Дополнительная образовательная программа "Президентские спортивные игры"
рабочая программа по физкультуре (5, 6 класс)

    Программа разработана с учётом интересов обучающихся к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Обучение спортивным играм сочетается с другими видами деятельности: общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, упражнениями на развитие физических качеств.  Данная программа составлена для привлечения обучающихся к подготовке их к участию в соревнованиях «Президентские спортивные игры». Спортивные игры, имеют важное значение в решении образовательных и воспитательных задач физического воспитания школьников. В комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, развивают нравственные, морально-волевые качества, содействуют физическому развитию и  совершенствованию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2

СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВВВР                                       Директор МБОУ гимназии № 2

_________ Т.В. Дивнич                                                        __________ И.В. Лемешева

от «29» августа 2020 г.                                                         от «31» августа 2020

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Президентские спортивные игры» 

                                                           

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Срок реализации: 1 год

Количество детей в группе: 15 чел.

Количество часов в год: 76 ч.

Педагог, реализующий программу:

 Короткая Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования

        

Сургут, 2020

Направление дополнительного образования: физкультурно-спортивное

Наименование образовательной программы: «Президентские спортивные игры»

Тип программы: авторская

Уровень освоения программы: базовый

Срок реализации программы: 2020-2021 уч. год.

Количество часов: в год –76 часов, в неделю - 2 часа.

Возраст обучающихся: 11-12 лет

Составитель: Короткая Светлана Александровна, педагог дополнительного образования, учитель физической культуры

Пояснительная записка

        Рабочая программа дополнительного образования «Президентские спортивные игры» составлена на основе авторской программы: комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений, автор В.И. Лях (2012г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, М.: «Просвещение» 2008г, в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273), Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008), Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14).

        Новизна программы. Программа разработана с учётом интересов обучающихся к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Обучение спортивным играм сочетается с другими видами деятельности: общеразвивающими упражнениями, подвижными играми, упражнениями на развитие физических качеств.

        Актуальность программы. Данная программа составлена для привлечения обучающихся к подготовке их к участию в соревнованиях «Президентские спортивные игры». Спортивные игры, имеют важное значение в решении образовательных и воспитательных задач физического воспитания школьников. В комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, развивают нравственные, морально-волевые качества, содействуют физическому развитию совершенствованию

Спортивные игры способствуют развитию быстроты, ловкости, координации, выносливости. В спортивных играх детям приходится быстро принимать решения, что способствует развитию мышления, быстроты двигательной реакции. Обязательное соблюдение правил в играх способствует воспитанию выдержки, честности, дисциплины, ответственности перед командой, умению считаться с другими. Игры помогают сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Педагог при этом может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие пути воздействия на каждого из детей, помогают установить с ними более тесный контакт. Характерной особенностью спортивных игр является не только богатство и разнообразие, но и свобода их применения, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

        Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся, направлена на увеличение двигательной активности, приобщение к здоровому образу жизни.  Для каждой возрастной группы занимающихся по Программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика. Программа поможет воспитанию у обучающихся интереса к спортивно-оздоровительной деятельности; формированию культуры ведения здорового образа жизни; способствует увеличению двигательной активности обучающихся.    

Основная цель программы: укрепление физического и психического здоровья обучающихся через занятия спортивными играми.

     Задачи:

В рамках реализации этих целей программа ориентируется на решение следующих задач:

1.развитие физических качеств и способностей;

2.овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями;

3.обучение приемам и элементам спортивных игр: баскетбол, настольный теннис, шашки, лапта. Формирование начальных навыков судейства

4. вовлечение учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом, развитие всесторонне гармонично развитой личности,

5. выявление талантливых детей, приобщение к идеалам и ценностям «олимпизма». Подготовка к участию в соревнованиях «Президентские спортивные игры».

6. воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями для отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, воспитания нравственно -  волевых качеств.

      Направленность дополнительной общеобразовательной программы: физкультурно-спортивная.

     Отличительные особенности.  Сложившаяся система проведения Президентских спортивных игр – это универсальный комплекс мероприятий для детей и молодежи, направленный на то, чтобы каждый, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать свои знания, умения и физические качества в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой физкультурной и спортивной деятельности.

     Занятия спортивными играми способствуют формированию у школьников основ здорового образа жизни, активного вовлечения в регулярные занятия спортом и самостоятельной организации своего досуга средствами физической культуры.

    В рамках содержания первого раздела занимающейся получают теоретические знания о технике и тактике разнообразных спортивных игр. Знакомятся с гигиеническими требованиями к местам занятий и инвентарем, спортивной одежде и обуви. В ходе бесед занимающееся знакомятся с основными правилами спортивных игр. Учащиеся получают представления о судействе спортивных игр. При изучении технических и тактических приемов применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При занятии с учащимися данной возрастной группы большое значение имеет наглядность в обучении. Поэтому при изучении техники выполнения отдельных элементов необходимо использовать рассказ-показ, демонстрацию  изучаемого двигательного действия. Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся. Основные методы: игровой, соревновательный. Максимальный эффект обеспечивается лишь при оптимальном сочетании различных средств и методов, выбранных с учетом особенностей спортивной специализации. Восстановление работоспособности происходит путем чередования тренировочных дней и дней отдыха, постепенное возрастание объема и интенсивности занятий (по принципу «от простого к сложному»), проведение занятий в игровой форме.

