Дополнительная образовательная программа кружка «Спортивные игры»
учебно-методический материал по физкультуре

Калимуллин Саяр Газинурович

программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx68.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Новизна программы заключается в увеличении количества часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

   Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы является физкультурно-оздоровительной.

Кружок комплектуется из учащихся 4 класса. Программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на два года обучения.

Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий,

сдачу контрольных нормативов, участие в соревнованиях.

Цель программы - содействии физическому развитию детей и подростков, воспитание гармонично развитой, активной личности.

Непосредственным условием выполнения этой цели является целеустремлённая подготовка учащихся направленная на решение поставленных задач.

Задачи:

образовательные

   -  обучение техническим приёмам и правилам игры;

   - обучение тактическим действиям;

   - обучение приёмам  и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;

   воспитательные

   - выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;

   - воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;

- формирование потребности к ведению здорового образа жизни.

   развивающие

   - повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

   - совершенствование навыков и умений игры;

   - развитие физических качеств, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

   Особенностью данной программы является изучение новейших тактических действий и приёмов и современных методических приёмов для достижения более высокого результата в игре, а также внедрение в тренировочный процесс компьютерных технологий. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап обучения.

В годичном цикле учебно-тренировочных занятий второго года обучения уменьшается объем общей физической подготовки и увеличивается объем тактической подготовки.

Учебные группы  мальчиков и девочек, юношей и девушек комплектуются отдельно. Занятия  проводятся 2 раз в неделю по 2 ч.

Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать занятия  с самостоятельной работой, которая предлагается учащимся в виде заданий, разработанных руководителями  совместно с занимающимися.

Для занятий принимаются дети, допущенные школьным врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.

Два раза в год (декабрь, май) в группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.

Для более успешной и квалифицированной работы кружка рекомендуется на основе распределения объемов компонентов тренировки в годичном цикле составлять распределение объемов компонентов учебно-тренировочных занятий по недельным циклам на 128 часа;

Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

1 . Сетка волейбольная                       - 1 штуки.

  1. Стойки волейбольные                       - 2 штуки.
  2. Гимнастическая стенка                       - 6 - 8 пролетов.
  3. Гимнастические скамейки                       - 3 - 4 штуки.
  4. Гимнастические маты                       - 3 штуки.
  5. Скакалки                       - 20 штук.
  6. Мячи набивные (масса 1 кг)                   -20 штук.
  7. Гантели различной массы                      - 20 штук.

  1. Мячи волейбольные                     - 20 штук,
    (для мини-волейбола)                                 - 20 штук.
  1. Рулетка                     - 1 штука.

Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную, методическую направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора-общественника.

С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначать помощников тренера и давать им задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры.

Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей тренировочного занятия.

Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.

Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, школе, лагере. Каждый занимающийся должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в школьных соревнованиях, ведение протоколов и занесение результатов. Знать правила игры и чётко использовать их в судействе.

Ожидаемые результаты:

 •        укрепление здоровья учащихся, повышение функционального состояния всех систем организма;

  • выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся;
  • повышение технико-тактической подготовки учащихся;
  • умение использовать и применять навыки судейства;
  • расширение теоретического кругозора учащихся;

в соревновательных процессах добиться наивысших результатов.

Учебно-тематический план занятий 1 года обучения.

№ п\п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

1. 1

1. 2.

1. 3.

1. 4.

1. 5.

Теория

Физическая культура и спорт в России

Сведения о строении и функциях организма

Влияние физических упражнений на организм

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

Правила игры в волейбол

3

0.5

0.5

0.5

0.5

1

3

0.5

0.5

0.5

0.5

1

2.

2. 1.

2. 2.

2. 3.

1. 4.

Общефизическая подготовка

Строевые упражнения

Акробатические упражнения

Легкоатлетические упражнения

Спортивные и подвижные игры

36

9

9

8

10

4

1

1

1

1

32

8

8

7

9

3.

3. 1.

3. 2.

3. 3

3. 4.

3. 5.

Специальная физическая подготовка

Упражнения направленные на развитие силы

Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц

Упражнения направленные на развитие прыгучести

Упражнения направленные на развитие специальной ловкости

Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)

35

7

7

7

7

7

5

1

1

1

1

1

30

6

6

6

6

6

4.

