Особенности проведения уроков ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ у детей СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по физкультуре на тему
В материале представлена методика проведения уроков пот лыжной подготовке у детей среднего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
llyzhnaya_podgotovka.docx | 38.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения уроков
ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ у детей
СРЕДНЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность исследования. Уроки лыжной подготовкой оказывают всестороннее воздействие на организм детей. Во время занятий происходит усиленная функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, совершенствуется пространственная ориентировка и координация движений, так же происходит благоприятное влияние на формирование свода стопы и осанки ребенка.
Первый профессор медицины Московского университета С. Г. Зыбелин, ученик М. В. Ломоносова, в своих работах писал, что: "Воздух не только жизнь хранит, но и здравие наблюдает..." В этих словах раскрыто важнейшее значение воздуха для укрепления здоровья человека. Занимаясь на свежем воздухе, в условиях пониженной температуры окружающей среды происходит закаливание организма, повышение устойчивости к простудным заболеваниям, укрепляется здоровье, уменьшается число заболеваний ОРВИ. Основоположник античной медицины, древнегреческий врач Гиппократ, утверждал: “холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным”.
Лыжные занятия способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: создание интереса к систематическим занятиям, развитие смелости, решительности, настойчивости, воспитывается чувство дружбы, коллективизма и взаимопомощи. Так же происходит развитие необходимого физического качества – выносливости. Выносливость более всего отражает общее состояние организма, так как для ее проявления нужна слаженная работа всех важнейших функций и систем. Развитый уровень выносливости, свидетельствует о хорошем состоянии организма, деятельности внутренних органов.
Особенно важным является развитие скоростной выносливости, которая непосредственно играет значительную роль в упражнениях циклического характера. Чем наиболее лучше развита скоростная выносливость, тем значительно позже во время передвижения на дистанции начинают проявляться признаки утомления и как результат этого снижение скорости.
Игровой метод наиболее эффективен при занятиях с детьми. Для большинства учащихся занимающихся умственным трудом, характерны нервно-эмоциональные перегрузки, это является основной причиной высокой заболеваемости и снижения работоспособности среди них. Применение игрового метода позволяет обеспечить повышенную заинтересованность занимающихся в двигательной деятельности и меньшую психическую утомляемость по сравнению с упражнениями монотонного характера. В своих работах К. Д. Ушинский подчеркивал важность широкого сочетания обучения с игрой. В игре, как и в жизни, вся деятельность регулируется сознанием и именно поэтому совершенствуются его психические механизмы, способствующие формированию целостной личности человека.
П. Ф. Лесгафт отмечал качественные особенности игры, требующей от играющих сознательности действий и умения управлять своими движениями, что способствует формированию характера. Он создал оригинальную методику преподавания игр, в основу которых была положена активность и самостоятельность играющих.
А. С. Макаренко считал, что игра имеет большое воспитательное значение, он возвысил роль игровой деятельности в формировании личности, поставив ее в один ряд с умственной, трудовой и общественной деятельностью. Он утверждал, что «воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
Е.А. Покровский подчеркивал, что игры содействуют «не только укреплению и развитию внешней телесной силы, но не менее того и образованию ума». Поэтому, считал он, они должны занять значительное место в режиме дня школьников.
Исходя из вышесказанного, нами была сформулирована следующая цель исследования – изучить особенности развития выносливости у детей среднего школьного возраста на уроках лыжной подготовки.
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
- Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
- Определить уровень развития выносливости у детей седьмых классов.
- Экспериментальным путем доказать эффективность предложенной методики воспитания специальной выносливости.
- Проследить динамику развития выносливости у детей седьмых классов.
Объект исследования: процесс развития выносливости у детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие выносливости у детей среднего школьного возраста.
Нами выдвигается следующая гипотеза исследования: проведение занятий лыжной подготовки с применением данной методики увеличит интерес детей к занятиям лыжной подготовки и наиболее
В среднем школьном возрасте наблюдается период полового созревания организма ребенка. В подростковом периоде процесс окостенения не закончен. В данном возрасте значительно увеличиваются скорость роста скелета от 7 до 10 см, прибавляется общая масса тела от 4,5 до 9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Длина тела увеличивается за счет ускоренного роста в основном трубчатых костей [3].
