ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
опыты и эксперименты по физкультуре
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Типология свойств нервной системы
В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность нервных процессов; 3) подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.
- Сильный безудержный тип, характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.
- Сильный живой тип, характеризуется сильными нервными процессами, неуравновешенностью и подвижностью, то есть быстрой сменой возбуждения торможением и наоборот.
- Сильный спокойный тип, отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью.
- Слабый тип, характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.
1. Сила определяется той предельной силой раздражителя, на которую вырабатываются условные рефлексы. У человека под силой возбуждения понимают работоспособность нервных клеток, их способность выдерживать длительные умственные нагрузки, трудные условия жизни.
Сила процесса возбуждения проявляется в меньшей утомляемости, большей эмоциональнойустойчивости (самообладании) в экстремальных условиях, в большей сопротивляемости тормозящему влиянию посторонних для данной деятельности раздражителей. От силы нервных процессов зависит энергичность, бодрое настроение человека, скорость движений. Сильная нервная система выдерживает большие нагрузки, слабая их не выдерживает, что может привести к срыву высшей нервной деятельности — неврозам. Сила нервных процессов зависит от наследственно приобретенных свойств нервной системы, состояния здоровья, жизненного опыта, тренировки, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.
2. Уравновешенность нервных процессов характеризует степень равновесия (баланс) между возбуждением и торможением. Если нервные процессы выражены в равной степени, это свидетельствует об уравновешенном типе нервной системы, если преобладает возбуждение — о неуравновешенном типе. У человека уравновешенность выражается в умении владеть собой в разных ситуациях, быть спокойным, выдержанным, У детей преобладает возбуждение и, чем младше ребенок, тем в большей степени это выражено. Они не сдержанны в своих поступках, выражениях чувств. Маленькие дети легко возбуждаются при длительных играх, большом скоплении народа.
3. Подвижность нервных процессов характеризует скорость смены возбуждения торможением и наоборот (например, у животных переделка положительного условного рефлекса в отрицательный или отрицательного условного рефлекса в положительный). У человека подвижность проявляется в умении приспосабливаться к неожиданным, резким изменениям обстоятельств, к новым условиям жизни. Кроме того,подвижность у учащихся проявляется в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, в продуктивности деятельности в ситуациях, связанных с лимитом времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Типология свойств нервной системы
В основу выделения типов нервной системы И. П. Павлов положил три основных функциональных свойства нервной системы: 1) силу возбуждения и торможения; 2) уравновешенность нервных процессов; 3) подвижность возбуждения и торможения. Учитывая эти три признака, И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы.
- Сильный безудержный тип, характеризуется сильными процессами возбуждения и торможения, но неуравновешенный, с резким преобладанием возбуждения над торможением.
- Сильный живой тип, характеризуется сильными нервными процессами, неуравновешенностью и подвижностью, то есть быстрой сменой возбуждения торможением и наоборот.
- Сильный спокойный тип, отличается сильными уравновешенными процессами возбуждения и торможения, но малой их подвижностью.
- Слабый тип, характеризуется слабыми нервными процессами с низкой работоспособностью корковых клеток. Слабо развито возбуждение и торможение.
1. Сила определяется той предельной силой раздражителя, на которую вырабатываются условные рефлексы. У человека под силой возбуждения понимают работоспособность нервных клеток, их способность выдерживать длительные умственные нагрузки, трудные условия жизни.
Сила процесса возбуждения проявляется в меньшей утомляемости, большей эмоциональнойустойчивости (самообладании) в экстремальных условиях, в большей сопротивляемости тормозящему влиянию посторонних для данной деятельности раздражителей. От силы нервных процессов зависит энергичность, бодрое настроение человека, скорость движений. Сильная нервная система выдерживает большие нагрузки, слабая их не выдерживает, что может привести к срыву высшей нервной деятельности — неврозам. Сила нервных процессов зависит от наследственно приобретенных свойств нервной системы, состояния здоровья, жизненного опыта, тренировки, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается и развивается ребенок.
2. Уравновешенность нервных процессов характеризует степень равновесия (баланс) между возбуждением и торможением. Если нервные процессы выражены в равной степени, это свидетельствует об уравновешенном типе нервной системы, если преобладает возбуждение — о неуравновешенном типе. У человека уравновешенность выражается в умении владеть собой в разных ситуациях, быть спокойным, выдержанным, У детей преобладает возбуждение и, чем младше ребенок, тем в большей степени это выражено. Они не сдержанны в своих поступках, выражениях чувств. Маленькие дети легко возбуждаются при длительных играх, большом скоплении народа.
3. Подвижность нервных процессов характеризует скорость смены возбуждения торможением и наоборот (например, у животных переделка положительного условного рефлекса в отрицательный или отрицательного условного рефлекса в положительный). У человека подвижность проявляется в умении приспосабливаться к неожиданным, резким изменениям обстоятельств, к новым условиям жизни. Кроме того,подвижность у учащихся проявляется в скорости переключения с одного вида деятельности на другой, в продуктивности деятельности в ситуациях, связанных с лимитом времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нервная система. Особенности организации.
Презентация используется для проведения урока по теме "Нервная система. Особенности организации."...
«Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ»
Целями данного мероприятия являются:1.Знакомство учащихся с нарушениями деятельности нервной системы и выявление их причин и механизмов воздействия неблагоприятных факторов на различ...
ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА БОРЦА К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обучение технике предполагает освоение какой-либо структуры и последовательности движений и действий. Все движения должны быть выполнены правильно, точно. А это возможно только при отсутствии сопротив...
Особенности строения и функции нервной системы человека
Особенности строения и функции нервной системы человека. Краткий конспект для подготовки к ОГЭ....
7 класс ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ
Урок в 7 классе (по учебнику Никишова, Шаровой) по теме "ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПОЛОСТИ ТЕЛА И НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗМНОЖЕНИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ на тему: «Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса в художественной гимнастике посредством учета типологических особенностей занимающихся»
Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма, в том числе ...