4. 1.

4. 2.

4. 3.

4. 4.

4. 5.

Техническая подготовка

Приёмы и передачи мяча

Подачи мяча

Стойки и перемещения

Нападающие удары

Блокирование

40

17

10

3

5

5

5

1

1

1

1

1

35

16

9

2

4

4

5.

5. 1.

5. 2.

Тактическая подготовка

Тактика нападения

Тактика защиты

7

3

4

3

1

2

4

2

2

6.

Правила игры

7

1

6

Итого:

128

21

107

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Теоритическая подготовка.

Физическая культура и спорт в России. Физическая культура— основное звено спортивного  движения. Организация, задачи, содержание работы спортивных организаций в России.

Сведения о строении и функциях организма человека. Основные сведения о сердечнососудистой системе человека и ее функциях. Дыхание и газообмен. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.

Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.

2. Общая физическая подготовка.

(Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений;

Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом. Гимнастические упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами (бег, прыжки, приседания).

Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад).

Легкоатлетические упражнения. Бег: бег с ускорением до 40 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки в длину с места, с разбега способом «согнув ноги».

Метание. Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность.

Спортивные игры. Баскетбол — ловля, передачи и ведение мяча, броски мяча в корзину. Индивидуальные тактические действия. Простейшие групповые взаимодействия.

Подвижные игры. «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко — в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч — среднему», «Эстафета баскетболистов», «Встречная эстафета».

Ходьба на лыжах и катание на коньках. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений.

Передвижения на скорость до 1 км. Эстафеты на лыжах, коньках. Катание на коньках парами.

3.  Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно— спиной. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом — отягощением. 

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица —быстрое разгибание ноги. Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1 —1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних до скоков). То же, но без касания мячом стены.

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота— 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т. п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.

Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев — на месте и в сочетании с различными перемещениями.

Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетбольного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара. Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота — 1,5—2 м) или на полу (расстояние—от 5 до 10м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой.

4.  Техническая подготовка

Практические занятия.

Техника нападения. 

Перемещения и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.

Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с перемещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.

Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.

Техника защиты.

Действия без мяча: скачок вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.

Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу — с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).

5. Тактическая подготовка.

Тактика нападения.

Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по заданию).

Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче).

Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара). При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу).

Групповые действия. Взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков передней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5, 1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях). Командные действия. Расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед».

Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.

Практические занятия. Сдача нормативов и тестов. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.

Контрольные испытания. Сдача нормативов по специальной подготовке в конце учебного года.

Тестирование

Общефизическая и специальная физическая подготовка.

№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

Низ.

Ср.

Выс.

Низ.

Ср.

Выс.

1

Бег 30 м, с

5.8

5.6

5.4

6.2

6.0

5.6

2

Челночный бег 3х10 м, с

9.0

8.8

8.6

9.6

9.4

9.2

3

Прыжки в длину с места, см

165

175

180

155

165

175

4

6-минутный бег, м

1100

1150

1200

900

1000

1050

5

Метание набивного мяча сидя массой 1 кг.

4.0

5.0

6.0

3.0

4.0

5.0

6

Метание набивного мяча стоя массой 1 кг.

7.0

8.0

9.0

5.0

6.0

7.0

7

Прыжки в высоту с места, см

45

47

50

40

43

45

Технико-тактическая подготовка.

№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

Низ.

Ср.

Выс.

Низ.

Ср.

Выс.

1

Верхняя передача на точность из зоны 3(2)

в зону 4

3

4

5

2

3

4

2

Передача мяча сверху двумя руками, стоя

и сидя у стены

3

4

5

2

3

4

3

Подача   верхняя    прямая    в    пределы площадки

2

3

4

1

3

4

4

Прием мяча с подачи и первая передача в

зону 3

2

3

4

1

3

4

5

Чередование способов передачи и приема

мяча сверху, снизу (количество серий)

4

6

8

3

5

7

6

Нападающий удар по мячу на резиновых

амортизаторах

2

3

5

2

3

4

Оценка выполнения основных двигательных действий в волейболе.

