УПРАВЛЕНИЕ НАГРУЗКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОД С ПРИМЕНЕНИЕМ ПУЛЬСОМЕТРОВ
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7 класс)
Эффективность занятия в группах дополнительного образования детей , подготовки во многом зависит от выбора средств и методов, которые направлены на развитие качеств учащихся . Установить оптимальную тренировочную интенсивность можно при помощи регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС). Используя этот метод, учащиеся часто добиваются более высоких результатов даже при меньшем объеме и интенсивности нагрузки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка тренировка с использованием пульсометров | 156.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга
УПРАВЛЕНИЕ НАГРУЗКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОД С ПРИМЕНЕНИЕМ ПУЛЬСОМЕТРОВ
Выполнила: Педагог Дополнительного образования детей по предмету легкая атлетика
Стройкова Наталья
Владимировна
2019 год
Санкт - Петербург
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность занятия в группах дополнительного образования детей , подготовки во многом зависит от выбора средств и методов, которые направлены на развитие качеств учащихся . Объёмные требования программы предоставлены в виде часов и минут - километров и метров и число повторений . Выполнение програмных нагрузок производят адаптационные изменения в организме, происходящие в процессе занятия .
Тренировочная нагрузка- это мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, определяющая степень преодолеваемых трудностей. Нагрузку можно выразить с внешней и внутренней стороны. Внутренняя нагрузка характеризует степень мобилизации функциональных возможностей и величину физиологических, биомеханических сдвигов в организме спортсменов, при выполнении циклической тренировочной работы. Они проявляются в увеличении ЧСС, объема легочной вентиляции и потребления кислорода, содержания молочной кислоты в крови. Внешняя нагрузка отражает величину тренировочных нагрузок, выполняемой работы.
Многие занимающиеся тренируются слишком интенсивно или слишком однообразно, некоторые тренируются с чрезмерно низкой интенсивностью. Часто занятия на выносливость (аэробные тренировки) выполняются при пульсе около 180 ударов в минуту (уд/мин). Для многих занимающихся этот пульс значительно превышает аэробно-анаэробную транзитную зону. Границы аэробно-анаэробной транзитной зоны сильно варьируются у разных людей, но ориентировочно эта зона находится между 140 и 180 уд/мин. Установить оптимальную тренировочную интенсивность можно при помощи регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС). Используя этот метод, учащиеся часто добиваются более высоких результатов даже при меньшем объеме и интенсивности нагрузки.
Самым доступным в измерении параметром на тренировочном занятии является ЧСС. Наиболее точный способ — использование пульсометра, который закрепляется вокруг грудной клетки.
В 1984 году профессор Франческо Конкони разработал специальную методику тренировки, центрированную на частоте сердечных сокращений (ЧСС), благодаря которой итальянский спортсмен Франческо Мозер установил мировой рекорд в часовой гонке на велосипеде.С этого момента каждый спортсмен мог улучшить свои спортивные результаты, используя специальные принципы тренировки.
В результате изучения научно-методической литературы нами была поставлена гипотеза: предполагается, что внедрение современного стандартизированного метода электронной компьютернойпульсометрии на занятиях в группах ДОД , повысит эффективность занятия и результативность на соревнованиях.
Объект исследования: тренировочная нагрузка и методы педагогического контроля и управления подготовкой группы ДОД
Цель работы: разработать методику управления подготовкой, для применения в группах на занятиях ДОД , для эффективности подготовки к соревнованиям
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения найденной методики в занятиях с учащимися ДОД ,с разным уровнем подготовленности . Методы контролирования и управления нагрузкой, с использованием современных пульсометров,позволят избежать факторов риска появления состояния перетренированности и обеспечит точность выполняемого задания и рост результатов.
Для решения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Определить методику дозирования индивидуалной нагрузки
2.Определить методику обучения , для управления нагрузкой на занятиях для учащихся ДОД ,
3. Экспериментально определить эффективность найденной методики управления нагрузкой для занимающихся в группах ДОД
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В период с 2016 по 2018г. на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга был проведен эксперимент с группой учащихся ДОД 1 года обучения . Экспериментальная группа состояла из учащихся (5 мальчиков и 5 девочек ), одной возрастной группы и имеющих одинаковый уровень подготовки ,определенный тестовым упражнением бег на 1000м.
Для наблюдения нами был выбран сентябрь - ноябрь 2016 и февраль- апрель 2017.
В экспериментальном периоде учебное занятие начиналось с постановки целей и задач, задавались временные объемы нагрузки, объяснялась и задавалась интенсивность бега:
- по методу разговорного теста (Приложение 1);
- по воспринимаемым усилиям, и по темпу бега(Приложение 2).
