Программа внеурочной деятельности « Спортивные игры» для учащихся 1-4 классов
рабочая программа по физкультуре

Рауш Любовь Ивановна

Данная программа разработана для внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся 1-4 классов

Внеурочная деятельность является  важной   частью физического воспитания младшего школьника и создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только его физических, но и духовных способностей, его самоопределения.

Новизна данной программы заключается в том, что уже на начальном этапе физического воспитания школьника вводятся подвижные игры с элементами базовых видов спорта: волейбола, пионербола, гандбола и баскетбола, а также прививается у ребенка интерес к развитию своего организма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17 имени Эдуарда Есаяна г-к. Геленджик

Программа внеурочной деятельности

« Спортивные игры»

для учащихся 1-4 классов

составитель: учитель физической культуры

первой категории Рауш Любовь Ивановна.

                                                                             

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» составлена в соответствии с ФГОС

Пояснительная записка.

Данная программа разработана для внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся 1-4 классов

Внеурочная деятельность является  важной   частью физического воспитания младшего школьника и создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только его физических, но и духовных способностей, его самоопределения.

Современное образование предъявляет высокие требования к учащимся и их здоровью. Тем самым, школа должна создать  условия, способствующие сохранению и укреплению  физического и психического здоровья, условий для самоопределения и творческой самореализации личности.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А.Сухомлинский.

Всем нам хочется видеть наших детей жизнерадостными, счастливыми и здоровыми! Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с собой и окружающим миром? Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни! Здоровый ребенок сможет успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Наиболее интересной  и продуктивной формой развития физических  и личностных качеств являются  игры.

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д.В. Менджерицкая.

Актуальность программы «Спортивные игры» заключается в том, что она создает условия для полноценного физического развития, приобщения школьников к регулярным занятиям физической культуры, формирования навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья, позволяет удовлетворить школьников в подвижном образе жизни, определить интересы и возможности для специализации в том или ином виде спорта.

Новизна данной программы заключается в том, что уже на начальном этапе физического воспитания школьника вводятся подвижные игры с элементами базовых видов спорта: волейбола, пионербола, гандбола и баскетбола, а также прививается у ребенка интерес к развитию своего организма.

«Сделать серьезные занятия  для ребенка занимательными – вот задача первоначального обучения» - говорил  К.Д.Ушинский. А что может быть для ребенка занимательнее игры?  Дети готовы играть практически всегда и в любых условиях. Исходя из поставленных задач, можно изменить большинство известных подвижных игр так, что это будет являться мощным средством, и будет работать безотказно, развивая и обучая учащихся. Известно, что чем больше эмоциональное воздействие на ребёнка оказывают занятия, тем быстрее и прочнее идёт освоение материала. А уж в присутствии эмоциональности подвижным играм отказать сложно. С помощью таких игр и предусматривается развитие у детей первоначальных навыков игры, координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.)

Программа позволяет школьникам овладеть основными техническими,  игровыми и соревновательными навыками даже тех видов спорта, которые еще не входят в программу урочной деятельности учащихся 1-4 классов; предполагает, что при переходе из одного класса в другой объем и уровень знаний будет дополняться спортивными играми.

Целесообразность данной программы заключается в том, что двигательные действия и необходимую технику базовых движений учитель не закладывает принудительно, а ставит их в условии изучения в процессе  игры. Освоение технических действий и навыков воспринимается как естественный процесс, необходимый для соблюдения правил игры.

Занятия проходят с большой интенсивностью и меньшей напряженностью,  чем в обычных условиях, - все это привлекает на занятия детей. Групповые занятия развивают в детях способность контактировать и взаимодействовать со сверстниками.

Нет необходимости искать специфические игры.  Можно взять самые распространённые и перестроить их под цели задачи занятия. Перестройка игр происходит по принципу «от простого к сложному» и «от изученного к неизученному». Создаются условия для активного участия ребенка в изучении технического арсенала базовых видов спорта и поисков решения поставленной перед ним проблемы. Развивая двигательные качества с помощью игровых заданий, мы подготавливаем детей для дальнейших занятий и соревновательной деятельности.

Цель программы – развитие физически здоровой, нравственно полноценной личности через спортивно-оздоровительные занятия с элементами игр, формирование устойчивых мотивов и потребностей в здоровом образе жизни и регулярных занятиях физической культурой.

