Урок баскетбола в школе
методическая разработка по физкультуре

Методическая разработка на тему: Урок баскетбола в школу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_basketbol.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 12 им. академика В.И.Кудинова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОК БАСКЕТБОЛА В ШКОЛЕ

Учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

В.Ф. Каракулов

Содержание

Введение………………………………………………………3

  1. Структура и особенности урока по баскетболу в школе…..4
  2. Примерный план – конспект урока по баскетболу…………8
  3. Заключение……………………………………………………11
  4. Список литературы……………………………………………12

Введение

В программе по физической культуре среди средств физического воспитания важное место занимают спортивные игры, в частности баскетбол. Спортивные игры способствуют формированию базовых двигательно-координационных качеств, в том числе точности движений, позволяющей воспроизводить двигательный акт по его пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам.

Наиболее распространенными разновидностями таких качеств, в спортивных играх, являются: точность воспроизведения движений по пространственно-временным и пространственно-силовым параметрам; точность движений тела в ответ на раздражитель; точность баллистических движений; точность реагирования на движущийся предмет.

Развивать и совершенствовать точность движений можно не только с помощью системы специальных упражнений, но и при использовании игровых заданий, создающих ощущение естественности и непринужденности обстановки, что важно для сохранения устойчивой психо-эмоциональной сферы учеников. Проверка эффективности некоторых игровых заданий показывает, что их применение в учебно-тренировочном процессе позволяет активизировать внимание занимающихся, улучшать двигательную память, усиливать зрительное восприятие элементов двигательного акта, повышать работоспособность.

  1. Структура и особенности урока по баскетболу в школе.

Урок по спортивным играм, как и другие уроки физической культуры в школе включает в себя подготовительную (вводную), основную и заключительную части.

Подготовительная часть. Продолжительность подготовительной части урока составляет 10-15 минут. Ее содержание должно обеспечивать выполнение двух “частных” задач: подготовить организм учащихся к выполнению заданий, реализуемых в основной части урока, и частично, сопряжено обеспечить развития физических качеств, в основном силы и выносливости. Для этого после объявления учителем задач урока, учащиеся выполняют программу двигательных действий. Такие действия и физическая нагрузка, реализуемые в подготовительной части урока, должны соответствовать следующим требованиям:

а) интенсивность физической нагрузки должна быть большей, чем в основной части, средняя ЧСС равна 152-165 уд./мин. Поточное выполнение заданий непрерывно или с небольшими интервалами отдыха определяет высокую моторную плотность (70-80 %). В конце подготовительной части у учащихся должно наступить выраженное потоотделение. Интенсивный бег и энергично выполненные с большой амплитудой общеразвивающие упражнения должны обеспечить развитие выносливости учащихся;

б) не следует выполнять сложные по координации упражнения, на объяснение и показ которых затрачивается много времени. Упражнения должны быть простыми, при их выполнении в сократительную деятельность должны включать не менее 70 % скелетных мышц;

в) координационная структура некоторых упражнений, выполняемых в подготовительной части урока, должна быть сходной с двигательными действиями, включенными в основную часть урока;

Основная часть. После завершения подготовительной части урока следует перестроение занимающихся в две шеренги, лицом друг к другу. В первой половине основной части урока проводится обучение технико-тактическими двигательными действиями, чаще всего в парах. Два ученика образуют пару, стоя друг перед другом, они получают мяч и выполняют задания преподавателя.

Формирование пар может иметь методическое значение. В ряде случаев пары подбираются примерно одинаковых физической подготовленности, роста и прилежания. Тогда создаются равноценные возможности для двигательного совершенствования обеих занимающихся. Полезно, особенно на начальном этапе обучения, обеспечить взаимодействие “парных” занимающихся, развивать его на последующих уроках.

У учащихся может возникнуть чувство открытого или скрытого соперничества (“У меня должно лучше получиться, чем у него”), которое учитель должен вовремя заметить и своевременно перепрофилировать, направить в нужное русло. Наибольшего успеха достигают психологически совместимые “парные” партнеры: даже при наличии скрытого соперничества они доброжелательны друг к другу, на занятиях обмениваются методическими советами и секретами. Иногда скрытое соперничество приводит к недоброжелательству, особенно у девушек. Если учитель бессилен нормализовать сложные отношения партнеров, их следует развести по другим парам.

Партнеры могут заметно отличатся по уровню подготовленности и прилежанию. В таких случаях обучение мало эффективно: плохо подготовленный ученик часто теряет мяч, выполняет задания с грубыми ошибками; от этого более подготовленный партнер простаивает и не получат должной учебной нагрузки.

Однако формирование пар из сильного и слабого учеников может быть и оправданным. Например, хорошо подготовленного ученика тренирующегося в секции баскетбол учитель объединяет в парах со слабым учеником, последний в таком случае получает персонального куратора. Обучение улучшается. Более сложный случай – когда учитель пытается свести в паре добросовестного ученика с ленивым, часто при этом проигрывают оба.

