«Можно ли слушание музыки отнести к здоровьесберегающим технологиям?».
статья по физкультуре (5 класс)

Попова Наталья Владимировна

В этой статье рассматривается связь между здоровьем и  классической музыкой. Материалы  этой статьи могут быть использованы для  бесед с учениками 5-х классов о том, как беречь своё здоровье. О вреде курения, переедания и малоподвижного образа жизни знают все дети, а тема влияния шума и  музыки на организм человека-редко поднимается на классных часах. Необходимо расширить кругозор учащихся и побудить задуматься: насколько безопасна громкость музыки в моих наушниках? все ли музыкальные направления безобидны для здоровья?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Можно ли слушание музыки отнести к здоровьесберегающим технологиям?».

 

                                                Содержание

1. Понятие звука и  шума

2.Влияние шумов на здоровье человека.

3. Лечение музыкой.

4. Выводы и рекомендации

«Когда-нибудь человечество вынуждено будет расправляться с шумом столь же решительно, как оно расправляется с холерой и чумой.»

Р.Кох немецкий микробиолог

          Школа – место, где дети проводят большую часть дня. Нередко  ученики приходят из школы усталыми, жалуясь на шум. Почему же шум так негативно влияет на нас? Какие меры можно предпринять, чтобы сократить воздействие шума? В научной литературе есть понятие звука: это колебания частиц в воздухе, в воде или твердом теле. Известно, что уровень звукового давления измеряется в децибелах (дБ ). « Белл» в переводе с английского означает «колокольчик», а «деци» значит «десять». Получается, что один децибел равен звуку десяти колокольчиков. В историю вошёл ученый по фамилии Белл. Он изобрел телефон. Благодаря этому люди научились передавать звуки на расстояния . Что такое шум? Шум с физиологической точки зрения – это любой нежелательный для человеческого слуха звук, который негативно действует на наше здоровье.

Сила звука в децибелах:

Разговор: 40—45

Офис: 50—60

Улица: 70—80

Фабрика (тяжелая промышленность): 70—110

Цепная пила: 100

Старт реактивного самолёта: 120

У раструба вувузелы: 130

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности. В результате воздействия шума у человека появляются симптомы переутомления и истощения нервной системы. Со стороны психики наблюдается подавленное настроение, понижение внимания, задерживаются интеллектуальные процессы, повышается нервная возбудимость. Шум снижает работоспособность и производительность труда, препятствует нормальному отдыху и нарушает сон. Под влиянием шума значительной силы наблюдается изменение нормальной деятельности различных органов и систем (изменение секреции желудочного сока, повышение кровяного давления и т. п.). Подростки, которые большую часть времени находятся под шумовым воздействием, намного быстрее теряют концентрацию внимания и не справляются с решением задач на развитие мышления; при воздействии шума в течение дня, дети быстрее устают, становятся невнимательными, с трудом могут сосредоточиться и имеют трудности при обучении чтению. Этот перечень можно продолжить. Но необходимо подчеркнуть, что шум коварен, его вредное воздействие на организм совершенно незримо, незаметно и имеет аккумулирующий характер, более того, против шума организм человека практически не защищён. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения спасает нас от ожогов, заставляя отдёрнуть руку от горячего и т.д., а от воздействия шума у человека нет защитной реакции. Поэтому и существует недооценка борьбы с шумом.

Наш организм вполне можно назвать чувствительным камертоном, который реагирует на звуки определенными резонансами. Ведь звуки создают энергетические поля, а каждая клеточка нашего тела на них откликается. Вы наверняка замечали, что одни мелодии поднимают настроение, а другие – раздражают и угнетают. Именно поэтому правильно подобранная музыка помогает выздороветь. В родильных домах Швеции звучит музыка Моцарта: врачи считают, что жизнеутверждающие мелодии снижают детскую смертность, а слабенькие малютки быстрее поправляются. Доктор Лобан из США изобрел специальные бандажи для беременных женщин, с микроколонками и плеером. Еще в материнской утробе детишки слушают музыку. А результаты у новорожденных по всем показателям в 4 раза лучше, чем у остальных детишек. В Институте звукотерапии (Аризона, США) даже существует методика наращивания волос. В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта (чтобы снизить количество аварий). Проведённые в Соединённых Штатах Америки, недавние опыты в области музыкальной терапии, показали, что прослушивание в определённых тональностях классических произведений, значительно (в разы) ускоряет процесс выздоровления заболеваний отдельных (соответствующих тональности) органов. Так от болезней глаз и мигрени исцеляет «Ноктюрн» Ф. Шопена (ре бемоль мажор). А при ушных болезнях (отит) рекомендовано слушать концерт для фортепиано Ференца Листа (ми бемоль мажор).И так далее. Ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. Т.е. она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но только прослушивание музыки Моцарта активизировало практически всю кору. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться. Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана по двум направлениям: частоте смены ритма и собственно по частоте звука. Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху. Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются чаще, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга. С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 – 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты. Об этом написал Дон Дж. Кэмпбелл в книге «Эффект Моцарта».

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека. Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут,  то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Европейские ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относится (нравится она или нет). Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления. Для сравнения, музыка тяжёлого рока вызывает внутри клеток диссонанс, психический дискомфорт. Человек впадает в агрессивное  состояние.

И так, губительное влияние шума на здорорвье человека доказано.Чтобы сделать пребывание детей в школе более безопасным и комфортным, с  шумом  можно бороться , убеждая школьников соблюдать правила поведения:

  • не шуметь самому и учить правильному общению одноклассников;
  • на перемене вести интересные беседы, играть в спокойные игры;
  • предпочтение отдавать отдыху на природе, а не  на дискотеке;
  • тщательно выбирать музыку (и её громкость) для прослушивания в наушниках.

Рассуждая о влиянии музыки на здоровье человека, помним: наше здоровье – в наших руках! 

Список литературы.

  1. https://nowimir.ru/DATA/070706.htm
  2. https://lubodar.info
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC
  4. А.Е.Гуревич «Естествознание» , М., изд. «Дрофа», 2014г.  с.79-80
  5. Ю.И.Дик , В.А.Ильин «Большой справочник», М., изд. «Дрофа», 2005г. с.55-56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 5 классе. Можно ли увидеть музыку? Можно ли услышать живопись?

Цель урока: 1. Знакомство с новым материалом. 2. Развитие вокально-хоровых навыков и навыков исполнительского мастерства.  3. Накопление слушательского опыта. 4. Воспитание познавательного ин...

Конспект урока по слушанию музыки. Сказка в музыке. Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане».

Данный урок способствует формированию музыкального кругозора и общей осведомленности о музыке, воспитанию музыкального вкуса, т.е. наличию интереса, определенных пристрастий и предпочтений (любимые пр...

Учебно-методический комплекс "Музыки волшебная страна" для первого класса ДМШ по дисциплине "Слушание музыки"

     Учебно-методический комплекс  «Музыки волшебная страна» для первого года обучения  дисциплины «Слушание музыки»  состоит из методического пособия, адресованно...

Учебно-методический комплекс "Страницы русской музыки" для второго года обучения по "Слушанию музыки"

«Страницы русской музыки» - учебно-методический комплекс  по дисциплине «Слушание музыки» второго года обучения  знакомит обучающихся с  национальной  культурой, ее истоками, ценно...

Методические рекомендации "Слушание музыки как вид деятельности на уроках музыки"

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ...

Статья.Слушание музыки - один из основных видов деятельности на уроках музыки.

Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, в...

Слушание музыки как структурный элемент урока музыки

Данный материал написан для учителей музыки. В нём раскрывается важность такого этапа, как "Слушание музыки"....