
- Коммуникативная культура. 5. Навыки проектной и/или творческой деятельности.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД
- принцип максимального разнообразия предоставленных
возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с ОД
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- творческие мастерских, студий, лабораторий, секций
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам; исследовательская деятельность и участие в НОУ.
Стратегия работы с одаренными детьми
Первый уровень
- определение и развитие творческого потенциала школьников;
- развитие интереса к исследовательской деятельности;
- формирование основ теоретического мышления;
- формирование устойчивого интереса и мотивации к будущей учебной деятельности.
Второй уровень
- развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
- формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
- овладение элементами исследовательской деятельности;
- формирование основ теоретического мышления.
Третий уровень
- развитие интеллектуальной и творческой активности
воспитанников;
- формирование устойчивой мотивации к интеллектуальной и творческой деятельности;
- овладение методами исследовательской деятельности;
- развитие самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности.
Предполагаемые результаты
- Совершенствование системы работы с одаренными детьми;
- Создание механизма индивидуального психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся;
- Разработка модели образования с качественно новым содержанием программ и методик, направленных на развитие потенциала ученика и учителя;
- Воспитание интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации и профессиональному самоопределению в соответствии со способностями;
- Создание в учебном процессе электронных средств информационно- технологической поддержки и развития учебного процесса;
- Повышение качества обучения путем рационального использования педагогических кадров, использующих современные образовательные технологии;
- Качественно новый уровень оказания образовательных услуг, соответствующий требованиям ФГОС
Критерии оценки эффективности реализации программы
.
- Оценка динамики достижения учащихся школы через создание и наполнение портфолио.
- Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в школе, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом в школе.
- Рейтинги школы по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Реализация программы призвана также способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания учащихся в целом;
- формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.
Этапы реализации проекта
- этап: Организационный (2019уч.г.)
- этап: Аналитико-диагностический (ежегодно)
- этап: Этап реализации (2020-2024 г.г.) IV этап: Рефлексивно- обобщающий (2024г)
Календарный план мероприятий.
Сроки и реализации программы | этапы | Срок реализации программы: 2019-2024 г.г. |
I этап: Организационный (2019 г.)
| ||
II этап: Аналитико-диагностический (ежегодно)
класс;
| ||
III этап: Этап реализации (2020-2023 г.г.) Выполнение мероприятий, определенных программой (см. Приложение) | ||
IV этап: Рефлексивно- обобщающий (2024г)
| ||
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Коллектив школы, социальные и сетевые партнеры | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
| |
Система организации контроля | Контроль исполнения программы в целом осуществляет администрация школы, Управляющий совет | |
Объемы и источники финансирования программы |
| |
Программа предусматривает выделение средств на развитие материальных ресурсов: укрепление материально- технической базы кабинетов, организация выездных экспедиций и экскурсий, курсовая подготовка педагогических кадров, пополнение библиотечного фонда справочной, энциклопедической литературой, издание методических рекомендаций по обозначенной теме. |
Описание основных процессов реализации программы
1. Информационно- методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей |
|
Задачи | Содержание деятельности |
1. Создать эффективную и постоянно действующую систему выявления одаренных детей в школе |
|
2. Осуществлять информационное обеспечение процесса развития одаренных детей |
|
3. Осуществлять методическое обеспечение процесса развития одаренности |
| |
2. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблем по поиску, выявлению обучению одаренных детей | и |
|
Задачи | Содержание деятельности | |
1. Способствовать повышению научно- теоретических знаний педагогов и руководителей школы по работе с одаренными детьми | 1. Организация работы семинара для учителей, работающих с одаренными детьми:
| |
