Физические способности и методика их развития у детей 14-16 лет
статья по физкультуре (9 класс)

Барсукова Мария Сергеевна

Развитие физических способностей, а также обучение двигательным действиям хоть и направленны на одну цель – занимающегося, но в тоже время имеют ряд особенностей: принципы, методы и т.д. (И.В. Еркомайшвили, 2004).

Каждая методика, предназначенная для развития физических способностей, должна учитывать влияние физической нагрузки на организм занимающегося. Для этого были определены различные принципы, обеспечивающие определение закономерностей взаимной связи состояния занимающегося и физической нагрузки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Физические способности и методика их развития у детей 14-16 лет

Развитие физических способностей, а также обучение двигательным действиям хоть и направленны на одну цель – занимающегося, но в тоже время имеют ряд особенностей: принципы, методы и т.д. (И.В. Еркомайшвили, 2004).

Каждая методика, предназначенная для развития физических способностей, должна учитывать влияние физической нагрузки на организм занимающегося. Для этого были определены различные принципы, обеспечивающие определение закономерностей взаимной связи состояния занимающегося и физической нагрузки.

Зная тенденции возрастного развития обучающихся, мы можем воздействовать на их организм с максимальной эффективностью и использовать полный потенциал и возможности организма.         Принцип сопряженного воздействия состоит в том, что процесс развития физических способностей и процесс формирования двигательных умений и навыков взаимно влияют друг на друга и на саморегулирования данных. Этот принцип гласит о том, что воздействия наших занятий должны соответствовать развитию необходимых физических способностей, а также умению использовать нужные в конкретной ситуации, в данном упражнении. Это может быть достигнуто только путем подбора физических упражнений, одновременно развивающих  силовые, координационные, скоростно-силовые и скоростные способности, и конечно выносливость, гибкость и ловкость. А также совершенствует двигательного навыка в целом и его частей  (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

1.1.1. Скоростные способности и методика их развития

Долгое время для определения возможности человека выполнять двигательные действия за минимальный промежуток времени использовался термин быстрота. Но в последние годы появилось огромное множество форм проявления быстроты, в связи с этим было решено заменить данный термин на скоростные способности.

Скоростные способности – это физическая способность человека, выполнять двигательные действия в минимальный отрезок времени, т.е. с максимальной скоростью.

Факторы проявления и уровня развития скоростных сопособностей:

1. Скорость перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношение различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости.

3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4. Совершенства техники движений.

5. Степени развития волевых качеств, силы, координационных способностей, гибкости.

6. Содержания АТФ в мышцах, скорости ее расщепления и быстроты ресинтеза (восстановления) (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

Прямой перенос скоростных способностей наблюдается только в координационно-сходных двигательных действиях. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкание ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится.

Быстрота развития двигательных реакций может быть простой и сложной.

Простая реакция – это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал. Например, старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча от груди или из-за головы по ожидаемому сигналу и пр. Все остальные типы реакций – сложные. Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых необходимо выполнить определенное движение на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные).

Сложные реакции – реакция на движущийся объект и реакция выбора. Чаще всего эти типы реакций встречаются в игровых видах спорта и единоборствах (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).

1.1.2. Силовые способности и методика их развития

Мышечная сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений.

Один из самых значимых элементов регламентирующих мышечную силу является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:

- преодолевающую

- уступающую

- удерживающую

- смешанную

Первые два режима характерны для динамической, третий – для стоической, четвертый – для статодинамической работы мышц. Самые большие показатели силы наблюдаются в проявлении уступающей работы мышц, которые нередко в 2 раза превосходят изометрические показатели.

Сила может проявляться как медленно, так и быстро, вне зависимости от режима работы мышц, что обозначает характер их работы.

Курамшин, Ю.Ф. (2004) «различные сочетания характера силы и режима силы подразделяют на два вида:

  1. Собственно-силовые – проявляются в условиях статического режима и медленных движений;
  2. Скоростно-силовые – проявляются при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе.