 «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего - в игре». Макаренко А.С.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами  программы по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» является формирование следующих умений:

- определять простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве на принципах уважения, доброжелательности, сопереживания и взаимопомощи;

- управлять своими эмоциями и проявлять положительные качества личности в различных игровых и других ситуациях;

- проявлять упорство, трудолюбие и дисциплинированность в достижении поставленных целей;

- умение не создавать конфликты, находить выходы из спорных ситуаций, оказывать посильную помощь своим сверстникам;

- формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- овладение способностью планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-  определение общей цели и путей её достижения;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими связи и отношения между объектами и процессами;

- умение договариваться о распределении ролей и функций в игровой деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников;

-  умение конструктивно разрешать конфликты с учетом интереса сторон;

Познавательные УУД:

- умение самостоятельно добывать новые знания об истории игр, о  правилах проведения, судействе из различных источников; перерабатывать информацию и делать выводы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игр, придумывать свои формы игры.

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать собственное мнение и доносить свою позицию до других;

- умение слушать и объяснять правила игры и различных игровых заданий;

- учитывать различные мнения, сотрудничать, договариваться и приходить к общему мнению, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- адекватно оценивать и выполнять правила игры, различные роли в группах и командах;

- с уважением относиться к соперникам;

Предметные результаты.

Первостепенными результатами  реализации программы являются: физическая подготовленность и высокий уровень развития двигательных навыков и умений:

- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки ученика;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные и спортивные игры с разной направленностью,  уметь осуществлять судейство;

- соблюдать технику безопасности во время игр на спортивных площадках, спортивном зале, на стадионе;

- оказывать посильную помощь сверстникам при выполнении учебных заданий и во время игры;

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных, спортивных игр и соревнований;

- в доступной форме объяснять технику выполнения двигательных действий, анализировать, находить ошибки и исправлять их;

- выполнять технические действия из базовых видов спорта и применять их в соревновательной и игровой деятельности;

- осознание учащимися необходимости заботы о своем здоровье, уметь планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, правильно организовывать отдых и досуг с использованием различных средств физической активности;

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием и показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и  ловкости).

- умение применять жизненно важные двигательные навыки и умения  в изменяющихся, вариативных условиях.

Формы подведения итогов реализации программы — участие в спортивно - игровой программе с участием учащихся и родителей, тест на проверку уровня здоровья.

  1. Содержание курса учебной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» для учащихся 1-4 классов составлена с учетом возрастных особенностей и на основании современных представлений о физиологическом и  физическом  развитии  ребёнка возраста 7-10 лет.

Программа является модульной и состоит из 4 автономных модулей, рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год (для учащихся 2-4 классов) и 33 часа (для учащихся 1 классов). Данная программа предполагает, как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.

  1. Модуль

Подвижные игры и эстафеты.

В данный раздел включены подвижные игры, направленные на:

-  умение владение своим телом, обогатить детей запасом различных движений, формирования правильной осанки,

- развитие у детей первоначальных навыков игры,

- развитие и совершенствование двигательных навыков, координационных и кондиционных способностей,

- развитие игровой деятельности.

II.   Модуль

Общая физическая подготовка.

Данный раздел направлен на развитие физических качеств: ловкости, силы, выносливости, скорости.

  1. Модуль

Спортивные игры.

Гандбол:

-правила игры,

- профилактика травматизма,

- техника перемещений,

- техника владения мячом (ведение мяча и остановки, ловли, передачи, броски, отбор мяча).

- тактические действия,

- учебные игры,

- основы судейства.

Баскетбол:

-правила игры,

- профилактика травматизма,

- техника перемещений,

- техника владения мячом (ловля и передача мяча, ведение, броски).

- тактические действия,

- учебные игры,

- основы судейства.

Пионербол:

- правила игры,

- профилактика травматизма,

- техника владения мячом,

- двусторонняя игра, основы судейства.

Волейбол:

- правила игры,

- прием мяча сверху и снизу,

- передачи мяча через сетку,

-подача мяча,

- игра по упрощенным правилам, основы судейства.