 Рациональное сочетание на занятиях игр и упражнений с интервалом отдыха.

 Эмоциональность занятий за счет использования на занятии подвижных игр и эстафет.

Особенности возрастной группы детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы:

    Программа адресована для учащихся 11-12 лет (5-6 класс), группа профильная со сменным составом. Обучение строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными игроками.  Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.

    Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время; 
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); 
  • детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия. 

    Возраст обучающихся: 11-12 лет, однопрофильная группа, в которой учащиеся обучаются одному виду деятельности на занятии проводимым педагогом. Численность группы — 12-15 человек.

   Основные формы организации образовательного процесса: в зависимости от целевой задачи и организационной формы учебно-тренировочного занятия используются следующие формы проведения занятий: игровая спортивная тренировка, круговая тренировка, турнир, товарищеская встреча, кросс, соревнование.

     Занятия имеют практическую направленность, теоретическая часть включается в каждое занятие в виде краткого словесного изложения основ техники безопасности при проведении спортивных  игр и упражнений. Наглядные методы обучения используются в виде показа выполнения упражнений педагогом. Во время практических занятий применяются разнообразные методы ведения тренировки: репродуктивный, поточный, игровой и соревновательный. Ведущей формой организации обучения является групповая. Основными формами организации учебно-тренировочной работы в подготовке учащихся являются теоретические, практические занятия, тренировочные игры на счёт, соревнования.    

    Теоретические занятия проводятся в форме бесед, демонстрации наглядных пособий, просмотров соревнований и изучения учебных кино- и видеозаписей.

    Практические занятия включают в себя общую и специальную физическую и техническую подготовку различных видов спортивной деятельности.

     Программой предусмотрен контроль за уровнем физической подготовки, овладением двигательной культурой (участие в соревнованиях, судейство соревнований, проведение турниров.

   Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2020-2021 уч.год.

   Режим занятий:

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

45 минут

1 раз в неделю

2 часа

76 часов

Раздел I. Ожидаемые результаты освоения программы (личностные, предметные, метапредметные)

Обучающийся должен:

- соблюдать гигиенические требования при занятиях спортом, соблюдать режим дня и вести здоровый образ жизни;

- овладеть элементарной техникой основных элементов спортивных игр;

- самостоятельно участвовать в соревнованиях школьного и городского уровня.

Личностные результаты освоения программы

    Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения  программы дополнительного образования «Президентские спортивные игры». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать преобретенные знания для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

     Личностные результаты.

В области познавательной культуры:

- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

- владение знаниями о функциональных возможностях организма;

- владение знаниями по основам организации и проведения занятий оздоровительной и тренировочной направленности;

В области нравственной культуры:

- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий игровой и соревновательной деятельности;

- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

- умение сохранять красивую осанку и телосложение при разнообразных формах движения и передвижений;

- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

- владение умением осуществлять поиск информации в области физической культуры и спорта, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях;

- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых упражнений;

Метапредметные  результаты освоения программы

В области познавательной культуры:

- развитие целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;

- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

- рациональное планирование своей деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе занятий, двигательной деятельности, активное использование занятий  для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

 В области физической культуры:

- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

- владение способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные  результаты освоения программы.

В области познавательной культуры:

- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

- способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области эстетической культуры:

- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

- способность вести наблюдения за показателями физического развития и подготовленности, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области физической культуры:

- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности и физической подготовки;

- регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств.

Раздел II. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы                                           Данная программа состоит из 7 разделов, каждый из которых предполагает организацию определѐнного направления спортивно-оздоровительной деятельности школьников.

Распределение часов на различные виды программного материала

Разделы программы

Количество часов

1.

Основы знаний

3 часа

(в процессе занятий)

2.

Волейбол

18 часов

3.

Баскетбол

18 часов

4.

Настольный теннис

10 часов

5.

Шашки

10 часов

6.

Подвижные игры

13 часов

7.

Контрольные тесты

4 часа

Итого:

76 часов

                                               

Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проводится тестирование силовых и координационных способностей.

Освоение и совершенствование техники двигательных действий осуществляется словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей будут использоваться следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный, строго регламентированного упражнения и повторный.

Учебно-тематический план

Раздел, название, темы

Количество часов

Общее количество часов

Формы аттестации

теория

практика

1.0

Основы знаний

3

-

3

1.1

«Президентские спортивные игры». Возникновение и развитие ХМАО-ЮГРЕ. История спортивной игры. Развитие спортивной игры в России, в ХМАО-ЮГРЕ. Влияние занятием спортивной игрой на развитие физических и психических качеств человека

0,5

-

текущий

1.2

Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Физиологические основы функционирования основных органов и систем организма, возможности их совершенствования средствами физической культуры. Организация самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

0,5

-

0,5

текущий

1.3

Функциональные возможности собственного организма, повышения адаптивных свойств организма и физической подготовленности. Основные приемы самоконтроля.

0,5

-

0,5

текущий

1.4

Правила подготовки мест занятий. Инвентарь и оборудование для занятий. Гигиенические требования к одежде, обуви, спортивному инвентарю. Требования безопасности перед началом и после окончания занятий

0,5

-

0,5

текущий

1.5

Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

0,5

-

0,5

текущий

1.6

Гигиенические знания и навыки. Режим дня и питания.