Стойки и перемещения.

   Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд.

   Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений».

   Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперёд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком вперёд, вдоль лицевой линии – приставными шагами спиной вперёд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая.

Передачи.

   Верхняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние до стены 1 м). Учитывается количество правильно выполненных передач подряд.

   Передача мяча над собой непрерывно.

   Передача мяча над собой.

   Передача мяча в стену.

   Передачи мяча над собой в пределах зоны нападения.

Подачи.

   Нижняя прямая подача. Оценивается подача мяча в пределах площадки из-за лицевой линии.

   Верхняя прямая подача. Оценивается подача в пределы площадки из-за лицевой линии (10 попыток).

Нападающий удар.

   Нападающий удар из зоны 4 в площадь, которую образуют зоны 4,5,3 и 6. Передача на удар производится из зоны 3, стоя лицом к нападающему (10 попыток).

Блокирование.

   Блокирование нападающего удара из зоны 4 по мячу.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 первого года обучения.

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

Общефизическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы.

Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов.

Специальная физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы.

Контрольные тесты и упражнения.

Мониторинг.

Техническая подготовка.

Объяснение, демонстрация видеоматериала технического действия, практическое занятие,  посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений.

Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты.

Тактическая подготовка.

Лекция, показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований.

Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.

Теоретическая подготовка.

Лекция, беседа, посещение соревнований.

Рассказ, просмотр аудио и видео материала. Наблюдение за соревнованиями.

Опрос учащихся

Контроль умений и навыков.

Соревнования (школьные, городские, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг.  Сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП.

 Судейство соревнований

Индивидуальный.  Контрольная работа.  Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса.

 Обсуждение результатов соревнований.

Обработка тестов. Обработка контрольных результатов.

Учебно-тематический план занятий 2 года обучения.

№ п\п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

1. 1

1. 2.

1. 3.

1. 4.

1. 5.

Теория

Физическая культура и спорт в России

Сведения о строении и функциях организма

Влияние физических упражнений на организм

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

Правила игры в волейбол

3

0.5

0.5

0.5

0.5

1

3

0.5

0.5

0.5

0.5

1

2.

2. 1.

2. 2.

2. 3.

1. 4.

Общефизическая подготовка

Строевые упражнения

Акробатические упражнения

Легкоатлетические упражнения

Спортивные и подвижные игры

33

7

4

4

4

4

1

1

1

1

29

6

8

8

7

3.

3. 1.

3. 2.

3. 3

3. 4.

3. 5.

Специальная физическая подготовка

Упражнения направленные на развитие силы

Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц

Упражнения направленные на развитие прыгучести

Упражнения направленные на развитие специальной ловкости

Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой)

50

7

7

7

7

7

5

1

1

1

1

1

45

9

9

9

9

9

4.

4. 1.

4. 2.

4. 3.

4. 4.

4. 5.

Техническая подготовка

Приёмы и передачи мяча

Подачи мяча

Стойки и перемещения

Нападающие удары

Блокирование

83

21

19

4

7

7

5

1

1

1

1

1

78

25

23

8

11

11

5.

5. 1.

5. 2.

Тактическая подготовка

Тактика нападения

Тактика защиты

11

3

3

2

1

1

9

5

4

6.

Правила игры

12

1

11

Итого:

192

20

172

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Теоретическая подготовка

Физическая культура и спорт в России. Значение физической культуры и спорта в России. Массовый характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.

Сведения о строении и функциях организма человека. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ.

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики. Общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

Основы методики обучения волейболу. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приемов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).

Контрольные игры и соревнования. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведенных игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.

Практические занятия.

  1. Общая физическая подготовка.

Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений; подготовка к сдаче нормативов.

Строевые упражнения. Команды для управления группой. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.

Гимнастические упражнения. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения с набивными мячами — поднимание, опускание, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, броски, ловля; в парах держась за мяч — упражнения в сопротивлении.

Упражнения для мышц туловища и шеи. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (наклоны вперед, назад, вправо, влево, наклоны и повороты головы). Упражнения с набивными мячами — лежа на спине и лицом вниз, сгибание и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног, прогибание, наклоны, упражнения в парах.

