УПРАВЛЕНИЕ НАГРУЗКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОД С ПРИМЕНЕНИЕМ ПУЛЬСОМЕТРОВ
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7 класс)

Стройкова Наталья Владимировна

Эффективность занятия в группах дополнительного образования детей , подготовки во многом зависит от выбора  средств и методов, которые направлены на развитие  качеств учащихся .  Установить оптимальную тренировочную интенсивность можно при помощи регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС). Используя этот метод, учащиеся  часто добиваются более высоких результатов даже при меньшем объеме и интенсивности нагрузки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга

УПРАВЛЕНИЕ  НАГРУЗКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОД С ПРИМЕНЕНИЕМ ПУЛЬСОМЕТРОВ

Выполнила: Педагог Дополнительного образования детей по предмету легкая атлетика

     

Стройкова  Наталья

Владимировна

2019 год

Санкт - Петербург

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность занятия в группах дополнительного образования детей , подготовки во многом зависит от выбора  средств и методов, которые направлены на развитие  качеств учащихся .  Объёмные требования программы предоставлены в виде часов и минут - километров и метров и число повторений . Выполнение  програмных  нагрузок производят адаптационные изменения в организме, происходящие в процессе занятия .

Тренировочная нагрузка- это мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, определяющая степень преодолеваемых трудностей. Нагрузку можно выразить с внешней и внутренней стороны. Внутренняя нагрузка характеризует степень мобилизации функциональных возможностей и величину физиологических, биомеханических сдвигов в организме спортсменов, при выполнении циклической тренировочной работы. Они проявляются в увеличении ЧСС, объема легочной вентиляции и потребления кислорода, содержания молочной кислоты в крови. Внешняя нагрузка отражает величину тренировочных нагрузок, выполняемой работы.

Многие занимающиеся  тренируются слишком интенсивно или слишком однообразно, некоторые тренируются с чрезмерно низкой интенсивностью. Часто занятия  на выносливость (аэробные тренировки) выполняются  при пульсе около 180 ударов в минуту (уд/мин). Для многих занимающихся  этот пульс значительно превышает аэробно-анаэробную транзитную зону. Границы аэробно-анаэробной транзитной зоны сильно варьируются у разных людей, но ориентировочно эта зона находится между 140 и 180 уд/мин. Установить оптимальную тренировочную интенсивность можно при помощи регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС). Используя этот метод, учащиеся  часто добиваются более высоких результатов даже при меньшем объеме и интенсивности нагрузки.

Самым доступным в измерении параметром на тренировочном занятии является ЧСС. Наиболее точный способ — использование  пульсометра, который закрепляется вокруг грудной клетки.

В 1984 году профессор Франческо Конкони разработал специальную методику тренировки, центрированную на частоте сердечных сокращений (ЧСС), благодаря которой итальянский спортсмен Франческо Мозер установил мировой рекорд в часовой гонке на велосипеде.С этого момента каждый спортсмен мог улучшить свои спортивные результаты, используя специальные принципы тренировки.

 В результате изучения научно-методической литературы нами была поставлена гипотеза: предполагается, что внедрение современного стандартизированного метода электронной компьютернойпульсометрии на занятиях в группах ДОД , повысит эффективность занятия  и результативность на соревнованиях.

Объект исследования: тренировочная нагрузка и методы педагогического контроля и управления подготовкой группы ДОД

Цель работы: разработать  методику управления подготовкой, для  применения в группах  на занятиях ДОД , для эффективности подготовки к соревнованиям

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения найденной методики в занятиях с учащимися ДОД ,с разным уровнем подготовленности . Методы контролирования и управления нагрузкой,  с использованием современных пульсометров,позволят избежать  факторов  риска появления состояния перетренированности и обеспечит точность выполняемого задания и рост  результатов.

Для решения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Определить методику дозирования  индивидуалной  нагрузки

2.Определить методику обучения , для управления  нагрузкой на занятиях для  учащихся ДОД ,

3. Экспериментально определить эффективность найденной методики управления нагрузкой для занимающихся в группах ДОД

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В период с 2016  по 2018г.  на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга  был проведен эксперимент  с группой учащихся ДОД  1 года обучения . Экспериментальная группа состояла из учащихся  (5 мальчиков и 5 девочек ), одной возрастной группы и имеющих одинаковый   уровень подготовки ,определенный  тестовым   упражнением     бег на 1000м.  

Для  наблюдения нами был выбран   сентябрь - ноябрь 2016 и  февраль- апрель 2017.

