Слушание музыки как структурный элемент урока музыки
статья
Данный материал написан для учителей музыки. В нём раскрывается важность такого этапа, как "Слушание музыки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Слушание музыки как структурный элемент урока музыки. Статья | 21.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Слушание музыки как структурный элемент урока музыки
Одним из эффективных средств воспитания эмоций и чувств школьника является музыкальное искусство, музыкальное воспитание. Изменения личности связаны с изменениями музыкально-эмоционального развития. Это подтверждено практическими исследованиями в различных сферах, проведенными Б.М. Тепловым, Д.М. Кабалевским и др.
Главным показателем музыкальности классик отечественной психологии Б.М.Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку. Он отмечал, что «центром музыкальности является способность ребенка эмоционально отзываться на музыку».
Огромная роль в развитии эмоциональной сферы школьников принадлежит музыке. Благодаря ей ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал.
Актуальностью работы является недостаточная мотивация большинства детей к слушательской деятельности, в силу её сложности, которая играет важную роль в целостном развитии эмоциональной сферы детей.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта.
Слушание музыки – активный внутренний процесс сосредоточения, который даёт детям возможность воспринимать и понимать разные виды, жанры музыкального искусства.
Деятельность восприятия предшествует всем видам деятельности и является основой музыкального развития в любом возрасте. Она присутствует в музыкально-ритмическом движении, пении, игре на ДМИ, слушании музыки.
Восприятие музыки делится на:
- Восприятие музыки, специально созданной для слушания;
- Восприятие музыки в связи с её исполнительством;
- Музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей (ощущение и восприятие окружающего мира и самого себя).
Процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственные эмоциональные переживания. Если содержание музыкального произведения близко эмоциональному опыту ребёнка, и педагог помогает ему установить такую связь, то это существенно обогащает эмоциональное развитие школьника. В данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность учителя. Только знание и понимание возрастных особенностей детей позволяют составить репертуарный список музыкальных произведений.
Также в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в качественном исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желанием заниматься музыкальной деятельностью.
В процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений, поэтому мировая музыкальная классика имеет большое количество так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания в школьном возрасте.
Не стоит забывать, что музыкальный репертуар – это основа, на которой строится работа по музыкальному воспитанию детей. В каждой программе есть примерный список музыкальных произведений. Рассмотрим три основных требования к подбору музыкального репертуара: художественность произведения; доступность возрастным и индивидуальным возможностям детей; соответствие программным целям и задачам.
В целом музыкальный репертуар должен быть разнообразным по жанрам и содержанию, характеру и настроению.
Задачи педагога при слушании музыки:
1. Пробудить у детей интерес к музыке.
2. Поднять общую музыкальность.
3. Привить ребёнку вкус к хорошей музыке.
4. Познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом, гармонией.
Организация процесса слушания музыкального произведения включает несколько этапов:
- краткое и образное вступительное слово педагога, которое способствует заинтересованности, активизации внимания детей, настраивает их на восприятие;
- первоначальное прослушивание музыкального произведения;
- беседа о прослушанном произведении, разбор полученных впечатлений, привлечение внимания детей к основным средствам музыкальной выразительности;
- повторное слушание, уточнение отдельных средств выразительности, закрепление представления о прослушанном произведении, готовность рассуждать о нём, оценивать, желание и прослушивать его ещё раз;
- слушание музыкального произведения на последующих занятиях с целью сравнения его с новыми музыкальными образами, создание условий для выражения результатов восприятия в деятельности – игровой, художественной, двигательной.
Важно подвести детей к пониманию, что музыка несёт в себе содержание, смысл, который мы можем понять без слов, если внимательно и сосредоточенно её слушать.
Эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения и способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению. Лучше всего она формируется и развивается в процессе слушания музыки. Именно в процессе слушания ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, музыка влияет на мировоззрение человека, является идеальной средой для обогащения и гармонизации детской эмоциональной сферы.
Вывод:
Эмоциональная сфера ребенка - одна из важнейших систем, которая является ведущей в его психическом развитии и играет большую роль в регуляции поведения.
Основными условиями развития эмоциональной сферы являются:
- формирование навыка управления собственными чувствами и способами поведения. Таким образом в эмоциональной сфере появляется осмысленность, при этом ребёнок обучается нормам морали и правилам поведения;
- развитие эмоциональной сферы связанно с динамикой и содержанием эмоций. При формировании устойчивости эмоций появляются высокие чувства, к которым относится мораль, эстетика и любознательность;
- обучение восприятию не только своих чувств, но и чувств других людей. Ребёнок начинает распознавать эмоции через чужую мимику, жесты;
- описание базовых эмоций и отличие их от второстепенных чувственных проявлений. Дети могут сопереживать героям, вживаться в роли различных эмоциональных состояний. Воспитанию гармоничного проявления эмоций содействует всё многообразие деятельности ребёнка и его взаимодействие с окружающими взрослыми людьми;
- активное развитие любознательных качеств в ребенке способствует формированию эмоций, связанных с удивлением и радостью. Чувство эстетики развивается благодаря творческой деятельности ребенка.
По мнению Н. А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского и других специалистов, мощным средством воздействия на психику и средством воспитания всесторонне развитой личности является музыка. Музыкальный язык - это язык эмоций. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу человека: изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Доказано, что музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность. Каждый вид музыкальной деятельности охватывает эмоциональную сферу и оказывает особое влияние на развитие личности ребенка в целом. Деятельность восприятия является основой музыкального развития в любом возрасте и предшествует всем видам деятельности, в том числе слушанию музыке как структурному элементу музыкального занятия.
После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.
Для развития музыкального восприятия используется множество приемов, например, объединение различных видов искусства (чтение стихотворений, показ картин, иллюстраций). Но стоит помнить, что показывать картины или иллюстрации следует после прослушивания музыкального произведения. Так у детей складывается собственный образ, основанный на определенных эмоциях, а также развивается воображение. Задание можно усложнить, показав детям несколько картин и дать установку выбрать одну, соответствующую музыке по настроению.
Существует метод уподобления характеру звучания музыки и моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, ритмопластика, образные и танцевальные движения). Этот метод удовлетворяет потребность детей в движениях, помогает увлечь их, формирует положительное эмоционально-оценочное отношение к музыке, способствует глубине восприятия, развитию творческой активности.
Не стоит забывать, что все методические приемы будут эффективны лишь в том случае, если музыкальное произведение исполняется грамотно, ярко, вызывает у детей сопереживание, эмоциональный отклик, затрагивает их сердца, побуждает к высказываниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Закрепление и применение знаний с использованием алгоритмов как структурный элемент урока"
Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. ...
Структурные элементы урока. Презентация.
"Структура урока должна быть достаточно гибкой, она зависит от специфики дидактических задач, средств их выполнения и реальных условий обучения" (по В.В.Краевскому). Оказанию помощи малоопытному...
Структурные элементы урока
Данный текстовый материал сопровождает презентацию "Структурные элементы урока"....
Классическая музыка и её значение в формировании процесса развития восприятия музыки среди школьников на уроках музыки.
В Данной публикации говорится о нескончаемом источнике в формировании процесса развития восприятия музыки учащимися. Тем самым позволяет повысить процесс музыкального мышления, воспи...
Музыка главный герой сказки (урок музыки)
Музыка лекарство для души...
Методическое пособие для учителей музыки "Вокальная работа на уроках музыки в общеобразовательной школе"
Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор Минубаева А.Ю. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального ...
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА
Обучение – процесс, который развивается во времени и имеет свою логику перехода от незнания к знанию. Урок представляет собой лишь одно звено этого процесса. Содержание урока несвободно, оно вытекает ...