Развитие и рост мышечных волокон происходит медленнее, чем рост трубчатых костей в длину. Это приводит к изменению состояния натяжения мышц и пропорций тела. Прирост мышечной массы у юношей после четырнадцати лет происходит гораздо быстрее, чем у девочек этого же возраста. К пятнадцати годам строение мышечных волокон приближается к морфологической зрелости. Рост сердца заметно ускорен, так как рост внутренних органов и тканей вызывают активный его развитие, однако рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, вследствие чего наблюдается повышение кровяного давления, нарушение ритма сердечной деятельности и как результат всего этого утомление наступает гораздо быстрее, чем в других случаях. Из-за отсутствия необходимого количества кровеносных сосудов движение крови становится затруднённым, что приводит к возникновению одышки, в области сердца возникает ощущение сдавленности [5].
В этом возрасте наблюдается заметное увеличение жизненной емкости легких. У юношей формируется брюшной тип дыхания, у девочек преобладает грудной тип дыхания [10].
Активное половое развитие в данном возрасте значительно влияет на строение тела и функциональные возможности организма ребенка. У девочек пубертатный период наступает с одиннадцати лет, у юношей с двенадцати – тринадцати лет. Появляются вторичные половые признаки, внешний вид, особенно девочек меняется. Строение тела у девочек, относительно пропорциям тела юношей заметно отличаются, что непосредственно влияет на показание результатов в физическом развитии. У девочек формируется относительно удлинённое туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Данные особенности приводят к снижению их возможностей в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками их результаты гораздо ниже. У мальчиков мышечное строение плечевого пояса более развитое, чем у девочек, это особенность и объясняет разницу результатов в метании, подтягивании, упорах, лазании, отжимании. Девочки лучше осваивают ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений [12].
Действие желез внутренней секреции оказывает большое влияние на нервную систему ребенка. Для детей данного возраста характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна в некоторых случая наблюдается повышенная агрессивность [13].
Переоценивая свои способности, мальчики стараются быть самостоятельными, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами, порой не учитывая замечания взрослых. Девочки же наоборот менее уверенны в своих способностях. Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных [21].
При организации физического воспитания в данном возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость следует проводить строго после проведения подготовительных упражнений, которые способствуют подготовке мышц и связок к нагрузкам в основной части урока, а так же упражнений направленных на расслабление задействованных мышечных групп. Резкое и быстрое выполнение упражнений строго запрещается, так как может привести к травме организма ребенка. Рекомендуется продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями [22].
На уроках интенсивный бег желательно чередовать со спокойной ходьбой, так как нагрузки такого характера отрицательно влияют на организм, плохо переносятся. Для развития углубленного дыхания на уроках следует применять специальные упражнения с целью углубления и развития дыхания. При выполнении таких упражнений необходимо выполнять глубокие вдохи, дышать ритмично, без резкой смены темпа [32].
На уроках следует заниматься отдельно с девочками и мальчиками. Поскольку нагрузка и дозировка в схожих упражнениях для мальчиков гораздо увеличена, чем для девочек. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения стретчинга, выполняемые под музыку [33].
Мышечная масса после тринадцати лет у мальчиков увеличивается быстрее, чем у девочек. Так же в этот период у юношей происходит увеличение гортани. Щитовидный хрящ заметно изменяется, образуя гортанный выступ. В результате таких перемен происходит понижение тембра голоса [35].
Большая умственная нагрузка в подростковом возрасте часто сочетается с малоподвижным образом жизни ребенка. Все это приводит к возникновению нарушения регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Чтобы исключить такой неблагоприятный исход распорядок дня ребенка должен быть достаточно активным и включать занятия физической культурой и спортом. Обучаясь шесть дней в неделю, суммарная учебная нагрузка занимающихся не должна быть выше семи – восьми часов [36].
Одним из наиболее важных новообразований в этом возрасте это возникновение у ребенка чувства взрослости. Данное чувство выражается в первую очередь в желании быть самостоятельным, не зависимым от других. Дети хотят, чтобы к ним относились как к взрослым, поведение детей заметно меняется, исходя из этого, увеличивается интерес к своей внешности, особенно это заметно у девочек. Подростки начинают полностью стараться подрожать взрослым. Меняется поведение, внешний вид, стиль одежды, девочки начинают краситься. Подражая, ребенок взрослеет сам для себя, и как ему кажется, для окружающих. Учителя и родные не являются для них авторитетами, мнение сверстников для них теперь более значимо [38].
