Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа "Спортивные игры" Баскетбол, для занимающихся в секции ОДОД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sportivnye_igry.doc | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеразвивающая программа «Спортивные игры» направлена на формирование у учащихся устойчивой потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в баскетбол. В связи с доступностью данной игры для любого возраста, возможностью использовать ее для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в тоже время использования как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации внеучебного времени и досуга детей. Кроме этого баскетбол отличается высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Занятия по данной программе позволят учащимся овладеть техническими приёмами и правилами игры, обучиться тактическим действиям, приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях, овладеть навыками регулирования психического состояния.
По ходу реализации программы предполагается использование педагогической диагностики текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Пояснительная записка
Общеразвивающая программа по баскетболу по своему содержанию относится к физкультурно-спортивной направленности. Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом,
умственная нагрузка дополняется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного масштаба.
Цель: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в баскетбол.
Задачи:
Обучающие:
- обучить техническим приёмам и правилам игры;
- обучить тактическим действиям;
- обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- обучить овладение навыками регулирования психического состояния.
развивающие
- развивать повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- развивать совершенствование навыков и умений игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма
воспитательные
- воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
-воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.
Особенностью данной программы является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в процесс обучения активной психологической подготовки..
Условия реализации образовательной программы. Программа рассчитана на возраст 10 - 17 лет. В кружок принимаются учащиеся с основной группой здоровья. Группы учащихся формируются 15 человек. Состав групп должен быть постоянным. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа. Общее количество часов за год – 144 часа.
Режим занятий. 1 год обучения:144 часа 2 раза в неделю по 2 часа.
2 год обучения:144 часа 2 раза в неделю по 2 часа.
3 год обучения:144 часа 2 раза в неделю по 2 часа
Форма организации занятий. Занятия в рамках программы проводятся, в форме тренировок, бесед, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий. Занятия проводятся в спортивном зале, в теплую и сухую погоду на школьной спортивной площадке.
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
- достижение высокого уровня физического развития и физической подготовленности.
- победы на соревнованиях районного и городского уровня;
- повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта;
- устойчивое овладение умениями и навыками игры;
- развитие у учащихся потребности в продолжение занятий спортом как самостоятельно, так и в спортивной секции.
- укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
- умение контролировать психическое состояние.
свои действия в соответствии с изменяющимися условиями и обстоятельствами, объективно Результаты освоения программного материала по программе «Спортивные игры» в в школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностными результатами изучения программы являются умения:
- активно поддерживать и расширять мотивацию и познавательный интерес к занятиям по баскетболу определять место и значение спорта в целостном мировоззрении человека;
- осуществлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, вне зависимости от его возможностей и особенностей на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
- организовать собственную учебную деятельность;
- проявлять дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность и ответственность в принятии и реализации личностно и социально значимых решений;
- сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими, проявляя положительные качества личности при решении учебных задач, не создавая конфликтов и находя выходы из спорных ситуаций;
- демонстрировать чувства и поступки, характеризующие нравственное поведение, реализовывать компетентные решения моральных проблем;
- организовывать свой режим жизни для обеспечения занятий физкультурной и спортивной деятельностью, обеспечить безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по Спортивным играм являются следующие умения:
– владеть способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- корректировать и спокойно оценивать свои возможности, адекватно реагировать на успех и неудачу;
– понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определять общую цель и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по спортивным играм являются следующие умения:
- раскрывать значение спортивных игр для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья:
- сообщать исторические факты развития спортивных игр , характеризовать их роль в различные периоды жизнедеятельности человека, их связь с трудовой и военной деятельностью;
- определять и применять количественные и качественные критерии оценивания технической, физической и функциональной подготовленности;
- характеризовать содержание различных форм занятий физическими упражнениями, проводить утреннюю и вводную гимнастику, игры на прогулках, комплексы упражнений на занятиях;
- определять отличительные и общие признаки средств спортивных игр , использовать их для обеспечения разнообразного эффекта воздействия (оздоровительного, коррекционного, образовательного, тренирующего);
- организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
- оценивать текущее состояние организма, контролировать и дозировать нагрузку и отдых;
- выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на качественном уровне, давать характеристику признаков техничного исполнения;
- обеспечивать технику безопасности мест занятий физическими упражнениями, применять способы профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи при легких травмах;
- демонстрировать основные технические приемы из базовых видов спорта и современных систем физических упражнений;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований, управлять их действиями при выполнении физических упражнений;
- выбирать экипировку, соответствующую характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям .
