Образовательная программа дополнительного образования детей с ОВЗ «Здоровячок»
рабочая программа по физкультуре
Рабочая программа кружка «Здоровячок» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.Коррекционно-образовательная область «Физическая культура» представлена в кружке «Здоровячок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020programma_zdorovyachok_po_adaptivnoy_fizicheskoy_kulture.doc | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение города Москвы
Центр содействия семейному воспитанию «Лесной»
Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы
«УТВЕРЖДАЮ»
И.о.директора
ГБУ ЦССВ «Лесной» ____________
«_____»__________20___г.
Образовательная программа дополнительного образования детей с ОВЗ « Здоровячок»
(адаптированная)
Срок реализации программы - 1 год
Год разработки программы - 2019г.
Возрастная категория учащихся 8-20 лет
Составитель :
Холмовский Сергей Сергеевич ,
инструктор по физической культуре .
Программа одобрена на заседании
Методического объединения
Протокол №___ от «____»_______20___г.
Москва 20__
Информационная карта:
1. Учреждение: ГБУ ЦССВ «Лесной»
2. Полное название программы: «Здоровячок», программа дополнительного образования для воспитанников с ОВЗ
3. Ф.И.О.,должность автора: Холмовский Сергей Сергеевич, инструктор по физической культуре.
4. Сведения о программе:
4.1. Нормативная база: Федеральный закон №173-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г
4.2. Область применения: дополнительное образование детей.
4.3. Направленность: физкультурно- спортивная
4.4. Тип программы: адаптированная (модифицированная)
4.5. Вид программы: образовательная
4.6. Возраст обучающихся: 8-20 лет
4.7. Продолжительность обучения: 1 год
- Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Здоровячок» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
Коррекционно-образовательная область «Физическая культура» представлена в кружке «Здоровячок».
В группе 1- 2 воспитанника . Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У воспитанников также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На занятиях дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью обучения данному предмету является освоение учащимся системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Настоящая программа составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией
Л. Б. Баряевой.
Программа дополнительного образования «Здоровячок» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости учреждений Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
1.Федеральный закон №173-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
2.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.06 №06- 1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»
3.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. №28-02-484/16 Минобразования России. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно- методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России».
4.Федеральный Государственный Образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) Приказ Минобнауки №1599 от 19.12.2014г.
5.Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 №481 «О деятельности организаций для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
6.Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 04.05.2012г.
7.СанПин 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации, режима работы учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 09.02.2015 №8).
Особенности развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.
Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).
Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией нарушений имеют общие черты, которые позволяют нам разделить детей на три группы. Опишем наиболее характерные особенности каждой группы детей.
Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Интеллектуальное развитие детей первой группы различно. Степень умственной отсталости колебался от умеренной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети данной группы не выражают интерес к деятельности других и не проявляют ответные реакции на попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Дети часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют агрессией и самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями. Такая же реакция наблюдается при скученности людей, в шуме. Моторные функции рук не нарушены, однако, предметные действия формируются тяжело в связи со слабой мотивационно-потребностной стороной деятельности. Аутистические черты часто затрудняют установление степени нарушения интеллектуального развития детей второй группы. Особенности эмоционально-волевого развития детей второй группы, их аутистические черты поведения обуславливали трудности обучения этих детей в условиях группы. Такие особенности детей второй группы требуют организации с ними индивидуальной педагогической работы с целью их последующей адаптации к обучению в условиях группы.
Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно, в отличие от детей первой группы. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается стереотипия, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты, свойственные в более выраженной степени детям второй группы. Большинство детей третьей группы имеют сформированные элементарные навыки общения. Среди диагнозов детей третьей группы – умственная отсталость от легкой до глубокой степени. По сравнению с детьми первой и второй групп у детей третьей обычно проявляются более развитые коммуникативные функции, желание общаться. Дети данной группы, владеющие вербальной речью, могут обратиться и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или нераспространенного предложения. Некоторые дети данной группы не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализации и отдельных слогов. Дети третьей группы могут выполнить отдельные операции предметных действий. Однако, качественные показатели деятельности: слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций препятствуют выполнению действия целиком. В отличие от детей второй группы большинство детей третьей могут короткое время осуществлять совместную деятельность с другими, что служит предпосылкой для их обучения в группе. В целом у детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и второй группами) уровень развития социально значимых представлений, умений и навыков.