Упражнения для мышц ног и таза. Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения с набивными мячами — приседания, выпады, прыжки, подскоки. Упражнения на снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Упражнения со скакалкой.

Акробатические упражнения. Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора присев и из основной стойки. Перекаты в сторону из положения лежа и упора, стоя на коленях. Перекаты вперед и назад, прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 20 м. Низкий старт и стартовый разбег до 60 м. Повторный бег 3x20 м, 3x30 м. Бег 60 м с низкого старта (100 м). Эстафетный бег с этапами до 40 м. Бег 100 м. Бег в чередовании с ходьбой (до 300 м). Бег или кросс (до 1000 м).

Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».

Метание малого мяча с места в стену или щит на дальность отскока и на дальность. Спортивные игры. Баскетбол и ручной мяч 7:7. Ловля, передача, ведение мяча, основные способы бросков в корзинку и по воротам. Индивидуальные тактические действия в защите и нападении и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении.

Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание каната», «Катающаяся мишень».

Ходьба на лыжах и катание на коньках. Основные способы передвижения, поворотов, спусков, подъемов и торможений. Эстафета на лыжах. Основные способы передвижения на коньках, лыжах, торможении. Эстафеты, игры. Катание парами, тройками.

  1. Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) — сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно — спиной и т. д. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 1 до 2 кг), с поясом-отягощением или в куртке с весом.

Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. По сигналу — выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360° — прыжок вверх, падение и перекат, имитация передачи в стойке, с падением, в прыжке, имитация подачи, нападающих ударов, блокирования и т. д. То же, но занимающиеся перемещаются по одному, по двое, по трое от лицевой линии к сетке. То же, но подается несколько сигналов. На каждый сигнал занимающиеся выполняют определенное действие.

Подвижные игры: «День и ночь» (сигнал зрительный, исходные положения самые различные), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси», различные варианты игры «Салки». Специальные эстафеты с выполнением перечисленных выше заданий в разнообразных сочетаниях и с преодолением препятствий.

Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с набивным мячом (или двумя) в руках (до 2 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги (от стенки не отклоняться). То же, с отягощением (пояс массой до 6 кг).

Упражнения с отягощением (мешок с песком массой до 4 кг для девушек и до 8 кг для юношей), штанга — вес штанги устанавливается в процентном отношении от массы тела занимающегося в зависимости от характера упражнения: приседание — до 80%, выпрыгивание — 20—40%, выпрыгивание из приседа — 20—30%, пояс, манжеты на запястья, у голеностопных суставов.

Приседания, выпрыгивание вверх из приседа, полуприседа, полуприседа вперед, прыжки на обеих ногах.

Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой и прыжки и ловля после приземления. Стоя на расстоянии 1 —1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков).

Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота — 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т. п.) Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.

Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистей, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх, на месте и в сочетании с различными предметами.

Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах (ладони располагаются на стене пальцами вверх, в стороны, вниз, пальцы вместе или расставлены, расстояние от стены постепенно увеличивается). То же, по опираясь о стену

пальцами. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и попеременно правой и левой рукой. Упор лежа. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа (при касании руками пола, руки согнуть). Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица. Движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча в волейболе.

Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед и над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев). Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (футбольного) мяча в стену и ловля его после отскока. Поочередная ловля и броски набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры. Ведение баскетбольного мяча ударом о площадку. Упражнения для кистей рук с гантелями. Упражнения с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча. Многократные «волейбольные» передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену. Многократные передачи волейбольного мяча в стену, постепенно увеличивая расстояние от нее. Многократные передачи волейбольного мяча на дальность (с набрасывания партнера или прибора для метания мяча).

Броски набивного мяча над собой и наблюдение за партнером (двумя, тремя) — в зависимости от действия партнера (партнеров), изменение высоты подбрасывания, бросок на свободное место, на партнера и т. д. Броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах, в тройках в рамках группы тактических действий (направления первой и второй передачи) — многократно. То же, но броски при первой и второй передачах в соответствии с сигналом. То же, в рамках командных действий.