| 2.Организация семинаров для руководителей кафедр и МО: - контроль за организацией познавательной деятельности одаренных учащихся; - роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей. | |
2. Способствовать углублению и расширению знаний педагогов в области преподаваемых предметов |
| |
3. Пропагандировать и распространять МО по работе с одаренными детьми | 1. Организация работы творческих групп. 2. Проведение научно- практических конференций. 3. Изучение обобщение и распространение ППО | |
3. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей. |
| |
Задачи | Содержание работы | |
1. Способствовать получению дополнительного образования одаренными детьми |
| |
2. Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся |
| |
3. Сопровождение |
| |
4. Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей |
| |
Задачи | Содержание работы | |
1. Способствовать организации системно- деятельностного подхода в работе с одаренными учащимися |
| |
2. Осуществлять контроль за качеством учебно-методического обеспечения |
| |
3. Изучение состояния работы с одаренными детьми | 1. С целью повышения качества образовательного процесса, совершенствования форм и методов в работе с одаренными детьми проводить тематические проверки «Формирование продуктивного мышления». | |
5. Обеспечение преемственно- перспективных связей в работе с одаренными детьми |
| |
Задачи | Содержание работы | |
1. Обеспечить преемственность в работе с одаренными детьми между начальной школой, средним и старшим звеном обучения |
|
Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
| 1. Организационное направление |
|
|
1. | Утверждение программы «Одаренные дети» на педагогическом совете | Март 2019 | зам. директора |
2. | Создание творческих групп по участию в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах и проектах. | Сентябрь - октябрь 2019 и далее ежегодно в это время | Руководители МО |
3. | Анализ работы педагогов по работе с одаренными детьми на заседании научного общества | Октябрь 2019 и далее ежегодно в это время | Руководители МО |
4. | Совещание при директоре «Использование возможностей ФГОС в системе работы с одаренными детьми» | Ноябрь 2019 и далее ежегодно в это время | Администрация, руководители МО, учителя |
5. | Организация подготовки педагогических работников к работе с одаренными детьми в условиях программы « Одаренные дети » | Октябрь - декабрь 2019 и далее ежегодно в это время | зам. директора |
| 2. Нормативно- правовое обеспечение |
|
|
1. | Утверждение календарно- тематических планов, образовательных программ предпрофильных, элективных курсов, программ факультативов, программ индивидуальных и групповых занятий с педагогами | Август 2019 г., и далее ежегодно в это время | Руководители МО, учителя |
| 3. Научно - методическое направление |
|
|
1. | Организация постоянно действующего психолого- педагогического семинара по проблемам: -Технология выявления одаренности -Психолого- педагогическая поддержка одаренных детей -Оценка результативности работы с одаренными детьми | На протяжении всего времени | Психолог, зам. директора |
2. | Подбор диагностических методик: -по определению направленности и степени одаренности детей -для анкетирования родителей одаренных детей, выявления проблем в их воспитании -для изучения потенциальных возможностей педагогов и их мотивации в работе с одаренными детьми | Август-сентябрь 2019г. и далее ежегодно в это время | Психолог, зам. директора |
3. | Пополнение базы данных ОД, банка данных «Одаренные дети Тамбовщины» и базы данных достижений учащихся. | ежегодно | Зам. директора, психолог |
4. | Разработка цикла занятий родительского всеобуча «Талантам надо помогать» | сентябрь - октябрь 2019г. и далее ежегодно в это время | Администрация, социальный педагог, психолог |
5. | Подготовка материалов и выпуск методических бюллетеней с рекомендациями по работе с одаренными детьми | ежегодно | Руководитель научного общества |
| 4. Создание условий для развития, поддержки одаренных детей и их творческого проявления |
|
|
1. | Организация консультационных занятий с одаренными детьми | Сентябрь - октябрь 2019г. и далее ежегодно в это время | Руководитель научного общества Психолог |
2. | Создание секций научного общества учащихся | Сентябрь 2019г. | Руководитель научного общества |
3. | Проведение школьных мероприятий, направленные на стимулирование достижений детей: -предметные недели -школьные предметные олимпиады | В течение всего периода | Руководитель научного общества Заместитель директора |
4. | Активизирование участия в конкурсах проектов, творческих работ, в акциях по различным направлениям различного уровня | В течение всего периода | Учителя- наставники |
