развитие образовательного и оздоровительного потенциала на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре (6 класс)
развитие образовательного и оздоровительного потенциала на уроках физической культуры
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Гниловская основная общеобразовательная школа»
Доклад
«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физической культуры»
Подготовила:
Власова Зинаида Николаевна
учитель физической культуры
I квалификационная категория
с. Гнилое
2019г.
Здоровье – важнейшая ценность человека. В последние годы серьезную тревогу вызывает здоровье учащихся, рост различных заболеваний, массовые вспышки опасных инфекционных болезней. Действительно, к числу причин, способствующих ухудшению физического и психического здоровья школьников, относятся учебная и эмоциональная перегрузка учащихся. Симптомы перегрузки: неуверенность, нервозность, усталость, рассеянность, чувство постоянной нехватки времени, суетливость, приводящая к импульсивности и поверхностности выполнения работы.
Урок физической культуры - главное звено в системе физического воспитания общеобразовательной школы. Он является для всех учащихся обязательной формой занятий. Поэтому его содержание и форма должны иметь мотивированность для занятия учащимися физической культурой и укрепления своего здоровья, что позволяет поддерживать интерес к предмету. Исходя из показателей здоровья каждого обучающегося, я стараюсь урок построить с учетом их физического развития, давая нормированные нагрузки. К учащимся подхожу строго индивидуально, в зависимости от состояния здоровья и физической подготовленности каждого ученика в рамках здоровьесберегающей технологии. При этом, реализуя физкультурно-оздоровительное развитие учащихся, воспитываю в них такие драгоценные человеческие качества как веру в свои силы, волю и умение преодолевать трудности, настойчиво идти к цели, товарищество, дружбу и т.д.. Все это на спортивных соревнованиях способствует достижению уровня спортивных успехов.
Практика показывает, что многие учащиеся не могут выполнить контрольные тесты, добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании, играх не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом из-за недостаточного развития двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. С этой целью в уроки включаю специальные упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.
Физическая культура – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей учащихся над укреплением здоровья детей.
Я – за единство физического и духовного здоровья.
Я – за самое широкое общение учащихся на уроках при выполнении упражнений. Если физкультура для всех, то она в обязательном порядке предполагает коллективные взаимодействия.
На уроках я поясняю, какую цель преследует то или иное упражнение, каково его применение в обыденной жизни, почему один элемент следует за другим, какая в данном движении заложена связь с тем, что было раньше, и с тем, что будет потом. А ведь для достижения эффективности обучения учительские объяснения вместе с пониманием учащимися двигательных действий в ходе занятий должны стать непременным условием.
Поэтому я за развивающее обучение на уроках физкультуры, при котором двигательная деятельность сочетается с развитием внимания, творческого игрового мышления, исследовательским поиском. Одна из задач, которую я ставлю перед собой, - приучить детей к самостоятельной деятельности, когда ученик, зная конечную цель, сам ставит перед собой задачу, ведущую к достижению этой цели, сам выбирает необходимые средства и способы действий и выполняет их.
Успешность их выполнения зависит от правильно организованного учебного процесса.
Учебно-воспитательный процесс выстраиваю по такой схеме:
На I этапе учебно-воспитательного процесса тщательно продумываю начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, дало толчок к мыслительной деятельности, настроило на изучение нового материала.
В начальных классах при проведении сюжетно-ролевых уроков в качестве мотивации использую сказочных персонажей, предлагающих вопросы. «В гостях у Мойдодыра», «В стране подвижных игр» и др.
Для решения задач II этапа (подготовительная часть) часто применяю комплексы ОРУ с предметами и без, могу использовать упражнения, самостоятельно разработанные учащимися дома, под музыкальное сопровождение. Данные комплексы направлены на подготовку функционального состояния организма к предстоящей нагрузке в основной части урока.
После выполнения комплекса упражнений спрашиваю учащихся: «Как вы думаете, для чего вы проделали данный комплекс?». Идёт живой диалог (интерактивное обучение).
В основной части урока часто использую групповую работу и работу в парах.
При обучении строевым упражнениям спрашиваю детей: «Зачем нам нужны построения и перестроения?». В ходе предположений, обсуждений учащиеся убеждаются в важности действовать по строевым командам. Привожу дорожную ситуацию: несколько машин мчатся по узкой горной дороге, внезапно одна из них тормозит. Задаю вопрос: «Как должны поступить при этом водители других машин?». Дети быстро находят правильный ответ: «Остальные машины тоже остановятся или случится авария». Я дополняю: «И в классе могут быть несчастные случаи, если ученик не остановится по команде «СТОЙ!» или, наоборот, остановится без команды». Таким образом, привлекаю внимание детей к строевым упражнениям. Они начинают внимательнее относиться к моим словам, стремятся сами разобраться в предъявляемых к ним требованиях.
