Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа мяча"
рабочая программа по физкультуре

Долженкова Марина Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_4_klass_shkola_myacha_34_ch.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  № 5» г.Курчатова.

РАССМОТРЕНА                                                     УТВЕРЖАЮ

                                                                                 Директор Муниципального бюджетного

На МО учителей физической                                общеобразовательного учреждения

культуры                                                                 «Средняя общеобразовательная  школа № 5»                      

(название учебного предмета )                             г.Курчатова

Протокол № 4                                                         Приказ  №                                                                                

От « 23   »  мая   2019 г.                                         от « 30» августа 2019 г

Руководитель МО                        Герасимова В.И

ДолженковаМ.М      

(Ф.И.О.)                                    

СОГЛАСОВАНА

От «    »             2019г.

Зам. директора по ВР

Аметова Е.А

(Ф.И.О.)

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Школа мяча»

на     2019 – 2020 учебный год

Уровень образования           НОО                      

                                                    НОО, ООО, СОО

 Направление внеурочной деятельности спортивно- оздоровительное

Класс                               4 «Б»_  

 

Рабочую программу разработал (а) Долженкова Марина Михайловна 

                                             г. Курчатов

                                                  2019 г

Пояснительная записка

        Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа мяча» разработана для 4 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №5» г.Курчатова на 2019- 2020 учебный год.

В условиях реализации ФГОС основного начального образования содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:

         

  • Федеральному государственному  образовательному стандарту основного общего образования (октября 2009 год);
  •  Примерной образовательной программе основного общего образования;
  • Авторской программе по предмету Ляха В.И. Москва 2019г.;
  • Учебному плану МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №5» г. Курчатова;
  • Образовательной программе основного общего образования       «Средняя общеобразовательная школа №5» города Курчатова.

           Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаѐтся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в еѐ решении отводится школе. Только здоровый ребѐнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

     Программа «Школа мяча» является незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности детей среднего школьного возраста, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.    

    Спортивные  игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорѐнной в правилах. Особенность спортивных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребѐнок не может не проявить воспитываемые у него качества.

  Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.

   Чтобы играть в спортивные игры, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.

      Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.

 Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей

по спортивно-оздоровительному направлению

внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа мяча» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья  школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья.

          Цель  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа мяча»   – развить физические качества  и  удовлетворить индивидуальные двигательные потребности.

 Цели конкретизированы следующими задачами:

 Образовательные:

-сформировать общие представления о технике и тактике игры в футбол, баскетбол и  волейбол;

  • ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
  • формировать правильную осанку;
  • обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
  • изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
  • формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

Развивающие:

  • развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
  • совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.

Воспитательные:

  • прививать жизненно важные гигиенические навыки;
  • содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
  • стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
  • формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Оздоровительные:

  • улучшать функциональное состояние организма;
  • повышать физическую и умственную работоспособность;
  • способствовать снижению заболеваемости.

Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане

        Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение  1 часа в неделю и  34 часа в год. Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:

- ролевые игры;

- работа в группах;

- работа в парах сменного состава.

Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проводится тестирование.

Освоение и совершенствование техники двигательных действий будет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей будут использоваться следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный, строго регламентированного упражнения и повторный.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа мяча»  является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Подвижные игры»  - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  • Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению   « Школа мяча» обучающиеся должны знать:

  • простейшие правила игры в футбол, волейбол, баскетбол;
  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  • основы рационального питания;
  • правила оказания первой помощи;
  • способы сохранения и укрепление  здоровья;
  • основы развития познавательной сферы;
  • свои права и права других людей;
  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  • знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • выполнять комбинации из простых упражнений спортивных игр;
  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  • различать “полезные” и “вредные” продукты;
  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  • заботиться о своем здоровье;
  • находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применять коммуникативные и презентационные навыки;
  • использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  • оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  • находить выход из стрессовых ситуаций;
  • принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  • отвечать за свои поступки;
  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

             В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Содержание программы

Рабочая программа рассчитана на изучение спортивных  и подвижных игр. Теоретические сведения изучаются в процессе занятий, на баскетбол отводится 10 часов, на футбол 10 часов, на волейбол 10 часов и на подвижные игры 4 часа.