Многочисленными исследованиями установлено, что умственно отсталый ребенок в физическом развитии значительно уступает нормально развивающемуся сверстнику. У таких детей замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие качества. У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию. Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стертыми двигательными нарушениями.
Учитывая вышесказанное, под физическим развитием учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных двигательных представлений и связанных с ними логических операций.
Цель программы:
-Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для воспитанников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей воспитанников.
-Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
Задачи программы:
- Создание условий для всестороннего гармонического развития и социализации воспитанников;
- Создание условий для формирования необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
- Создание условий для совершенствования двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
- Создание условий для воспитания нравственных качеств, приучения к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.
Основные педагогические требования, соответствующие формированию личности воспитанников с выраженным недоразвитием интеллекта на кружке «Здоровячок» по адаптивной физической культуре:
- учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника (морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.
К психологическим требованиям относятся:
- создание комфортного психологического климата на кружке «Здоровячок» (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;
- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);
- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому ученику);
- примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия, перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий, эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.), концентрация внимания учащихся на положительном, позитивном, переориентировка внимания на саморегуляцию, самоконтроль, установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.
Следует понимать, что адаптивное физическое воспитание, продолжаясь в течение длительного периода жизни, не только оказывает разностороннее влияние на организм учащихся-инвалидов, но и формирует новое осознание собственного «Я», понимание необходимости самовоспитания, которое выступает как средство саморазвития природных свойств, компенсации двигательной недостаточности, укрепления здоровья, телесных сил, расширения психомоторных возможностей для нормальной жизнедеятельности.
Наряду с конкретными задачами, значимыми для коррекционно-образовательной области «Физическая культура», в ходе реализации задач кружка «Здоровячок» в «Программе» рассматривается и более широкая задача — социализация учащихся. Игровой метод представляется наиболее целесообразным для процесса социализации воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на кружке «Здоровячок». Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания развивают мелкую моторику, координацию движений, точность и другие физические и интеллектуальные способности детей.
Именно для этой категории учащихся наиболее значимо, чтобы в процессе реализации задач обучение было тесно связано с решением задач кружка «Здоровячок» нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Из этого следует, что их решение нельзя рассматривать в отрыве отрешения задач целостного развития ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сензитивные зоны.
Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для возможностей детей и подростков с нарушениями в развитии будет выше, если педагогическое воздействие будет осуществляться с учетом физических и психических особенностей того или иного периода индивидуального развития. Подбор упражнений в кружке «Здоровячок» позволяет воздействовать не только на весь организм, но и на определенные группы мышц.
- Содержание программы.
Организационная структура программы:
Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 8-20 лет. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального
20 минут. Ввиду медицинских показаний занятия могут проводиться 1-2 раз в неделю.
Организационная структура занятий:
Каждое занятие должно планироваться в соответствии со следующими принципами:
-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце занятия;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.
Занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. В работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На занятиях широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.
Обязательным требованием является обеспечение систематического медицинского контроля за физическим развитием и состоянием здоровья детей. Помещение, отведенное для занятий адаптивной физической культурой, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, быть оборудовано современным спортивным инвентарем, пособиями и аптечкой первой помощи.
На всех занятиях должны быть предприняты меры для предупреждения несчастных случаев.
Чтобы воспитанники усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. Мы уже отмечали, что характерной особенностью учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленные этим трудности переключения с одного действия на другое. Попадая в непривычную для них обстановку, дети не могут воспроизвести даже хорошо знакомые физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях.
Поскольку учащиеся этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.
На занятиях в кружке «Здоровячок» детей и подростков учат:
- в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к выполнению движений;
- согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные усилия для закрепления формируемых навыков;
- дисциплинированности, организованности, ответственности, максимальной самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и элементарными видами спорта.
В процессе обучения адаптивной физической культуре воспитанников:
- знакомят, а затем уточняют и закрепляют с ними понятийный аппарат (название движений, действий);
- учат последовательности движений без предметов, с предметами (мячами, гимнастическими палками и т. п.), а также правилам безопасности при этом;
- учат адекватно вести себя во время занятий физическими упражнениями с элементами спортивных;
- учат осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые в подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время занятий.
Учитывая нарушения сердечнососудистой и дыхательной систем, грубую эндокринную патологию, диспластичность развития детей, педагог должен быть особенно осторожным, подбирая физические упражнения, определяя их дозировку и темп выполнения. Это требование относится как к отдельным заданиям, так и ко всему занятию в целом.