Или при обучении ловли и передачи мяча спрашиваю детей: «Где может пригодиться умение владеть мячом?» Я стараюсь подвести их к пониманию значимости этого упражнения, важности его для развития координации движений, освоения спортивных игр. Прошу детей прислушаться, а сама дважды демонстрирую упражнение-ловлю мяча. Один раз мяч звучно шлёпается на мои ладони, а другой раз ловлю его бесшумно. Дети пробуют повторить. А потом вместе выясняют, что мяч надо встречать, вытягивая к нему руки, мягко принимать на пальцы и, сгибая руки, гасить его движение.
На стадии совершенствования двигательного действия побуждаю детей к поиску различных вариантов упражнения. Продумывая упражнения, дети получают удовольствие и учатся размышлять.
Такая форма общения учителя с учениками наилучшим образом соответствует желаниям и потребностям детей. Каждому из них хочется показать свои знания. Потому, как дети движениями отвечают на вопросы, - легко могу выявить тех, кто не думает сам, а просто копирует действия товарищей. Так быстро определяются ученики, не поспевающие за всеми, и, пока они безнадёжно не отстали, есть ещё время им помочь. Для этого даю индивидуальные задания отстающим ученикам. Они выполняют их на уроке самостоятельно или с помощью более подготовленных ребят.
При изучении темы «Метание малого мяча» организую занятия сменами с разделением учеников на пары. Ученик, ожидающий очереди, наблюдает за действиями своего товарища и по заранее указанным мною критериям устанавливает, что хорошо, что плохо выполнено. Выполняя такие задания, наблюдающие помогают своим партнёрам лучше усвоить технику и в то же время усваивают её сами. Здесь же для формирования стойкого интереса и осмысленного отношения к цели занятия создаю ситуацию, позволяющую приблизить полученные знания и умения к практической деятельности, например: метание в цель после бега - учащийся в роли солдата, которому надо поразить «вражеский танк». Такая ситуация помогает моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усвоить учебный материал.
В процессе преподавания, начиная с первых лет обучения, я стараюсь приучить учащихся к самостоятельной работе, к поиску нестандартных решений, к творческой работе. Школьные уроки физической культуры по-прежнему направлены на «прохождение» программы, а не на развитие мышления. Поэтому я создаю на уроках проблемные ситуации, чтобы ученики могли самостоятельно принимать решения, развивали мыслительную деятельность.
Удачно проходит обучение спортивным играм, спортивной гимнастике. Часто на своих уроках для развития физических качеств использую полосу препятствий. Учащимся нравится самим придумывать задания для каждого препятствия. Нельзя заниматься физической культурой без понимания закономерности биологии, истории, физики. Знания из различных учебных предметов помогают детям понять собственный организм, закономерности его развития, закаливания и тренировки. Поэтому на уроках я использую межпредметные связи.
В заключительной части урока использую задания и упражнения на восстановление.
Практикуются персональные домашние задания. Учащиеся самостоятельно находят определенный материал по теме и преподносят своим одноклассникам. Форму выбирают сами, это может быть: презентации, беседа, упражнения, и т.д..
Благодаря развивающему обучению, дети на уроках физической культуры приучаются думать, сопоставлять факты, анализировать, оценивать, творить, активно оперировать полученными знаниями и умениями. Результаты говорят сами за себя: учащиеся с удовольствием посещают уроки физкультуры, серьёзно относятся к своему здоровью, показывают хорошие спортивные результаты .
Таким образом, урок физической культуры должен соответствовать стандартам образования, учитывать индивидуальные особенности физического развития детей, учитывать интересы ребенка и его родителей в плане формирования представлений о ведении здорового образа жизни, должен носить деятельностный характер для развития ключевых компетенций у обучающихся, способствовать развитию образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительные упражнения на уроках физической культуры
Здоровье - одно из главнейших компонентов человеческого благополучия. Пэтому одним из важнейших компонентов в моей работе является ипользование приемов здоровьесберегающей технологии....
Оздоровительный бег на уроках физической культуры
Конспект урока по лёгкой атлетике в 10 классе. Способствует развитию скоростно-силовых способностей средствами бега на короткие дистанции....
Презентация "Оздоровительный бег на уроках физической культуры"
Проектная деятельность, завершающаяся в итоге массовым мероприятием "День бега"...
Физкультурно-оздоровительная работа на уроках физической культуры
Физкультурно – оздоровительная работа является ведущим направлением внеурочной деятельности, так как двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетвор...
Презентация" Использование оздоровительной аэробики на уроках физической культуры в школе"
В презентации дается определение аэробики, ее классификация, основные направления и стили оздоровительной аэробики, краткая характеристика классической аэробики, степ-аэробики и фитбол-аэробики. Приво...
Информационная карта инновационного опыта "Использование оздоровительной аэробики на уроках физической культуры"
В информационной карте кратко рассказывается о педагогическом опыте использования аэробики в школе....
развитие образовательного и оздоровительного потенциала на уроках физической культуры
доклад по теме самообразования...