Образовательная программа дополнительного образования детей "Здоровячок"
рабочая программа на тему
Программа относится к физкультурно- оздоровительной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyachok.docx | 67.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ШКОЛЬНИКОВ Р.П.ОЗИНКИ»
«РАССМОТРЕННО» «УТВЕРЖДАЮ»
На педагогическом совете Приказ № ___
№ 1 от «02» сентября 2013 г. от «____» ______________ 2013 г.
Директор_____________ А.Г.Тажекенова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЯЧОК»
Возраст детей: 5 - 7 лет
Срок реализации программы - 1 год.
Составитель:
Попова Ольга Евгеньевна
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Дом школьников р.п. Озинки»
р.п. Озинки
2013 год
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | образовательная программа "Здоровячок" (далее - Программа) |
Руководитель Программы | Педагог дополнительного образования Попова Ольга Евгеньевна |
Организация- исполнитель Адрес организации исполнителя Цели Программы | МОУ ДОД «Дом школьников р.п.Озинки» Саратовская область, Озинский район, р.п.Озинки, улица Ленина, дом 20 тел.- 4-15-07 формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развитие важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации. |
Направленность Программы | физкультурно- спортивная. |
Срок реализации Программы - | 2013-2014 учебный год |
Вид Программы Уровень реализации Программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением Программы | координацию деятельности по реализации Программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты Программы | приобретение знаний о здоровье, правил личной гигиены, основных способах оказания доврачебной помощи, здорового образа жизни. |
Пояснительная записка.
«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень
здоровья вполне возможно».
Н. М. Амосов
Программа «Здоровячок» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, Концепции дошкольного образования и на основе двух программ:
- Под редакцией В.Н. Касаткина «Педагогика здоровья», утверждена Министрами образования, здравоохранения, Президентами РАО и РАМН РФ.2000 г.
- Вишневская Е.Л., Волошинов В.В., Глаголева А.М., Смирнов А.Т. и др.,
«Основы безопасности жизнедеятельности». Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ, 1997 г
В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности, формирования духовности, нравственности и здоровья индивида. Снижение уровня показателей здоровья – актуальная проблема современного общества. Её решение включает в себя множество аспектов: социальный, экологический, экономический. Одно из важнейших мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к своему здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играет программа «Здоровячок».
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:
- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;
- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих,
укрепляющих и сохраняющих здоровье;
- становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
- оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
И.И.Мечников считал, что самое главное – научить человека
правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 8-10% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 50-60% от его образа жизни.
Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».
Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.
Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования. Человек, познай и сотвори себя.
Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирование здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт сотрудничества стал востребован в педагогическом процессе нашего дошкольного учреждения.
Для реализации валеологического воспитания стало необходимостью:
- определение оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;
- создание валеологически развивающей среды ДОУ;
- формирование подходов к взаимодействию с семьей;
- целостный процесс воспитания валеологической культуры дошкольника;
- задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности;
- диагностика валеологической культуры дошкольника;
- повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах валеологического воспитания.
В связи с этим МОУ ДОД «Дом школьников р.п.Озинки» стал уделять большое внимание физкультурно-спортивной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы мной была разработана программа валеологичекого воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая будет реализована через работу объединения «Здоровячок». Детям необходимо активно изучать свой организм, свои возможности и слабые места, знать принципы восстановления функций и систем организма.
Наиболее рационально формировать все эти навыки у детей в игровой форме, включая их в режимные моменты, в ход занятий, использовать в работе объединения.
Цель программы:
Формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, развитие важнейших коммуникативных навыков, способствующих успешной социальной адаптации.
В процессе достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма;
- обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи;
- обучать детей способам коррекции осанки, развития физических качеств;
- изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности;
- помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
Развивающие:
- развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма;
- развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
- развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
Воспитательные:
- формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных ценностей жизни;
- формирование привычки ежедневных физических упражнений;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Данная программа обучает детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительные гимнастики, самомассаж), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи.
Для выполнения задач по формированию представления о здоровом образе жизни необходимо довести до сведения каждого ребѐнка важность бережного отношения к своему здоровью.
Основными формами реализации программы является игровая деятельность, наблюдение, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей.
Участники образовательной программы: дети дошкольного возраста, 5 -7 лет.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 30 минут (вторая половина дня).
Количество детей: 10 человек.
Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно- проверочное занятие, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение).
Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям.
Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:
- знание правил гигиены и ухода за своим телом;
- знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Ожидаемые результаты:
должны знать:
- что такое здоровье и болезнь;
- органы человека, их расположение, функции и роль для здоровья человека;
- основные профилактические меры для предупреждения заболеваний, несчастных случаев;
- некоторые характеристики своей индивидуальности и основные принципы своего здорового образа жизни;
- основные правила личной гигиены;
- что такое осанка, как её сохранить;
- знать опасности табака, алкоголя, наркотиков для детского организма;
- принципы гигиены органов;
- основные способы оказания доврачебной помощи;
- простейшие способы закаливания;
должны уметь:
- соблюдать правила личной гигиены, охраны осанки, зрения, слуха;
- выполнять некоторые простейшие закаливающие процедуры, специальные упражнения коррекционно-оздоровительной направленности;
- оказывать доврачебную помощь при несчастных случаях;
- называть органы человека и показывать их.
- вносить необходимые изменения в свой образ жизни на основе самоанализа.
должны понимать:
- существует связь здоровья и здорового образа жизни;
- своим организмом можно управлять, развивать его, укреплять здоровье.
Критерии результативности усвоения программы:
Знания:
– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
– о здоровьесберегающих технологиях;
– о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.
Умения:
– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием;
– соблюдать правила личной гигиены;
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.
Навыки:
– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.
Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.
Учебно- тематический план:
Содержание раздела | Кол-во часов | Тео-рия | Прак-тика | |
I | Человек – живое существо | |||
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | |
2 | Занятие «Красота тела и души» | 2 | 1 | 1 |
3 | Игровое занятие «Мы весёлые ребята» | 1 | 1 | |
4 | «Будем стройными и красивыми» | 1 | 1 | |
5 | Из чего мы состоим? (наличие основных жизненноважных органов и систем) | 2 | 1 | 1 |
6 | Игровое занятие «Играй, играй мяч не теряй!» | 1 | 1 | |
7 | «Наши умные помощники - органы чувств» | 2 | 1 | 1 |
8 | Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жильё, режим, человеческое общение) | 2 | 1 | 1 |
9 | В здоровом теле – здоровый дух (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм) | 2 | 1 | 1 |
10 | Диагностика по первому разделу | 1 | 1 | |
II | В гостях у Мойдодыра | |||
1 | Чтобы зубы были здоровыми (правила ухода за зубами) | 2 | 1 | 1 |
2 | Почему болят зубы? (советы доктора Здоровяка и бобра Острозуба) | 2 | 1 | 1 |
3 | От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела) | 2 | 1 | 1 |
4 | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (закаливание организма) | 1 | 1 | |
5 | Занятие - игра «Спортивный интерес» | 1 | 1 | |
6 | Диагностика по второму разделу | 1 | 1 | |
III | Помоги себе сам | |||
1 | Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03) | 2 | 1 | 1 |
2 | Правила поведения на улице | 2 | 1 | 1 |
3 | Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым) | 2 | 1 | 1 |
4 | Оказание первой доврачебной помощи | 2 | 1 | 1 |
5 | «Как правильно дышать» | 1 | 1 | |
IV | Золотые правила питания | |||
1 | Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты) | 2 | 1 | 1 |
2 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | 1 | |
3 | Занятие - игра «Успей встать в пару» | 1 | 1 | |
4 | Правила поведения за столом | 2 | 1 | 1 |
5 | Сервировка стола (приглашаем к нам на день рождения) | 2 | 1 | 1 |
6 | Диагностика по четвертому разделу | 1 | 1 | |
V | Человек и природа | |||
1 | Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги | 1 | 1 | |
2 | Занятие - игра «Хитрая лиса» | 1 | 1 | |
3 | Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология) | 1 | 1 | |
4 | Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе) | 2 | 1 | 1 |
5 | Умей сказать «нет» (о вредных привычках) | 2 | 1 | 1 |
6 | Занятие - игра «Хищники» | 1 | 1 | |
7 | Диагностика по пятому разделу | 1 | 1 | |
VI | Откуда берутся болезни? | |||
