Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа мяча"
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_4_klass_shkola_myacha_34_ch.doc | 238.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г.Курчатова.
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖАЮ
Директор Муниципального бюджетного
На МО учителей физической общеобразовательного учреждения
культуры «Средняя общеобразовательная школа № 5»
(название учебного предмета ) г.Курчатова
Протокол № 4 Приказ №
От « 23 » мая 2019 г. от « 30» августа 2019 г
Руководитель МО Герасимова В.И
ДолженковаМ.М
(Ф.И.О.)
СОГЛАСОВАНА
От « » 2019г.
Зам. директора по ВР
Аметова Е.А
(Ф.И.О.)
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Школа мяча»
на 2019 – 2020 учебный год
Уровень образования НОО
НОО, ООО, СОО
Направление внеурочной деятельности спортивно- оздоровительное
Класс 4 «Б»_
Рабочую программу разработал (а) Долженкова Марина Михайловна
г. Курчатов
2019 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа мяча» разработана для 4 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ №5» г.Курчатова на 2019- 2020 учебный год.
В условиях реализации ФГОС основного начального образования содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы:
- Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (октября 2009 год);
- Примерной образовательной программе основного общего образования;
- Авторской программе по предмету Ляха В.И. Москва 2019г.;
- Учебному плану МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №5» г. Курчатова;
- Образовательной программе основного общего образования «Средняя общеобразовательная школа №5» города Курчатова.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаѐтся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в еѐ решении отводится школе. Только здоровый ребѐнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа «Школа мяча» является незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности детей среднего школьного возраста, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
Спортивные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорѐнной в правилах. Особенность спортивных игр – их соревновательный, творческий, коллективный характер. Все свои жизненные впечатления и переживания младшие школьники отражают в условно-игровой форме. Игровая ситуация увлекает и воспитывает младшего школьника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игр. Они определяют весь ход игры; регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения; содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребѐнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Чтобы играть в спортивные игры, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно-оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа мяча» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья.
Цель внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа мяча» – развить физические качества и удовлетворить индивидуальные двигательные потребности.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Образовательные:
-сформировать общие представления о технике и тактике игры в футбол, баскетбол и волейбол;
- ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
- формировать правильную осанку;
- обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
- изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
- формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
- развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
- совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
- прививать жизненно важные гигиенические навыки;
- содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
- стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребёнка;
- формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
- улучшать функциональное состояние организма;
- повышать физическую и умственную работоспособность;
- способствовать снижению заболеваемости.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю и 34 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:
- ролевые игры;
- работа в группах;
- работа в парах сменного состава.
Для определения уровня физической подготовленности обучающихся проводится тестирование.
Освоение и совершенствование техники двигательных действий будет осуществляться словесными (диалог), наглядными (показ упражнения, компьютерная демонстрация) методами. Для развития двигательных способностей будут использоваться следующие методы: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности, метод круговой тренировки, игровой метод, соревновательный, строго регламентированного упражнения и повторный.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа мяча» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Подвижные игры» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « Школа мяча» обучающиеся должны знать:
- простейшие правила игры в футбол, волейбол, баскетбол;
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- выполнять комбинации из простых упражнений спортивных игр;
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Содержание программы
Рабочая программа рассчитана на изучение спортивных и подвижных игр. Теоретические сведения изучаются в процессе занятий, на баскетбол отводится 10 часов, на футбол 10 часов, на волейбол 10 часов и на подвижные игры 4 часа.
Материально- техническое обеспечение программы:
- баскетбольные мячи;
- волейбольные мячи;
- футбольные мячи;
- резиновые мячи;
- сетка баскетбольная;
- сетка волейбольная;
- сетка футбольная;
- флажки;
- конусы.
Литература:
- Барканов С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
- Журнал «Физическая культура в школе»
- Теория и методика физического воспитания В.М Качашкон 2007 г.
- Организация работы спортивных секций в школе А.Н.Каинов 2009 г.