Каждое занятие должно планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям учащихся.
В процессе физического воспитания решаются конкретные задачи обучения детей и подростков:
- Создание условий для подготовки к занятию;
- Создание условий для обучения правильному передвижению из семейно-воспитательной группы на занятие;
- Создание условий для обучения ориентировке в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);
- Создание условий для обучения простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движения в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
- Создание условий для обучения овладению приемами правильного дыхания (по показу педагога);
- Создание условий для обучения выполнению простейших заданий по словесной инструкции педагога;
- Создание условий для обучения выполнению ходьбы и бега в строю, в колонне по одному;
- Создание условий для обучения овладению навыками координации толчка двумя ногами в различных видах прыжков и умению мягко приземляться в прыжках;
- Создание условий для формирования умений прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги);
- Создание условий для овладения навыками правильного захвата различных предметов, передачи и переноски их;
- Создание условий для формирования умений метать, бросать и ловить мяч;
- Создание условий для формирования умений ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
- Создание условий для формирования умений выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
- Создание условий для формирования умений сохранять равновесие в процессе движения по гимнастической скамейке и сенсорным тропам и дорожкам;
- Создание условий для формирования умений преодолевать различные препятствия;
- Создание условий для обучения переноске различных грузов и коллективным действиям при переноске тяжелых вещей;
- Создание условий для формирования целенаправленных действий под руководством учителя в подвижных играх.
Обучение в кружке «Здоровячок» тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания детей.
Календарный учебный график
Год реализации программы | Начало учебного года | 1 учебный период | 1 каникулярный период | 2 учебный период | 2 каникулярный период | 3 учебный период | 3 каникулярный период | 4 учебный период | Продолжитель учебного года |
1 год | 9 января | 10 недель | 11 неделя | 9 недель | 13 недель | 9 недель | 10 неделя | 8 недель | 51 неделя |
Ведение занятий по расписанию
Самостоятельная подготовка
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Тема | 1 раз в неделю | 2 раза в неделю | 3 раза в неделю |
1 | Техника безопасности | 1 | 1 | 1 |
2 | Построение и перестроение | 4 | 8 | 12 |
3 | Ходьба и упражнения в равновесии | 4 | 8 | 12 |
4 | Бег | 4 | 8 | 12 |
5 | Прыжки | 4 | 8 | 12 |
6 | Катание, бросание, ловля округлых предметов | 5 | 10 | 15 |
7 | Ползание и лазание | 5 | 10 | 16 |
8 | Подготовка к спортивным играм | 5 | 11 | 17 |
9 | Игры на улице | 6 | 12 | 17 |
Итого: | 38 | 76 | 114 |
- КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ | Тема урока | 1 час в неделю | 2 часа в неделю | 3 часа в неделю |
1. | Техника безопасности | 1ч. | 1ч. | 1ч. |
2. | Построение и перестроение | 4 ч. | 8ч | 12. |
| Упражнение в построении парами. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Упражнение в построении по одному в ряд. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Упражнение в построении в колонну друг за другом. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Упражнение в построении в круг. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
3. | Ходьба и упражнения в равновесии | 4 ч. | 8ч | 12 |
| Ходьба стайкой за учителем. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Ходьба стайкой за учителем, держась за руки. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Ходьба в заданном направлении (к игрушке). | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Ходьба между предметами. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
4. | Бег | 4 ч. | 8ч | 12 |
| Бег вслед за учителем. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Бег по сигналу вслед за направляющим. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Бег в направлении к учителю. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Бег в разных направлениях. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
5. | Прыжки | 4 ч. | 8ч. | 12 |
| Выполнение подскоков на месте совместно с учителем, держась за руки. | 1 ч | 2ч | 3ч |
| Выполнение подскоков на двух ногах на месте самостоятельно по сигналу. | 1ч. | 2ч | 3ч |
| Подскоки на мячах – фитболах. | 2ч. | 4ч | 6ч |
6. | Катание, бросание, ловля округлых предметов. | 5ч. | 10ч. | 15 |
| Учить прокатывать мяч двумя руками учителю. | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Прокатывание мяча под дугу. | 1ч. | 2ч | 3ч |
| Прокатывание мяча между предметами. | 1ч. | 2ч | 3ч |
