Статья «Ожидания и потребности семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью»
статья по психологии

Ларченко Наталья Александровна

Изучение   ожидания и потребностей семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья для использования накопленного опыта взаимодействия. Данные тезисы предназначены для педагогов, родителей для включения их в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ожидания и потребности семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью»

Ларченко Наталья Александровна,

Фурцева Ирина Сергеевна

("ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат № 23»)

г. Белгород   http://school-int23.ucoz.org

Аннотация: Изучение   ожидания и потребностей семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья для использования накопленного опыта взаимодействия. Данные тезисы предназначены для педагогов, родителей для включения их в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.

Диапазон  опыта представлен двумя важнейшими социальными институтами – школой и семьёй, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Основная цель совместной деятельности школы и семьи – включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.

Ключевые слова: Адаптация, реабилитация и социализация,  семейное воспитание, здоровьесбережение, коррекционная педагогика, дети с ОВЗ, нарушение слуха, здоровьесберегающие технологии, внутрисемейные отношения, эмоциональное взаимодействие,

Семья ребёнка с патологией слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьёй слышащего ребёнка. Рождение в семье глухого или слабослышащего ребёнка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей. Нарушается их взаимодействие с социумом, внутрисемейные отношения, расстраивается дальнейшее воспроизводительное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребёнке, возможностях его лечения и воспитания, поэтому перед сурдопедагогом и школой стоят сложные  и многогранные задачи работы с семьёй.

Основная цель совместной деятельности школы и семьи – включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха. 

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей-предметников, администрации ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 23». Вступление в действие федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) существенно повышает значение этого направления работы, так как основная идея стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Школа и семья – два важнейших социальных института, которые объединены гуманистической идеей о наивысшей ценности ребенка и призваны дополнять друг друга, взаимодействуя между собой. Законом Российской Федерации «Об образовании» на них возложена обязанность по созданию всех необходимых условий для того, чтобы дети своевременно получали образование и профессиональную подготовку.

Актуальность  проблемы взаимодействия семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями слуха, и специальной (коррекционной) школы-интерната для  детей с нарушениями слуха обуславливается такими обстоятельствами, как:

- единый объект образовательного процесса и семейного воспитания- ребенок –инвалид по слуху;

- общие цели и задачи его реабилитации и социализации;

- обоюдная заинтересованность во всестороннем изучении особенностей его развития, и раскрытия в нем лучших качеств и свойств;

- объединение усилий и координация действий в решении проблем по его обучению, воспитанию и развитию;

- обеспечение благоприятной атмосферы для адаптивной жизнедеятельности;

- взаимное обогащение всех участников взаимодействия.

Помимо понимания и уважения к себе, каждый ребенок должен видеть перед своими глазами образец любви; на основе которого впоследствии может строить свои чувства по отношению к окружающим его людям. Если он не научится любви в семье своих родителей, то где же ему этому научиться?

Однако именно в семьях, где рождается ребенок с тем или иным нарушением в развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личностной трагедии родителей. [1; 124]

Ребенок с отклонениями в развитии в силу своих особенностей лишает родителей многих возможностей. Создает психологическое противоречие между созреванием новых семейных отношений и невозможностью их осуществления, которое может усугубляться, если это единственный ребенок в семье. В большей степени это касается слышащих родителей.

Большое значение во внутрисемейных отношениях имеет факт наличия или отсутствия нарушений слуха у родителей. В исследованиях В. Петшака установлено, что в семьях, где растут дети, имеющие неслышащих родителей, выявляются примерно равные положительные эмоциональные отношения, близкие к тем, которые характерны для семей слышащих.        [3; 215]

Отношения в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, не являются постоянными и проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е. И. Исенина, Д. Льютеман):

1 стадия – шок, 

2 стадия – понимание, 

3 стадия – «защитное отрицание»,

4 стадия – «принятие глухоты», 

5 стадия – конструктивные действия.