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:
1 год обучения
- мониторинг на начало и на окончание первого года обучения;
- тестирование на знание теоретического материала;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы
- сдача контрольных нормативов по ОФП.
2 год обучения
- мониторинг на начало и на окончание второго года обучения;
- тестирование на знание правил соревнований и терминологии;
- тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы;
- сдача контрольных нормативов по ОФП.
- результаты соревнований школьного уровня, матчевых и товарищеских встреч.
Календарный учебный график
Год обучения, номер группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год (группа №1) | 06.09.2017 | 30.05.2018 | 36 | 72 | 144 | 2 раза по 2 часа в неделю |
2 год (группа №1) | 06.09.2018 | 30.05.2019 | 36 | 72 | 144 | 2 раза по 2 часа в неделю |
3 год (группа №1) | ||||||
1 год (группа №2) | 05.09.2016 | 28.05.2017 | 36 | 72 | 144 | 2 раза по 2 часа неделю |
2 год (группа №2) | 06.09.2017 | 30.05.2018 | 36 | 72 | 144 | 2 раза по 2 часа неделю |
3 год (группа №2) | 06.09.2018 | 30.05.2019 | 36 | 72 | 144 | 2 раза по 2 часа неделю |
Учебн -тематический план
Первый год обучения
Тема | всего | теория | практика |
Тема 1. Комплектование групп | 6 | ||
Тема 2. Вводное занятие | 2 | 2 | |
Тема 3 Общая физическая подготовка | 18 | 2 | 16 |
Тема 3. Специальная физическая подготовка | 20 | 2 | 18 |
Тема 4. Техническая подготовка | 64 | 4 | 60 |
Тема 5. Тактическая подготовка | 22 | 2 | 20 |
Тема 6 Соревнования. | 8 | 2 | 6 |
Тема 7 Итоговое занятие | 4 | 4 | |
ИТОГО | 144 | 14 | 124 |
Тема 1. Вводное занятие
Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена баскетболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям баскетболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях баскетболом. История развитие баскетбола. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по баскетболу в России и в мире. Правила игры в баскетбол. Практика:
Тема 2. Общая физическая подготовка
Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки. Гибкость и ее развитие. Понятие выносливости. Виды проявления ловкости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки Практика: Действия в строю на месте и в движении. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля; в парах, держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы, туловища). Поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз. Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения со скакалкой. Прыжки в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег с ускорением. Низкий старт и стартовый разбег до 60м. Бег с препятствиями от 60 до 100м. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность.
Тема 3. Специальная физическая подготовка
Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении броска в кольцо. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении передачи мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди.
Практика: Упражнения для развития быстроты. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом. Бег с остановками и с резким изменением направления. «Челночный бег», то же с набивными мячами в руках. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий. Подвижные игры. Различные эстафеты с преодолением препятствий. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Упражнения с отягощениями. Упражнения для развития специальной выносливости. Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, использованные в режиме высокой интенсивности. Упражнения для развития специфической координации. Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения кувырков. Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием, спрыгиванием в сочетании с приемами с баскетбольным мячом и с мячами-разновесами (передача, бросок в кольцо, метание в неподвижную и движущуюся цель, а также манипуляции с мячом в фазе полета).
Тема 4: Техническая подготовка
Теория: Стойки баскетболиста, передвижения и перемещения. Техника передачи мячи; виды и способы. Броски в кольцо; виды бросков и способы их выполнения. Практика: Передвижения и стойки: передвижения c максимальной скоростью, ускорения, остановки; сочетание передвижений с остановками, прыжками, поворотами. Владение мячом. ловля и передача мяча длинная передача мяча двумя и одной рукой сверху и снизу, передача мяча после ловли в прыжке, первая передача «в отрыв» после подбора мяча при активном сопротивлении противника. Броски мяча, в прыжке с ближних, средних дистанций, а также при активном сопротивлении противника, добивание мяча, бросок мяча в прыжке с разворотом на 180°; бросок мяча двумя, одной руками сверху вниз, на месте и в движении; штрафной бросок; добивание мяча после отскока от щита или кольца двумя и одной рукой в одно касание; многократное добивание мяча при активном противодействии; бросок мяча с места с дальних дистанций при активном сопротивлении противника; бросок мяча после резкого входа под кольцо в игровых ситуациях повышенной сложности. Ведение мяча в высокой и низкой стойки, с различной скоростью и изменением направления и сопротивлением защитника, с обводкой стоек и препятствий. Овладение мячом отбивание и перехват голевых передач; противодействие дриблингу; отбивание и перехват мяча при передачах центровому игроку; противодействие броску сверху вниз; перехват и отбивание мяча при сбрасывании; сочетание подбора мяча у своего кольца с последующей передачей в отрыв; противодействие игрокам, находящимся в различных зонах площадки; противодействие при смене позиций центрового игрока.