Собственно-силовые способности человека могут проявиться при удержании в течении определенного времени предельных отягощений с максимальным напряжением мышц (статистический характер работы) или при перемещении предметов большой массы. В последнем случае скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальной величины (характерные работы по спортивной терминологии медленный, динамический, «жимовой»). В соответствии с таким характером работы мышечная сила может быть статической и медленной динамической»

1.1.3. Скоростно-силовые способности и методика их развития

Скоростно-силовые способности – выполнение быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или при быстрое переключение от уступающей к преодолевающей работе.

Формы проявления скоростно-силовых способностей во многом зависят от характера напряжения мышц в том или ином движении, которые выражаются в различных движениях быстротой развития силового направления, его величины и длительности.

Один из самых важных видов проявления скоростно-силовых способностей – взрывная сила.

В теории физической культуры выделяют также абсолютную и относительную мышечную силу человека.

Абсолютная сила – характеризует силовой потенциал человека и измеряется величиной максимального произвольного мышечного усилия в изометрическом режиме без ограничения времени или предельным весом поднятого груза.

Относительная сила – оценивается отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела. Этот показатель удобен для сравнения уровня силовой подготовленности людей разного веса (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

Для большинства физических упражнений важнее показатели относительной силы.

Уровень развития и проявления силовых способностей зависит от многих факторов. Прежде всего на них оказывает влияние величина физиологического поперечника мышц: чем он толще, тем при прочих равных условиях большее усилие могут развивать мышцы. Сила человека зависит от состава мышечных волокон. Различают «медленные» и «быстрые» мышечные волокна. Первые развивают мышечную силу направления, причем скорость их в 3 раза меньше. Второй тип волокон осуществляет в основном быстрые и мощные сокращения. На силу мышц сокращения влияют эластичные свойства, вязкость, анаболическое строение, структура мышечных волокон и их химический состав.

Одну из основных ролей в проявлении силовых способностей человека играет регуляция мышечных направлений со стороны центральной нервной системы. Величина мышечной силы при этом связана:

- с частотой эффекторных импульсаций, посылаемых к мышце от мотонейронов передних рогов спинного мозга;

- степенью синхронизации (одновременности) сокращения отдельных двигательных единиц;

- порядком и количеством, включенных в работу двигательных единиц (Ю.Ф. Курамшин, 2004).

Сенситивный период абсолютной силы происходит у подростков и юношей в 13-14 и 16-18 лет, у девочек и девушек в 10-11 и 16-17 лет. Причем самыми высокими темпами увеличиваются показатели силы крупных мышц разгибателей туловища и ног. Относительные же показатели силы особенно значительными темпами возрастают у детей 9-11 и 16-17 лет.

Отмечено, что в январе и феврале мышечная сила нарастает медленнее, чем в сентябре и октябре, что, по-видимому, объясняется большим потреблением осенью витаминов и действием ультрафиолетовых лучей. Наилучшие условия для деятельности мышц – при t +20 С.

В зависимости от природы сопротивления силовые упражнения разделяют на 3 группы:

  1. Упражнения с внешним отягощением.
  2. Упражнения с собственным весом тела.
  3. Изометрические упражнения (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика отслеживание развития физических способностей учащихся разных возрастных групп

Цель работы - диагностика уровня физической подготовленности для дифференцированного подхода к учащимся. Тестирование позволяет учителю спланировать систему оздоровительных и физических упражнени...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Гибкость - как физическое качество и методика её развития.

Общее понятие о физическом качестве - гибкость; результаты тестов и методика развития гибкости....

Семинар – практикум «Мнемотехника как одна из эффективных и творческих методик в развитии речи детей дошкольного возраста»

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мо...

Гибкость как физическое качество и методика ее развития

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой....

«Координационные способности и методика их развития»

В работе говориться о развитие координации у детей, ее виды, методы....

Развитие физических способностей у детей 14-16 лет средствами кроссфита

Одна из основных тенденций развития современного общества – это сохранение и укрепление здоровья человека. Для выполнения данного требования необходима популяризация физической культуры, здорово...