В основной части урока учитель должен быть максимально методически активен. Он постоянно передвигается вдоль шеренг учащихся и осуществляет персональное обучение действия, исправляет ошибки, следит за правильностью выполнения того или иного технического действия. Время от времени педагог прекращает выполнение групповых заданий и дает общие указания, сопровождая их личным показом или показом данного действия каким-либо учеником, делая акцент на то, что у него отлично получается данный элемент.

Во второй половине основной части занятия проводят двусторонние игры или игры, закрепляющие полученные навыки. Однако им отводят им слишком много времени, что отнюдь не всегда целесообразно. Двусторонние игры следует проводить лишь в том случае, когда учащиеся владеют технико-тактическими действиями на уровне двигательного умения. Проведение двусторонних встреч с соблюдением всех правил с учащимися, особенно с девушками, является грубой ошибкой. Двусторонние игры следует проводить по программе мини-баскетбола, стритбола и баскетбола по упрощенным правилам. Учебная программа предусматривает проведение таких игр с соблюдением всех правил только с 6-7 класса. Это справедливо, если учащиеся хорошо овладели технико-тактическими действиями, то допустимо уже в этот период обучения проводить учебные и соревновательные встречи с судейством и соблюдением всех правил игры.

При проведении основной части урока желательно ориентироваться на следующие методические рекомендации.

1. Во время обучения технико-тактическим действиям в парах и тройках большое значение имеют выбор оптимальной дистанции между партнерами и определение траектории полета мяча.

2. В основной части урока главное внимание уделяется обучению. Качественное обучение, особенно в начальный период, сопряжено с невысокой физической нагрузкой. Овладение навыками и их закрепление не требуют предельных силовых напряжений, здесь необходима высокая точность движений. Целесообразно без ущерба для становления технических умений использовать любую возможность для сопряженного развития физических качеств, но только с помощью средств игровой подготовки (увеличение расстояния между двумя игроками при выполнении заданий в парах, повышения темпа движений, уменьшение времени полета мяча, и др.).

Во второй половине урока обычно проводят двусторонние игры. Одновременно с программой таких встреч предусматривают специальные задачи для “остаточных” учащихся, по той или иной причине не попадающих в команду. Например, на уроке присутствуют 22 человека, 10-12 из них попадают в команды по 5-6 человек, но что же делать с остальными? Эти учащиеся обязаны выполнять во время игры определенные дополнительные задания, например, занимаются технической подготовкой в парах (приемы и передачи мяча). В связи с эмоциональным напряжением при проведении двусторонних встреч учащиеся часто допускают технические ошибки при выполнении тех приемов, которые они выполняли успешно в процессе обучения. Также и во время соревновательных игр учащиеся совершают технические и тактические ошибки, которых не было во время встреч, проводимых не в соревновательной обстановке. Такие сбивающие факторы нужно учитывать и упреждать их в учебном процессе.

В содержании основной части занятия для разучивания, совершенствования и освоения включают двигательные действия, различные по сложности, а также по степени овладения ими учащимися. Нельзя планировать для разучивания сразу несколько незнакомых учащимся двигательных действий, ранее отсутствующих в программе урока, их не должно быть более одного на одном уроке. Кроме двигательного действия, которое учащиеся только начинают разучивать, в содержание урока включают также действия и навыки, которые хорошо освоены. Следующие, подлежащие разучиванию двигательные действия, вводят в занятие только через определенный промежуток времени. Определенную программой совокупность спорт игровых навыков и умений включают в процессе обучения не одновременно, а последовательно. При этом обучение должно быть “каскадным”: одни двигательные действия только начинают разучивать, другие – совершенствуют, третьи – автоматизируют и т.д.

Заключительная часть. Традиционно в конце урока подводят итоги и определяют задания на дом. В данной части урока предлагается резко уменьшить физическую нагрузку и выполнять в медленном темпе успокаивающие упражнения с целью нормализации психического состояния и восстановления физической работоспособности, частично утраченной во время выполнения основных задач урока. Таким образом, средствами заключительной части постепенно ликвидируется двигательная доминанта и создается психологическая основа для восприятия учебного материала последующего занятия.

  1. Примерный план – конспект урока по баскетболу.

Цель урока: Совершенствование передач мяча в парах на месте и в движении, техника ведения мяча остановок и поворотов.

Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передач  мяча      

                               От груди и одной рукой от плеча в движении и на месте. Совершенствование броска одной рукой.

                           2. Совершенствование технико – тактических действий в учебно – тренировочной игре.

3) Развитие специальных физических качеств баскетболиста.

Место   проведения урока: Спортивный зал.

Инвентарь: Свисток, баскетбольные мячи.

Дата:

Части

урока

Содержание

Дози-

ровка

Организационно-

методические указания

П

О

Д

Г

О

Т

О

В

И

Т

Е

Л

Ь

Н

А

Я

Ч

А

С

Т

Ь

1. Подготовительная часть

1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.