1 | Болезни и здоровье. Признаки заболевания | 1 | 1 | |
2 | Занятие - игра «Точный расчет» | 1 | 1 | |
3 | Боль физическая и душевная | 1 | 1 | |
4 | Занятие -игра «От линии к линии» | 1 | 1 | |
5 | Как вести себя во время болезни | 2 | 1 | 1 |
6 | Профилактика заболеваний | 2 | 1 | 1 |
7 | Занятие «Какой бывает отдых?» | 1 | 1 | |
8 | Диагностика по шестому разделу | 1 | 1 | |
VII | Овощи и фрукты – полезные продукты | |||
1 | Ценность овощей и фруктов. | 2 | 1 | 1 |
2 | Лук – от семи недуг (о пользе лука и чеснока) | 1 | 1 | |
3 | Занятие - игра «Очистить огород» | 1 | 1 | |
4 | Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо природы | 2 | 1 | 1 |
5 | Игровое занятие «Ребята и витамины» | 1 | 1 | |
6 | «Именины витаминов» | 2 | 1 | 1 |
7 | Спортивный праздник «Весёлые старты» | 1 | 1 | |
8 | Диагностика по четвертому и седьмому разделам | 1 | 1 | |
Итого: | 72 ч. | 32 | 40 |
Календарно-тематический план:
Содержание раздела | Кол-во часов | Тео-рия | Прак-тика | Форма проведения | Срок исполнения | |||
I | Человек – живое существо | |||||||
1 | Вводная беседа | 1 | 1 | Инструктаж, беседа | ||||
2 | Занятие «Красота тела и души» | 2 | 1 | 1 | Беседа, рисование | |||
3 | Игровое занятие «Мы весёлые ребята» | 1 | 1 | Подвижная игра | ||||
4 | «Будем стройными и красивыми» | 1 | 1 | Просмотр видеоклипов, презентаций, обсуждение, анализ | ||||
5 | Из чего мы состоим? (наличие основных жизненноважных органов и систем) | 2 | 1 | 1 | Беседа, игра | |||
6 | Игровое занятие «Играй, играй мяч не теряй!» | 1 | 1 | Подвижные игры | ||||
7 | «Наши умные помощники - органы чувств» | 2 | 1 | 1 | Беседа, игровые упражнения, самомассаж, рисование | |||
8 | Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жильё, режим, человеческое общение) | 2 | 1 | 1 | Беседа, рисование | |||
9 | В здоровом теле – здоровый дух (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм) | 2 | 1 | 1 | Подвижные игры, беседы | |||
10 | Диагностика по первому разделу | 1 | 1 | Наблюдение, анкетирование, вопросы к детям | ||||
II | В гостях у Мойдодыра | |||||||
1 | Чтобы зубы были здоровыми (правила ухода за зубами) | 2 | 1 | 1 | Беседа, рисование, Практические занятия | |||
2 | Почему болят зубы? (советы доктора Здоровяка и бобра Острозуба) | 2 | 1 | 1 | Беседа, игры, кроссворд | |||
3 | От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела) | 2 | 1 | 1 | Игра, практические занятия | |||
4 | «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (закаливание организма) | 1 | 1 | Просмотр презентации, обсуждение | ||||
5 | Занятие - игра «Спортивный интерес» | 1 | 1 | Подвижные игры | ||||
6 | Диагностика по второму разделу | 1 | 1 | Наблюдение, анкетирование, вопросы к детям | ||||
III | Помоги себе сам | |||||||
1 | Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03) | 2 | 1 | 1 | Игры, беседы, рисование | |||
2 | Правила поведения на улице | 2 | 1 | 1 | Практические занятия | |||
3 | Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым) | 2 | 1 | 1 | Обыгрывание ситуаций, беседы | |||
4 | Оказание первой доврачебной помощи | 2 | 1 | 1 | Практические занятия | |||
5 | «Как правильно дышать» Диагностика по третьему разделу | 1 | 1 | Практические занятия | ||||
IV | Золотые правила питания | |||||||
1 | Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты) | 2 | 1 | 1 | Беседы, рисование | |||
2 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | 1 | Беседы, чтение худ. лит. | ||||
3 | Занятие - игра «Успей встать в пару» | 1 | 1 | Подвижные игры | ||||
4 | Правила поведения за столом | 2 | 1 | 1 | Беседы, практические занятия | |||
5 | Сервировка стола (приглашаем к нам на день рождения) | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра, рисование | |||
6 | Диагностика по четвертому разделу | 1 | 1 | Наблюдение, анкетирование, вопросы к детям | ||||
V | Человек и природа | |||||||
1 | Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги | 1 | 1 | Беседа, игры | ||||
2 | Занятие - игра «Хитрая лиса» | 1 | 1 | Подвижные игры | ||||
3 | Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология) | 1 | 1 | Правила поведения на природе | ||||
4 | Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе) | 2 | 1 | 1 | Беседа, игры | |||