Материально- техническое обеспечение программы:

  • баскетбольные  мячи;
  • волейбольные мячи;
  • футбольные мячи;
  • резиновые мячи;
  • сетка баскетбольная;
  • сетка волейбольная;
  • сетка футбольная;
  • флажки;
  • конусы.

Литература:

  1. Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков.   Учебно-методическое пособие  /Владос, 2001.
  2. Журнал «Физическая культура в школе»
  3. Теория и методика физического воспитания В.М Качашкон 2007 г.
  4. Организация работы спортивных секций в школе А.Н.Каинов 2009 г.

Тематическое планирование кружка «Школа мяча» 4 класс

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Тема раздела

Количество часов

Теория

Практика

Общее количество часов

1

2

3

4

Футбол

Баскетбол

Волейбол

Подвижные игры

10

10

10

   

4

                               34час

Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в футбол.

      1

1

Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости.

1

1

Ведение мяча с последующей передачей мяча партнёру

1

1

Удары по мячу.

1

1

Приём мяча.

1

1

Удары по воротам

1

1

Комбинации из основных элементов:ведение,удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам.

1

1

Игры и игровые задания2:1, 3:1,3:3.

1

1

Игра по упрощённым правилам.

1

1

Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в баскетбол.

1

1

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения.

1

1

Ловля и передача мяча двумя руками от груди  и одной от плеча на месте ив движении.

1

1

Броски одной и двумя руками с места ив движении.

2

2

Вырывание и выбивание мяча

1

1

Комбинации из основных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

2

2

Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола.

2

2

Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в волейбол.

1

1

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, и спиной вперёд.

1

1

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд.

1

1

Передача мяча над собой

1

1

Передача мяча  во встречных колоннах.

1

1

Передача мяча через сетку.

1

1

Нижняя прямая подача мяча  с расстояния 3-6 метров от сетки

1

1

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром.

1

1

Комбинации из основных элементов: приём, передача, удар.

1

1

Игра по упрощённым правилам

1

1

Подвижные игры  с элементами футбола

1

1

Подвижные игры с элементами баскетбола

1

1

Подвижные игры с элементами волейбола

1

1

Эстафеты

1

1

Календарно – тематическое планирование спортивного кружка                

                             «Школа мяча» 4 класс

п/п

Тема занятия

Дата по плану

Дата по факту

Корректировка

            Футбол

1

Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в футбол.

2.09

2

Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости.

9.09

3

Ведение мяча с последующей передачей мяча партнёру

16.09

4

Удары по мячу.

23.09

5

Приём мяча.

30.09

6

Удары по воротам

2.10

                                                 Баскетбол

7

Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в баскетбол.

14.10

8

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения.

21.10

9

Ловля и передача мяча двумя руками от груди  и одной от плеча на месте ив движении.

28.10

10

Броски одной и двумя руками с места ив движении.

11.11

11

Броски одной и двумя руками с места ив движении.

18.11

12

Вырывание и выбивание мяча

25.11

13

Комбинации из основных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

2.12

14

Комбинации из основных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.

9.12

15

Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола.

16.12

16

Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола.

23.12

        Волейбол

17

Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в волейбол

13.01

18

Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, и спиной вперёд.

20.01

19

Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд.

27.01

20

Передача мяча над собой

3.02

21

Передача мяча  во встречных колоннах.

10.02

22

Передача мяча через сетку.

17.02

23

Нижняя прямая подача мяча  с расстояния 3-6 метров от сетки

2.03

24

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром.

16.03

25

Комбинации из основных элементов: приём, передача, удар.

6.04

26

Игра по упрощённым правилам

13.04

Футбол

27

Удары по воротам

20.04

28

Комбинации из основных элементов:ведение,удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам.

20.04

29

Игры и игровые задания2:1, 3:1,3:3.

27.04

30

Игра по упрощённым правилам.

27.04

Подвижные игры

31

Подвижные игры  с элементами футбола

18.05

32

Подвижные игры с элементами баскетбола

18.05

33

Подвижные игры с элементами волейбола

25.05

34

Эстафеты

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры с мячом"

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча» для детей4-7 лет (включительно) на 2022-2025 учебный год

Дополнительная общеобразовательная программа «Школа мяча» является программой физкультурно-оздоровительной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актам...