Тема 5 Тактическая подготовка
Теория: Тактика нападения, тактика защиты. Индивидуальные действия групповые, командные. Практика: Применение приёмов и их сочетаний в индивидуальных действиях. Выбор момента и способа взаимодействия с партнёрами в зависимости от выполняемых функций, применяющихся систем игры и конкретных тактических задач, групповые взаимодействия в соответствии с планом игры.
Тема 6 Соревнования
Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных баскетболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Практика: Участие в школьных турнирах, районных и городских соревнованиях.
Тема 7 Итоговое занятие
Теория: История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры в баскетбол. Правила соревнований и жесты судьи.
Практика: . Сдача контрольных нормативов по ОФП
Ожидаемые результаты учащихся первого года обучения:
- значение утренней гимнастики и правило ее проведения;
- понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
- правила соревнований по баскетболу;
- гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
- выполнять ведение мяча в низкой и высокой стойке
- выполнять броски в кольцо двумя руками от груди
- выполнять специальные технические приемы перемещения и передачи
- играть по упрощенным правилам в баскетбол;
Нормативы по общефизической подготовке.
баллы | Прыжок в длину с места | Челночный. Бег66,4м | Бег 30м (с) | Бег1000м | |
5. | 190 . | 6.2 | 4.9 | 4.10.0 | |
4 | 180 | 6.5 | 5.2 | 4.20.0 | |
3 | 170 | 6.7 | 5.4 | 4.30.0 |
Сдача контрольных нормативов по ОТП
баллы | Скоростная техника | Передача мяча в стену на скорость | Дистанционные броски | Штрафные броски |
5 | .20 | 18 | 9 | 10 |
4 | 23 | 16 | 7 | 8 |
3 | 25 | 12 | 5 | 7 |
1. Скоростное ведение. При выполнении обводки 3-ех сек. зоны. игроку необходимо попасть в кольцо, если мяч не попал в как кольцо, выполнить дополнительные броски до тех пор пока не попадет. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону( левой рукой) и мяч попадет в кольцо.
2. Передача мяча в стену на скорость. Игрок выполняет передачи мяча в стену с 3 метров в течении 20 сек. Двумя руками от груди.
3. Броски с дистанции игрок выполняет 20 бросков с 5 указанных точек 4 раза. Фиксируется количество попаданий.
4. Броски со штрафной линии. Выполнение броска со штрафной линии 20 бросков.
Учебн -тематический план
Второй год обучения
Тема | всего | теория | практика |
Тема 1. Вводное занятие | 2 | 2 | |
Тема 2. Общая физическая подготовка | 18 | 2 | 16 |
Тема 3. Специальная физическая подготовка | 18 | 2 | 16 |
Тема 4. Техническая подготовка | 58 | 4 | 54 |
Тема 5. Тактическая подготовка | 34 | 2 | 30 |
Тема 6 Соревнования. | 10 | 2 | 8 |
Тема 7 Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО | 144 | 16 | 128 |
Тема 1. Вводное занятие
Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена баскетболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям баскетболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях баскетболом. История развитие баскетбола. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по баскетболу в России и в мире. Правила игры в баскетбол. Практика:
Тема 2. Общая физическая подготовка
Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки. Гибкость и ее развитие. Понятие выносливости. Виды проявления ловкости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки. Координация движений, ее развитие и значение для игры в баскетбол Практика: Действия в строю на месте и в движении. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля; в парах, держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы, туловища). Поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз. Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения со скакалкой. Прыжки в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег с ускорением. Низкий старт и стартовый разбег до 60м. Бег с препятствиями от 60 до 100м. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность.
Тема 3. Специальная физическая подготовка
Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении броска в кольцо. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении передачи мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди.
Практика: Упражнения для развития быстроты. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом. Бег с остановками и с резким изменением направления. «Челночный бег», то же с набивными мячами в руках. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий. Подвижные игры. Различные эстафеты с преодолением препятствий. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Упражнения с отягощениями. Упражнения для развития специальной выносливости. Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, использованные в режиме высокой интенсивности. Упражнения для развития специфической координации. Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения кувырков. Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием, спрыгиванием в сочетании с приемами с баскетбольным мячом и с мячами-разновесами (передача, бросок в кольцо, метание в неподвижную и движущуюся цель, а также манипуляции с мячом в фазе полета).
