Статья "Современный урок физической культуры"
статья по физкультуре
Предварительный просмотр:
Баюнчикова Т.В., учитель физической культуры
ГБОУ гимназия № 295 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Тема выступления
Современный урок физкультуры в контексте требований ФГОС.
Основная цель и задача ФГОС – воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества. Инструментом в построении уроков физической культуры в рамках ФГОС является системно-деятельностный подход
Развитие личности человека – это развитие системы «человек» - «мир». В этом процессе личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Урок в рамках ФГОС – я учусь (ученик). Традиционный урок – меня учат. На уроке физической культуры должны создаваться условия для активности обучающегося. Основные задачи урока физической сегодня – не просто вооружить ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
В основе ФГОС лежит формирование универсальных учебных действий. УУД в широком смысле – это «умение учиться», то есть совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности. Методика формирования УУД на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании современных педагогических технологий: проблемного обучения, проектное обучение, информационно-коммуникативных технологий. Содержание УУД определяется с учетом задач физического воспитания, типа урока, личности педагогов и особенности их работы.
Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры:
- Личностные:
- самоопределение;
- смыслообразование
- Регулятивные:
- соотнесение известного и неизвестного;
- планирование;
- оценка;
- способность к волевому усилию.
- Познавательные:
- формулирование цели;
- выделение необходимой информации;
- структурирование;
- выбор эффективных способов решения учебной задачи;
- рефлексия;
- анализ и синтез;
- сравнение;
- классификация;
- действия постановки и решения проблемы.
- Коммуникативные:
- строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами;
- постановка вопросов;
- разрешение конфликтов.
Структура урока физической культуры должна быть прозрачной для обучающегося. Учащийся должен знать – «зачем я это делаю»? должно быть осмысление урока. Соответственно между частями урока должны быть логические связи:
- актуализация, постановка проблемы, мотивация;
- план, целеполагание;
- критерии оценки в процессе урока, к чему стремиться, к какому результату в зависимости от индивидуальных способностей;
- осмысленное выполнение упражнений;
- самооценка при выполнении упражнений;
- коррекция4
- реализация;
- рефлексия;
- перспективный план на реализацию задач.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов. Освоение технологии подготовки к уроку, организации урок. Урока, в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.
Список литературы:
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009. – (Стандарты второго поколения).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М., 2008.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 5-е изд. – М., 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...