Нападающий бросает мяч над собой у сетки в определенный момент, или через сетку двумя руками из-за головы в опорном положении на заднюю линию, или в прыжке одной — на переднюю линию.

Защитник наблюдает, или ловит мяч на задней линии от броска из-за головы, или идет на страховку и ловит мяч в зоне нападения. Двое нападающих на передней линии бросают мяч друг другу, и в определенный момент кто-то из них бросает мяч через сетку. Защитник должен выбрать место и поймать мяч.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.

Упражнения с набивным мячом. Броски мяча двумя руками из-за головы с максимальным прогибанием при замахе. Броски мяча снизу одной и двумя руками. Броски мяча одной рукой над головой — правой рукой влево, левой — вправо. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» через сетку. Упражнения с партнером.

С набивным мячом в руках у стены (1—2 м) в ответ на сигнал бросок снизу, сверху, «крюком». То же, но бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии. Броски набивного, гандбольного мяча через сетку определенным способом на точность в зоны. То же, но после перемещения от сетки.

Упражнения с волейбольным мячом (выполняются многократно подряд). Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в сетку). Подачи мяча слабейшей рукой.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Имитация прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой или левой рукой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу (расстояние от 5 до 10м). Метание выполняется с места, с

разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой. Удары по мячу на амортизаторах с отягощением на кисти, предплечье, ногах или при отягощении всего тела (куртка, пояс). Спрыгивание с высоты (до 50 см) с последующим прыжком и нападающим ударом по мячу на амортизаторах. Многократное выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания, с набрасыванием партнера или прибора для метания мяча. Чередование бросков набивного мяча и нападающих ударов по мячу на амортизаторах; то же, но броски и удары через сетку (с собственного подбрасывания).

Упражнения в парах. С набивным мячом в руках (1 кг) прыжок вверх, замах из-за головы двумя руками и в ответ на сигнал —бросок с сильным заключительным движением кистей вниз-вперед или вверх-вперед плавно. То же, но бросок через сетку; то же, но бросок вниз двумя руками, вверх — одной. В ответ на сигнал «бросок» набивного мяча двумя руками по ходу или с переводом (вправо, влево).

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжковые упражнения, описанные ранее в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного набивного мяча. То же, с касанием волейбольного мяча на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после поворотов, после поворотов и перемещений (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания).

Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх, подпрыгнуть и двумя руками (ладонями) отбить мяч в стену; приземлившись, поймать мяч и т. д.

Мяч надо отбивать в высшей точке взлета. Учащийся располагается спиной к стене. Бросить мяч вверх-назад, повернуться на 180° и в прыжке отбить мяч в стену. Те же предыдущие два упражнения, но мяч набрасывает партнер. Партнер с мячом может менять высоту подбрасывания, выполнять отвлекающие и обманные движения: замах и движение на бросок, но в последний" момент мяч задерживается в руках и тут же подбрасывается и т. д. То же, поворот блокирующего по сигналу партнера. Вначале мяч подбрасывается после поворота, затем во время поворота и, наконец, до поворота. Выполнение перечисленных упражнений, но после перемещения и остановки. Многократные прыжки с доставанием ладонями подвешенного набивного мяча или волейбольного на амортизаторах.

Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования. То же, но в положении спиной к сетке и с поворотом на 180°. То же, что предыдущие два упражнения, но на расстоянии 1 м от сетки, исходное положение принимается после одного шага к сетке. То же, что последние три упражнения, но остановка и прыжок по сигналу. Перемещения у сетки, остановка и прыжок вверх, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.

Двое занимающихся стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки. Один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления. Другой старается повторить его действия. То же, но с прыжком, стараться над сеткой коснуться ладоней партнера. Упражнения вдвоем, втроем на согласованность действий на основе перечисленных упражнений.

Нападающий с набивным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч над собой, блокирующий должен своевременно занять исходное положение и прыгнуть на блок так, чтобы ладони были над сеткой в момент выпуска мяча из рук нападающего.

Нападающие выполняют броски и ловлю набивного мяча рамках групповых тактических действий в нападении,  блокирующий  выбирает место  и  блокирует(заключительная фаза в предыдущем упражнении). Предыдущие два упражнения, но блокирующих у сетки — трое, блокируют двое.