0,5

-

0,5

текущий

2.0

Волейбол

2

16

18


2.1

Индивидуальные упражнения с мячом

3

3

текущий

2.2

Стойка игрока. Перемещения

2

2

текущий

2.3

Подачи мяча.

2

2

текущий

2.4

Передачи и прием мяча

4

4

текущий

2.5

Учебные игры по упрощенным правилам

3

3

промежуточный

2.4

Соревнования по волейболу

2

2

итоговый

3.0

Баскетбол

2

16

18

3.1

Упражнения для  развития быстроты

2

2

текущий

3.2

Упражнения для развития прыгучести

1

1

текущий

3.3

Упражнения для развития координации

2

2

текущий

3.4

Индивидуальные упражнения с мячами

4

4

промежуточный

3.5

Игровые взаимодействия

5

5

промежуточный

3.6

Соревнования в учебной группе

2

2

итоговый

4.0

Настольный теннис

1

9

10

4.1

Основы техники и тактики игры

1

1

текущий

4.2

Упражнения с мячом и ракеткой

2

2

текущий

4.3

Упражнения, подводящие к игровым комбинациям

2

2

текущий

4.4

Свободные игры

3

4

промежуточный

4.5

Соревнования в учебной группе

1

1

итоговый

5.0

Шашки

2

8

10

5.1

Основы шашечной игры

1

1

текущий

5.2

Шашечные комбинации

2

2

текущий

5.3

Игры в шашки

3

3

промежуточный

5.4

Шашечный турнир в учебной группе

2

2

итоговый

6.0

Подвижные игры

2

11

13

6.1

Игры на развитие быстроты, ловкости, координации

5

6

текущий

6.2

Подвижные игры на материале спортивных игр.

6

7

текущий

6.

Контрольные тесты

--

4

4

итоговый

Итого количество часов:

12

(в процессе занятий)

64

76

Содержание тем курса

Основы знаний (3 часа)

Возникновение и история спортивной игры. Развитие спортивной игры в России, в ХМАО-ЮГРЕ. Влияние занятием спортивной игрой на развитие физических и психических качеств человека. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Физиологические основы функционирования основных органов и систем организма, возможности их совершенствования средствами физической культуры. Организация самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Функциональные возможности собственного организма, повышения адаптивных свойств организма и физической подготовленности. Основные приемы самоконтроля. Роль соревнований занимающихся в спортивно- оздоровительных группах, в подготовке спортсменов.

 Гигиенические требования к одежде, обуви, спортивному инвентарю. Требования безопасности перед началом и после окончания занятий. Оказание помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. Гигиенические знания и навыки. Режим дня и питания.

Волейбол (18 часов) Теория. Правила игры в волейбол. Правила подготовки мест занятий, выбора спортивной одежды. Стойка волейболиста. Передвижения игрока. Техника основных элементов игры. Техника подачи мяча. Техника приемов и передачи мяча. Учебно-тренировочные игры в мини-волейбол, волейбол. Технические и тактические действия игроков.

Практика. подбрасывание мяча; подачи мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола: «Полет мяча», «Попробуй унеси», «Быстрые передачи», «У кого меньше мячей»

Баскетбол (18 часов) Теория. Тактика защиты, тактика нападения. Правила игры в мини-баскетбол, стритбол.

Практика. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча и двумя руками сверху. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Штрафной бросок. Перехват, вырывание, забивание мяча. Выбор места. Целесообразное использование технических приемов.

Ловля и передача мяча двумя и одной рукой. Бросок мяча в корзину одной рукой в прыжке с близкого расстояния. Бросок мяча в корзину со среднего расстояния. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч, отскочивший от щита. Тактика игры в нападении: быстрый прорыв, позиционное нападение.

Тактика игры в защите: личная и зонная система защиты. Подвижные игры: «Гонка мячей по кругу», «Кто быстрее», «Пятнашки в тройках», «Борьба за мяч», «Мяч в корзину», «Салки с б/б мячом»

Участие в соревнованиях.

Настольный теннис (10 часов) Основы техники и тактики игры. Правильная хватка ракетки, подачи, удары, сочетания ударов, способы игры. Техника перемещений. Свободные игры.

Шашки (10 часов) Теория. Правила игры. Основы шашечной игры. Расстановка фигур, ходы, шащечные комбинации. Правила игры в «Русские шашки». Игровые взаимодействия.

Подвижные игры (13 часов) Теория. Правила игры. Практика: подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники», «Перестрелка», «Пионербол», «Вызывай смену», «Лапта», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий.

Контрольные тесты (4 часа) Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проводится тестирование быстроты, силовых, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости. Оценка результатов освоения программы проходит в виде сдачи экспресс-тестов, соответствующих каждому году обучения.

Раздел III. Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Президентские спортивные игры»

п/п

Наименование раздела,

тема

Количество часов

Дата проведения занятий (недели)

УУД

Универсальные учебные действия (деятельность учащихся на уроке)

Форма контроля (текущий, промежуточный, итоговый)

теория

практика

план

факт

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Волейбол. Инструктаж по ТБ и ПП на занятиях волейболом.

П/игры «Полет мяча», «Попробуй унеси», «Пионербол».

2

1

Организовывают свою деятельность с учётом требований безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; Выполняют тесты на развитие координационных способностей.  Анализируют и объективно оценивают результаты собственного труда

вводный

Первичный инструктаж по ТБ на рабочем месте. «Президентские спортивные игры». Возникновение и развитие ХМАО-ЮГРЕ.

