Образовательная программа дополнительного образования детей "Здоровячок"
рабочая программа на тему

Попова Ольга Евгеньевна

Программа относится к физкультурно- оздоровительной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyachok.docx67.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ШКОЛЬНИКОВ Р.П.ОЗИНКИ»

                                                                                                                      

        «РАССМОТРЕННО»                             «УТВЕРЖДАЮ»

         На педагогическом совете                                   Приказ №    ___

         № 1   от  «02»   сентября 2013 г.                         от «____» ______________  2013 г.

                                                                       

                                                                                       Директор_____________  А.Г.Тажекенова

       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА  «ЗДОРОВЯЧОК»

Возраст детей: 5 - 7 лет

Срок реализации программы - 1 год.

          Составитель:

     

                                 Попова Ольга Евгеньевна

                                                   педагог дополнительного образования

                                                         МОУ ДОД «Дом школьников р.п. Озинки»

р.п. Озинки

2013 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

образовательная программа "Здоровячок"

(далее - Программа)

Руководитель Программы

Педагог дополнительного образования

Попова Ольга Евгеньевна

Организация- исполнитель

Адрес организации

исполнителя

Цели Программы

МОУ ДОД «Дом школьников р.п.Озинки»

Саратовская область, Озинский район,

р.п.Озинки, улица Ленина, дом 20

тел.- 4-15-07

формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развитие важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.

Направленность Программы

физкультурно- спортивная.

Срок реализации Программы -

2013-2014 учебный год

Вид Программы

Уровень реализации

Программы

 адаптированная  

 дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением Программы

координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты Программы

приобретение знаний о здоровье, правил личной гигиены, основных способах оказания доврачебной помощи, здорового образа жизни.

Пояснительная записка.

«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,

 то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень

 здоровья вполне возможно».

 Н. М. Амосов

Программа «Здоровячок»   разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, Концепции дошкольного образования и на основе двух программ:
- Под редакцией В.Н. Касаткина «Педагогика здоровья», у
тверждена Министрами образования, здравоохранения,  Президентами РАО и РАМН РФ.2000 г.
- Вишневская Е.Л., Волошинов В.В., Глаголева А.М., Смирнов А.Т. и др.,
«Основы безопасности жизнедеятельности». Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997 г

В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности, формирования духовности, нравственности и здоровья индивида.  Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический. Одно из важнейших мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к своему здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Здоровячок».

Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;

- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих,

укрепляющих и сохраняющих здоровье;

- становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;

- оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.

И.И.Мечников считал, что самое главное – научить человека

правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.

Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения.

Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:

- определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

- создание валеологически развивающей среды ДОУ;

- формирование подходов к взаимодействию с семьей;

- целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника;

- задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности;

- диагностика валеологической культуры дошкольника;

- повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах валеологического воспитания.

В связи с этим МОУ ДОД «Дом школьников р.п.Озинки»  стал уделять большое внимание физкультурно-спортивной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы мной была разработана программа валеологичекого воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая будет реализована через работу объединения «Здоровячок». Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма.

Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в работе объединения.

Цель программы:

Формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развитие важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.

В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Обучающие:

-  формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма;

-  обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи;

-  обучать детей способам коррекции осанки, развития физических качеств;

-  изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности;

-  помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.

Развивающие:

-  развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма;

-  развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);

-  развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);

-  профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;

-  формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;

-  развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.

Воспитательные:

-  формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;

-  формирование привычки  ежедневных физических упражнений;

-  просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
           Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.

Данная программа обучает детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительные гимнастики, самомассаж), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи.

Для выполнения задач по формированию представления о здоровом образе жизни необходимо довести до сведения каждого ребѐнка важность бережного отношения к своему здоровью.

Основными формами реализации программы является игровая деятельность, наблюдение, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.

Участники образовательной программы: дети дошкольного возраста, 5 -7 лет.

Сроки реализации программы: один учебный год.

Программа рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью  30 минут (вторая половина дня).

Количество детей: 10 человек.

Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно- проверочное занятие, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение).

Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям.

Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:

- знание правил гигиены и ухода за своим телом;

- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Ожидаемые результаты:

должны знать:

  • что такое здоровье и болезнь;
  • органы человека, их расположение, функции и роль для здоровья человека;
  • основные профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев;
  • некоторые характеристики своей индивидуальности и основные принципы своего здорового образа жизни;
  • основные правила личной гигиены;
  • что такое осанка, как её сохранить;
  • знать опасности табака, алкоголя, наркотиков для детского организма;
  • принципы гигиены органов;
  • основные способы оказания доврачебной помощи;
  • простейшие способы закаливания;

должны уметь:

  • соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения, слуха;
  • выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры, специальные упражнения коррекционно-оздоровительной направленности;
  • оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;
  • называть органы человека и показывать их.
  • вносить необходимые изменения в свой образ жизни на основе самоанализа.