В экспериментальном периоде учебное занятие начиналось с постановки целей и задач, задавались временные объемы нагрузки, объяснялась  и задавалась  интенсивность бега:

  • по методу разговорного теста (Приложение 1);
  • по воспринимаемым усилиям, и по  темпу  бега(Приложение 2).

Чтоб выявить соответствие  с  заданной интенсивностью  бега  и воспроизводимой учащимися  использовался  метод педагогического контроля определения эффективности бега по ЧСС у каждого занимающегося  замерялся пульс методом подсчетаза15 секунд и переводился в минутный.

Наблюдение  за экспериментальной группой за период 2016-2017 года, выявило большие отклонения от заданных параметров по объему и интенсивности. Плановая  нагрузка  за сентябрь - ноябрь  была выполнена на большей интенсивности, аэробная зона   пульса 120-140 уд/мин -осталась не затронутой,  что  привело к потере объема по километражу и физиологоческих сдвигов - характерных именно для этой пульсовой зоны (Приложение 3). В Зоне смешенных режимов бега (160-175уд/мин)-фактический объем был увеличен в 5раз ,что недопустимо подготовительный период и ведет к снижению эффективности к основным соревнованиям . Заданные параметры бега не были  реализованы в подготовительный период. Это подтверждает и контрольный бег на 1000м проводимый после подготовительного периода(Таблица 2).

Контрольный бег на 1000м проводился на стандартном легкоатлетическом стадионе ЦФКиС Пушкинского района (круг 400м).Экспериментальная группа в итоговом тестовом беге на 1000м показала результаты ниже их личных.

Результаты 10 участников внесены в таблицу средним арифметическим значением.

Таблица 2.Результаты контрольного бега после первого экспериментального периода.

До эксперимента  

После эксперимента

 Достоверность различия

Примечание

Х1=4,38+/-6

n=5

девушки

Х2 =4,43+/-3

n=5

p< 0,05

Результаты хуже исходных

Х1=4,18+/-5

n=5

юноши

Х2 =4,23+/-4

p< 0,05

Результаты хуже исходных

В  подготовительном этапе с  той же тренировочной группой(5 юношей  и 5 девушек) год спустя, в   период 2017-2018 было принято решение использовать пульсометры Polar M430 — это спортивные часы для бега с модулем GPS, датчиком сердечного ритма.

В начале использования были выявлены трудности в практике использования нового оборудования. Спортсмены  учились ловить свой пульс и,удерживать  его  заданное время. Самые большие трудности возникли с 1 зоной интенсивности 120-140 уд/мин - тяжелее всего было замедлить бег и удерживать  очень низкий темп шагов, но это было основной задачей на длительных бегах свыше 1 часа.Через 2 недели спортсмены адаптировались к применению кардиодатчиков. Теперь интенсивность бега мы стали применять в пульсовых зонах, соответствующие периоду подготовки.

Подготовительный экспериментальный  этап, второго педагогического эксперимента период 2017-2018 осень -весна   (с использованием пульсометров )

Все участники эксперимента улучшили свои результаты в беге на 1000 метров, скорость бега по дистанции возросла. Шесть участников из десяти повысили свои результаты. Програмные  требования в подготовительный осенний и весенний периоды второго эксперимента были относительно полностью выполнены в нужных зонах интенсивности (Таблица 4).

Таблица 4.Результаты контрольного бега после второго экспериментального периода.

До эксперимента  

После эксперимента

 Достоверность различия

примечание

Х1=4,38+/-6

n=5

девушки

Х2 =4,24+/-3

n=5

p< 0,05

из 5 учащихся - 3 выполнили 3 юношеский   разряд

Х1=4,18+/-5

n=5

юноши

Х2 =3,55+/-4

p< 0,05

из 5 учащихся  - 3 выполнили 3 юношеский  разряд

Использование кардиомониторов создает новые возможности для контроля физиологического состояния учащихся  и дает увидеть сдвиги в функциональных системах. В результате исследования нами была получена следующая динамика ЧСС, при переменном беге (Приложение4).