Тема 4: Техническая подготовка
Теория: Стойки баскетболиста, передвижения и перемещения. Техника передачи мячи; виды и способы. Броски в кольцо; виды бросков и способы их выполнения. Практика: Передвижения и стойки: передвижения c максимальной скоростью, ускорения, остановки; сочетание передвижений с остановками, прыжками, поворотами. Владение мячом. ловля и передача мяча длинная передача мяча двумя и одной рукой сверху и снизу, передача мяча после ловли в прыжке, первая передача «в отрыв» после подбора мяча при активном сопротивлении противника. Броски мяча, в прыжке с ближних, средних дистанций, а также при активном сопротивлении противника, добивание мяча, бросок мяча в прыжке с разворотом на 180°; бросок мяча двумя, одной руками сверху вниз, на месте и в движении; штрафной бросок; добивание мяча после отскока от щита или кольца двумя и одной рукой в одно касание; многократное добивание мяча при активном противодействии; бросок мяча с места с дальних дистанций при активном сопротивлении противника; бросок мяча после резкого входа под кольцо в игровых ситуациях повышенной сложности. Ведение мяча в высокой и низкой стойки, с различной скоростью и изменением направления и сопротивлением защитника, с обводкой стоек и препятствий. Овладение мячом отбивание и перехват голевых передач; противодействие дриблингу; отбивание и перехват мяча при передачах центровому игроку; противодействие броску сверху вниз; перехват и отбивание мяча при сбрасывании; сочетание подбора мяча у своего кольца с последующей передачей в отрыв; противодействие игрокам, находящимся в различных зонах площадки; противодействие при смене позиций центрового игрока.
Тема 5 Тактическая подготовка
Теория: Тактика нападения, тактика защиты. Индивидуальные действия групповые, командные. Практика: Позиционное нападение (5:1) со сменой мест. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях.2:2,3:3, 4:4, 5:5. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в защите и нападении через заслон. Личная защита.
Тема 7 Соревнования
Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Практика: Участие в школьных турнирах, районных и городских соревнованиях.
Тема 7 Итоговое занятие
Теория: История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры в баскетбол. Правила соревнований и жесты судьи.
Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП
Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см), (по Абалакову) | Бег 20 м (с) | Бег 40 с (м) | Бег 300 м (для ГНП) Бег 600 м (для УТГ) | |||||
Мальч. | Дев. | Мальч. | Дев. | Мальч. | Дев. | Мальч. | Дев. | Мальч. | Дев. |
174 | 160 | 32 | 32 | 4,0 | 4,3 | 5 п | 4 п 20 | 1,07 | 1,15 |
Сдача контрольных нормативов по ОТП
Скоростное ведение | Передача мяча в стену на скорость | Дистанционные броски | Штрафные броски | ||||
Мальч | Дев. | Мальч | Дев. | Мальч | Дев. | Мальч. | Дев. |
17 | 19 | 24 | 22 | 11 | 10 | 12 | 10 |
1. Скоростное ведение. При выполнении обводки 3-ех сек. зоны. игроку необходимо попасть в кольцо, если мяч не попал в как кольцо, выполнить дополнительные броски до тех пор пока не попадет. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону( левой рукой) и мяч попадет в кольцо.
2. Передача мяча в стену на скорость. Игрок выполняет передачи мяча в стену с 3 метров в течении 20 сек. Двумя руками от груди.
3. Броски с дистанции игрок выполняет 20 бросков с 5 указанных точек 4 раза. Фиксируется количество попаданий.
4. Броски со штрафной линии. Выполнение броска со штрафной линии 20 бросков.