| Ловля мяча, брошенного педгогом. | 2ч. | 4ч | 6ч |
7. | Ползание и лазание | 5 ч. | 10ч | 16ч. |
| Ползание на животе по прямой. | 1ч. | 3ч | 5ч |
| Ползание на четвереньках в заданном направлении. | 2ч. | 3ч | 5ч |
| Ползание по прямой линии по указанному жесту учителя в заданном направлении. | 2ч. | 4ч | 6ч |
8. | Подготовка к спортивным играм | 5ч. | 11ч | 17 |
| Коррекционные подвижные игры: « По канату» | 2 ч. | 5ч | 9ч |
| Игры с элементами общеразвивающих упражнений: « Слушай сигнал» | 3 ч. | 6ч | 9ч |
9. | Игры на улице | 6ч. | 12ч | 17ч |
| Подвижная игра « Метко в цель». | 1 ч. | 2ч | 3ч |
| Подвижная игра « Кого назвали, тот и ловит». | 1 ч. | 2ч | 4ч |
| Подвижная игра « Мыши и кот». | 2 ч. | 4ч | 4ч |
| Подвижная игра « Догони мяч». | 2ч. | 4ч | 6ч |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ:
Предполагается то, что воспитанники будут знать:
- Как должен одеваться ученик на занятия физкультурой;
- Название предметов одежды;
- Что значит « шеренга», « колонна», « круг»;
- Правила поведения в спортивном зале;
- Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;
- Правила поведения во время подвижных игр;
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
- Выполнять команду « Становись!»;
- Строиться в шеренгу, в колонну;
- Держать мячи, обручи;
- Выполнять инструкции и команды учителя;
- Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять ОРУ;
- Чередовать ходьбу с бегом;
- Подпрыгивать на одной и двух ногах;
- Метать мячи одной рукой с места;
- Мягко приземляться при прыжках;
- Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством педагога;
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Флажки;
Дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см);
Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.);
Зонтики разных размеров;
Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами;
Игрушки со съемными деталями;
Игрушки мелкие резиновые, пластмассовые;;
Игрушки сборно-разборные: матрешки (трех-четырех-составные), пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одного цвета и разноцветные и др;
Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях;
Колокольчики;
Коляски с рукоятками;
Контейнер для хранения мячей передвижной;
Кубики, кегли и шары пластмассовые;
Кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов;
Ленточки разных цветов и размеров (25 х 3 см, 12 х 3 см, 8 х 25 см, 2 х 25 см);
Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики.;
Массажные кольца, валики, мячи (диаметр 5, 6, 7, 8, 9, 10, 55, 65, 75 см);
Материалы и приспособления для постановки правильного дыхания;
Маты: детские напольные;
Мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г);
Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).
Набор для бадминтона;
Обручи разных цветов и размеров.
Полифункциональное игровое оборудование (Наименование оборудования указано по каталогу ООО «ПКФ АЛЬМА», СПб): «Дидактическая черепаха» с пятью чехлами, змейка, игровая дорожка, «Пирамида», набор «Набрось колечко»; коврики «Гофр», «Топ-топ», со следочками; напольная дорожка «Гусеница», детская сенсорная дорожка, сухой бассейн, полифункциональный модульный набор «Гномик» («Радуга и др.), игровое панно «Ежик», игровой набор «Бросайка», «Лента- гусеница» (красная, желтая, синяя, зеленая), «Часики», «Весы напольные» и др.
Многофункциональные тренажеры;
Батут детский;
Многофункциональный набор спортивного оборудования « Кузнечик» Фирмы « Альма»;
Шведская стенка;
Лавочки;
Детские стулья;
Набор для игры в « Бочче»;
Мягкие крупные модули.
В зависимости от задач, стоящих перед учителем, можно использовать любое другое оборудование и материалы.
Список литературы
- Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.
- Андрющенко Н. В.Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.
- Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Спб ЦДК. 2011.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.
- Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999
- Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2005.
- Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002
- Евсеев С.ТТ., Шапкова Л. В.Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.
- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
- Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
- Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
- Потапчук А. А. Фитбол- гимнастика в дошкольном возрасте: Учебное пособие / А. А. Потапчик, Г. Г. Лукина- СПб.: СПб ГАФК им. П. ФЙ. Лесгафта, 1999
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Основные направления и содержание обучения детей и подростком с особыми образовательными потребностями в ЛПЦ г. Пскова / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Здоровячок"
Программа относится к физкультурно- оздоровительной направленности....
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...