должны понимать:

  • существует связь здоровья и здорового образа жизни;
  • своим организмом можно управлять, развивать его, укреплять здоровье.

Критерии результативности усвоения программы:

Знания:

– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
– о здоровьесберегающих технологиях;
– о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.

Умения:

– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием; 
– соблюдать правила личной гигиены; 
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

Навыки:

– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.

Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.

Учебно- тематический план:

Содержание раздела

Кол-во

часов

Тео-рия

Прак-тика

I

Человек – живое существо

1

Вводная беседа  

1

1

2

Занятие «Красота тела и души»  

2

1

1

3

Игровое занятие «Мы весёлые ребята»

1

1

4

«Будем стройными и красивыми»

1

1

5

Из чего мы состоим? (наличие основных жизненноважных

органов и систем)

2

1

1

6

Игровое занятие «Играй, играй мяч не теряй!»

1

1

7

«Наши умные помощники  - органы чувств»

2

1

1

8

Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жильё, режим, человеческое общение)

2

1

1

9

В здоровом теле – здоровый дух

(формирование привычки к

ежедневным физическим

упражнениям, играм)

2

1

1

10

Диагностика по первому разделу

1

1

II

В гостях у Мойдодыра

1

Чтобы зубы были здоровыми

(правила ухода за зубами)

2

1

1

2

Почему болят зубы? (советы доктора  Здоровяка  и бобра

Острозуба)

2

1

1

3

От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела)

2

1

1

4

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»  (закаливание

организма)

1

1

5

Занятие - игра «Спортивный интерес»

1

1

6

Диагностика по второму разделу

1

1

III

Помоги себе сам

1

Если случится с кем-то беда,

помощь сумею я вызвать всегда

(службы 01, 02, 03)

2

1

1

2

Правила поведения на улице

2

1

1

3

Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым)

2

1

1

4

Оказание первой доврачебной помощи

2

1

1

5

«Как правильно дышать»

1

1

IV

Золотые правила питания

1

Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты)

2

1

1

2

Здоровая пища для всей семьи

1

1

3

Занятие - игра «Успей встать в пару»

1

1

4

Правила поведения за столом

2

1

1

5

Сервировка стола (приглашаем к

нам на день рождения)

2

1

1

6

Диагностика по четвертому разделу

1

1

V

Человек и природа

1

Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги

1

1

2

Занятие - игра «Хитрая лиса»

1

1

3

Влияние загрязнения

окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология)

1

1

4

Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в

природе)

2

1

1

5

Умей сказать «нет» (о вредных привычках)

2

1

1

6

Занятие - игра «Хищники»

1

1

7

Диагностика по пятому разделу

1

1

VI

Откуда берутся болезни?

1

Болезни и здоровье. Признаки

заболевания

1

1

2

Занятие - игра «Точный расчет»

1

1

3

Боль физическая и душевная

1

1

4

Занятие -игра «От линии к линии»

1

1

5

Как вести себя во время болезни

2

1

1

6

Профилактика заболеваний

2

1

1

7

Занятие «Какой бывает отдых?»

1

1

8

Диагностика по шестому разделу

1

1

VII

Овощи и фрукты – полезные продукты

1

Ценность овощей и фруктов.

2

1

1

2

Лук – от семи недуг (о пользе лука и чеснока)

1

1

3

Занятие - игра «Очистить огород»

1

1

4

Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо

природы

2

1

1

5

Игровое занятие «Ребята и витамины»

1

1

6

«Именины витаминов»

2

1

1

7

Спортивный праздник «Весёлые старты»

1

1

8

Диагностика по четвертому и седьмому разделам

1

1

Итого:

72 ч.

32

40

Календарно-тематический план:

Содержание раздела

Кол-во

часов

Тео-рия

Прак-тика

Форма

проведения

Срок

исполнения

I

Человек – живое существо

1

Вводная беседа  

1

1

Инструктаж, беседа

2

Занятие «Красота тела и души»  

2

1

1

Беседа, рисование

3

Игровое занятие «Мы весёлые ребята»

1

1

Подвижная игра

4

«Будем стройными и красивыми»

1

1

Просмотр видеоклипов, презентаций, обсуждение, анализ

5

Из чего мы состоим? (наличие основных жизненноважных

органов и систем)

2

1

1

Беседа, игра

6

Игровое занятие «Играй, играй мяч не теряй!»

