Методическая разработка Проект Народные игры Белоруссии
методическая разработка по физкультуре
Методическая разработка Проект Народные игры Белоруссии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_proekt_narodnye_igry_belorussii.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №12 имени Героев-пионеров
города Каменск-Шахтинского
ПРОЕКТ
на тему
«Народные игры Белоруссии»
Подготовили учителя физической культуры МБОУ гимназии №12
Бушковская Т.А., Кожемякин А.А..
Проект представлен в форме спортивного праздника
«Фестиваль народных игр Белоруссии».
2019-2020 учебный год
Введение
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Игра - величайшее чудо из чудес, которое на протяжении всей истории человеческого общества является отражением различных сторон жизни и культуры народов. Не случайно Г.Н.Волков в «Этнопедагогике» отмечает, что посредством игр детям прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, традициям.
Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании поколений.
Народные игры Белоруссии являются отображением национальных традиций, самобытности и колорита народа. Начальная форма подвижных игр определена общественно-историческим развитием, своеобразием традиций, быта и культуры народа.
Все коллективные народные игры учат детей толерантности и уважению. Ребёнок начинает сознательно относиться к своему партнёру по игре весьма уважительно, пытается найти общий язык, способность к сотрудничеству. У детей формируется способность прийти на помощь в любой момент, пусть даже пока только в игровой форме.
Народные игры Белоруссии рассматриваются как метод физического и
духовного воспитания детей.
Вид проекта – познавательный, практико-ориентированный.
Срок реализации проекта – один месяц.
Участники проекта: учащиеся начальной школы, старшеклассники, учителя по физической культуре, учитель музыки, родители.
Объектом исследования являются особенности проведения подвижных игр и развлечений у народа Белоруссии.
Предметом исследования являются белорусские народные детские и юношеские игры.
Цель проекта: приобщение школьников к материальной и духовной культуре народа Белоруссии и вовлечение детей в яркий мир народных игр,
соревнований и национальных праздников.
Задачи проекта:
1.Познавательные (приобщить детей к национальной культуре, расширить круг знаний школьников о традициях, обычаях, укладе жизни народа Белоруссии).
2.Развивающие (способствовать развитию навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога).
3.Воспитательные (развивать способность к действенному межэтническому
взаимоотношению и взаимопониманию) .
4.Педагогические задачи:
- изучить, обобщить, систематизировать и проанализировать учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
- провести консультации для педагогов и родителей о роли народных игр в жизни детей;
-воспитывать устойчивое заинтересованное отношение к культуре народов, проживающих на территории Белоруссии;
- формировать чувство товарищества, взаимопомощи, учить договариваться.
Ожидаемый результат:
1. Дети должны научиться уважительному отношению к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений.
2. У детей должен развиться интерес к подвижным играм народа Белоруссии.
Этапы проекта
Реализация проекта проходит по трём этапам:
1. Подготовительный
- выявление основных проблем, формирование идеи по их решению;
-подбор специальной методической литературы с целью расширения
теоретических знаний педагогов;
-совместное обсуждение темы с детьми («Что мы знаем, что мы хотим узнать, как и где мы можем узнать?»)
- составление плана мероприятий;
- подбор подвижных игр.
2. Основной
Работа с детьми:
1. Проведение теоретических уроков на тему: белорусские народные игры.
2. Знакомство с правилами подвижных игр народа Белоруссии:
«Налимы»
«Иванка»
«Лес, болото, озеро»
«Два огня»
«Охотники и утки»
«Ежик и мыши»
Эстафеты с элементами белорусских народных игр
Работа со старшеклассниками:
1. Беседа «Роль народных подвижных игр в жизни детей».
2. Знакомство с разными типами игр.
3. Подбор подвижных игр.
4. Изготовление атрибутов к играм.
3. Заключительный
1. Анализ проведённой работы, соотнесение результата с поставленными
целями.
2. Оформление стенгазеты «Мы играем в белорусские игры».
3. Спортивный праздник «Фестиваль народных игр Белоруссии».
План проведения мероприятия.
- Открытие праздника.
- Вступительное слово учителя физической культуры.
- Представление участников.
II. Представление, демонстрация и проведение народных игр.
III. Проведение эстафет с элементами подвижных игр.
IV. Подведение итогов фестиваля.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I.Открытие праздника
Ведущий 1: Ребята, скажите, а вы любите играть? Игра – пожалуй, любимое занятие многих, как детей, так и взрослых! Игры бывают самые разнообразные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же - народные.
С помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни народов других стран, потому что в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Из народных игр мы узнаём о чести, смелости, мужестве. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.
Сегодня мы с вами познакомимся с народными играми Белоруссии. Итак, мы начинаем наш праздник и назовём его «Фестиваль народных игр Белоруссии».
Ведущий 2: Сегодня праздник «Фестиваль игры»
Народов дружба крепни год от года!
Навеки сгиньте признаки войны.