Стадия шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь. [4; 183]

Вопрос взаимоотношения семьи и школы во все времена был актуальным, но новизна современной ситуации в том, что значительная часть современных родителей пытается разобраться в сущности подходов к обучению, в особенностях образовательных программ школы, в  учебниках  по которым работает педагог.  Работа с родителями всегда трудна, в ней много непростых ситуаций, которые школа не всегда может решить самостоятельно. Проблемы, которые школа и семья должны решать вместе - это мотивация учения, формирование жизненных планов ребенка, выбор профессии; выявление причин отставания ребенка в учении и его пассивности в делах класса, достижение учеником благоприятного статуса в коллективе; выявление одаренности и развитие способностей ребенка, его познавательного отношения к миру. Очень важными аспектами являются также совместная забота о здоровье детей, а значит, выбор образовательной программы для ребенка и индивидуальный подход; совместная деятельность в трудные периоды развития детей и в период кризисов взросления, предупреждение и преодоление конфликтов со сверстниками и взрослыми, предупреждение асоциального поведения; формирование интересов и ценностных ориентаций в сфере культуры, досуга, дальнейшей самостоятельной деятельности.

        Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализация детей была и есть единственная специфическая функция семьи, а другие функции являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития. В детстве закладываются традиции семейного воспитания. [2; 53]

Для решения этой проблемы необходимо вооружить семьи педагогическими знаниями и умениями. В работу должны быть вовлечены не только педагоги школы, но и работники социальных служб, медики. Способы организации занятий могут быть разными: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы.

Несмотря на то, что родители юридически не входят в школьный коллектив, они не менее педагогов заинтересованы в эффективной и успешной работе школы поэтому правильным будет вовлечение родителей в органы школьного самоуправления. Кроме того, родителям всегда необходима информация о видах и формах дополнительного образования, которая включает в себя: расписание работы кружков и факультативов (в школе); внешкольные формы углубленного освоения знаний (перечень рекомендуемых организаций и учреждений, в которых ребенок может развивать свои интересы и способности по предмету или образовательной области).

Создание единого пространства – школа и семья – оказывает непосредственное влияние на подготовку воспитанников с проблемами слуха к самостоятельной жизни и труду в обществе после окончания школы. [2; 32]

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагогов, стилем и тоном его отношений.

Сотрудничество семьи и школы в вопросах воспитания и обучения неслышащих детей всегда приносит положительные результаты.

Объединяя свои усилия в воспитании, обучении и коррекции нарушенного развития, они достигают согласованной  реализации целей и содержания образовательно-воспитательной деятельности, развития социально значимых качеств личности (интересов, ценностных ориентаций и творческих способностей), координации взаимосвязанных действий в формировании речи и слухового восприятия как средств общения, в совершенствовании произносительных умений и познавательной деятельности.

Сотрудничество образовательного учреждения с семьями своих воспитанников должно быть организовано на принципах систематичности, научности, связи с реальной жизнью. Основная цель совместной деятельности школы и семьи – включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха. [3; 307]

Связь школы и родителей должна иметь двусторонний характер – это  важное условие эффективности осуществляемой работы с родителями. Только такое сотрудничество станет эффективным в достижении общей для родителей и педагогов цели – формирование полноценного члена общества

Используемая литература:

1. Соколова Н.Д., Калиникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология»/– М.: ООО»Аспект», 2005. – 448с.

2. Куликов В.Н. Совместная работа школы и семьи в обучении неслышащих детей//Совместная работа семьи и школы в обучении и воспитании глухих детей: Сб. материалов из опыта работы школы-интерната № 26 для глухих детей города Белгорода. – Белгород, 2002.

3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклоненеиями в развитии. М., 2003. – 342с.

4. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (корец.) образоват. Учреждений 1 и 2 вида/ [Д.Ю. Алексеевских и др].; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2005. – 295с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Развитие связной речи как ведущее средство коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социуме»

Данная программа составлена на основе пособия И. Н. Лебедевой «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине». Рассчитана на детей, обучающихся по программе школы VIII вида (5-...

Доклад по теме «Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: « Организационно-правовые основыреализации инклюзивного образования в массовой школе»...

«Значение партнёрства семьи и школы в становлении личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Статья посвящена особенностям работы с родителями детей с ОВЗ. О трудностях работы, приоритетных направлениях, результатах работы МБОУ "СОШ №1 города Анадыря" в данном направлении....

Консультация для родителей:"Помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья"

Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком....

Ожидания и потребности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

Социальное сопровождение семей, воспитывающих ребёнка инвалида, в некоторой степени снижает трудности ребёнка и способствует оказанию помощи семье: воспринимать своего ребёнка таким, какой есть, любит...

Ожидания и потребности семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

Социальное сопровождение семей, воспитывающих ребёнка инвалида, в некоторой степени снижает трудности ребёнка и способствует оказанию помощи семье: воспринимать своего ребёнка таким, какой есть, любит...