Как уже говорилось раньше, в подростковом возрасте наблюдается ускорение роста и развития детей, иначе говоря, проблема акселерации. Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте [39].
На занятиях к детям-акселератам необходимо уделять особое внимание, правильно дозировать нагрузки, учитывая возрастные и половые особенности детей. Такие дети очень крупные в размерах, по антропометрическим данным очень приближенны ко взрослым результатам. Однако, не смотря на внешние показатели, организм ребенка не достиг взрослого уровня. Многие системы такие как: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Дети-акселераты способны выполнять большой объём физических нагрузок. Переоценка физических возможностей подростков веде
В школьную программу по физической культуре лыжная подготовка введена как обязательный раздел с первого по одиннадцатый классы. Уроки лыжной подготовки проводятся в третьей четверти после зимних каникул три раза в неделю. У седьмых классов уроки проводятся при минус пятнадцати градусов, с учетом погодных условий. Занятия в спортивном зале следует проводить при более низкой температуре, в условиях сильного ветра и метелях [4].
Перед началом занятий необходимо в первую очередь ознакомить детей с техникой безопасности на уроках лыжной подготовки, подготовить место занятий, материальную базу. В ходе уроков решаются несколько видов задач: образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые предусмотрены программами по физической культуре для общеобразовательных школ в целом и разделом «Лыжная подготовка» в частности [8].
Решение задач нельзя осуществить на одном уроке, так как они связанны между собой и образуют единую систему уроков по лыжной подготовке. Большую часть лыжных ходов ученики не могут освоить на одном уроке. Для изучения даже наиболее простых ходов, поворотов, спусков и других элементов отводится несколько уроков, которые связанны между собой. Так как каждый способ требует разного времени обучения, то, как правило, изучение одного заканчивается, другого начинается, а какого-либо третьего еще продолжается. При планировании уроков лыжной подготовки необходимо учитывать взаимодействие навыков, максимально используя такое явление, как положительный перенос [11].
При организации урока, дозировании нагрузки и выбора методов обучения необходимо учитывать пол, возраст и уровень подготовленности занимающихся. При передвижении на лыжах выполняется однообразная и монотонная работа, что вызывает более быстрое утомление детского организма. Поэтому одной из наиболее важной задачей учителя физической культуры является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению учащимися учебного материала, пробуждая интерес к занятиям на лыжах. С этой целью необходимо своевременно чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению техники элементов спусков и подъемов, включать игры и игровые задания. Для закрепления навыков в технике способов передвижения следует проводить маленькие соревнования внутри класса на достижение более высоких количественных показателей (пройти отрезок за наименьшее количество скользящих шагов, при спуске подобрать больше расставленных флажков и др.). При этом важно не допустить превращение урока в развлекательное мероприятие, в этом случае будет страдать решение образовательных, а порой и воспитательных задач [15].
Уроки лыжной подготовки проводятся на свежем воздухе. В условиях пониженной температуры и присутствии даже небольшого ветра недопустимы длительные паузы, объяснения техники и наглядный показ должны быть не долгими, но в то же время краткими и точными. Иначе говоря, на занятиях лыжной подготовки моторная плотность урока гораздо выше по сравнению с другими видами уроков физической культуры. А это обязывает учителя внимательно контролировать состояние учащихся и своевременно (в случае необходимости) вносить поправки в дозировку упражнений на лыжах. Неверное представление о степени утомления учеников, об их подготовленности может привести к перегрузке учащихся. Учитель должен всегда внимательно наблюдать за реакцией учеников на выполняемую нагрузку и правильно оценивать степень утомления, а это можно определить как по внешним признакам (изменению глубины дыхания, потоотделению, цвету кожи лица, осанке, координации движений), так и по объективным показателям - частоте сердечных сокращений (ЧСС) [17].
