Презентация "Якутские народные игры"
презентация к уроку по физкультуре
Народные игры – своеобразный жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру и быт в прошлом и настоящем. Народные игры имеют давнее историческое происхождение. Основным видом деятельности коренных народов Якутии являются животноводство, скотоводство, охота, оленеводство и рыболовство. В играх северян отражены их борьба за существование в суровых условиях крайнего Севера. Здесь представлены несколько национальных подвижных игр на развитие силы, ловкости, выносливости, скорости бега, координации, которые разработаны для учащихся. Игры взяты из книги А.С. Федорова. Эти игры можно применять на уроках физкультуры и для внеклассных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakutskie_narodnye_igry.ppt | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Республика Саха(Я) – это многонациональная республика Российской Федерации, в которой совместно проживают представители многих национальностей. Вся жизнь коренных народов Якутии связано с холодом, который продолжается в течение 6-7 месяцев и достигает температуры от –40 до -60 градусов мороза. Экстремальность климата способствовала выработки особого характера северных народов, сформировала этнически жизнестойкую материальную и духовную культуру народов Саха. Сложные и трудные промыслы, суровый климат требовали от коренных народов хорошей и физической подготовки, отличной закалки, устойчивой психики. С малых лет прививали необходимые физические качества – силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию и т.д. Ловкость развивали борьбой, бегом. Чуткость развивали с помощью огня и т. д. Важную роль в жизни выполняли игры, связанные с бегом, ходьбой на лыжах, стрельбой с лука, а также национальные игры народов Саха. Народные игры – своеобразный жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру и быт в прошлом и настоящем. Народные игры имеют давнее историческое происхождение. Основным видом деятельности коренных народов Якутии являются животноводство, скотоводство, охота, оленеводство и рыболовство. В играх северян отражены их борьба за существование в суровых условиях крайнего Севера. Здесь представлены несколько национальных подвижных игр на развитие силы, ловкости, выносливости, скорости бега, координации, которые разработаны для учащихся. Игры взяты из книги А.С. Федорова. Эти игры можно применять на уроках физкультуры и для внеклассных занятий .
. Кто поднимет худую корову? Ведущий садит на пол одного игрока. Игрок хватает руками пятки правой ноги, при этом старается ногу распрямить. С такого положения играющий должен встать на левую ногу. Если игроку не удастся встать на левую ногу с трех попыток, его называют “худой коровой”.
Кочки “ Кочки” длиной 20 см и шириной 7 см числом не больше 10 раскладывают на расстоянии шага друг от друга. Игроку завязывают глаза. Поворачивают три раза вокруг себя и отправляют в сторону “кочек”. Побеждает тот , кто меньше всего “ кочек ” заденет .
Водопой На землю ставят емкость высотой с кулак и наполняют ее водой. Игрок хватается правой рукой за левое ухо, а левой рукой берет стопу правой ноги и в таком положении должен наклониться и попить воды. Если опустит руку, выходит из игры. Победителем становится тот, кто попьет воду, не отпуская рук. Вместо воды можно положить конфеты.
Бой быков На земле отмеряется отрезок длиной 1,5м или 2м, и по середине которой проводится линия. Игроки становятся на четвереньки по разные стороны линии и упираются головами (плечами). По команде начинают «бодаться», толкать друг друга. Побеждает тот, кто вытолкает соперника за линию на 0,5 м.
Замок Чертят на земле 2 линии с двух сторон на расстоянии в 1,5 или 2м . Игроки встают между ними и берутся друг за друга средними пальцами и по команде начинают тянуть друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за линию так, чтобы соперник переступил ее. Если во время перетягивания один из них поправит или отпустит палец, то он считается проигравшим.
Упрямый теленок Ведущий накидывает веревку на голову двух игроков, которые стоят опираясь на ноги, держа руки за спиной. Никто из играющих не должен делать резких движений, опускать голову. По команде начинают тянуть в свою сторону. Кто дотянет соперника до черты, тот побеждает. Проигравшего называют упрямым теленком .
. Перетягивание на палках Играющие, разделившись на две группы, садятся на пол гуськом: одна группа против другой. Передние берутся за палку двумя руками и упираются друг в друга ступнями ног. Остальные в каждой группе крепко держат друг друга за талию. По команде постепенно перетягивают друг друга. Правила игры . Победителем считается та группа, которая перетянула на свою сторону другую группу, или приподняла в ней с места несколько человек, или вырвала палку из рук переднего. Игроки в каждой команде должны быть равны по численности и по силе.
. Сокол и лиса Выбираются сокол и лиса. Остальные дети - соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры . Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел.
. Ястреб и утки На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более - в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета. Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на другом - две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп. Во время перелета ястребы пятнают уток.
Бег галопом Игра проводится на дистанции 15 или 20 метров. По команде участники ставят левую ногу вперед, правую назад, принимают позу бегуна и отталкиваются обеими ногами одновременно. Тот, кто придет к финишу первым, считается победителем. Наперегонки 3 или 5 детей упираются на землю руками и ногами, встают в ряд, готовые бежать. По команде игроки начинают бег, имитируя бегущих лошадей. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.
Использованная литература: Народные игры и забавы саха. А.С.Федоров. Якутск: Бичик, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Русская народная игра во внеурочное время»
Игра во внеурочное время...
народные игры как средство педагогики
данная работа участвовала в Фестивале педагогических идей газеты" первое сентября"...
"Народные игры на уроках физкультуры"
В работе представлены наиболее распространённые национальные игры....
Народная игра - русская лапта в школе
Преподавание лапты в начальной школе...
Проект " Народные игры" как средство воспитания
Проект "Народные игры" содержит описание подготовительной работы, участников. Можно использовать игры, своего региона, игры народов,проживающих в вашей местности....
Народные игры Республики Саха (Якутия) в культурно- спортивной программе «Игры предков»
В данной работе представлен ход организации национальной игры народа Саха "Чыысхай"...
«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...