5 | Умей сказать «нет» (о вредных привычках) | 2 | 1 | 1 | Беседа, игра | |||
6 | Занятие - игра «Хищники» | 1 | 1 | Подвижные игры | ||||
7 | Диагностика по пятому разделу | 1 | 1 | Наблюдение, анкетирование, вопросы к детям | ||||
VI | Откуда берутся болезни? | |||||||
1 | Болезни и здоровье. Признаки заболевания | 1 | 1 | Беседа | ||||
2 | Занятие - игра «Точный расчет» | 1 | 1 | Подвижные игры | ||||
3 | Боль физическая и душевная | 1 | 1 | Психологический тренинг, упражнения | ||||
4 | Занятие -игра «От линии к линии» | 1 | 1 | Подвижные игры | ||||
5 | Как вести себя во время болезни | 2 | 1 | 1 | Чтение худ. лит- ры, беседа, игры. | |||
6 | Профилактика заболеваний | 2 | 1 | 1 | Беседа, игры, практические занятия | |||
7 | Занятие «Какой бывает отдых?» | 1 | 1 | Знакомство с видами отдыха | ||||
8 | Диагностика по шестому разделу | 1 | 1 | Наблюдение, анкетирование, вопросы к детям | ||||
VII | Овощи и фрукты – полезные продукты | |||||||
1 | Ценность овощей и фруктов. | 2 | 1 | 1 | Беседы, рисование, загадки | |||
2 | Лук – от семи недуг (о пользе лука и чеснока) | 1 | 1 | Беседа, игры | ||||
3 | Занятие - игра «Очистить огород» | 1 | 1 | Подвижные игры | ||||
4 | Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо природы | 2 | 1 | 1 | Беседа, игры, загадки | |||
5 | Игровое занятие «Ребята и витамины» | 1 | 1 | Подвижные игры | ||||
6 | «Именины витаминов» | 2 | 1 | 1 | Театрализованное представление | |||
7 | Спортивный праздник «Весёлые старты» | 1 | 1 | Эстафеты, конкурсы | ||||
8 | Диагностика по седьмому разделам | 1 | 1 | Наблюдение, анкетирование, вопросы к детям | ||||
Итого: | 72 ч. | 32 | 40 |
Содержание программы:
Программа валеологического воспитания состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на темы.
I. «Человек – живое существо».
II. «В гостях у Мойдодыра».
III. «Помоги себе сам».
IV. «Золотые правила питания».
V. «Человек и природа».
VI. «Откуда берутся болезни».
VII. «Овощи и фрукты - полезные продукты».
Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.
Раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.
Задача раздела «Помоги себе сам» заключается в следующем:
«Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу.
Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.
В разделе «Человек и природа» мы знакомим детей с охраной окружающей среды, учим называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.
«Откуда берутся болезни» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.
Последний раздел «Овощи и фрукты – полезные продукты» ставит задачи: дать детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека.
Список литературы для учителя:
1.Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой, а походку лѐгкой. – М., 2008 г.
2.Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника: методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.
3.Перова О. Пословицы и поговорки в сказках. – М., 2008 г.
4.Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие./П.А.Кисилёв, С.Б.Кисилёва, Е.П.Кисилёва- М.: Планета, 2013-272 с.
5.Рябущенко И.А. Основы здорового образа жизни // Всѐ для классного руководителя, 2012. - №2(2). – С. 6
6.Степанов О.А. Игровые оздоровительные технологии. – Омск, 2008 г.
7.Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – Санкт-Петербург, 2005 г.
8.Киколов А.И. Обучение и здоровье. – М., 2008 г.
9.Школа здоровья: Методические рекомендации по формированию культуры здорового образа жизни младшего школьника с использованием «Дневника здоровья»/ Авт.- сост.: Л.А. Кучегура, Е.И. Кривопаленко, Н.В.Васильева. – Омск: БОДПО «ИРООО», 2011.
Список литературы для детей и родителей:
1.Дневник здоровья /Авт.- сост.: Л.А. Кучегура, Е.И. Кривопаленко, Н.В.Васильева. – Омск : БОДПО «ИРООО», 2011.
2.Лазарев М.Л. Академия здоровья. – М.; 1997
3. Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей,
родителей и инструкторов физической культуры. – М.: Просвещение, 2002. –
110с.
4.Нищева Н.В. Весѐлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2010.
5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Родничок, 1999.
6. Сутеев В.Г. Сказки и картинки. – М.,1991.