Волейбол. Стойка игрока, передвижения. П/игры «Полет мяча», «Попробуй унеси», «Пионербол»

2

2

Организовывают свою деятельность с учётом требований безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; Характеризуют понятие «Президентские спортивные игры». Развивают скоростно-силовые способности. Технически правильно выполняют сойку игрока

Тренировочное занятие/ текущий

Тестирование.  Волейбол. Стойка игрока, передвижения. П/игры «Полет мяча», «Попробуй унеси», «Пионербол»

2

3

Организовывают свою деятельность с учётом требований безопасности.  Выполняют тесты на развитие скоростно-силовых способностей.  Анализируют и объективно оценивают результаты собственного труда .

Комбинированный/ входной

Волейбол. Упражнения с мячами. Подачи мяча.  Тестирование силовых способностей. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств  

2

4

Тестируют силовые способности. Различают упражнения по направленности воздействия. Организовывают свою деятельность с учётом требований безопасности. Объясняю роль физической подготовки в развитии физических качеств.

Комбинированный входной

Волейбол. Индивидуальные упражнения с мячом. Передача мяча сверху. П/игра в «Пионербол».

2

5

Организовывают свою деятельность с учётом требований безопасности. Технически правильно выполняют упражнения с мячом. Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство, оказывают помощь сверстникам. Активно включаются во взаимодействие со сверстниками в п/играх.

Тренировочное занятие/текущий

Режим дня и питания.

Волейбол. ОРУ с мячами. Передача мяча сверху. Прием мяча снизу. Тестирование ловкости. Подвижные игры: «Снайперы», «Пионербол»

2

6

Вырабатывают привычки правильного питания и организации своего режима дня. Технически правильно выполняют упражнения с мячом.  Взаимодействуют с игроками своей команды в играх, управляют эмоциями. Проявляют ловкость и координацию. Соблюдают правила безопасности в подвижной игре.

Комбинированный/входной

Волейбол.  Передача мяча подброшенного партнером. Передача в парах. Прием мяча снизу двумя руками. Учебно-тренировочная игра в волейбол

2

7

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении учебных заданий. Моделировать технические действия в игровой деятельности. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности. Соблюдать правила безопасности. Соблюдают правила безопасности в подвижных играх.

Тренировочный/текущий

Волейбол. Передача мяча о стену. П/игра «Быстрые передачи». Учебная игра по упрощенным правилам волейбола.

2

8

Моделировать технические действия в игровой деятельности

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр.  Объяснять технику двигательных действий в игре, анализировать и находить ошибки. Соблюдать правила безопасности. Участвовать в судействе.

Тренировочный/текущий

Волейбол. Отработка техники подачи мяча, приемов и передачи мяча.  Учебная игра по упрощенным правилам

2

9

Тренировочный/текущий

ОРУ. Соревнования по мини-волейболу в учебной группе.

2

10

Соревнование/итоговый

Баскетбол. Правила безопасности на занятиях баскетболом.

Передвижения, остановка шагом и прыжком, поворот на месте. Ведение мяча.

 П/игры  «Борьба за мяч», «Гонка мячей по кругу», «Кто быстрее»

2

11

Взаимодействуют в парах и группах в подвижных играх.

Моделируют игровые действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.

Активно включаются во взаимодействие со сверстниками во время игр.  Соблюдают правила безопасности

Тренировочный/текущий

Техника ведения, ловли и передачи мяча.  Игра «Гонка мячей по кругу», «Пятнашки в тройках». Развитие координационных способностей

2

12

Описывают технику элементов баскетбола, анализируют правильность ее выполнения, находят ошибки и способы их исправления.  Активно включаются во взаимодействие со сверстниками во время игр Знают правила игр и технику безопасности.

Тренировочный/текущий

Баскетбол. Броски мяча по кольцу.  П/игры: «Мяч в корзину», «Пятнашки в тройках». Развитие координационных способностей

2

13

 Описывают технику броска мяча по кольцу, анализируют правильность ее выполнения, находят ошибки и способы их исправления. Активно включаются во взаимодействие со сверстниками во время игр Организуют свою деятельность с учетом требований безопасности.

Тренировочный/текущий

ОФП.  Правила игры в мини-баскетболе. Броски мяча по кольцу.Штрафной бросок. П/игра: «Салки с б/б мячом».   Учебная игра в мини-баскетбол.

2

14

Выполняют упражнения общей физической подготовки. Осваивают броски мяча по кольцу. Включаются во взаимодействия со сверстниками. Соблюдают правила  игры и технику безопасности.

Тренировочный/текущий

Правила игры в мини-баскетболе. Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок.  Развитие координационных способностей.

2

15

Описывают технику элементов баскетбола. Анализируют правильность выполнения учебных заданий, находят ошибки и способы их исправления.  Активно включаются во взаимодействие со сверстниками во время игр Знают правила игр и технику безопасности.

Тренировочный/текущий

Первая помощь при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. Упражнения с б/б мячами.  Игровые взаимодействия. Учебные игры в  мини-баскетбол.

2

16

Описывают технику элементов баскетбола. Анализируют правильность выполнения учебных заданий, находят ошибки и способы их исправления, управляют эмоциями и соблюдают правила игры. Активно включаются во взаимодействие со сверстниками во время игр Знают правила игр и технику безопасности. Овладевают навыками оказания первой помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Тренировочный/текущий

ОРУ с набивными мячами.  Баскетбол. Ведение мяча с изменением высоты отскока, направления и скорости ведения. П/игры: «Борьба за мяч», «Стритбол».

