Статья на тему "Ресурсно-информационное обеспечение физического воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью"
статья по физкультуре
В данной статье рассматриваются меры и требования по организации и проведению занятий по физической культуре для детей с ОВЗ и инвалидностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Думрауф Татьяна Владимировна
Учитель физической культуры,
КОУ ОО «Болховская
общеобразовательная школа – интернат
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Орловская область г. Болхов. РФ
Ресурсно-информационное обеспечение
физического воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью
Аннотация: В данной статье рассматриваются меры и требования по организации и проведению занятий по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: направления рабочих программ по дисциплине «Физическая культура», критерии оценки результата реализации занятий по физической культуре, материально-технические и информационные условия, дополнительные требования в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Ключевые слова: Здоровье, адаптивная физкультура, образовательная программа, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, средства физического воспитания, специальные образовательные условия.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Число детей с ОВЗ и инвалидностью неуклонно растёт, поэтому возрастает роль физического воспитания. В наше время эта тема особенно актуальна.
Создание и обеспечение специальных условий для получения физического воспитания детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Вариативность специальных образовательных условий определяется по различным ресурсным сферам: нормативно-правовое, материально-техническое и информационное обеспечение.
На первый план выходит нормативно-правовое обеспечение. Настоящий Порядок разработан в соответствии со следующими нормативными документами, регламентирующими организацию и проведение занятий по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности), действующие в Субъекте РФ:
1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ
2.Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181ФЗ
3.Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.12.1999г. №1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования».
Физкультура для детей с ОВЗ и инвалидностью в школе — важный предмет, обучающий ребенка управлять своим телом. В её основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду.
Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.
Программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разрабатывается с использованием средств адаптивной физической культуры. В зависимости от нозологий обучающегося и степени ограниченности возможностей, в соответствии с медицинскими рекомендациями, могут быть организованы в виде практических и лекционных занятий.
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия для инвалидов и лиц с ОВЗ представляют собой внеурочную форму занятий по физическому воспитанию и направлены на обеспечение возможности самовыражения личности и приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности.
Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных особенностей. Учитывая, что адаптивная физическая культура предусматривает использование комплекса эффективных средств физической реабилитации и социальной адаптации, устанавливаются следующие критерии оценки результата реализации занятий по физической культуре:
1. На этапе начальной подготовки: углубленная физическая реабилитация, социальная адаптация и интеграция; формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; расширением круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по избираемому виду спорта; развитие физических качеств и функциональных возможностей.
2. На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): социальная адаптация и интеграция; положительная динамика двигательных способностей; участие в спортивных соревнованиях; повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки.
Для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа в помещения для занятий по дисциплине, а также их пребывания в этих помещениях (в том числе наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов). Занятия для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ проводятся в отдельной аудитории. Число обучающихся не превышает 6 человек в одной аудитории. Дети в процессе проведения занятий могут пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
Материально-технические условия реализации адаптированной программы по физической культуре обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса.
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения организовано:
- пространство, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
- временной режим обучения;
- технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ и инвалидностью (доска с магнитными держателями, мультимедиа проектор и экран, переносные носители информации).
Для оснащения школы спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья модернизирована физкультурно-оздоровительная база: оборудованы специальные площадки (в помещениях и на открытом воздухе); установлены специализированные тренажеры общеукрепляющей направленности и фитнес тренажеры.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов; размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения; проведения массовых мероприятий, собраний, представлений.
Информационное обеспечение включает необходимость информационных связей участников образовательного процесса. В школе организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
Болховская общеобразовательная школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает проведение занятий по физической культуре инвалидам и лицам с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Таким образом, в единстве с концепцией общего стандарта и с целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения.
Список используемой литературы:
1. Аксенова, О.Э. Адаптивное физическое воспитание в образовательных учреждениях // IX Российский национальный конгресс «Человек и его здоровье» Материалы конгресса. - Санкт Петербург: 2014.
2.Железняк Ю.Д., Вагаб М. М. Теория и методика обучения по предмету «Физическая культура». – М.: Академия, 2016.
3.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – М.: Академия, 2014.
4. Самсонова Е.В., Т.П. Дмитриева, С.И. Сабельникова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, А.С. Аркелян «Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях» Методические рекомендации. – М.: 2012.
5.Степаненков, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инвалидность ребенка
Появление в семье ребенка-инвалида – опыт чрезвычайно трудный, который переворачивает и зачастую дезорганизует жизнь всех членов семьи. Ожидая рождения ребенка, родители не готовы к болезни, и ко...
Разностороннее развитие ребенка с инвалидностью
Каждый ребенок с малых лет хочет познать мир, общаться со сверстниками, иметь друзей, учиться.Но ребенок с инвалидностью кроме своего дома и больницы, к сожалению, в других местах не бывает. Не посеща...
Компьютерные и развивающие игры в работе педагога дополнительного образования с воспитанниками детского дома, имеющими инвалидность
Из опыта работы...
Психология инвалидности.
Правильное воспитание ребенка в семье должно строиться из учета общих требований к воспитанию и понимания индивидуальных особенностей развития ребенка-инвалид...
Статья на тему "Проблемы и перспективы развития обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью!"
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья даёт шанс включиться в трудовую деятельность, быть социально значимыми гражданами, обеспечить свое благосостояние, духовный и творческий рост. Ин...
Статья «Ожидания и потребности семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью»
Изучение ожидания и потребностей семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья для использования накопленного опыта взаимодействия. Данные тезисы предназначены для педагогов, родите...
Статья "Как адаптивная физкультура помогает в реабилитации детей с инвалидностью"
Как адаптивная физкультура помогает в реабилитации детей с инвалидностью.Методическое направление предполагает непрерывное повышение квалификации и оказание методической помощ...