Изучая новый способ передвижения на лыжах, следует применять коллективное обучение. Но в ходе уроков благодаря разному уровню подготовленности школьников часть из них опережает одноклассников в освоении нового материала. В таких случаях чтобы не замедлять процесс обучения и не снижать активность учащихся, необходимо на определенных этапах обучения распределять учеников на подгруппы по уровню подготовленности так, чтобы, передвигаясь по разным лыжням (по внутреннему и наружному кругу), они могли успешно осваивать технику. При раздельном передвижении не мешая друг другу, и не образовывая помехи для прохождения дистанции, дети смогут спокойно и не торопясь осваивать технику ходов. Ученики, хуже осваивающие изучаемый ход, передвигаются по внутреннему (ближе к учителю) кругу [18].
На следующих уроках по мере освоения техники хода учениками следует перейти к индивидуальному подходу. Индивидуальное исправление ошибок, у отдельных школьников не останавливая всего класса можно осуществить поочередно вызывая отстающих на внутренний круг. Такой подход необходим и при развитии физических качеств, следует разбивать учеников на подгруппы с одинаковой подготовленностью. В этом случае все ученики в подгруппе будут двигаться примерно с одинаковой скоростью, не мешая друг другу. В то же время такой подход позволит избежать перегрузки школьников, что может случиться, если в подгруппе хорошо подготовленных школьников окажется один-два слабых ученика. При обучении технике можно составлять пары из учеников различной подготовленности (в этом случае лучше владеющий техникой идет впереди, а его товарищ - следом, перенимая навыки техники). При длительном передвижении на лыжах очень важно научить школьников передвижению с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя друг друга и не мешая [23].
Исходя из программы, дети должны овладеть умениями и навыками основных способов передвижения на лыжах; сформировать навыки самостоятельных занятий; повысить общую работоспособность; развить основные физические и морально-волевые качества, также в ходе уроков занимающимся ученикам сообщаются теоретические сведения [25].
Дети в среднем школьном возрасте становятся самостоятельными, активно помогают учителю, принимают участие в проведении соревнований с учащимися младших классов [26].
При организации и проведении уроков физической культуры в седьмых классах необходимо соблюдать определенные требования, они также имеют прямое отношение к занятиям лыжной подготовки. К этим требованиям можно отнести следующие правила:
1. В ходе уроков должна быть высокая моторная плотность урока. Время, отводимое на теоретические сведения и наглядный показ необходимо сократить до оптимальной величины.
2. Высокий эмоциональный уровень проведения уроков положительно влияет на повышение его качества.
3. Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку на уроках лыжной подготовки в соответствии с полом, возрастом и подготовленностью школьников [27].
Переходя из класса в класс, дети растут, изменяются их физиологические и антропометрические параметры, следовательно, повышаются и требования к физической подготовленности. Физическая подготовленность детей определяется учебными нормативами, рост которых происходит за счет увеличения длинны дистанции и уменьшения времени их прохождения учащимися [28].
Все изменения вносятся в школьные программы. Они основываются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; это относится не только к содержанию учебного материала по лыжной подготовке, но и к последовательности изучения способов передвижения на лыжах от первого до одиннадцатого класса [31].
На занятиях лыжной подготовки увеличение нагрузки происходит за счет постепенного увеличения длины дистанции: от одного километра в первом классе до двенадцати километров у юношей и пять километров у девушек в одиннадцатом классе [23].
В школьной программе предусматривается тесная связь уроков лыжной подготовки с внеклассной работой по этой теме. В зимний период оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, дни здоровья и физкультурные праздники на лыжах, должны проводиться ежемесячно. В проведении необходимо задействовать учащихся старших классов, так как учителя должны способствовать формированию навыков самостоятельных занятий и инструкторскую направленность мероприятий [45].
В программе лыжной подготовки в седьмых классах продолжается изучение и совершенствование техники попеременного двухшажного хода. Одновременные ходы изучаются и совершенствуются с пятого по восьмой класс. В этом же возрасте дети изучают способы подъемов, спусков и поворотов в движении, преодоления бугров и впадин на склонах и попеременный четырехшажный ход [47].
Попеременный двухшажный ход довольно сложный по координации движений и является одним из основных способов передвижения на лыжах. Поэтому при обучении и совершенствовании этого хода необходимо уделять особое внимание согласованности работе ног и рук, что непосредственно в дальнейшем влияет на скорость передвижения и технику выполнения этого хода. Цикл движений данного хода состоит из двух скользящих шагов и сопровождающих их толчков разноименными палками. В период окончания отталкивания ногой голень, бедро и туловище образуют прямую линию. Движение рук состоит из следующих элементов: вынос руки с палкой вперед, постановка палки на снег, отталкивание палкой вниз-назад [52].