1

1

Подвижные игры

7

«Наши умные помощники  - органы чувств»

2

1

1

Беседа,

игровые

упражнения, самомассаж, рисование

8

Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жильё, режим, человеческое общение)

2

1

1

Беседа,

рисование

9

В здоровом теле – здоровый дух

(формирование привычки к

ежедневным физическим

упражнениям, играм)

2

1

1

Подвижные

игры, беседы

10

Диагностика по первому разделу

1

1

Наблюдение,  анкетирование, вопросы к детям

II

В гостях у Мойдодыра

1

Чтобы зубы были здоровыми

(правила ухода за зубами)

2

1

1

Беседа, рисование,

Практические занятия

2

Почему болят зубы? (советы доктора  Здоровяка  и бобра

Острозуба)

2

1

1

Беседа, игры,

кроссворд

3

От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела)

2

1

1

Игра, практические занятия

4

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»  (закаливание

организма)

1

1

Просмотр презентации, обсуждение

5

Занятие - игра «Спортивный интерес»

1

1

Подвижные игры

6

Диагностика по второму разделу

1

1

Наблюдение,  анкетирование, вопросы к детям

III

Помоги себе сам

1

Если случится с кем-то беда,

помощь сумею я вызвать всегда

(службы 01, 02, 03)

2

1

1

Игры, беседы,

рисование

2

Правила поведения на улице

2

1

1

Практические

занятия

3

Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым)

2

1

1

Обыгрывание

ситуаций, беседы

4

Оказание первой доврачебной помощи

2

1

1

Практические занятия

5

«Как правильно дышать»

Диагностика по третьему разделу

1

1

Практические занятия

IV

Золотые правила питания

1

Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты)

2

1

1

Беседы,

рисование

2

Здоровая пища для всей семьи

1

1

Беседы,

чтение худ. лит.

3

Занятие - игра «Успей встать в пару»

1

1

Подвижные игры

4

Правила поведения за столом

2

1

1

Беседы, практические занятия

5

Сервировка стола (приглашаем к

нам на день рождения)

2

1

1

Ролевая игра,

рисование

6

Диагностика по  четвертому разделу

1

1

Наблюдение,  анкетирование, вопросы к детям

V

Человек и природа

1

Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги

1

1

Беседа, игры

2

Занятие - игра «Хитрая лиса»

1

1

Подвижные игры

3

Влияние загрязнения

окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология)

1

1

Правила

поведения на

природе

4

Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в

природе)

2

1

1

Беседа, игры

5

Умей сказать «нет» (о вредных привычках)

2

1

1

Беседа, игра

6

Занятие - игра «Хищники»

1

1

Подвижные игры

7

Диагностика по пятому разделу

1

1

Наблюдение,  анкетирование, вопросы к детям

VI

Откуда берутся болезни?

1

Болезни и здоровье. Признаки

заболевания

1

1

Беседа

2

Занятие - игра «Точный расчет»

1

1

Подвижные игры

3

Боль физическая и душевная

1

1

Психологический

тренинг,

упражнения

4

Занятие -игра «От линии к линии»

1

1

Подвижные игры

5

Как вести себя во время болезни

2

1

1

Чтение худ. лит-

ры, беседа, игры.

6

Профилактика заболеваний

2

1

1

Беседа, игры,

практические занятия

7

Занятие «Какой бывает отдых?»

1

1

Знакомство с видами отдыха

8

Диагностика по шестому разделу

1

1

Наблюдение,  анкетирование, вопросы к детям

VII

Овощи и фрукты – полезные продукты

1

Ценность овощей и фруктов.

2

1

1

Беседы,

рисование,

загадки

2

Лук – от семи недуг (о пользе лука и чеснока)

1

1

Беседа, игры

3

Занятие - игра «Очистить огород»

1

1

Подвижные игры

4

Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо

природы

2

1

1

Беседа, игры,

загадки

5

Игровое занятие «Ребята и витамины»

1

1

Подвижные игры

6

«Именины витаминов»

2

1

1

Театрализованное представление

7

Спортивный праздник «Весёлые старты»

1

1

Эстафеты, конкурсы

8

Диагностика по  седьмому разделам

1

1

Наблюдение,  анкетирование, вопросы к детям

Итого:

72 ч.

32

40

Содержание программы:

Программа валеологического воспитания состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на темы.

I. «Человек – живое существо».

II. «В гостях у Мойдодыра».

III. «Помоги себе сам».

IV. «Золотые правила питания».

V. «Человек и природа».

VI. «Откуда берутся болезни».

VII. «Овощи и фрукты - полезные продукты».

Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.

Раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.

Задача раздела «Помоги себе сам» заключается в следующем:

«Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу.

Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.

В разделе «Человек и природа» мы знакомим детей с охраной окружающей среды, учим называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.

«Откуда берутся болезни» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.

Последний раздел «Овощи и фрукты – полезные продукты» ставит задачи: дать детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека.