Пусть будет мир, и счастье, и свобода!
Ведущий 1:
Игры мы начинаем
Всем здоровья пожелаем!
Прими участие скорей!
Да зови своих друзей!
Всем в дорогу нам пора!
В гости нас зовёт игра!
А девиз нашего праздника такой:
«Веселимся мы играем, и нисколько не скучаем!»
Ведущий 2:
Начинаем фестиваль!
Будут игры, будет смех,
И веселье и забавы
Предназначены для всех.
Ведущий 1:
Внимание! Сейчас каждый класс со своим учителем и помощниками-учащимися 11 классов, будут играть в народные игры Белоруссии на определённой площадке. 7-8 минут отводится на одну игру, а по сигналу ведущего, весь класс организованно переходит на другую площадку к следующей игре.
А команды из учащихся 4-х классов посоревнуются в эстафетах с элементами народных игр Белоруссии.
Ведущий 2: Внимание, ребята! Организованно переходим к месту проведения первой игры.
II. Представление и демонстрация народных игр.
Учащиеся 1-3 классов играют в подвижные игры на школьной спортивной площадке.
«Налимы (Мяньки)»
Играют на площадке длиной 20-30 м и шириной 10-15 м. Эта площадка - «река».
Описание. Посредине каждой из четырех сторон площадки рисуют кружки диаметром 1м. Это «ямы». Затем выбирают двух «рыбаков». Держась за руки, они догоняют остальных играющих («рыб» - «налимов») и ловят их. Пойманные присоединяются к «рыбакам», взявшись с ними за руки, т. е. расширяя цепочку ловящих - «невод». «Рыбы» могут спасаться в «ямах», но находиться в «яме» может только одна «рыба».
Игра продолжается до тех пор, пока «рыбаки» не переловят всех «налимов».
Правила.
- Если руки у «рыбаков» во время ловли расцепятся, то «рыба» не считается пойманной и может плыть дальше.
- Находиться в «яме» может только одна «рыба», не больше 5 секунд.
«Лес, болото, озеро»
Описание. Чертят 4 больших круга. В первый круг становятся играющие, а остальные круги получают названия: «лес», «болото», «озеро». Ведущий называет зверя, птицу, рыбу или любое другое животное и быстро считает до условленного числа (до 5). Все бегут, и каждый становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания, названного животного или птицы и т. д. (например, в круг, означающий лес, если назван волк, в круг, означающий озеро, если названа щука). Слово «лягушка» позволяет стать в любой круг, поскольку лягушки живут и в озере, и в болоте, и в лесу. Побеждают те, кто ни разу не ошибся за определенное число конов.
Правила.
- Менять круг, в который прибежал, нельзя.
- Если прибежавший хотя бы одной ногой ступит не в тот круг, то он получает штрафное очко.
- Тот, кто не успел добежать до круга или прибежал последним, также получает штрафное очко.
«Иванка»
Играющим нужна кукла (Иванка).
Описание. На земле рисуют круг диаметром 5-6 м. Это «лес». В середине его - «дом лесовика». Сюда сажают (кладут) Иванку. Затем выбирают «лесовика» (водящего). Остальные - «лебеди». Залетая в «лес», «лебеди» стараются схватить Иванку и унести оттуда. «Лесовик» стремится задеть (осалить) «лебедей». До кого он дотронется, тот выбывает из игры. «Лебедь», которому удастся вынести из «леса» Иванку, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.
Правила
- «Лесовик» не имеет права выходить из «леса» и подходить к своему «дому» ближе 1 шага.
- Если «лебедю» удается схватить Иванку, но водящий осалит его в пределах «леса», то «лебедь» выбывает из игры, а Иванку возвращают на прежнее место - в «дом».
«Два огня»
Описание. Выбирают двух водящих (это «огни») и разделяются на две группы. На земле рисуют «коридор» длиной 8-12 м и шириной 8-10 м. «Огни» становятся в «коридоре», а остальные играющие располагаются у линий с обеих сторон «коридора»: одна группа - вдоль левой стороны, вторая - вдоль правой. Играющие сильным ударом о землю внутри «коридора» перебрасывают от группы к группе мяч, а «огни» стараются его поймать. Если им это удается, то игрок, бросивший мяч, считается «сгоревшим» и выбывает из игры.
Игра продолжается 2- 3 минуты, затем назначаются другие «огни».
Правила.
- В «коридоре» находятся только водящие, остальным играющим не разрешается входить в него.
- Поймав мяч, игрок может перекинуть его 1 раз другому игроку из своей группы, но следующий бросок может быть только через «коридор».
«Охотники и утки»
Описание. Играющие делятся на две команды. Одна команда — качки (утки), другая — охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг. По сигналу охотники стреляют в уток — стараются попасть в них мячом. Время охоты 2 минуты, затем подсчитывают выбитых уток и команды меняются.
Правила игры.
1.Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов.