2

17

Различают упражнения по направленности воздействия. Описывают технику ведения мяча. Анализируют правильность ее выполнения. Соблюдают правила игры и технику безопасности.

Тренировочный/текущий

ОРУ. Обманные движения.  Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч. Обводка соперника.  Свободные игры в мини-баскетбол, стритбол. Правила игры .

2

18

Взаимодействуют с игроками своей команды при атакующих и защитных действиях, управляют эмоциями и четко соблюдают правила игры в баскетбол.

Активно включаются во взаимодействие со сверстниками во время игры. Воспитывают дисциплинированность, трудолюбие и упорство, управляют своими эмоциями, оказывают помощь сверстникам

Тренировочный/текущий

Обманные движения.  Выбивание мяча. Перехват мяча. Борьба за мяч. Обводка соперника.  Свободные игры в мини-баскетбол, стритбол. Правила игры.

2

19

Соревнования по мини-баскетболу в учебной группе.

2

20

Соревнования/итоговый

ОРУ. ОФП. Подвижные игры на развитие быстроты, ловкости и координации.

2

21

Развивают физические качества.  Взаимодействуют с игроками во время подвижных игр, управляют эмоциями и четко соблюдают правила игры. Активно включаются во взаимодействие со сверстниками во время игры. Воспитывают дисциплинированность, трудолюбие и упорство, управляют своими эмоциями, оказывают помощь сверстникам

Тренировочный/ текущий

Подвижные игры на развитие быстроты, ловкости и координации. П/игры «Перестрелка», «Пионербол»

2

22

Организовывают свою деятельность в подвижных играх с учётом требований безопасности. Взаимодействуют с игроками во время подвижных игр, управляют эмоциями и четко соблюдают правила игры. Активно включаются во взаимодействие со сверстниками во время игры Осваивают правила судейства.

Тренировочный/текущий

Настольный теннис. Правила безопасности на занятиях настольным теннисом. Правильная хватка ракетки, подачи, удары.  Техника перемещений. Правила игры..

2

23

Соблюдают правила безопасного поведения в игре настольный теннис.  Знают назначение инвентаря и оборудования. Описывают технику упражнений. Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство, управляют своими эмоциями. Овладевают навыками игры в настольный теннис.

Тренировочный/ текущий

Настольный теннис. Подачи, удары.  Техника перемещений. Правила игры. Развитие координационных способностей.  

2

24

Развивают координационные способности.  Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство, управляют своими эмоциями. Овладевают навыками игры в настольный теннис.  Соблюдают правила безопасности.

Тренировочный/текущий

Настольный теннис Тренировка упражнений с мячом и ракеткой. Изучение подач.  Свободные игры. П/игра «Перестрелка»

2

25

Взаимодействуют с игроками своей команды при атакующих и защитных действиях, управляют эмоциями и четко соблюдают правила игры.

Тренировочный, игровой/текущий

Настольный теннис. Тренировка ударов «накат» справа и слева. Сочетание ударов. Свободные игры. П/игра «Пионербол»

2

26

Выполняют приемы игры технически правильно. Взаимодействуют с игроками. Управляют эмоциями и соблюдают правила безопасности в играх.

Тренировочный, игровой/текущий

ОРУ на гимнастической стенке, с набивным мячом. Свободные игры в настольный теннис. Игры на счет. Соревнования.

2

27

Выполняют приемы игры технически правильно. Взаимодействуют с игроками своей команды. Управляют эмоциями и соблюдают правила игры в настольный теннис.

Тренировочный, соревнования/итоговый

Упражнения для развития выносливости. Свободные игры в н/теннис. Игры на счет. Соревнования.

2

28

Развивают выносливость. Взаимодействуют с игроками своей команды, управляют эмоциями и соблюдать правила игры.

Тренировочный, соревнования/итоговый

Шашки.  Правила игры в «Русские шашки». Свободные игры. Подвижные игры и эстафеты.

2

29

Знают правила игры в «русские шашки».  Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство, управляют своими эмоциями, оказывать помощь сверстникам. Участвуют в судействе.

Тренировочный, игровой/текущий

Шашки.  Правила игры в «Русские шашки». Свободные игры. Правила игры «Лапта». Ловля и передача мяча, осаливание. Двусторонняя игра.  .

2

30

Знают правила игр «Русские шашки», «лапта». Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство, управляют своими эмоциями, оказывать помощь сверстникам. Участвуют в судействе.

Тренировочный, игровой/текущий

Организация самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

ОРУ. П/игра «Лапта». Свободные игры в шашки.

2

31

Соблюдают правила безопасного поведения. Овладевают навыками самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Знают правила игр. Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство, управляют своими эмоциями, оказывать помощь сверстникам. Участвуют в судействе.

Тренировочный, игровой/текущий

ОРУ. Упражнения на развитие выносливости. П/игра «Пионербол». Игра в «шашки».

2

32

Выполняют ОРУ. Различают упражнения по направленности воздействия. Активно включаются во взаимодействие со сверстниками. Взаимодействуют с игроками своей команды при атакующих и защитных действиях, управляют эмоциями и четко соблюдают правила игры.