2. Бег

3. Разновидности бега:

-приставными шагами

-спиной вперед

- спиной вперед приставными шагами

- Скрестным шагом

4. Разновидности прыжков:

- на правой.

- на левой

- спиной вперед на двух

5.Перестроение для проведения ОРУ

6. ОРУ с мячами

1. Повороты мяча влево и вправо

2. Передача мяча «восьмеркой»

3. Передача мяча сверху и снизу.

4. Перекатывание мяча «восьмеркой» между ног

5. Ип – выпад влево

1-4 выпад вправо

5-8 ип

6. Приседания

7. Бросок мяча ногами

8. Перекатывание мяча руками в упоре лежа

2. Основная часть

  1. Передачи в парах от

груди

  1. Передача от груди со сменой впередистоящей ноги
  2. Передача правой рукой от плеча
  3. Тоже левой рукой
  4. Попеременные передачи левой и правой рукой от плеча
  5. Передача мяча над головой
  6. Ведение мяча с остановкой прыжком и поворотами
  7. Смыкание на лицевую линию волейбольной площадки
  8. Передачи мяча в парах в движении
  9.  Бросок 1 рукой
  10. Игра «массовый» баскетбол

3. Заключительная часть

1.Построение

2. Игра «класс равняйсь»

3. Подведение итогов

15 мин.

2-3 мин.

2     мин.

2-3 мин.

50-60м

50-60м

50-60м

50-60 м

2-3 мин.

   20м

20 м

20 м

1 мин.

30 сек

30 сек.

30 сек.

30 сек.

6-8 раз.

8-10 раз

30 сек.

30 сек.

26 мин.

1,5 мин.

1,5 мин.

1,5 мин.

1,5 мин.

1,5 мин.

1 мин.

3 - 4 мин.

1 мин.

2 мин.

3 мин.

8 мин.

4 мин.

1 мин.

2 мин.

1 мин.

Проверка наличия спортивной формы, отсутствующих и освобожденных.

В среднем темпе

Поточный метод обучения.

2 шага правым боком 2 левым руки в стороны, согнуты в локтях

Смотрим назад через левое плечо

2 шага влево 2 шага вправо ноги согнуты наклон вперед

Правым и левым боком

Шаг чаще

Смотрим назад через левое плечо

В две шеренги лицом друг к другу интервал 2-3 м

Мяч на двоих

Оба партнера держатся за мяч лицом друг к другу

Спиной друг к другу

Спиной друг к другу над головой и между ног.

Ноги шире плеч стоя лицом друг к другу

Лицом друг к другу оба держатся за мяч.

Спиной друг к другу с зажатым мячом

Мяч зажат между ног бросок в руки партнера

Лицом друг к другу

«петлеобразное» движение мяч летит параллельно полу

Ногу меняем перед ловлей мяча

Левая нога вперед придаем мячу обратное вращение

Правая нога вперед

Со сменой впереди стоящей ноги

Мяч летит параллельно полу передача выполняется только засчет кистей.

Обводим партнера поочередно с правой и левой стороны.

Дистанция между парами 8-9 метров с атакой кольца

В четырех поточных колоннах

Со сменой амплуа игроков.

Выделить лучших.

Домашнее задание.

3. Заключение

Изучение баскетбола как и остальных спортивных игр в школе является важнейшим этапом развития личности ребенка. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу. Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление.

Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо в кротчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку, оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества.

Важная особенность спортивных игр – сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха.

Список литературы

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.-543с.

2. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под.ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 1997.-480с.

3. Бондарь А.И. Учись играть в баскетбол – Минск: Полынья , 1986. – 111с.

4. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.world-basket.biz/pag-history-basketball.html

5. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу // Физкультура в школе.-1990.-№6,7- с.17-18.

6. Баскетбол : Учебник для институтов физической культуры // Под. Ред. Ю.М. Портнова.-М.: Физкультура и Спорт, 1988.-350с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока для учащихся 7 класса. «Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока»

Цель урока: Обучающая: Обучение техники выполнения стойки игрока в баскетболе;                     Развивающая: Дать представление о занятия...

Конспект открытого урока по баскетболу для учащихся 6-х классов на тему: "Развитие координационных способностей на уроках баскетбола".

Цель урока:Развитие координационных способностей на уроках баскетбола.Задачи урока:Образовательная:Совершенствовать технику ведения мяча в движении.Закрепить передачу мяча одной рукой от плеча на мест...

«Особенности организации и методика проведения уроков баскетбола в начальной школе.»

1.Теоретические основы обучения школьников игре в баскетбол. 51.1 Проблема обучения игре школьников в баскетбол. 51.2 Особенности обучения физкультурным упражнениям в школьном возрасте. 151.3 Ме...

План-конспект урока по баскетболу в 11 классе Тема урока: Баскетбол

Обучение передачи мяча различным способом в парах в движении с пассивным сопротивлением....