Ожидаемые результаты учащихся первого года обучения:
- понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
- значение разминочной части тренировки
- правила соревнований по баскетболу, стритболу
- гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
- уверенно владеть мячом
- выполнять броски в кольцо с разных точек
- выполнять специальные технические приемы перемещения и передачи
- играть в баскетбол;
Учебн -тематический план
третий год обучения
Тема | всего | теория | практика |
Тема 1. Вводное занятие | 2 | 2 | |
Тема 2. Общая физическая подготовка | 18 | 2 | 16 |
Тема 3. Специальная физическая подготовка | 18 | 2 | 16 |
Тема 4. Техническая подготовка | 46 | 4 | 42 |
Тема 5. Тактическая подготовка | 40 | 4 | 36 |
Тема 6 Соревнования. | 16 | 2 | 14 |
Тема 7 Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 |
ИТОГО | 144 | 18 | 126 |
Тема 1. Вводное занятие
Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена баскетболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям баскетболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях баскетболом. История развитие баскетбола. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по баскетболу в России и в мире. Правила игры в баскетбол. Практика:
Тема 2. Общая физическая подготовка
Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки. Гибкость и ее развитие. Понятие выносливости. Виды проявления ловкости. Методика совершенствования выносливости в процессе многолетней подготовки. Координация движений, ее развитие и значение для игры в баскетбол Практика: Действия в строю на месте и в движении. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами – поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую над головой, перед собой, за спиной, броски и ловля; в парах, держась за мяч – упражнения в сопротивлении. Упражнения с гимнастическими палками, гантелями.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы, туловища). Поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине, смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз. Упражнения с набивными мячами – лежа на спине и лицом вниз.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами – приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения со скакалкой. Прыжки в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег с ускорением. Низкий старт и стартовый разбег до 60м. Бег с препятствиями от 60 до 100м. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность.
Тема 3. Специальная физическая подготовка
Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении броска в кольцо. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении передачи мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди.
Практика: Упражнения для развития быстроты. Стартовые рывки с мячом, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом. Бег с остановками и с резким изменением направления. «Челночный бег», то же с набивными мячами в руках. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного сигнала. То же, но занимающиеся передвигаются в парах, тройках от лицевой до лицевой линий. Подвижные игры. Различные эстафеты с преодолением препятствий. Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств. Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов (сетки, щита, кольца). Упражнения с отягощениями. Упражнения для развития специальной выносливости. Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и специальные циклические упражнения, использованные в режиме высокой интенсивности. Упражнения для развития специфической координации. Ловля и передача баскетбольного мяча во время ходьбы, бега, прыжков через гимнастическую скамейку, перепрыгивания через препятствия, во время прыжков через крутящуюся скакалку, после поворотов, ускорения кувырков. Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием, спрыгиванием в сочетании с приемами с баскетбольным мячом и с мячами-разновесами (передача, бросок в кольцо, метание в неподвижную и движущуюся цель, а также манипуляции с мячом в фазе полета).
Тема 4: Техническая подготовка
Теория: Стойки баскетболиста, передвижения и перемещения. Техника передачи мячи; виды и способы. Броски в кольцо; виды бросков и способы их выполнения. Практика: Передвижения и стойки: передвижения c максимальной скоростью, ускорения, остановки; сочетание передвижений с остановками, прыжками, поворотами. Владение мячом. ловля и передача мяча длинная передача мяча двумя и одной рукой сверху и снизу, передача мяча после ловли в прыжке, первая передача «в отрыв» после подбора мяча при активном сопротивлении противника. Броски мяча, в прыжке с ближних, средних дистанций, а также при активном сопротивлении противника, добивание мяча, бросок мяча в прыжке с разворотом на 180°; бросок мяча двумя, одной руками сверху вниз, на месте и в движении; штрафной бросок; добивание мяча после отскока от щита или кольца двумя и одной рукой в одно касание; многократное добивание мяча при активном противодействии; бросок мяча с места с дальних дистанций при активном сопротивлении противника; бросок мяча после резкого входа под кольцо в игровых ситуациях повышенной сложности. Ведение мяча в высокой и низкой стойки, с различной скоростью и изменением направления и сопротивлением защитника, с обводкой стоек и препятствий. Овладение мячом отбивание и перехват голевых передач; противодействие дриблингу; отбивание и перехват мяча при передачах центровому игроку; противодействие броску сверху вниз; перехват и отбивание мяча при сбрасывании; сочетание подбора мяча у своего кольца с последующей передачей в отрыв; противодействие игрокам, находящимся в различных зонах площадки; противодействие при смене позиций центрового игрока.
Тема 5 Тактическая подготовка
Теория: Тактика нападения, тактика защиты. Индивидуальные действия групповые, командные. Практика: Позиционное нападение (5:1) со сменой мест. Позиционное нападение в игровых взаимодействиях.2:2,3:3, 4:4, 5:5. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди». Взаимодействие двух игроков в защите и нападении через заслон. Личная защита. Освоение индивидуальных и командных защитных действий.
Тема 6 Соревнования
Теория: Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных баскетболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства.
Практика: Участие в школьных турнирах, районных и городских соревнованиях. Участие в судействе соревнований.