  1. Техническая подготовка.

На данном году обучения происходит совершенствование материала, изученного в группах начальной подготовки, и обучение новому материалу, который приводится ниже.

Практические занятия.

Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями; ходьба скрестным шагом вправо, влево, бег спиной вперед; перемещения приставными шагами спиной вперед; двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; прыжки; сочетание способов перемещений.

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками; передача на точность, с перемещением в парах; встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку, в непосредственной близости от нее.

Подача мяча; нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.

Нападающие удары: по ходу сильнейшей рукой с разбега (1, 2, 3 шага) по мячу, установленному в держателе; через сетку по мячу, наброшенному партнером; нападающий удар из зоны 4 с передачи партнера из зоны 3.

Техника защиты. Действия без мяча. Перемещения и стойки: стартовая стойка (исходные положения) в сочетании с перемещениями. Ходьба, бег, перемещаясь скрестным шагом вправо, спиной вперед. Перемещения приставными шагами, спиной вперед. Скачок назад, вправо, влево.

Действия с мячом. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 3, 2.

Блокирование: одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 2, стоя на подставке.

  1. Тактическая подготовка.

Тактика нападения.

Индивидуальные действия. Выбор места: для выполнения второй передачи в зонах 3, 2; для нападающего удара (прямого сильнейшей рукой в зонах 4 и 2).

При действиях с мячом. Чередование способов подач на точность, в ближнюю, дальнюю половины площадки. Выбор способа отбивания мяча через сетку: передачей сверху двумя руками, кулаком (стоя на площадке в прыжке); снизу (в положении лицом, боком, спиной к сетке). Подача на игрока, слабо владеющего навыками приема мяча.

Групповые действия. Взаимодействия игроков передней линии. При первой подаче: игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зоны 4. При второй подаче: игрока зоны 3 с игроком зон 2 и 4, игрока зоны 2 с игроком зоны 3. Игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 (в условиях чередования подач в зоны).

Командные действия. Прием нижних подач и первая передача в зону 3, вторая передача в зоны 4 и 2, стоя лицом в сторону передачи. Прием нижних подач и первая передача в зону 2, вторая передача в зону 3.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме нижних подач; при страховке партнера, принимающего мяч от подачи и обманной передачи.

При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

Групповые действия. Взаимодействия игроков при приеме от подачи передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроками зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроками зон 6 и 4.

Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приеме мяча от противника «углом вперед» с применением групповых действий.

Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Сдача нормативов.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Тестирование

Общефизическая и специальная физическая подготовка.

№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

Низ.

Ср.

Выс.

Низ.

Ср.

Выс.

1

Бег 30 м, с

5.4

5.2

4.9

5.8

5.4

5.0

2

Челночный бег 6х5 м, с

11.8

11.5

11.2

12.5

12.2

11.9

3

Прыжки в длину с места, см

175

185

200

165

175

185

4

6-минутный бег, м

1200

1250

1300

1000

1100

1150

5

Метание набивного мяча сидя массой 1 кг.

5.0

6.0

7.0

4.0

5.0

6.0

6

Метание набивного мяча стоя массой 1 кг.

8.5

9.5

10.5

6.5

7.5

8.5

7

Прыжки в высоту с места, см

45

47

50

40

43

45

Технико-тактическая подготовка.

№ п/п

Тест

Мальчики

Девочки

Низ.

Ср.

Выс.

Низ.

Ср.

Выс.

1

Верхняя передача на точность из зоны 3(2)

в зону 4

3

4

5

2

3

4

2

Подача   верхняя    прямая    в    пределы площадки

2

3

4

1

3

4

3

Прием мяча с подачи и первая передача в

зону 3

2

3

4

1

3

4

4

Чередование способов передачи и приема

мяча сверху, снизу (количество серий)

6

8

10

4

6

8

5

Нападающий удар по мячу на резиновых

амортизаторах

2

3

5

2

3

4

Оценка выполнения основных двигательных действий в волейболе.

Стойки и перемещения.

   Перемещения приставными шагами лицом вперёд, правым, левым боком вперёд и спиной вперёд.