Обучение одновременным ходам на уроках лыжной подготовки следует начинать с бесшажного хода. Этот ход является достаточно простым по координации движений. У детей, при его изучении, не возникают особые затруднения.
При изучении одновременного двухшажного хода необходимо овладеть схемой движения. Учащиеся достаточно легко осваивают процесс обучения. В период изучения следует обратить внимание на следующие ошибки в технике выполнения: слабый толчок ногами, скользящие шаги отличаются друг от друга по длине, наблюдается ранняя постановка маховой ноги на снег при выносе вперед, нарушается согласованность движений в выносе палок вперед [47].
В седьмом классе продолжается работа над исправлением ошибок в технике движений, и одновременно происходит начальное изучение одновременного одношажного хода, как основного, так и стартового вариантов. У детей при выполнении этого хода может возникнуть проблема в несогласованности работы рук и ног. Исправление данной ошибки осуществляется при выполнении хода под команды преподавателя «Вынос!» (палок), «Шаг!», «Толчок!». Можно проводить обучение под счет.
В школьной программе предусмотрено прохождение различных способов торможений и стоек спуска. В седьмых классах продолжается совершенствование торможения «плугом» и упором, а также начинается изучение и совершенствование поворотов в движении переступанием и упором. Важным этапом является изучение преодоление бугров и впадин во время спуска [45].
Осваиваются и совершенствуются подъемы «полуелочкой» и «елочкой». При обучении и совершенствовании следует обратить внимание на основные ошибки: чрезмерное или недостаточное отведение носка лыжи в сторону, большой наклон туловища вперед или малый наклон голеней, недостаточно сильное отталкивание палками. Важным является постановка лыжи на ребро, что увеличивает устойчивость учеников выполняющих подъем на склоне.
Для школьников по координации движений попеременный четырехшажный ход является наиболее сложным. После рассказа техники данного хода выполняется наглядный показ, сначала на обычной скорости далее показ осуществляется более в медленном темпе. Не смотря на сложность выполнения попеременного четырехшажного хода все основные элементы (скольжение, отталкивание палками, лыжами) уже изучены школьниками при освоении скользящего шага и попеременного двухшажного хода. Главной задачей в процессе обучения является объединение всех знакомых элементов хода в новом для них ритме [25].
Изучение конькового хода начинается с восьмого класса. Ученики, которые освоили поворот переступанием гораздо легче и быстрее осваивают коньковые ходы. В период изучения конькового хода необходимо уделить внимание отталкиванию внутренним ребром лыжи и общую координацию движений. Далее обучение происходит путем устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода [31].
Исходя из школьной программы, в восьмом классе заканчивается изучение всех основных способов передвижения на лыжах. В девятом классе происходит обучение основных способов перехода с хода на ход. Обучение происходит после повторения попеременных и одновременных ходов с тем, чтобы на первых уроках восстановить навыки в технике передвижения [26].
В процессе уроков решаются не только образовательные задачи. Особое внимание уделяется решению оздоровительной и воспитательной задачам. При решении этих задач учитывается возрастные анатомо-физиологические и психические особенности учащихся. Воспитание морально-волевых качеств, оздоровление и закаливание школьников, как правило, осуществляются всей системой уроков лыжной подготовки, внеклассных мероприятий и применением упражнений из других разделов, включенных в школьную программу. В ряде случаев воспитательные и оздоровительные задачи могут планироваться как частные на отдельные уроки или систему взаимосвязанных уроков. Для решения указанных задач учитель должен подобрать комплекс упражнений из средств лыжного спорта, необходимо также предусмотреть и условия их проведения. Например, для воспитания смелости на нескольких взаимосвязанных уроках лыжной подготовки можно планировать спуски в различных стойках с постепенным увеличением крутизны склонов и с переходом на неровные склоны [18].
Начиная с 5-го класса дистанции, которые школьники проходят с равномерной скоростью, постепенно увеличиваются и достигают к 8-му классу 4 км у мальчиков и 3 км у девочек. Но на уроках нет времени для увеличения нагрузки в этом отношении, так как значительная часть времени уходит на обучение способам передвижения [23].
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [51].