5. | Организация работы спортивных секций: -баскетбольная -ОФП -волейбольная -русская лапта -футбол -шахматы | Октябрь - ноябрь 2019г. и далее ежегодно в это время | Учителя- наставники |
6. | Проведение школьной научно- практической конференции | Апрель 2020, и далее ежегодно в это время | Заместитель директора Руководитель научного общества |
7. | Организация обучения одаренных детей в системе довузовской подготовки одаренных детей | В течение всего периода | Заместитель директора Руководитель научного общества |
8. | Работа по совершенствованию учебного плана в части обеспечения вариативности обучения и увеличения доли внеурочной занятости в проектно - исследовательской работе | В течение всего периода | Администрация |
9. | Работа по совершенствованию форм взаимодействия с социальными партнерами и партнерами по образовательной сети | В течение всего периода | Администрация |
Мониторинговая деятельность
Предмет мониторинга | Критерии оценки качества |
Методическая деятельность | -наличие поиска, апробированных новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности учащихся -рефлексия педагогической деятельности, выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными детьми -наличие дидактических наработок |
Образовательная деятельность | Качественные показатели: -удовлетворенность одаренных детей условиями развития, саморазвития, самовыражения -удовлетворенность родителей одаренных детей уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма учителей количественные показатели: -число победителей олимпиад и конкурсов -число обучающихся на «4» и «5» -охват детей сетью факультативов, кружков, спортивных секций, всеми формами досуговой воспитательной деятельности, формами дополнительного образования - ведение портфолио ученических достижений |
Контроль за исполнением программы. Предмет контроля. | -включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися. -проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования творческих отчетов учащихся творческого уровня. -проведение школьных конференций, конкурсов. |
План работы с одаренными детьми
№ | Основные направления | Сроки | Ответственные |
1. | Организационная работа | ||
1.1 | Корректировка плана работы с ОД. | Август | Зам. директора |
1.2 | Тематические заседания кафедр, связанные с ОД.
|
Сентябрь |
Зам. директора |
2. | Диагностическая работа | ||
2.1 | Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.). |
октябрь
В течение года |
Зам. директора |
2.2 | Изучение интересов и склонностей учащихся: уточнение критериев всех видов одаренности. |
Классные руководители | |
2.3 | Индивидуальные беседы с родителями. | ||
2.4 | Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление/пополнение базы данных ОД, банка данных «Одаренные дети Тамбовщины» и базы данных достижений учащихся. | Зам. директора | |
3. | Работа с ОД по индивидуальным планам | ||
3.1 | Определение наставников ОД в соответствии с базой данных. | октябрь | Зам. директора |
3.2 | Составление индивидуальных планов работы с ОД. | октябрь | Учителя |
3.3 | Собеседование с учителями по индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных планов работы с ОД. |
октябрь | Зам. директора |
3.4 | Реализация индивидуальных планов работы с ОД | В течение года | Учителя |
4. | Интеллектуальное развитие ОД | ||
4.1 | Подготовка материалов для проведения школьного этапа олимпиад. |
| Учителя Зам. директора |
4.2 | Участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников. |
сентябрь декабрь | |
4.3 | Участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. | ||
4.4 | Участие в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников. | январьфевраль
| Учителя Зам. директора
|
4.5 | Участие в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников. | мартапрель | Учителя Зам. директора | |
4.6 | Участие в конкурсах исследовательских работ учащихся «Грани Творчества», «Первые шаги в науку», в конференциях различного уровня, конкурсах, выставках и тд. | В течение года |
Зам. директора | |
4.7 | Мониторинг результативности работы с ОД. Пополнение базы данных ОД, банка данных «Одаренные дети Тамбовщины» и базы данных достижений учащихся. | В течение года | Зам. директора | |
4.8 | Организация творческих выставок, смотров и тд. | В течение года согласно плану ОУ |
Зам директора | |
5. Работа научного общества учащихся | ||||
5.1 | Организационное заседание учащихся, членов НОУ: постановка задач, планирование работы, формирование секций научного общества.
|
Октябрь |
Зам. директора руководитель НОУ | |
5.2 | Выбор тем для исследовательской работы, закрепление научных руководителей.
|
Октябрьдекабрь |
Руководители исследовательской работы | |
5.3 | Индивидуальные консультации с научными руководителями.