Тренировочный, игровой/текущий

ОРУ в парах. «Эстафета с прыжками чехардой». П/игры: «Пионербол». Турнир по  шашкам.

2

33

Осваивают и выполняют ОРУ в парах. Знают и соблюдают правила подвижных игр.  Взаимодействуют с игроками своей команды при атакующих и защитных действиях, управляют эмоциями. Осваивают навыки судейства.

Игровой, соревнования/итоговый

П/игры: «Мяч среднему», «Охотники». Турнир по шашкам.

2

34

Соблюдают правила безопасного поведения. Знают правила игр. Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство, управляют своими эмоциями, оказывать помощь сверстникам.  Осваивают навыки судейства.

Игровой, соревнования/итоговый

ОРУ.  Тестирование силовых способностей. Подвижные игры и эстафеты на развитие быстроты и координации.

2

35

Анализируют показатели тестирования силовых способностей.  Соблюдают правила безопасного поведения в игре. Управляют эмоциями и четко соблюдают правила игры.

Тестирование, игровой/итоговый

Соревнования по подвижной игре «Пионербол» в учебной группе. Тестирование скоростно-силовых способности

2

36

Анализируют показатели тестирования скоростно-силовых способности  Соблюдают правила безопасного поведения. Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство, управляют своими эмоциями, оказывать помощь сверстникам.

Комбинированный/итоговый

Тестирование координационных способностей. Соревнование по подвижнной игре «Лапта» в учебной группе.

2

37

Анализируют показатели тестирования координационных способностей. Взаимодействуют с игроками своей команды в подвижных играх, развивают выносливость. Организовывают свою деятельность в подвижных играх с учётом требований безопасности.

Комбинированный/итоговый

Тестирование силы и гибкости. Соревнование по п/игре «Перестрелка» в учебной группе.

2

38

Анализируют показатели тестирования проявления силы и гибкости. Соблюдают правила безопасного поведения. Владеют правилами п/игры «Перестрелка». Проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство, управляют своими эмоциями.

Тестирование, соревнования/итоговый

Формы аттестации учащихся

    Основными показателями выполнения программных требований являются успешность применения различных форм и методов.

Методы определения результата:

-  педагогическое наблюдение;

-  оценка уровня физической подготовленности;

-  соревновательный;

Формы определения результата:

-  стабильность состава занимающихся;

-  посещаемость тренировочных занятий;

-  динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;

-  выполнение контрольно-переводных нормативов по общей и специальной физической подготовке;

-  участие в соревнованиях «Президентские спортивные игры», спортивных праздниках и соревнованиях. 

В конце учебного года обучающиеся сдают контрольно-переводные нормативы по общей физической подготовке и специальной физической подготовке.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

- промежуточный контроль (после каждого раздела);

- итоговый контроль (май).

В течение учебного года педагог проводит поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала:

I этап (входной) – проверка знаний и умений учащихся на начальном этапе освоения программы (входной контроль проводится на первом вводном занятии путем проведения собеседования, анкетирования или тестирования с последующим анализом результатов). Позволяет выявить уровень подготовленности и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности.

II этап (текущий) - проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии обучающихся.

III этап (итоговый) – проводится в конце срока обучения по Программе и позволяет оценить уровень результативности усвоения Программы за год. Форма проведения: тестирование, сдача контрольных нормативов.

Для реализации программы используются различные виды тестирования физической подготовленности и физического развития, тестирование специальной физической подготовленности, зачеты по усвоению знаний теоретических основ физической культуры и спорта, навыков здорового образа жизни.

Виды занятий:

- тренировочные занятия;

- беседы, учебные игры;

- тестирование;

- игровое;

- участие в соревнованиях, контрольных играх;

- выполнение контрольных тестов;

Пакет оценочных материалов и критерии оценивания

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Оценка результатов освоения программы проходит в виде сдачи экспресс- тестов, соответствующих каждому году обучения.

В результате освоения обязательного минимума содержания программы

обучающиеся научатся руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий; основным понятиям и правилам спортивной игры;

 Обучающийся получит возможность научиться: использовать спортивные игры для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций; самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;  выполнять комплексы общеразвивающих упражнений для развития основных физических качеств; осуществлять индивидуальные и групповые действия в спортивной игре, взаимодействовать с обучающимися в процессе занятий и во внеурочных мероприятиях;

соблюдать технику безопасности при выполнении физических упражнений, игр;

 пользоваться спортивным инвентарѐм и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со сверстниками, владеть культурой общения;

Обучающийся получит возможность научиться:

 выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения общей физической подготовки, направленные на развитие основных физических качеств (силы быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);

выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по развитию физических качеств, совершенствованию техники движений; соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности.

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины

Раздел: Волейбол

- согласование своих движения с траекторией и скоростью полета мяча;

- расположение игроков на площадке (своих и соперников);

- определение действий других игроков;

- анализ игровой обстановки;

- умение выполнять технические приемы.

Сдача контрольного норматива.  

Практическое задание:

Контрольное упражнение

оптимальный

достаточный

низкий

1.

Передача мяча сверху двумя руками над головой (раз)

10-12

5-10

3-5

2.

Передача мяча сверху двумя руками в парах (раз)

8-10

5-8

3-5

3.