Список литературы для учителя:

1.Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку лѐгкой. – М., 2008 г.

2.Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника: методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.

3.Перова О. Пословицы и поговорки в сказках. – М., 2008 г.

4.Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие./П.А.Кисилёв, С.Б.Кисилёва, Е.П.Кисилёва- М.: Планета, 2013-272 с.

5.Рябущенко И.А. Основы здорового образа жизни // Всѐ для классного руководителя, 2012. - №2(2). – С. 6

6.Степанов О.А. Игровые оздоровительные технологии. – Омск, 2008 г.

7.Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – Санкт-Петербург, 2005 г.

8.Киколов А.И. Обучение и здоровье. – М., 2008 г.  

9.Школа здоровья: Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника с использованием «Дневника здоровья»/ Авт.- сост.: Л.А. Кучегура, Е.И. Кривопаленко, Н.В.Васильева. – Омск: БОДПО «ИРООО», 2011.

Список литературы для детей и родителей:

1.Дневник здоровья /Авт.- сост.: Л.А. Кучегура, Е.И. Кривопаленко, Н.В.Васильева. – Омск : БОДПО «ИРООО», 2011.

2.Лазарев М.Л. Академия здоровья. – М.; 1997

3. Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей,

родителей и инструкторов физической культуры. – М.: Просвещение, 2002. –

110с.

4.Нищева Н.В. Весѐлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2010.

5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Родничок, 1999.

6. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. – М.,1991.

Приложение 1

Диагностика валеологической культуры ребенка

(старший дошкольный возраст)

Раздел: «Человек – живое существо»

Ф.И. ребенка, показатели

1. Имеет устойчивые представления о человеке, половых различиях и особенностях внешнего вида.

2. Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных

органов и систем.

3.Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло,

свет, режим дня, забота о здоровье)

4.Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о

пользе ежедневных физических упражнений.

5. Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих.

6. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать

Самостоятельную двигательную активность.

Раздел: «В гостях у Мойдодыра»

Ф.И. ребенка, показатели

1.Знает и выполняет основные правила ухода за зубами.

2. Знает основные причины болезни зубов.

3.Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными

навыками личной гигиены.

4.Знает основные принципы и виды закаливания организма.

5.С удовольствием учувствует в закаливающих мероприятиях в детском саду

и дома.

6.Умеет одеваться в соответствии с погодой.

7. Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж.

8.Без напоминания, по мере необходимости моет руки (перед едой, после прогулки, после посещения туалета…)

Раздел: «Помоги себе сам»

Ф.И. ребенка, показатели

1.Умеет пользоваться опасными бытовыми приборами под присмотром

взрослых (игла, ножницы, нож.)

2. Умеет правильно пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром взрослых (телевизор, пылесос, компьютер.)

3.Знает и называет свой адрес, место работы родителей, как с ними можно

связаться в случае необходимости.

4.Умеет элементарно себя обезопасить от контакта с незнакомыми людьми на

улице.

5.Умеет оказать элементарную медицинскую помощь себе и другим (промыть глаза, смазать рану.)

6.Умеет пользоваться телефоном, вызывать службыспасения (01,02,03)

7. Знает и соблюдает правила дорожного движения.

8.Умеет культурно вести себя в общественных местах соблюдая правила

безопасного поведения.

9.Знает и выполняет правила безопасного поведения в подвижных играх.

Раздел: «Человек и природа»

Ф.И. ребенка, показатели

1.Знает правила поведения в природе.

2.Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы.

3.Знает некоторые лекарственные растения и их свойства.

4.Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении.

5.Знает о влиянии загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей.

6.Имеет представление о Красной книге.

7. Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и

природы.

8.Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе.

9.Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты.

Разделы: «Золотые правила питания»

«Овощи и фрукты - полезные продукты»

Ф.И. ребенка, показатели

1.Умеет правильно питаться, соблюдать меру в еде.

2.Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты, разумно их

употреблять.

3.Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом.

4.Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы.

5.Знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов.

6.Знает о целебных свойствах лука и чеснока.

7. Знает о наличии витаминов в продуктах, какие и как полезны для организма.

Раздел: «Откуда берутся болезни?»

Ф.И. ребенка, показатели

1.Умеет определять состояние своего здоровья и здоровья окружающих.

2.Умеет назвать и показать, что у него болит, какая часть тела, какой орган.

3.Имеет общие представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных заболеваний.

4.Имеет представления о душевной и физической боли.

5.Знает как себя вести во время болезни.

6.Знает и выполняет элементарные правила ухода за больным человеком.

7.Знает, что такое лекарства, какую пользу и вред могут принести человеку.

8.Имеет общее представления о прививках, для чего они нужны человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...