Чтоб выявить соответствие с заданной интенсивностью бега и воспроизводимой учащимися использовался метод педагогического контроля определения эффективности бега по ЧСС у каждого занимающегося замерялся пульс методом подсчетаза15 секунд и переводился в минутный.
Наблюдение за экспериментальной группой за период 2016-2017 года, выявило большие отклонения от заданных параметров по объему и интенсивности. Плановая нагрузка за сентябрь - ноябрь была выполнена на большей интенсивности, аэробная зона пульса 120-140 уд/мин -осталась не затронутой, что привело к потере объема по километражу и физиологоческих сдвигов - характерных именно для этой пульсовой зоны (Приложение 3). В Зоне смешенных режимов бега (160-175уд/мин)-фактический объем был увеличен в 5раз ,что недопустимо подготовительный период и ведет к снижению эффективности к основным соревнованиям . Заданные параметры бега не были реализованы в подготовительный период. Это подтверждает и контрольный бег на 1000м проводимый после подготовительного периода(Таблица 2).
Контрольный бег на 1000м проводился на стандартном легкоатлетическом стадионе ЦФКиС Пушкинского района (круг 400м).Экспериментальная группа в итоговом тестовом беге на 1000м показала результаты ниже их личных.
Результаты 10 участников внесены в таблицу средним арифметическим значением.
Таблица 2.Результаты контрольного бега после первого экспериментального периода.
До эксперимента | После эксперимента | Достоверность различия | Примечание |
Х1=4,38+/-6 n=5 девушки | Х2 =4,43+/-3 n=5 | p< 0,05 | Результаты хуже исходных |
Х1=4,18+/-5 n=5 юноши | Х2 =4,23+/-4 | p< 0,05 | Результаты хуже исходных |
В подготовительном этапе с той же тренировочной группой(5 юношей и 5 девушек) год спустя, в период 2017-2018 было принято решение использовать пульсометры Polar M430 — это спортивные часы для бега с модулем GPS, датчиком сердечного ритма.
В начале использования были выявлены трудности в практике использования нового оборудования. Спортсмены учились ловить свой пульс и,удерживать его заданное время. Самые большие трудности возникли с 1 зоной интенсивности 120-140 уд/мин - тяжелее всего было замедлить бег и удерживать очень низкий темп шагов, но это было основной задачей на длительных бегах свыше 1 часа.Через 2 недели спортсмены адаптировались к применению кардиодатчиков. Теперь интенсивность бега мы стали применять в пульсовых зонах, соответствующие периоду подготовки.
Подготовительный экспериментальный этап, второго педагогического эксперимента период 2017-2018 осень -весна (с использованием пульсометров )
Все участники эксперимента улучшили свои результаты в беге на 1000 метров, скорость бега по дистанции возросла. Шесть участников из десяти повысили свои результаты. Програмные требования в подготовительный осенний и весенний периоды второго эксперимента были относительно полностью выполнены в нужных зонах интенсивности (Таблица 4).
Таблица 4.Результаты контрольного бега после второго экспериментального периода.
До эксперимента | После эксперимента | Достоверность различия | примечание |
Х1=4,38+/-6 n=5 девушки | Х2 =4,24+/-3 n=5 | p< 0,05 | из 5 учащихся - 3 выполнили 3 юношеский разряд |
Х1=4,18+/-5 n=5 юноши | Х2 =3,55+/-4 | p< 0,05 | из 5 учащихся - 3 выполнили 3 юношеский разряд |
Использование кардиомониторов создает новые возможности для контроля физиологического состояния учащихся и дает увидеть сдвиги в функциональных системах. В результате исследования нами была получена следующая динамика ЧСС, при переменном беге (Приложение4).
Контролировать тренировочный процесс с новым оборудованием стало намного проще Наблюдение показало точность выполнения всего объема тренировки по зонам интенсивности Эффективность данного метода выявлена , и по результатам теста на 1000м очевидна
Примерные тренировочные планы для занимающихся в группах ДОД в годовом плане занятий с применением пульсометров(Приложении 5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
- В литературе и програмных документах предлагается учитывать тренировочную нагрузку по общему объему в километрах и относительным (парциальным) объемам в интенсивной, экстенсивной, развивающей и восстановительной зонам нагрузки. Предложенные методы контроля в литературе уделяют больше внимания внешней части нагрузки, а не внутренней ее составляющей. При поиске новых эффективных форм и методик занятий , мы пришли к заключению о необходимости контроля пульса на занятиях учащихся . Некоторые авторы предлагают контролировать нагрузку в баллах, что слишком абстрактно и неточно.