Передача мяча - нижняя или верхняя прямая, из 5 подач (раз)

4-5

3

1-2

Критерии оценки:

- оценка «отлично» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; обучающиеся по заданию преподавателя используют их в нестандартных условиях;

- оценка «хорошо»— двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;

- оценка «удовлетворительно» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению. Обучающийся по заданию преподавателя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях;

- оценка «неудовлетворительно», двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Раздел: Баскетбол

-согласование своих движений с траекторией и скоростью полета мяча;

- расположение игроков на площадке (своих и соперников);

- определение действия других игроков;

  быстро анализировать игровую обстановку;

 - умение выполнять технические приемы.

Сдача контрольного норматива.

Контрольное упражнение

оптимальный

достаточный

низкий

1.

Штрафной бросок (из 5 попыток)

3

2

1

2.

Ведение мяча правой и левой рукой (обводка стоек)

Учебное задание выполнено без ошибок на оптимальной скорости

Учебное задание выполнено с 1-2 мелкими ошибками на оптимальной скорости

Учебное задание выполнено со значительными ошибками на оптимальной скорости

Критерии оценки:

- оценка «отлично» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко; обучающиеся по заданию преподавателя используют их в нестандартных условиях;

- оценка «хорошо»— двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;

- оценка «удовлетворительно» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению. Обучающийся по заданию преподавателя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях;

- оценка «неудовлетворительно», двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Раздел: Настольный теннис

- способность контролировать и управлять мячом

в воздухе;

- специальная ловкость: «чувство мяча

и ракетки»

- уровень владения  техникой подач

Контрольное упражнение

оптимальный

достаточный

низкий

1.

Набивание мяча(жонглирование) ладонной стороной ракетки стоя на месте за 1 мин

(кол-во раз)

40

30

20

2.

Набивание мяча(жонглирование) поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.

(кол-во раз)

40

30

20

3

Подачи мяча накатом  на сторону соперника (10 подач)

8-10

6-8

4-6

4.

Тест на координацию: равновесие на одной ноге (другая согнута и прикасается к колену опорной ноги)

20-30 сек

10-20 сек

Менее 10 сек

Контрольно-измерительные тесты

Контрольное упражнение

единица
измерения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Челночный бег 4*9м

секунд

10,2

10,7

11,5

10,5

11,0

11,7

Бег 30 метров

секунд

5,7

6,0

6,5

5,9

6,2

6,6

Бег 500 метров

мин:сек

2:15

2:50

3:05

2:50

3:05

3:20

Прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 сек

сек/раз

20

15

10

15

10

5

Подтягивание на высокой перекладине

кол-во
раз

7

5

3

-

-

-

Сгибание и разгибание рук
в упоре лежа (отжимания)

кол-во
раз

17

12

7

12

8

3

Наклон вперед из
положения сидя

см

9

5

3

12

9

6

Подъем туловища за 1 мин
из положения лежа

кол-во
раз

35

30

20

30

20

15

Прыжки на скакалке,
за 15 секунд

кол-во
раз

34

32

30

38

36

34

Содержание и методика проведения контрольных испытаний

Челночный бег 4 х 9м. Выполняется с высокого старта. На расстоянии 9 м стоят стойки, испытуемый добегает до стойки, касается пола рукой, после чего начинает бег в обратную сторону. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии финиша.

Бег 30м.  Выполняется с высокого старта. Замеряется время преодоления дистанции до пересечения финишной линии.

Бег 500м,1000 м. Выполняется с высокого старта на спортивном стадионе или в спортивном зале. Фиксируется время пробегания дистанции.

Прыжки боком через гимнастическую скамейку за 30 сек. Учащийся выполняет прыжки через гимнастическую скамейку боком в течении 30 секунд. Подсчитывается количество сделанных прыжков.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Исходной положение: упор лежа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова – туловище – ноги. Одна попытка.

Поднимание туловища из положения лежа на спине. Исходное положение: руки за головой, пальцы рук – в замок, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей одной попытке за 1 мин.

Прыжки на скакалке за 15 секунд. Учащийся выполняет прыжки через скакалку, вращением скакалки вперед, на двух ногах. Подсчитывается количество прыжков за 15 сек.

Наклон вперед из положения сидя. Учащийся сидя на гимнастическом коврике, ноги на ширине плеч, выполняет наклон вперед (ноги прямые, руки вытянуты вперед). Фиксируется касание руками измерительной линейки.

Подтягивания на высокой перекладине(мальчики). Из положения виса на высокой перекладине, хватом сверху, ноги вместе, туловище прямое, выполняются сгибания рук и разгибания рук (подбородок выше перекладины)

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы. Для реализации программы используются следующие методы. На занятиях используется беседа с занимающимися, рассказ, работа с дополнительной литературой, просмотр видеоматериалов и презентаций. Применяются как общеобразовательные методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы, а также различные средства: подготовительные упражнения, подвижные спортивные игры, игровые упражнения, учебные игры, соревнования. При изучении техники выполнения отдельных элементов  используется рассказ-показ, демонстрация рисунков изучаемого двигательного действия. Закрепление правильных способов выполнения изученных движений до стадии навыка, их дальнейшее совершенствование проводится посредством самостоятельных упражнений занимающихся при изучении раздела программы. Основные методы: игровой, соревновательный. Для развития специальных физических качеств (быстроты, игровая выносливость, скоростные, скоростно-силовые качества) применяется широкий комплекс упражнений, направленных на подготовку наиболее важных мышц. На занятиях изучают различные элементы техники и тактики, исправляются ошибки, закрепляются знакомые двигательные действия, обучающиеся знакомятся с новыми техническими действиями. На занятиях многократно повторяются хорошо освоенные элементы техники и тактики, закрепляют их варианты в условиях различного объема и интенсивности их выполнения. В них осваивается новый учебный материал и закрепляется пройденный. Контрольные занятия проводятся с конкретной задачей проверки и оценки подготовленности. Для эффективной работы учитываются особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов. В этом возрасте рекомендуется индивидуальный подход к планированию физических нагрузок, применяемых для этого, наиболее тяжело переносятся учащимися этого возраста упражнения, направленные на развитие быстроты.