   Ошибки: большой отрыв ступней от поверхности площадки; сильное вертикальное качание; большие шаги, прыжки, «скованность движений».

   Техника перемещений оценивается в пределах границ площадки (9х9 м). От лицевой линии по направлению к сетке перемещаются приставными шагами, левая нога впереди (4.5 м). Вдоль сетки перемещаются приставными шагами левым боком вперёд (лицом к сетке), к лицевой линии - правым боком вперёд, вдоль лицевой линии – приставными шагами спиной вперёд, левая нога впереди (4.5 м), затем правая.

Передачи.

   Верхняя передача мяча двумя руками в стену (расстояние до стены 1 м). Учитывается количество правильно выполненных передач подряд.

   Передача мяча над собой непрерывно.

   Передача мяча над собой.

   Передача мяча в стену.

   Передачи мяча над собой в пределах зоны нападения.

Подачи.

   Нижняя прямая подача. Оценивается подача мяча в пределах площадки из-за лицевой линии.

   Верхняя прямая подача. Оценивается подача в пределы площадки из-за лицевой линии (10 попыток).

Нападающий удар.

   Нападающий удар из зоны 4 в площадь, которую образуют зоны 4,5,3 и 6. Передача на удар производится из зоны 3, стоя лицом к нападающему (10 попыток).

Блокирование.

   Блокирование нападающего удара из зоны 4 по мячу.

Ожидаемые результаты

  В результате освоения программы дополнительного образования учащиеся должны

Знать:

 -  историю развития волейбола и воздействие этого вида спорта на организм человека;

-  значение здорового образа жизни;

- правила техники безопасности при занятиях данным виде спорта;

- правила игры;

- терминологию игры и жесты судьи;

- технику изученных приёмов и тактику, индивидуальных и коллективных действий;

  Уметь:

- технически правильно осуществлять двигательные действия, применяющиеся в волейболе, использовать их в условиях соревновательной

деятельности и организации собственного досуга;

- применять в игре изученные тактические действия и приёмы;

- соблюдать правила игры;

- регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований;

- достигать оптимального боевого состояния;

- организовывать и судить соревнования;

- осуществлять соревновательную деятельность.

Методическое обеспечение программы обучения учащихся

второго года обучения

Раздел

Форма занятия

Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

Общефизическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы.

Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов.

Специальная физическая подготовка.

Объяснение, практическое занятие

Словесный метод, метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, попеременный, дифференцированный, игровой методы.

Контрольные тесты и упражнения.

Мониторинг.

Техническая подготовка.

Объяснение, демонстрация видеоматериала технического действия, практическое занятие,  посещение соревнований.

Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений.

Контрольные тесты и упражнения, мониторинг, соревнования, товарищеские встречи, зачёты.

Тактическая подготовка.

Лекция, показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях.

Групповой, повторный, игровой, соревновательный, просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований.

Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях.

Теоретическая подготовка.

Лекция, беседа, посещение соревнований.

Рассказ, просмотр аудио и видео материала. Наблюдение за соревнованиями.

Опрос учащихся

Контроль умений и навыков.

Соревнования (школьные, городские, областные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг.  Сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП.

 Судейство соревнований

Индивидуальный.  Контрольная работа.  Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса.

 Обсуждение результатов соревнований.

Обработка тестов. Обработка контрольных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка "Факел"

Программа дополнительного образования по организации работы кружка "Факел" в школьном Музее Боевой и трудовой славы....

Дополнительная образовательная программа Секции спортивные игры

Программа секции "Спортивные игры" (Баскетбол, волейбол, мини-футбол, настольный теннис) для обучающихся НПО,СПО...

Дополнительная образовательная программа объединения «Спортивные игры» (специализация – баскетбол, волейбол) физкультурно-спортивной направленности.

Программа для обучающихся 5- 11 классов разработана как приложение к основному курсу, преподаваемому в общеобразовательной школе, но представляет собой более углублённый и расширенный его вариант. Про...

Дополнительная образовательная программа "Президентские спортивные игры"

  Программа разработана с учётом интересов обучающихся к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Обучение спортивным играм сочетается с другими видами...

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"

Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...