Тематическое планирование кружка «Школа мяча» 4 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Тема раздела | Количество часов | ||
Теория | Практика | Общее количество часов | ||||
1 2 3 4 | Футбол Баскетбол Волейбол Подвижные игры | 10 10 10
4 34час | Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в футбол. | 1 | 1 | |
Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости. | 1 | 1 | ||||
Ведение мяча с последующей передачей мяча партнёру | 1 | 1 | ||||
Удары по мячу. | 1 | 1 | ||||
Приём мяча. | 1 | 1 | ||||
Удары по воротам | 1 | 1 | ||||
Комбинации из основных элементов:ведение,удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам. | 1 | 1 | ||||
Игры и игровые задания2:1, 3:1,3:3. | 1 | 1 | ||||
Игра по упрощённым правилам. | 1 | 1 | ||||
Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в баскетбол. | 1 | 1 | ||||
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения. | 1 | 1 | ||||
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча на месте ив движении. | 1 | 1 | ||||
Броски одной и двумя руками с места ив движении. | 2 | 2 | ||||
Вырывание и выбивание мяча | 1 | 1 | ||||
Комбинации из основных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. | 2 | 2 | ||||
Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. | 2 | 2 | ||||
Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в волейбол. | 1 | 1 | ||||
Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, и спиной вперёд. | 1 | 1 | ||||
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. | 1 | 1 | ||||
Передача мяча над собой | 1 | 1 | ||||
Передача мяча во встречных колоннах. | 1 | 1 | ||||
Передача мяча через сетку. | 1 | 1 | ||||
Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров от сетки | 1 | 1 | ||||
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. | 1 | 1 | ||||
Комбинации из основных элементов: приём, передача, удар. | 1 | 1 | ||||
Игра по упрощённым правилам | 1 | 1 | ||||
Подвижные игры с элементами футбола | 1 | 1 | ||||
Подвижные игры с элементами баскетбола | 1 | 1 | ||||
Подвижные игры с элементами волейбола | 1 | 1 | ||||
Эстафеты | 1 | 1 |
Календарно – тематическое планирование спортивного кружка
«Школа мяча» 4 класс
№п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | Корректировка |
Футбол | ||||
1 | Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в футбол. | 2.09 | ||
2 | Ведение мяча по прямой, с изменением направления движения и скорости. | 9.09 | ||
3 | Ведение мяча с последующей передачей мяча партнёру | 16.09 | ||
4 | Удары по мячу. | 23.09 | ||
5 | Приём мяча. | 30.09 | ||
6 | Удары по воротам | 2.10 | ||
Баскетбол | ||||
7 | Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в баскетбол. | 14.10 | ||
8 | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения. | 21.10 | ||
9 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча на месте ив движении. | 28.10 | ||
10 | Броски одной и двумя руками с места ив движении. | 11.11 | ||
11 | Броски одной и двумя руками с места ив движении. | 18.11 | ||
12 | Вырывание и выбивание мяча | 25.11 | ||
13 | Комбинации из основных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. | 2.12 | ||
14 | Комбинации из основных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. | 9.12 | ||
15 | Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. | 16.12 | ||
16 | Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. | 23.12 | ||
Волейбол | ||||
17 | Инструктаж по технике безопасности при занятиях спортивными играми. Основные правила игры в волейбол | 13.01 | ||
18 | Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом, и спиной вперёд. | 20.01 | ||
19 | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. | 27.01 | ||
20 | Передача мяча над собой | 3.02 | ||
21 | Передача мяча во встречных колоннах. | 10.02 | ||
22 | Передача мяча через сетку. | 17.02 | ||
23 | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 метров от сетки | 2.03 | ||
24 | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. | 16.03 | ||
25 | Комбинации из основных элементов: приём, передача, удар. | 6.04 | ||
26 | Игра по упрощённым правилам | 13.04 | ||
Футбол | ||||
27 | Удары по воротам | 20.04 | ||
28 | Комбинации из основных элементов:ведение,удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам. | 20.04 | ||
29 | Игры и игровые задания2:1, 3:1,3:3. | 27.04 | ||
30 | Игра по упрощённым правилам. | 27.04 | ||
Подвижные игры | ||||
31 | Подвижные игры с элементами футбола | 18.05 | ||
32 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 18.05 | ||
33 | Подвижные игры с элементами волейбола | 25.05 | ||
34 | Эстафеты | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры с мячом"
Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа мяча" 2-х классов на основе ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность "Школа мяча"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа мяча" 3-х классов на основе ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность "Школа мяча" 3 класс...
Приложение к рабочей программе по внеурочной деятельности "Школа мяча" 2-е классы
Приложение "Школа мяча"...
Приложение к рабочей программе по внеурочной деятельности "Школа мяча" 3-е классы
Внеурочная деятельность "Школа мяча" 3 класс...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча» для детей4-7 лет (включительно) на 2022-2025 учебный год
Дополнительная общеобразовательная программа «Школа мяча» является программой физкультурно-оздоровительной направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актам...