2.Осаленный мячом выходит из игры.
3.Выигрывает та команда, которая больше выбила уток.
«Ежик и мыши»
Описание. Все дети – мышки, становятся в круг. Ежик - в центре круга. По сигналу все идут вправо, а ёж влево. Ведущий произносит слова:
Бежит ежик - тупу-туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?
После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:
Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик - всюду тишь,
Чу!.. Скребется в листьях мышь!
Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:
Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!
Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повторяется несколько раз.
Правила игры.
1.Все действуют точно в соответствии с текстом.
2.Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой.
3.Запятнанная мышка сразу выходит из игры.
Эстафеты с элементами белорусских народных игр
Ведущий: Ребята! Подвижные игры и эстафеты закаляют не только тело, но душу. Нет такого качества личности, развивать которое нельзя было – бы с помощью народной игры. И сейчас мы с вами посоревнуемся в быстроте, ловкости и находчивости, проведём эстафеты с элементами народных игр Белоруссии.
- Разминочная. Оббежать конус с флажком Белоруссии и передать флажок следующему игроку своей команды.
- Посади картошку (бульбу). Первый игрок, с мешком в руках, бежит к лунке и «сажает» одну картошку, затем возвращается и передаёт мешок следующему игроку. Итак, все игроки.
- «Быстрая тыква». Первый игрок катит по земле фитбол (тыкву) до конуса и обратно и передаёт его следующему.
Каждый сбитый конус - штрафное очко.
- «Бульба» в ложке. Первый игрок оббегает конус, держа в вытянутой руке ложку с большой картофелиной. Если картофелина упала, ее кладут обратно и продолжают бег. Итак, все игроки.
- «Михасик». После слов ведущего: «Ты, Михасик, не зевай, лапоточки обувай!» первый игрок в лаптях оббегает конус, затем возвращается и передаёт лапти следующему игроку. Итак, все игроки.
- Береги «Иванку». После слов ведущего: «Ты, Иванку сбереги, передай - не урони!» первый игрок с куклой в руках оббегает конус, затем возвращается и передаёт её следующему игроку. Итак, все игроки.
IV. Подведение итогов фестиваля.
Построение.
Ведущий1:
Сегодня, проигравших нет,
Есть просто, лучшие из лучших,
Пусть в каждом сердце дружбы свет
Зажжет поступков добрых лучик.
Ведущий2:
Много есть на белом свете
Игр разных и затей.
Выбирай себе по вкусу!
И учи играть друзей!
Использованная литература
1. «Детские народные подвижные игры» Кенеман А.В., Осокина Т.И. –М., «Просвещение» 1995г. 2. «Физкультура». Методика преподавания. 2. «Спортивные игры» книга для учителя. Найминова Э – Ростов на Дону, «Феникс», 2001 г.
3. Игры народов СССР: Сборник. / Сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. -М, 1985.-269 с.
4. Журнал «Физическая культура в школе» № 4,2001г; 1, 4,2002г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА
«Фестиваль народных игр Белоруссии» (1-4 КЛАССЫ)
Цели и задачи: Обогатить учащихся знаниями национальных традиций, игр, истории народа Белоруссии и формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей.
1.Развивать интерес к многонациональной культуре и к предмету «Физическая культура»
2. Воспитывать толерантное отношение к народу Белоруссии, путем познания фольклора посредством народных игр.
3.Развивать физические качества (ловкость, быстроту реакции, координационные способности).
4. Способствовать сплочению детей в коллективе.
Участники праздника:
Ученические коллективы 1-4 классов.
Учащиеся 11 класса.
Время проведения фестиваля:
Праздник проводится 12.10.2019 года, с 12-30 до 14-00.
Организатор:
Учителя физического воспитания: Кожемякин А.А.., Бушковская Т.А.
Порядок проведения фестиваля:
- Открытие праздника.
1.Вступительное слово учителя физической культуры.
2. Представление участников.
II. Представление, демонстрация и проведение народных игр.
III. Проведение эстафет с элементами подвижных игр.
IV. Подведение итогов фестиваля.
Жюри и помощники фестиваля:
В жюри входят учителя физической культуры, а помощники -учащиеся 11 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Народные игры" как средство воспитания
Проект "Народные игры" содержит описание подготовительной работы, участников. Можно использовать игры, своего региона, игры народов,проживающих в вашей местности....
Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")
Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной. На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...
Методическая разработка "Русский народный танец"
В разработке представлены разные виды русских народных танцев и их историческое происхождение....
Методическая разработка "Обучение народной манере пения в детской школе искусств"
Исследования известных ученых, педагогов доказывают, что большое внимание необходимо уделять изучению динамики развития музыкальных способностей; музыкального слуха и певческого голоса, ритмического ч...
Проект " Народные игры"
Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы посредством народного творчества и фольклора....
Методическая разработка "История народного танца"
Разработка предназначена в помощь педагогам дополнительного образования, как теоретический материал....
Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)
Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...