Контролировать тренировочный процесс с новым оборудованием стало намного проще Наблюдение  показало точность выполнения всего объема тренировки по зонам интенсивности Эффективность данного метода выявлена , и по результатам теста на 1000м очевидна

Примерные тренировочные планы для занимающихся в группах ДОД  в годовом плане занятий  с применением пульсометров(Приложении 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. В литературе и програмных  документах предлагается учитывать тренировочную нагрузку по общему объему в километрах и относительным (парциальным) объемам в интенсивной, экстенсивной, развивающей и восстановительной зонам  нагрузки. Предложенные методы контроля в литературе уделяют больше внимания внешней части нагрузки, а не внутренней ее составляющей. При поиске новых эффективных форм и методик занятий , мы пришли к заключению о необходимости контроля пульса  на занятиях  учащихся  . Некоторые авторы предлагают контролировать нагрузку в баллах, что слишком абстрактно и неточно.
  2. Для разработки нашей методики мы руководствовались здоровьесберегающими технологиями  , технические стандарты с помощью новейших компьютерных технологий, имеющих международный стандарт точности измерения пульса. Эта методика позволяет управлять тренировочной нагрузкой ,с учетом  разного уровня подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся  и получать результаты  , что позволяет сохранить их здоровье . Кроме этого, данная методика позволяет управлять процессом он-лайн, дистанционно с помощью вывода программ и приложений через интернет, помогает автоматически получать графики скорости бега, пульса, высоты над уровнем моря.
  3. Проведенные педагогические эксперименты (поисковый и основной) показали эффективность разработанной методики в основном эксперименте и достоверность полученных улучшений  результатов в беге на 1000м

СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ

1. Детская легкая атлетика. Программа международной ассоциации легкоатлетических федераций.- М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002.

2. Бег по правилу 80/20. Тренируйтесь медленнее, чтобы соревноваться быстрее:Мэт Фицджеральд : пер с англ.Р. Шагабутдинова; {науч,ред,И.Нечаев } .- М,: Манн,Иванов и Фербер,  "2017,-240с.

3.Бег с Лидьярдом, /Доступные методики оздоровительного бегаот великого тренера ХХ века / Артур Лидьярд,ГартГилмор: пер.с англ.В.Б.Розова,-2-е изд,-М.-: Манн,Иванов и Фербер ,2013.-352с.

4.Воробьев, В.И. /Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. - 54с.

5.Примерные программы спортивной подготовкидля детско- юношеских спортивных школ по легкой атлетике -М.:Советский спорт,2004-108с.

6.Косицкий Г. И. /Физиология человека/ Под ред. Г. И. Косицкого. - 3-е изд., перераб.                  и доп.- М.: Медицина, 2003. 54с.

7.Фарфель В.С. Современные проблемы физиологии спортивной тренировки/В.С. Фарфель//. - М. – 2002.

8.ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: Пер. с англ. -Мурманск: Издательство "Тулома", ЯнсенПетер 2006. - 16с.

9.Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике (1982).

10.СолодковА.С.Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция/А.С.Солодков; Гос. ин-тфиз. культуры им ПФ Лесгафта- Л.; ГДОИФК 1988-36с

11.Фурсов В.В.Теория и методика спортивной ходьбы: учебное пособие Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.

12.Селиверстова, В.В. Психофизиологическое тестирование спортсменов: учебное пособие / В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб. : [б.и.], 2014. – 81с.

13.Солодков, А.С. Физиологические проблемы адаптации к физическим нагрузкам: учебное пособие / А.С. Солодков, В.В. Селиверстова ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.:[б.и.], 2014. – 110с

14. Железняк Н. Ч. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования. Мозырь: «Белый Ветер», 2008

15.Горушкина, С.Н. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. Сборник нормативных документов / С.Н. Горушкина, И.А. Тозыякова, Ю.А. Шубин. - М.: Феникс, 2014. - 304 c.

16. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 256 c.

Интернет ссылки

https://traingain.org/article/2530-trenirovki-dlya-povysheniya-pano-tempovoj-beg#pano

https://einsteins.ru/subjects/mops/theory-mops/ostroe

http://keeprun.ru/tips/sovety-kak-begat-po-pulsu.html#kak-svyazany-pul-s-i-nagruzka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности

Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...

Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"

Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции".  Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...

Тема занятия: "Рисунок с применением нетрадиционных техник"

«Рисование с натуры»Тема занятия: Рисунок с применением нетрадиционных техник.Цель: Формирование у воспитанников художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в...

УПРАВЛЕНИЕ НАГРУЗКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОД С ПРИМЕНЕНИЕМ ПУЛЬСОМЕТРОВ

Методическая разработка : Управление нагрузкой на занятиях дод с применением пульсометров...

План-конспект занятия на тему: «Применение базовых элементов хип-хопа в детской танцевальной практике»

В данном материале можно найти план-конспект занятия для занятий по хип-хопу для начинающих....

Конспект занятия по популяризации применения световозвращающих элементов

Тема: «Светоотражающий значок – фликер, помощник на дороге». Цель:  профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; формирование осознания необходимости выполнять ...