Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
статья по физкультуре (6, 7, 8, 9 класс)
Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_afo_sshv.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог дополнительного образования Матвеева Наталья Назимовна
Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. Главным образом, за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет.
У подростков, на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечнососудистой системы и продолжающегося развития центральной нервной системы, особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-14 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 12 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков - с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (14 лет);
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый - 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблицах 1, 2.
Таблица 1
Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)
Физические способности | Среднегодовой прирост | Общий прирост |
Скоростные | 3,9 | 15,4 |
Силовые | 15,8 | 79,0 |
Общая выносливость | 3,3 | 13,0 |
Скоростная выносливость | 4,1 | 16,4 |
Силовая выносливость | 9,4 | 37,5 |
Таблица 2
Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 11-14 лет (%)
Гибкость | |||
Суставы | активная | пассивная | |
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных | -0,1 | -0,8 | |
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах | -1,7 | -3,4 | |
Подвижность различных отделов позвоночного столба: — тазобедренный сустав при сгибании туловища — нижнегрудной поясничный отдел — верхнегрудной отдел — шейный отдел | 3,4 5,1 11,6 6,0 | - - - |
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности, умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Таким образом, в период физического развития детей среднего возраста необходимо учитывать следующие задачи:
1) содействие гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;
2) осуществление дальнейшего обучения основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);
3) продолжение развития координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
4) формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развитие волевых и нравственных качеств; выработка представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
5) углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;
6) воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;
7) выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
8) формирование умения адекватной оценки собственных физических возможностей;
9) воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
10) содействие развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.
Список литературы:
- Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 367, [1] с.
- Возрастная физиология : Учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры / Ю. А. Ермолаев. - М. : СпортАкадемПресс, 2001. - 443 c.
- Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп: Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната
Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...
Особенности проведения уроков ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ у детей СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В материале представлена методика проведения уроков пот лыжной подготовке у детей среднего школьного возраста...
Особенности обучения английскому языку детей среднего школьного возраста
Особенности обучения английскому языку у детей среднего возраста. Основные компоненты успешной реализации практики английского языка у подростков (5-9 классы)...
Родительское собрание "Возрастные особенности детей среднего школьного возраста"
Подготовка к родительскому собранию...
Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках гимнастики.
Одной из основных проблем школьного физического воспитания является повышение уровня физического развития и физической подготовленности детей. Рядом специальных исследований отмечено, что до нас...
Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
Возрастные особенности развития силы и силовых способностей. Понятия о силовых способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.Основное содержание исследования.....
Особенности занятий физической культурой детей среднего школьного возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6- 7 до 17- 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательны...