В помощь педагогу: Подготовка к родительскому собранию.
статья

Осмоловская Надежда Владимировна

В данной статье предложены к рассмотрению некоторые общие принципы и подходы к подготовке и проведению родительских собраний. Материал основан на опыте педагогов разных направлений педагогической деятельности и не претендует на открытие принципиально нового в области работы с родителями. Но возможно, позволит педагогу переосмыслить свою работу в этом направлении и полноценно подготовиться к очередному родительскому собранию. 

Материал пригодится для учителей и педагогов, которые ведут регулярную работу с родителями. В том числе проводят организационные и итоговые родительские собрания.

Отдельно предлагаю свой вариант проведения родительского собрания с примерным планом и протоколом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ

Осмоловская Надежда Владимировна

педагог дополнительного образования

государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 578

 Приморского района Санкт-Петербурга

Аннотация

В данной статье предложены к рассмотрению некоторые общие принципы и подходы к подготовке и проведению родительских собраний. Материал основан на опыте педагогов разных направлений педагогической деятельности и не претендует на открытие принципиально нового в области работы с родителями. Но возможно, позволит педагогу переосмыслить свою работу в этом направлении и полноценно подготовиться к очередному родительскому собранию.

Ключевые слова

родительское собрание; план родительского собрания; правила проведения родительских собраний; структура родительского собрания; сценарий родительского собрания; цель родительского собрания;

Разработка сценария проведения собрания

          В целом подготовка сценария родительского собрания – это творческая работа педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

  • Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, в столовой, на экскурсиях и т.д.). темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия на менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.

  • Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт повестки собрания; он быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей – одна из важнейших задач классного руководителя. Было бы неплохо, если бы классный руководитель предложил родителям и информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов.

  • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.).

Оно состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах. Следует заметить. Что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом и лишь после этого выносить на родительское собрание.

  • Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания должны стать родители детей, имеющие проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения, которая начитается словами: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них. 

Примерная структура родительского собрания:

1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) - 5 мин.

2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему - 5-7 мин.

3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным -10-15 мин.

4. Обсуждение проблемы родителями - 20 мин.

5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не надо «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

6. Заключительная часть собрания направлена на принятие решения и анализ произошедшего на собрании. По мнению заслуженного учителя России В.Н. Щербаковой, собрание проходит более успешно, если завершается «минутами благодарности». В конце встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу, предлагает взять памятку о прошедшей встрече, просит задержаться тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, для выяснения причин этих проблем и нахождения совместного решения.

Для чего нужны родительские собрания? 

1.     для быстрого получения разнообразной информации о детях. В таком случае классному руководителю необходимо тщательно продумать и четко сформулировать вопросы, на которые они хотят иметь ответы;

2.     как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, требований к детям, режима работы и т.д. на подобных собраниях можно выяснить мнение родителей о выносимых на собрание вопросах;

3.     для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т.д. но это должен быть аналитический материал, «без жареных фактов», фамилий родителей и детей;

4.     как консультативные по профориентации, трудоустройству детей, по занятости в системе дополнительного образования, по программе каникул. Хорошо приглашать на такие собрания психолога, педагога дополнительного образования, инспектора АПМН, учителей – предметников и т.д. помнить, что это консультации, а не претензии к родителям и детям;

5.     как экстренные, чрезвычайные при острой ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;

6.     совместные с учениками при обсуждении принципиальных вопросов (ношение школьной формы, переход во вторую смену и т.д.);

7.     как показ «товара лицом», когда дети показывают своим родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д. такие собрания очень полезны и интересны и для родителей, и для детей;

8.     собрания – лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить часто (один раз в месяц), как школу для родителей.

Важные детали в подготовке родительского собрания:

  • Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.
  • Уточнить регламент, продумать ход собрания.
  • Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание.
  • Продумать, где будут родители раздеваться, кто и как встретит их в школе.
  • Продумать выставочный или информационный материал.
  • Определить, кого из учителей – предметников или других специалистов можно пригласить.
  • Продумать свой внешний вид – это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание – событие и немножко праздник.

Правила поведения классных руководителей/ педагогов на родительском собрании:

1.     Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.

2.     Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.

3.     Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4.     Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.

5.     Постараться понять родителей, спокойно, уважительно, доброжелательно.

6. Заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.

Некоторые секреты успешности родительского собрания:

1.     Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

2.     Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

3.     Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х, 5-х, 9-х классов.

4.     Определить одну самую сложную проблему разговора и на обсуждении постройте собрание.

5.     Жестко определите регламент собрания. Берегите время родителей.

6.     Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуаций, интересных телепередач и т.д.).

7.     Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно, не отмалчиваться, отвергая предложения; вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени – отчеству, а не «Катина мама…».

8.     Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.

9.     Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Другие формы работы с родителями:

1.     Консультации – индивидуальные и коллективные тематические.

2.     Дни открытых дверей – разрешение родителей побывать не уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.

3.     Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников и т.п.).

4.     Телефон доверия – разрешения родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

5.     Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.

Из серии: Советы родителям. «Как помочь ребенку в учебе».