Основными педагогическими принципами в работе являются последовательность и преемственность заданий и упражнений, переход от простого к сложному, на занятиях используются

- разнообразные упражнения по общей и специальной физической подготовке, технические элементы базовых видов спорта, эстафеты, подвижные игры, игры с элементами того или иного вида спорта;

- проведение урока в игровой форме с хорошим эмоциональным фоном и поддержанием интереса к занятию на всем его протяжении;

- изучение основ техники и тактики спортивных игр.

     Учебно-методическое обеспечение

Класс

Методические материалы для учителя

Материалы

для учащихся

Материально-техническое обеспечение

5-6

1.  С. Н. Анискина, Методика обучения технике баскетбола / С.Н. Анискина - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 80 с.

2. В. З Бабушкин./ Подготовка юных баскетболистов. Учебно-методическое пособие/ - Киев, 1985. 58 с.

3.  Э. Найминова. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.

4. Л. П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. -        Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год.

5.  Журналы «Физическая культура в школе», «Физкультура и спорт», «Спорт в школе»; 2015-2018 гг.

6.  А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 2004

7.  Ю. П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004

8. Г. С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 2005

9.  Г. И. Погадаев «Народные игры» во внеурочное время., Москва, «Дрофа» 2010г.

10. Ю.Д. Железняк 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк. - М.: ЁЁ Медиа, 2017.

11.Ник Сортэл. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. М. 20014г.

12. Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов , М. В. Маслов «Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол», издательство Просвещение, 2012 г.

13. А. Д. Злобинский. «Размышления за шашечной доской», 192 с.,2016 г.

14.  Г. И.  Хацкевич ,  «25 уроков шашечной игры», 2017 г

Тематические презентации, видеоматериалы по темам.

Ресурсы Интернета:

http://www.ucheba.com  - Информация учебно-методического плана: учебные планы и программы, программы, сопровождаемые учебно-методическими документами; образовательные стандарты и документы, которые публикует Минобразования России.

http://spo.1september.ru/  - газета  «Спорт  в  школе»

http://www.it-n.ru/  - Сеть творческих учителей.

www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образование».

https://resh.edu.ru/  Российская электронная школа

1. А. П. Матвеев, Физическая культура для 5 – 6 - 7 классов М. «Просвещение» 2020г.

 2. Ю. П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004

 3   Журналы «Физическая культура в школе», «Физкультура и спорт», «Спорт в школе»; 2017-2020 гг.

4.  А. Д. Злобинский , «Размышления за шашечной доской»  , 192 стр. 2016 г.

5.  Б. М. Блиндер и А.А. Косенко,  «Середина игры в русские шашки», 132 стр; 2005 г.

6. Э. Найминова. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.

7. В. З . Бабушкин./

Подготовка юных баскетболистов. Учебно-методическое пособие/ - Киев, 1985. 58 с.

 https://resh.edu.ru/ Российская электронная школа

  http://www.fizkult-ura.ru/ - Сайт «Физкульт-УРА!»

http://www.shashkivsem.ru/kombinacii-russkie-shashki-1 -Шашки всем

https://v-damki.com/task.html -Задачи по шашкам онлайн

Волейбольные стойки, сетка, баскетбольные щиты, набивные мячи, мячи волейбольные, баскетбольные, столы для настольного тенниса, ракетки, мячи, гимнастические скамейки, скакалки, ограничительные стойки, гимнастическая стенка, гимнастические маты, наборы для игры в шашки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей 5-7 лет с нарушением речи

Программа рассчитана для тренеров-преподавателей занимающихся на базе детского сада....

Дополнительная образовательная программа спортивной секции « ВОЛЕЙБОЛ » (9 – 11 классы)

Волейбол  –  спортивная  командная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуац...

Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"

Дополнительная образовательная программа спортивной секции "Волейбол"...

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....

Дополнительная образовательная программа спортивного отделения ТЯЖЁЛАЯ АТЛЕТИКА

Вид программы - адаптированная.Уровень программы - учрежденческий.Направленность программы - спортивно-оздоровительная.Возраст детей - от 10 до 18 лет.Срок реализации - 6 лет.При разработке содержания...

Дополнительная образовательная программа Спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ» для учащихся 7– 9 классов

Дополнительная образовательная программа  Спортивная секция «ВОЛЕЙБОЛ»для учащихся 7– 9 классовСрок  программы2015-2016 учебный годСоставитель: руководитель спортивной секции, учитель ф...

Рабочая программа по дополнительному образованию. Секция "Спортивные игры. Баскетбол". Направление: спортивно-оздоровительное 5-9 классы

Рабочая программа по дополнительному образованию (секция "Спортивные игры. Баскетбол") составлена на основе ФГОС ООО по физической культуре....