- Для разработки нашей методики мы руководствовались здоровьесберегающими технологиями , технические стандарты с помощью новейших компьютерных технологий, имеющих международный стандарт точности измерения пульса. Эта методика позволяет управлять тренировочной нагрузкой ,с учетом разного уровня подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся и получать результаты , что позволяет сохранить их здоровье . Кроме этого, данная методика позволяет управлять процессом он-лайн, дистанционно с помощью вывода программ и приложений через интернет, помогает автоматически получать графики скорости бега, пульса, высоты над уровнем моря.
- Проведенные педагогические эксперименты (поисковый и основной) показали эффективность разработанной методики в основном эксперименте и достоверность полученных улучшений результатов в беге на 1000м
СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ
1. Детская легкая атлетика. Программа международной ассоциации легкоатлетических федераций.- М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2002.
2. Бег по правилу 80/20. Тренируйтесь медленнее, чтобы соревноваться быстрее:Мэт Фицджеральд : пер с англ.Р. Шагабутдинова; {науч,ред,И.Нечаев } .- М,: Манн,Иванов и Фербер, "2017,-240с.
3.Бег с Лидьярдом, /Доступные методики оздоровительного бегаот великого тренера ХХ века / Артур Лидьярд,ГартГилмор: пер.с англ.В.Б.Розова,-2-е изд,-М.-: Манн,Иванов и Фербер ,2013.-352с.
4.Воробьев, В.И. /Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. - 54с.
5.Примерные программы спортивной подготовкидля детско- юношеских спортивных школ по легкой атлетике -М.:Советский спорт,2004-108с.
6.Косицкий Г. И. /Физиология человека/ Под ред. Г. И. Косицкого. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2003. 54с.
7.Фарфель В.С. Современные проблемы физиологии спортивной тренировки/В.С. Фарфель//. - М. – 2002.
8.ЧСС, лактат и тренировки на выносливость: Пер. с англ. -Мурманск: Издательство "Тулома", ЯнсенПетер 2006. - 16с.
9.Хоменков Л.С. Учебник тренера по легкой атлетике (1982).
10.СолодковА.С.Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция/А.С.Солодков; Гос. ин-тфиз. культуры им ПФ Лесгафта- Л.; ГДОИФК 1988-36с
11.Фурсов В.В.Теория и методика спортивной ходьбы: учебное пособие Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.
12.Селиверстова, В.В. Психофизиологическое тестирование спортсменов: учебное пособие / В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб. : [б.и.], 2014. – 81с.
13.Солодков, А.С. Физиологические проблемы адаптации к физическим нагрузкам: учебное пособие / А.С. Солодков, В.В. Селиверстова ; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.:[б.и.], 2014. – 110с
14. Железняк Н. Ч. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования. Мозырь: «Белый Ветер», 2008
15.Горушкина, С.Н. Дополнительное образование детей в сфере культуры и искусства. Сборник нормативных документов / С.Н. Горушкина, И.А. Тозыякова, Ю.А. Шубин. - М.: Феникс, 2014. - 304 c.
16. Лебедева, О.Е. Дополнительное образование детей / О.Е. Лебедева. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 256 c.
Интернет ссылки
https://traingain.org/article/2530-trenirovki-dlya-povysheniya-pano-tempovoj-beg#pano
https://einsteins.ru/subjects/mops/theory-mops/ostroe
http://keeprun.ru/tips/sovety-kak-begat-po-pulsu.html#kak-svyazany-pul-s-i-nagruzka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности
Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...
Разработка учебного занятия по теме" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции"
Разработка учебного занятия по теме :" Применение производной к исследованию функций и построеннию графиков. Схема исследования функции". Урок является логическим продолжением изучаемого материала. Р...
Тема занятия: "Рисунок с применением нетрадиционных техник"
«Рисование с натуры»Тема занятия: Рисунок с применением нетрадиционных техник.Цель: Формирование у воспитанников художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в...
УПРАВЛЕНИЕ НАГРУЗКОЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОД С ПРИМЕНЕНИЕМ ПУЛЬСОМЕТРОВ
Методическая разработка : Управление нагрузкой на занятиях дод с применением пульсометров...
План-конспект занятия на тему: «Применение базовых элементов хип-хопа в детской танцевальной практике»
В данном материале можно найти план-конспект занятия для занятий по хип-хопу для начинающих....
Конспект занятия по популяризации применения световозвращающих элементов
Тема: «Светоотражающий значок – фликер, помощник на дороге». Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; формирование осознания необходимости выполнять ...
Методическая разработка интегрированного занятия на тему: «Применение навыков, приобретенных учащимися при изучении курса «Музицирование", на уроках по специальности"
Методическая разработка отражает проблему межпредметных связей на занятиях в фортепианном классе....