ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА БОРЦА К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка на тему

Обучение технике предполагает освоение какой-либо структуры и последовательности движений и действий. Все движения должны быть выполнены правильно, точно. А это возможно только при отсутствии сопротивления или при незначительных помехах со стороны партнера. Однако длительная шлифовка технических действий в такой манере не гарантирует выполнение технического действия в условиях соревнований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_tehnicheskoy.odt27.45 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА БОРЦА

К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение технике предполагает освоение какой-либо структуры и последовательности движений и действий. Все движения должны быть выполнены правильно, точно. А это возможно только при отсутствии сопротивления или при незначительных помехах со стороны партнера. Однако длительная шлифовка технических действий в такой манере не гарантирует выполнение технического действия в условиях соревнований.

«Двумя руками потянуть противника на себя – влево так, чтобы он, потеряв равновесие, встал на оба носка». Это начало описания техники выполнения передней подножки.

«Рывок на себя, сбивая противника на выставленную ногу, когда противник наклонится, и его ноги по отношению к ковру будут находиться под острым углом, атакующий подбрасывает их своей ногой назад-вверх». Описание техники выполнения подхвата.

В соревнованиях, особенно на этапе спортивного совершенствования, где силы участников примерно равны, сбить соперника рывком так, чтобы он потерял равновесие, встал на оба носка, или потянуть так, чтобы его ноги оказались под острым углом к татами, невозможно. Совершенствование техники без сопротивления и в прямой стойке позволяет выполнять броски, "набрасывая" его на себя силой рывка одной руки, что тоже искажает технику. Можно смело утверждать, что техника бросков без сопротивления и с сопротивлением разнятся настолько, что второму варианту приходится учить заново. При работе с сопротивлением меняются углы сгибания ног и туловища, удлиняется путь подхода к сопернику, Все это отрицательно влияет на проявление быстроты и взрывной силы и поэтому требует специальной тренировки [3].

Для постановки специальной «соревновательной» техники рекомендуется применять специальные упражнения.

Упражнение «Вход в прием». Партнер стоит в низкой стойке, жестко, не позволяя сбивать себя на носки. Атакующий пытается выполнять бросок. При этом, он учится группироваться, развивает специальную гибкость, а рывком (тягой) пытается сбить соперника на носки (пусть даже безуспешно) и «втолкнуть» себя под него. Степень сопротивления и высота стойки партнера регулируются атакующим спортсменом. Бросок выполняется полностью, с обязательным взрывным действием во время отрыва. В этом упражнении совершенствуется отрыв после входа в прием в затрудненных условиях. При любом подходе (входе в прием) нельзя засиживаться, медлить с отрывом [1].

Следующее упражнение помогает борцу вкладывать собственный вес в прием. Система двух борцов, находящихся в захвате, имеет общим центр тяжести. Для того, чтобы вложить вес, атакующий должен свою площадь опоры подвести под этот общий центр. При сближении с соперником необходимо учитывать, что общий центр тяжести перемещается в его направлении, например при передней подножке и броске через бедро. Соперник в этих случаях выполняет контрприем (бросок через грудь), тем самым не давая атакующему борцу выполнять задуманное техническое действие.

Чтобы научиться вкладывать вес, надо уметь прогнозировать местонахождение общего центра тяжести после сближения с соперником и стараться «подшагнуть» за него, а на тренировках как можно дальше за него, утрируя подход. И опять главное – взрывной отрыв. Слишком расточительно совершенствовать технику ради техники [1].

Броски в этом упражнении выполняются с падением, а это тоже требует особенностей проявления техники выполнения приема. Отрыв возможен лишь в начальной стадии падения а остановку после входа в прием не остаётся, так как

Искусство бросков с падением хоть и ценится правилами соревнований меньше «чистых» бросков, фактически не уступает искусству выполнения последних. Совершенствованию техники бросков без использования собственного веса способствуют «подходы». При этом выполняется не только подход, но и отрыв партнера от ковра. Внимание следует обращать на правильную, а главное, быструю, но мягкую работу ног и полный подворот туловища под партнера. При этом во время подхода и в начальной стадии отрыва необходимо сохранить равновесие, а в процессе отрыва же вложить вес и благодаря этому и силе тяги (рывка) потерять равновесие в нужном направлении.

