Методическая разработка "История народного танца"
методическая разработка на тему
Разработка предназначена в помощь педагогам дополнительного образования, как теоретический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka.docx | 567.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия на тему "История русского народного танца"
Форма — групповое занятие.
Возраст обучающихся- 12- 14 лет.
Педагог дополнительного образования — Чурилова Н. Ф.
"Центр для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 23 Петроградского района "
Цель занятия- создание условий для воспитания у детей интереса и любви к русскому народному танцу.
Задача – сформировать навык определения форм и методов изучения русского народного танца
Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.
Особенности русского народного танца
Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей.
Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.
Невозможно выделить один период из истории Древней Руси, когда зародился народный танец, но с полной уверенностью можно сказать, что он абсолютно точно олицетворяет в себе всю нелегкую и насыщенную историю этого великого государства. Очень часто подобные пляски проводились под аккомпанемент песен и текстов о родине, героях и царях. В основном народный танец был привязан к массовым и большим церковным праздникам. Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу,
Русский народный танец отличается динамикой, большой подвижностью и наличием всевозможных прыжков и трюков, которые требовали очень хорошей физической подготовки, но стоит отметить, что во времена Древней Руси с этим проблем не было. К большому сожалению, русский народный танец уже не исполняется в наше время с такой частотой. В современном мире он используется лишь в качестве сценической изюминки и национальной демонстрации.
11
Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.
Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.
Хороводы
Хороводы на РусиРусские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древня наша жизнь. Жили ли предки наши дома, они занимались играми, плясками, хороводами; были ли они на побоище, они воспевали родину в своих былинах. С веселых пиров Владимира песни разносились по всей Руси и переходили из рода в род. Прежние наши гусляры, вдохновители русской народной поэзии, видны доселе еще в запевалах, хороводницах, свахах. Как гусляры в старину открывали песнями великокняжеские пиршества, так и наши запевалы и хороводницы составляют хороводы и пляски. Есть люди, указывающие нам на былое действие, но нет верного указания, когда начались наши хороводы. История хороводов заключается в преданиях; а все наши народные предания говорят о былом, как о настоящем времени, без указаний дней и годов; говорят, что делали наши отцы и деды, не упоминая ни места действия, ни самих лиц.
Первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на его появление в русской земле, и поэтому все предположения остаются ничтожными. Было счастливое время, когда наши филологи производили хоровод от греческих и латинских слов. Счастливо было то время, когда наши умники верили, что наш хоровод происходит от греческого слова chorobateo — ступаю в хоре; невозвратны и те наслаждения, когда с торжеством произносили, что хоровод заключается в словах: choros — лик поющих и пляшущих, ago — веду.
Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Девицы, окруженные хороводницами, изучают песни и игры по их наставлениям. В нашей хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее Хороводыжелание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности. При всей этой важности, хороводница считается у нас обыкновенною, простою женщиною, способною только петь и плясать. Так за время могло измениться народное значение этого слова. Однако, между нашими православными людьми соблюдается доселе почет к хороводнице: подарки сельских девушек, угощение матушек, безденежные труды отцов на ее поле. Это все делается во время хороводных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"
Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....
ВАСИЛИЙ СУВОРОВ "Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"
Дорогие коллеги, здравствуйте! Начиная концертмейстерскую практику во времена перестройки, когда невозможно было купить сборники нотных изданий, я ходил в библиотеки музыкальных школ, просматрива...
Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»
20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...
"Сборник методического материала концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца для старших классов ДШИ (4-5 класс)"
Василий Суворов. Нотный сборник для концертмейстеров народного танца в музыкальных школах.(4-5 кл.)Данный сборник является адаптированным пособием для концертмейстеров народного танца –аккордеонистов ...
Методическая работа"Формы существования удмуртского народного танца"
Танцевальное искусство удмуртского народа является неотъемлемой частью его духовной культуры. К сожалению, оно не стало до сегодняшнего времени предметом всестороннего исследования. «До сих пор нет ни...
Методическая разработка "Техника вращения в русском народном танце"
В данной методической разработке приведены примерные упражнения и вращения с методическими рекомендациями по исполнению....
Открытое показательное занятие по народному танцу коллектива народного танца "Та-На-Ми"
План-конспект открытого занятия в рамках Всероссийского фестиваля "Берега детства", проходимого на базе ГБОУДО "ДТД и М "Преображенский"....