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической активности. В таких видах физических упражнений как: ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки, это качество непосредственно определяет спортивный результат. В других видах физических упражнений таких как: бокс, борьба, спортивные игры, наличие развитой выносливости позволяет ребенку наиболее лучшим образом выполнить определенные тактические действия. Также выносливость помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.) [50].
Выносливость измеряется временем, в период которого осуществляется выполнение определенных двигательных действий. В циклических видах физических упражнений измеряется минимальный промежуток времени прохождения заданной дистанции. В упражнениях требующих высокого уровня координации и точности движений (гимнастика, акробатика, фигурное катание) показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия. В игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности [49].
В практике физического воспитания выделяют общую и специальную выносливость.
Под общей выносливостью подразумевается способность человека к длительному выполнению работы умеренной интенсивности, при активной работе многих мышечных групп. Такой режим работы обеспечивается преимущественно способностями выполнять упражнения в зоне умеренных нагрузок. Это зависит в первую очередь от функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Иначе говоря, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека [1].
Общая выносливость, складывается как итоговый результат развития конкретных типов специальной выносливости и определяется функциональными возможностями в особенности сердечнососудистой и дыхательной систем организма, поэтому ее еще называют аэробной выносливостью [2].
Общая выносливость играет очень важную роль в оптимизации жизнедеятельности и выступает как важный компонент физического здоровья. Также общая выносливость служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Под специальной выносливостью понимают способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта.
Специальная выносливость классифицируется:
- По признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
- По признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость) [7].
Специальная выносливость это не только способность бороться с утомлением, но и также способность выполнить поставленную задачу в наиболее эффективных условиях на определенной строгой ограниченной дистанции в циклических видах спорта или определенного времени, например в футболе, теннисе, водном поло, боксе и др. [9].
Развитие выносливости обеспечивается благодаря повышению функциональных возможностей организма. Это качество обуславливается многими факторами, но прежде всего – деятельностью коры головного мозга, которая определяет и регулирует состояние центральной нервной системы и работоспособность всех остальных органов систем, в том числе и энергетической. Высшие нервные центры ЦНС регулируют работоспособность мышц, слаженность функций всех органов и систем, а также двигательные действия детей. Центральная нервная система в этом отношении обладает очень большими возможностями. В процессе занятий совершенствуется вся система нервных процессов, необходимая для выполнения требуемой работы, для улучшения координации движений, функционировании органов и систем, для экономной их деятельности. Наряду с этим нервные клетки головного мозга повышают свою способность, при увеличенной нагрузке в процессе работы, в некоторых случаях не снижая интенсивности, они сами как бы становятся выносливее [14].
К видам специальной выносливости можно отнести скоростную, силовую и координационную выносливость.
Скоростная выносливость проявляется в процессе выполнения двигательной деятельности, когда от человека требуется удержать максимальную или субмаксимальную интенсивность работы. Данный вид выносливости связан с возникновением значительного кислородного долга, так как упражнения выполняются в условиях повышенной интенсивности и сердечно-сосудистая, дыхательная системы не успевают обеспечивать мышцы кислородом. Поэтому все биохимические процессы в работающих мышцах совершаются в почти бескислородных условиях. Погашение большей части кислородного долга происходит уже после прекращения упражнения [16].
Физиологической основой скоростной выносливости являются анаэробные возможности организма с обеими их фазами – алактатной и гликолитической. Мощность упражнений при такой работе достигает 85 – 98% от максимальной. При максимальной интенсивности продолжительность работы может быть от восьми до сорока пяти секунд, при субмаксимальной интенсивности она может быть равна от сорока пяти до сто двадцати секунд. Для воспитания скоростной выносливости обычно используют прохождение соревновательной или более длинной дистанции с повышенной интенсивностью [20].
Силовая выносливость это способность длительно выполнять силовую работу без снижения ее эффективности. Двигательная деятельность при выполнении упражнений может быть различной: ациклической, смешанной или циклической. Для ее воспитания применяют разнообразные упражнения с отягощением.
Координационная выносливостью это способность противостоять утомлению в двигательной деятельности, предъявляющей повышенные требования к координационным способностям человека. Проявляется при неоднократном выполнении сложно координационных, технико-тактических действий в спортивных играх или единоборствах, в процессе продолжительного выполнения гимнастических упражнений, которые требуют повышенного уровня координационных возможностей, и т.д. [29].