       IV.   Модуль

Организация и проведение спортивных мероприятий:

- организация и проведение соревнований по видам спорта,

- проведение спортивных соревнований «Веселые старты»

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации

Характеристика основных видов деятельности

  1. Подвижные игры и эстафеты

1-2 класс:

«Солдаты и разведчики»;  «Два Мороза»;  «Волк во рву»;  «Вызов номеров»;  «Попрыгунчики-воробушки»; «Салки»;  «Поезда»; «Гонка мячей»; «Белочка-защитница»; «Белые медведи»;  «К своим флажкам»; «Метко в цель»; «Охотники и утки»; «Перестрелка»;  «Вышибалы»; «Антивышибалы»;  «Далеко бросай, быстрее собирай»; «Удочка»; «Передал - садись!»

Эстафеты с элементами баскетбола, эстафеты с элементами футбола, эстафеты с элементами гандбола.

3-4 класс:

«Борьба за мяч»; «Вышибалы»; «Вышибалы через сетку»; «Вышибалы с кеглями»;

«Подвижная цель»;  «Мяч капитану»; «Гонка мячей»; «Круговая охота»; «Пятнашки»; «Лапта»; «Метко в цель»; «Охотники и утки»; «Сделай десять передач»; «Оборона»; «Через цепь».

Эстафеты с элементами баскетбола, эстафеты с элементами футбола, эстафеты с элементами гандбола.

 

Коллективная игра.

Групповая игра.

Ролевые игры.

Командные соревнования.

Осознавать и формулировать цели, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, адекватно воспринимать предложения учителя.

Творчески подходить к решению задач. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать правила игры и игровых действий.

Научатся выполнять действия соблюдая технику безопасности.

Научатся перемещаться различными способами, в ограниченном пространстве, совершать скоростно-силовые способности, быстроту реакции и ловкость.

Организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками, уметь договариваться о распределении ролей. Уважительно относиться к соперникам, к иному мнению, задавать вопросы, уметь слушать собеседника.

Оказывать взаимопомощь, выявлять ошибки и находить пути их исправления.

Уметь регулировать и контролировать свои действия.

Взаимодействовать со сверстниками на основе принципов уважения, доброжелательности, взаимопомощи, и сопереживания.

Воспитание настойчивости и трудолюбия при достижении цели.

Оценивать результат, делать и формулировать выводы. Анализировать информацию, использовать сравнение, обобщение, контролировать эмоциональное состояние.

  1. Общая физическая подготовка.

Упражнения для развития силы:

ОРУ, упражнения с преодолением собственного веса в  висах, упорах, лежа, стоя;

упражнения силового характера в парах, группах;

игры силового характера.

Упражнения скоростно-силовых качеств:

прыжковые упражнения, упражнения с предметами (скакалки, мячи, обручи);

комбинированные эстафеты;

игры с прыжками и бегом;

повторный бег, челночный бег, бег из различных положений.

Упражнения для развития гибкости:

ОРУ с предметами и без;

упражнения с повышенной амплитудой движения в различных суставах.

Упражнения для развития выносливости:

равномерный длительный бег,

переменный бег;

игры в заданном режиме.

Упражнения для развития ловкости:

акробатические упражнения, упражнения с предметами; эстафеты и игры.  

Индивидуальные упражнения.

Однонаправленные занятия

Групповые упражнения.

Групповые игры.

Командные игры.

Работа в парах сменного характера.

Выполнять упражнения и комплексы с различной оздоровительной направленностью, осуществлять контроль за  физической нагрузкой.

Выполнять тестирование основных физических качеств и соотносить их с собственным физическим развитием.

Анализировать правильность выполнения физических упражнений.

Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовкой.

Применять прыжковые и беговые упражнения для развития координационных, скоростно-силовых способностей, выбирать индивидуальный темп передвижения, контролировать физическую нагрузку.

  1. Спортивные игры.

Гандбол:

техника безопасности, правила игры, различные перемещения;

ловля и передачи мяча, упражнения с мячом;

 ведение мяча и передачи мяча в разных направлениях;

броски мяча;

индивидуальные действия с мячом;

тактические действия (блокирование, выбивание, разбор игроков);

двусторонняя игра  по правилам.

Индивидуальные упражнения.

Групповые упражнения.

Работа в парах сменного характера.

Командные игры.

Демонстрировать технику выполнения элементов гандбола (ловить мяч, делать передачи броски,  выполнять ведение, вводить мяч из-за боковой)

Использовать изученные элементы в процессе игры.

Соблюдать правила игры.

Использовать игру как средство для активного отдыха.