Тема 7 Итоговое занятие
Теория: История возникновения баскетбола. Развитие баскетбола. Правила игры в баскетбол. Правила соревнований и жесты судьи.
Практика:
. Сдача контрольных нормативов по ОФП
Прыжок в длину с места (см) | Высота подскока (см), (по Абалакову) | Бег 20 м (с) | Бег 40 с (м) | Бег 300 м (для ГНП) Бег 600 м (для УТГ) | |||||
Мальч. | Дев. | Мальч. | Дев. | Мальч. | Дев. | Мальч. | Дев. | Мальч. | Дев. |
174 | 160 | 32 | 32 | 4,0 | 4,3 | 5 п | 4 п 20 | 1,07 | 1,15 |
Сдача контрольных нормативов по ОТП
Скоростное ведение | Передача мяча в стену на скорость | Дистанционные броски | Штрафные броски | ||||
Мальч | Дев. | Мальч | Дев. | Мальч | Дев. | Мальч. | Дев. |
17 сек. | 15 сек. | 26 | 22 | 13 | 13 | 13 | 11 |
1. Скоростное ведение. При выполнении обводки 3-ех сек. зоны. игроку необходимо попасть в кольцо, если мяч не попал в как кольцо, выполнить дополнительные броски до тех пор пока не попадет. Секундомер останавливается после того, как игрок выполнит упражнения в обратную сторону( левой рукой) и мяч попадет в кольцо.
2. Передача мяча в стену на скорость. Игрок выполняет передачи мяча в стену с 3 метров в течении 20 сек. Двумя руками от груди.
3. Броски с дистанции игрок выполняет 20 бросков с 5 указанных точек 4 раза. Фиксируется количество попаданий.
4. Броски со штрафной линии. Выполнение броска со штрафной линии 20 бросков.
Ожидаемые результаты учащихся третьего года обучения:
- понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
- значение разминочной части тренировки
- правила соревнований по баскетболу, стритболу
- гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
- уверенно владеть мячом
- выполнять броски в кольцо с разных точек
- выполнять специальные технические приемы перемещения и передачи
- играть в баскетбол;
Методическое обеспечение программы
Раздел | Форма занятия | Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса | Форма подведения итогов |
Общефизическая подготовка. | Объяснение, практическое занятие | Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы. | Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов. |
Специальная физическая подготовка. | Объяснение, практическое занятие | Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы. | Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. |
Техническая подготовка. | Объяснение, демонстрация технического действия, практическое занятие, показ видео материала, посещение соревнований. | Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений. | Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты. |
Тактическая подготовка. | Беседа, тренировка показ видео материала, участие в соревнованиях. | Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований. | Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях. |
Теоретическая подготовка. | Беседа, посещение соревнований. | Рассказ, просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями. | Опрос уч-ся, тестирование. |
Контроль умений и навыков. | Соревнования (школьные, районные, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований. | Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса. | Обсуждение результатов соревнований. Обработка тестов. Обработка контрольных результатов. |
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.
Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более
успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
С ло в е сн ы е м е то ды: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
На г ля д ны е м е то ды: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Пр а к т ич е ск и е ме т од ы:
– метод упражнений;
– игровой;
– соревновательный,
– круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
– в целом;
– по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Фо р мы об уч е н ия : индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Основные нормативно-правовые документы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»- Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844
- Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Санитарно-эпидемиологические требования у устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН 2.4.4.3172-14
Список литературы
1. Башкирова В.Г., Портнов Ю.М., Луничкин В.Г., Духовный М.И., Мацак А.Б., Чернов С.В., Саблин А.Б. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2007. – 100 с.
2. Боб Коузи, Фрэнк Пауэр. Баскетбол: Концепции и анализ // Боб Коузи, Фрэнк Пауэр. - М.: АСТ, - 1998.
3. Гомельский А.Я. Баскетбол секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. – М.: А Генетю «ФАИР», 1997.
4.Железняк Ю.Д., Водянникова В.П. и др., Баскетбол. М., 1984.
5. Кудряшов В.А., Мирошникова Р.В. Технические приемы игры в баскетбол. –Минск.:Беларусь,1967.
6. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. М.,ООО «Издательство АСТ», 2003.
7. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. М. АСТ АСТРЕЛЬ, 2004
8. Судейский комитет РФБ ЗАО «Инфобаскет» Официальные правила баскетбола ФИБА 2010 // Судейский комитет РФБ ЗАО «Инфобаскет» -Москва
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...