Разные виды выносливости практически независимы между собой. К примеру, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут [30].
Развитие качества выносливости происходит лишь тогда, когда занимающиеся доходят до необходимых степеней утомления.
Существует четыре типа утомления:
1) умственное (решение задач по математике, игра в шахматы и т.д.);
2) сенсорное (утомление деятельности анализаторов, например зрительного у стрелков и т.д.);
3) эмоциональное (как следствие эмоциональных переживаний после соревнований, экзаменов, связанных с преодолением страха и т.д.);
4) физическое (в результате мышечной деятельности), делятся на:
а) локальное (в работе приняло участие менее 1/3 всего объема мышц);
б) региональное (в работе приняло участие менее 2/3 всего объема мышц);
в) общее (в работе приняло участие более 2/3 мышц).
Выбирая средства для воспитания общей выносливости, следует понимать, что она приобретается в процессе выполнения почти всех физических упражнений, в том числе в утреннюю зарядку, в разминку, в активный отдых. [41].
Авторы считают, что в практике физического воспитания применяются самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плаванье, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполнятся в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин.; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц [42].
В ациклических видах спорта наилучшее средство для приобретения общей выносливости – циклические упражнения, длительные, с относительно невысокой интенсивностью (ЧСС – 130-160 уд/мин). В первую очередь это бег (лучше кроссы) и ходьба на лыжах. При этом в работу вовлекаются почти все мышцы тела, и поэтому энергичнее активизируются дыхательные возможности, процессы обмена и т.д. несмотря на большую эффективность этих упражнений, желательно заниматься и другими: греблей, ездой на велосипеде, бегом на коньках, плаванием, ходьбой в гору. Это не только разнообразит тренировку, что само по себе очень важно, но и делает ее воздействие более разносторонним [43].
В циклических видах спорта главным средством воспитания общей выносливости является продолжительное, с умеренной интенсивностью продвижение по дистанции, по возможности в равномерном темпе. Естественно, что этого можно достигнуть не только равномерностью темпа передвижения, но и гладкостью дистанции, неизменностью внешних условий. Если же выбирается дистанция с пересеченным рельефом, если на пути возникают непредвиденные трудности, то спортсмену желательно изменением темпа и интенсивности поддерживать уровень ЧСС приблизительно на избранном уровне.
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития аэробных возможностей организма, для этого на уроках применяют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью [44].
Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средства [46].
Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:
а) упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.
б) упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально доступной.
в) упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90% от максимально доступной.
г) упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной [48].
Основными методами развития общей выносливости являются: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; метод круговой тренировки; игровой метод; соревновательный метод.
Для развития специальной выносливости применяются: методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный); методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный); соревновательный и игровой методы.
Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения могут выполняться с малой, средней и максимальной интенсивностью [2].
Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и с переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин (иногда по 15—30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости [20].
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Обычно в круг включается 6—10 упражнений («станций»), которые занимающийся проходит от 1 до 3 раз.
Соревновательный метод предусматривает выполнение упражнений в форме соревнований.
Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.
В занятиях с тренированными людьми используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении спуртов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Работу постепенно доводят до 120 мин, если в этом есть необходимость. Переменная непрерывная работа, предъявляет наиболее повышенные требования к сердечнососудистой системе, нежели равномерная. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен [51].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната
Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...
Особенности обучения английскому языку детей среднего школьного возраста
Особенности обучения английскому языку у детей среднего возраста. Основные компоненты успешной реализации практики английского языка у подростков (5-9 классы)...
Родительское собрание "Возрастные особенности детей среднего школьного возраста"
Подготовка к родительскому собранию...
Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках гимнастики.
Одной из основных проблем школьного физического воспитания является повышение уровня физического развития и физической подготовленности детей. Рядом специальных исследований отмечено, что до нас...
Особенности развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.
Возрастные особенности развития силы и силовых способностей. Понятия о силовых способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития силовых способностей.Основное содержание исследования.....
Особенности занятий физической культурой детей среднего школьного возраста
Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6- 7 до 17- 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательны...
Подготовка кадров к работе в летнем оздоровительном лагере. Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста.
Особенности физиологического и психологического развития детей среднего школьного возраста....