Баскетбол:

основные правила и приемы игры в баскетбол;

техника безопасности;

перемещения, стойки, остановки, повороты;

ведение мяча шагом и бегом, ведение с изменением направления и различной высотой отскока мяча;

ловля и передачи мяча различными способами;

броски мяча и различные упражнения с мячом;

индивидуальные действия с мячом и без мяча;

командные действия;

игра по упрощенным правилам;

 игра мини-баскетбол;

двусторонняя игра.

Индивидуальные упражнения.

Групповые упражнения.

Комбинированные занятия.

Групповые игры.

Командные игры.

Демонстрировать технику выполнения элементов баскетбола (ведение мяча, ловля и передача мяча, бросать мяч в кольцо различными способами, вводить мяч из-за боковой)

Использовать изученные элементы в процессе игры.

Соблюдать правила игры.

Использовать игру как средство для активного отдыха.

Пионербол:

правила игры, ловля и передача мяча через сетку;

броски мяча на заданное и максимальное расстояние одно и двумя руками;

пионербол по упрощенным правилам;

пионербол по правилам.

 

Индивидуальные упражнения.

Групповые упражнения.

Групповые игры.

Командные игры.

Использовать изученные элементы в процессе игры.

Соблюдать правила игры.

Самостоятельно осваивают технику игровых действий и приемов, выявляют и устраняют ошибки.

Использовать игру как средство для активного отдыха.

Волейбол:

правила игры, техника безопасности;

стойка игрока и перемещения;

жонглирование мяча; передачи сверху на головой и в парах;

прием мяча снизу;

прямая нижняя подача.

  1. Организация и проведение спортивных мероприятий

Организация и проведение спортивных соревнований по видам спорта (мини-гандбол, баскетбол, пионербол, волейбол).

Организация и проведение соревнований «Веселые старты»

Командные соревнования.

Спортивный праздник.

Организовывают и проводят совместно со сверстниками игры и осуществляют судейство.

  1. Тематическое планирование.

модуль

класс

1

2

3

4

I.

Подвижные игры и эстафеты.

17

15

10

10

II.

Общая физическая подготовка.

3

3

5

5

III.

Спортивные игры.

12

14

17

17

Гандбол

4

5

5

5

Баскетбол

4

4

6

6

Пионербол

4

5

3

-

Волейбол

-

-

3

6

       IV

Организация и проведение спортивных мероприятий

1

2

2

2

Итого часов

33

34

34

34

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  1. Лях В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы.Москва. «Просвещение», 2014 г.
  2. Фёдорова Н.А. Физическая культура. Подвижные игры.1-4 классы. Москва. «Экзамен»,  2016г.
  3. Киселев П.А. Картотека подвижных игр и игровых заданий учителя физической культуры. От игры к спорту. ФГОС. Учитель, 2018г.
  4. Левченко А.Н., Матысон В.Ф. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр. Москва. Педагогическое общество России, 2007г.
  5. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры. 1-4 классы. Москва.  «ВАКО», 2007г.
  6. Лапицкая Е.М. под редакцией  Безруких М.М. Физкультура для детей. Москва. «Эксмо», 2009г.
  7. Хайрутдинов Р.Р. Электронное пособие .Физическая культура. 1-4 классы. Организация работы по предмету. УМК «Школа России». ФГОС.

                               СОГЛАСОВАНО

Протокол  заседания учителей физической культуры и ОБЖ  МАОУ СОШ №17

имени Эдуарда Есаяна

От _____20______ №___________

______________ Зузова Л.Б.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УМР

_______________ Комарова Т.М.

_______20____ года        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Спортивные игры"

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Темы и разделы выбраны с учетом имею...

Программа внеурочной деятельности "Спортивные игры"

Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» в 6-7 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и концепцией физического в...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Спортивные игры" 5-9 класс

Пояснительная записка Настоящая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов: Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Спортивные игры" для 5-9 классов

Материал рабочей программы даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игр.В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Спортивные игры» для обучающихся 5-6 классов количество часов 34 (1 час в неделю)

Данная программа предназначена для учителей физической культуры и преподавателей дополнительного образования. Программа по внеурочной деятельности "Спортивные игры" разработана на основе раб...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Спортивные игры", 7 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности “Спортивные игры” предназначена для физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися 7 класса. В программу вошли основы знаний по осно...