Приложение 1
Диагностика валеологической культуры ребенка
(старший дошкольный возраст)
Раздел: «Человек – живое существо»
Ф.И. ребенка, показатели | ||||||||||
1. Имеет устойчивые представления о человеке, половых различиях и особенностях внешнего вида. | ||||||||||
2. Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных органов и систем. | ||||||||||
3.Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье) | ||||||||||
4.Имеет представление о поведении, сохранении и укреплении здоровья, о пользе ежедневных физических упражнений. | ||||||||||
5. Умеет правильно выражать свои эмоции и чувства, учитывать настроение и эмоциональное состояние окружающих. | ||||||||||
6. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать Самостоятельную двигательную активность. |
Раздел: «В гостях у Мойдодыра»
Ф.И. ребенка, показатели | ||||||||||
1.Знает и выполняет основные правила ухода за зубами. | ||||||||||
2. Знает основные причины болезни зубов. | ||||||||||
3.Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены. | ||||||||||
4.Знает основные принципы и виды закаливания организма. | ||||||||||
5.С удовольствием учувствует в закаливающих мероприятиях в детском саду и дома. | ||||||||||
6.Умеет одеваться в соответствии с погодой. | ||||||||||
7. Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж. | ||||||||||
8.Без напоминания, по мере необходимости моет руки (перед едой, после прогулки, после посещения туалета…) |
Раздел: «Помоги себе сам»
Ф.И. ребенка, показатели | ||||||||||
1.Умеет пользоваться опасными бытовыми приборами под присмотром взрослых (игла, ножницы, нож.) | ||||||||||
2. Умеет правильно пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром взрослых (телевизор, пылесос, компьютер.) | ||||||||||
3.Знает и называет свой адрес, место работы родителей, как с ними можно связаться в случае необходимости. | ||||||||||
4.Умеет элементарно себя обезопасить от контакта с незнакомыми людьми на улице. | ||||||||||
5.Умеет оказать элементарную медицинскую помощь себе и другим (промыть глаза, смазать рану.) | ||||||||||
6.Умеет пользоваться телефоном, вызывать службыспасения (01,02,03) | ||||||||||
7. Знает и соблюдает правила дорожного движения. | ||||||||||
8.Умеет культурно вести себя в общественных местах соблюдая правила безопасного поведения. | ||||||||||
9.Знает и выполняет правила безопасного поведения в подвижных играх. |
Раздел: «Человек и природа»
Ф.И. ребенка, показатели | ||||||||||
1.Знает правила поведения в природе. | ||||||||||
2.Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы. | ||||||||||
3.Знает некоторые лекарственные растения и их свойства. | ||||||||||
4.Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении. | ||||||||||
5.Знает о влиянии загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей. | ||||||||||
6.Имеет представление о Красной книге. | ||||||||||
7. Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы. | ||||||||||
8.Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе. | ||||||||||
9.Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты. |
Разделы: «Золотые правила питания»
«Овощи и фрукты - полезные продукты»
Ф.И. ребенка, показатели | ||||||||||
1.Умеет правильно питаться, соблюдать меру в еде. | ||||||||||
2.Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты, разумно их употреблять. | ||||||||||
3.Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом. | ||||||||||
4.Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы. | ||||||||||
5.Знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов. | ||||||||||
6.Знает о целебных свойствах лука и чеснока. | ||||||||||
7. Знает о наличии витаминов в продуктах, какие и как полезны для организма. |
Раздел: «Откуда берутся болезни?»
Ф.И. ребенка, показатели | ||||||||||
1.Умеет определять состояние своего здоровья и здоровья окружающих. | ||||||||||
2.Умеет назвать и показать, что у него болит, какая часть тела, какой орган. | ||||||||||
3.Имеет общие представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных заболеваний. | ||||||||||
4.Имеет представления о душевной и физической боли. | ||||||||||
5.Знает как себя вести во время болезни. | ||||||||||
6.Знает и выполняет элементарные правила ухода за больным человеком. | ||||||||||
7.Знает, что такое лекарства, какую пользу и вред могут принести человеку. | ||||||||||
8.Имеет общее представления о прививках, для чего они нужны человеку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования «Капитошка» (Образовательные области: « Познание», « Художественное творчество»)
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного во...
Внутришкольный контроль и проектно-ориентированный анализ состояния воспитания в образовательном учреждении: выполнение требований и реализация образовательных программ дополнительного образования детей.
Из опыта работы школы....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...