  • Никакого насилия.
  • Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
  • Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на его ошибки и объясните непонятное, а затем попросите его сделать все на черновике, который он вначале проверит сам, а потом даст посмотреть вам.
  • Устные предметы пусть перескажет, скажите, что вам это тоже интересно знать. Если трудно пересказывать, надо текст на абзацы и попросить ребенка задать вопрос каждому абзацу, а потом ответить самому на этот вопрос.
  • Помните: в вашем контроле за приготовлением уроков должны главенствовать только доброта, терпение. Результата сразу может и не быть, а уверенность должна быть ежедневно.

Список использованной литературы и источников

  1. Васильева Е.В. Родительские собрания. 5-9 классы. ФГОС/  Волгоград: «Учитель», 2017.
  2. Лозовая С.Н. Родительские собрания. 9-11 классы. Просвещение родителей: о новом стандарте образования./ Волгоград: «Учитель», 2017.
  3. Максименко Н.А. Дарите детям любовь. Лекции и материалы к родительским собраниям./ Волгоград: «Учитель», 2006.Петлякова Е.Н. Инновационные родительские собрания./ М.: «Феникс», 2012.
  4. Советова Е.В. Родительские собрания в начальной школе/ М.: «Феникс», 2014.

  5. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Справочная система «Образование»]. – URL:

https://vip.1obraz.ru/#/document/189/665087/d721d8f6-8558-4d0c-978d9f296fb586e7/?of=copy-6ecd5b94f6 Режим доступа: - свободный. Дата обращения: 30.04.2021.



Предварительный просмотр:

Протокол

Родительского собрания объединения ДО «Большой теннис» № _______

от 12 сентября 2019 года

Повестка собрания:

  1. Организационные вопросы работы объединения ДО «Большой теннис» (кратко о программе, расписание, планы, количество детей в группе и посещаемость, организация связи в соц. группе).
  2. Особенности б/тенниса, как вида спорта; возможные трудности обучения и способы их преодоления.
  3. Демонстрация спортивного инвентаря для обучения б/теннису. Как подобрать индивидуальный теннисный инвентарь – ракетку, своему ребенку. На что обратить внимание (характеристики ракеток) и где можно приобрести (Приложение 2.).
  4. Обратная связь: ответы на вопросы родителей.

Присутствовали: ________ человек (Лист регистрации прилагается. Приложение 1.).

Приглашены: _________________________________________________________________

родители, а также родственники и знакомые учащихся объединения ДО «Большой теннис».

Отсутствовали: ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

По повестке собрания выступили:

  1. Руководитель ДО «Большой теннис», педагог дополнительного образования Осмоловская Надежда Владимировна.
  2. _______________________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________________
  4. _______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Решение собрания:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Руководитель объединения «Большой теннис» _______________ Осмоловская Н.В.

Представители

Родительского комитета:

  1. ______________________ /___________________/
  2. ______________________ /___________________/
  3. ______________________ /___________________/

Приложение 1.

Родительское собрание объединения ДО «Большой теннис»

от 12 сентября 2019 года

Лист регистрации

Ф.И.О.

Конт. телефон

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Приложение 2.

Информация для родителей

Список теннисных магазинов:

  • «Про-теннис» - 8 (812) 272 15 34;  ул. Маяковского, 44 (м.Чернышевская)
  • «Теннисный салон № 1» - 8 (812) 230-76-61; Большая Зеленина ул., 39 (м. Чкаловская)
  • "Tennis Line" - 8 (800) 555-82-68;  Рюхина ул., 10 (м.Крестовский остров)
  • Магазин при теннисном центре в СК «Динамо» - пр.Динамо, 44.

Размеры детских ракеток:

19 – на рост 80-100 см

21 – на рост 100-110 см

23 – на рост 110-125 см

25 – на рост 125-140 см

26 – на рост 140-145 см (подростковая)

Теннисные бренды:

  • Head
  • Wilson
  • Babolat
  • Yonex
  • Prince


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление педагога-психолога на родительском собрании "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"

Помочь родителям  преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье; способствовать осмыслению конфликтных ситуаций и путей выхода из нее...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст"

Материал содержит выступление педагога-психолога на родительском собрании "Подростковый возраст". Родителям в доступной форме рассказывается об особенностях этого возраста, даны практические рекоменда...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в начальной школе по теме "Причины детской агрессивности"

Почему  у детей возникает агрессия?Первая причина -   потому, что их переполняет накопившаяся энергия.Ребенку особенно в младшем школьном возрасте нужно бегать, прыгать, лазить, перегон...

Выступление педагога-психолога на родительском собрании «Как научиться быть ответственным за свои поступки»

Задачи собрания:  1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взг...

Семья и школа вместе в вопросах профилактики зависимого поведения.В помощь классным руководителям при подготовке к родительскому собранию.

В статье раскрывается понятие "Зависимое поведение" и  "Профилактика зависимостей" , подробно рассматривается роль семьи в деле профилактики зависимостей....

Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Как справится с экзаменационным стрессом"

В выступлении даются рекомендации родителям как помочь детям готовиться к экзаменам....

Выступление социального педагога на общешкольном родительском собрании «Ответственность в детско-родительских взаимоотношениях»

Цель: ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьмиЗадачи:Выработка адекватного представления о детских возможностях и потребностях;л...