| Октябрьапрель | Руководители исследовательской работы | |
5.4 | Информирование родителей учащихся о работе НОУ | Октябрь-май | Администрация | |
5.5 | Теоретическое занятие по курсу «Библиотечно- информационная культура» Работа с научной литературой с целью накопления материала по избранной теме. |
ноябрь |
Библиотекарь | |
5.6 | Сбор материала по теме исследования. Работа в библиотеках, архивах. |
ноябрьфевраль | Руководители исследовательской работы | |
5.7 | Практическое занятие по курсу «Библиотечно- информационная культура» Индивидуальные консультации |
декабрь |
Библиотекарь |
5.8 | Практическое занятие с учащимися: «Требования к оформлению/оформление исследовательских работ». Индивидуальные консультации. |
Декабрь | Руководитель НОУ | |
5.9 | Организация занятий по исследовательской деятельности учащихся | В течение учебного года | Руководители исследовательской работы | |
5.10 | Совершенствование навыков работы на компьютере. | В течение года | Преподаватели информатики | |
5.11 | Практическое занятие с учащимися «Что такое языковой корпус? Работа в программе конкорданс». Индивидуальные консультации |
январь | Руководитель НОУ | |
5.12
| Практическое занятие «Оформление тезисов работ». Завершение исследовательских работ.
| февраль | Руководитель НОУ Руководители исследовательской работы | |
5.13 | Рецензирование работ руководителями | февраль | Руководители исследовательской работы | |
5.14 | Практическое занятие «Методика защиты исследовательских работ. Публичное выступление» Индивидуальные консультации. | март | Руководитель НОУ Руководители исследовательской работы | |
5.15 | Школьная научно-практическая конференция «Мир моих открытий» |
апрель | Зам. директора Руководитель НОУ жюри секций | |
5.16 | Оформление «Сборника тезисов исследовательских работ учащихся» | апрель май | Руководитель НОУ
| |
5.17 | Заседание НОУ, подведение итогов. Планирование работы на следующий год. | май | Зам. директора Руководитель НОУ Руководители исследовательской работы | |
6. Работа мастерских, студий, лабораторий, секций | ||||
6.1 | Курирование работы мастерских, студий, лабораторий: - утверждение программ; - анализ работы. | Сентябрь, в течение года |
Зам. директора | |
6.2 |
Работа спортивных секций. | В течение года согласно графику |
Учитель физической культуры | |
6.3 | Подготовка к спартакиаде. | Согласно плану | ||
7. Методическое сопровождение |
7.1 | Сбор и подготовка аналитической информации: - формирование и своевременное пополнение базы данных ОД, банка данных «Одаренные дети Тамбовщины» и базы данных достижений учащихся;
|
В течение года Апрель
Декабрь В течение года | Заместители директора, учителя, руководители исследовательских работ |
7.2 | Сбор и систематизация методических материалов по работе с одаренными детьми. | В течение года | Зам. директора
|
7.3 | Итоги работы с ОД в конце каждого учебного года. Планирование работы на следующий учебный год. | Май каждого учебного года | Зам. директора
|
Библиография
- Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2007.
- Методическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2010.
3.http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/odarennye-deti
4.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
- Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
- Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., Просвещение, Учебная литература, 1996.
- Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. Сентябрь. 2001.
- Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика. 1989.
- Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.- М.: ФЛИНТА, 2001.
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
- Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. :Пед.
общество России, 2000.-С. 96-111.
- Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.
- Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
- Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)
- Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / Ред. Н. И. Чуприкова.- М.: Ин-т практич. Психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
- Лай В.А. Экспериментальная дидактика. – С-Петербург, Изд-во И.Д.Сытина, 1914, Гл.У. (Одаренность и оценка). С.465-497.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000
- Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста // Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.
- Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.
- Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. 24. Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.
- Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.
- Пидкасистый П.И., Чудновская В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. – М.: Пед. общество России,1999.
- Психология одаренности: от теории к практике /Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.
- Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав./Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.- М.: Академия,2000.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.
- Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Академия,2000.
- Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.
- Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.
- Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.
- Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.
- Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
- Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с одаренными детьми в МОУ Ильичевская ООШ на 2010-2013 гг.
Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развити...
программа работы с одаренными детьми
программа. одаренные дети...
Программа работы с одаренными детьми
Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них надо верить!...
программа работы с одаренными детьми
программа разработана с 2011 по2014 год...
Программа работы с одаренными детьми
В программе раскрывается значимость в современное время работы с одаренными детьми. Раскрываются формы, принципы и методы работы....
Программа работы с одаренными детьми
В данной программе обозначены основные направления работы с одаренными детьми в основной школе. Предлагается примерный календарно-тематический план. Программа рассчитана на 3 учебных года....
Программа работы с одаренными детьми
Программа работы школы с одаренными детьми. Программа работы учителя русского языка с одаренными детьми....