Так, при выполнении подхвата изнутри нужно следить, чтобы обе ноги партнера отрывались от ковра одновременно, а после отрыва оба борца потеряли равновесие, начав падение вперед. Если поднимается одна нога соперника, то либо опорная нога атакующего стоит не строго между ног соперника, либо пятка этой ноги недостаточно развернута и подхват делается не под туловище, а под бедро партнера. Если опорная нога атакующего стоит даже в нужном месте, но на всей ступне, а не на жестком носочке, то после отрыва «система двух борцов» будет терять равновесие назад, а не вперед. Мягкость подворота и быстрота работы ног помогут выработать необходимый для соревнований стереотип движений, ибо во время соревнований сосредотачивать внимание на технике недопустимо.

Как говорилось выше, при работе над комплексом бросков, объединенных одним захватом, основной бросок комплекса является, как правило, силовым. Защищаясь от этого броска, соперник непременно оказывается уязвим от других бросков этого комплекса. Поэтому считается, что основной бросок как бы запланирован, а остальные выполняются «на неожиданность». Это тактический ход.

Но зачастую соперник не поддается ни на какие тактические уловки. В этом случае можно его попросту запутать, лишив на какой-то момент защитного захвата. Для этого можно применить упражнение «захват-бросок». Суть упражнения в том, чтобы, постоянно срывая захваты соперника, связывая его руки, в какой-то момент взять нужный захват и мгновенно провести подходящий для данной ситуации бросок. Упражнение помогает мгновенно оценивать ситуацию, развивает мышечную чувствительность и, быстроту реакции на благоприятную ситуацию. Естественно, для достижения результата требуется проявить резкость, взрывную силу и владеть скоростной техникой.

Борьба «по ситуации» с использованием мышечной чувствительности, иногда без применения «книжных» приемов, а при помощи каких-то обхватов, завалов, отрывов – это историческая суть борьбы, ее филогенез.

Хороший упражнением для развития «стихийной борьбы» может служить «атакующий спурт», когда после неудавшегося броска борец переходят к другому, а может, и третьему приему. Пытается обхватить туловище соперника руками, бросить через грудь, сделать «посадку» иди просто «завалить» без всякой техники. Начав атаку ногами, завершить ее руками или, наоборот, изменить направление атаки, подняться с колен или встать на колени и т. д.

Для развития специфической силы, силы в своих движениях полезно применять упражнение «взрывная сила». При этом выполняются броски с очень большой степенью сопротивления со стороны партнера. Причем полезными здесь оказываются и неудавшиеся броски – было бы проявлено максимальное усилие.

Все эти упражнения, кроме практической ценности, вносят в учебный процесс еще и элементы заинтересованности и эмоциональности. Я уже не говорю о разучивании комбинаций и освоении подготовок. Но иногда в какой-то период подготовки полезно посидеть над одним-двумя бросками (на одном занятии совершенствуется только один бросок, на другом другой и так в течение месяца-двух или более). Это монотонная, но необходимая работа, так как создаются условия для развития специальных скоростно-силовых качеств. А чтобы в этот период не загнать ученика в коридор узкой специализации, следует давать в небольшом объеме работу над комплексом, игровую схватку и задание «захват-бросок». Но это уже вопросы планирования.

Нередко бывает, что бросок затягивается во времени, исполняется не очень быстро, в результате чего соперник выкручивается и падает на бок вместо спины, а то и вовсе становится на колени. Уже говорилось, что в этом случае помогает сознательно выполненное второе усилие атакующего, второй рывок. Другими словами, надо контролировать действия падающего соперника, направляя его падение таким образом, чтобы можно било выйти наверх с попыткой удержания. Незавершенность атакующих действий – явление весьма распространенное. И что самое интересное, недостаток этот трудно поддается устранению. Причина, видимо, в психологии. С другой стороны, полезно обратить внимание борцов на падение во время совершенствования техники. Наверняка большинство тренеров недовольны, когда падение выполняется «мешком». Если же дать задание падающему партнеру во время полета выкручиваться на колени, то польза от такого совершенствования техники будет обоюдная.

Технические действия закрепляются на соревнованиях. Поэтому учеба должна продолжаться и там. Только не стоит непрерывно подсказывать во время схватки. Такая опека отучит спортсмена думать на ковре, искать пути к победе. Чемпионов-марионеток не бывает. А вот после схватки, при разборе соревнований, во время постановки задач перед основной частью урока обратить внимание на недостатки необходимо [2].

Остановимся на нескольких общих ошибках.

Волевые, физически сильные дзюдоисты, желая разделаться с соперником, нередко вцепляются в него обеими руками, пытаясь подавить силой. Эту же ошибку может совершить и слабый борец в целях защиты.

Такая манера прежде всего отнимает много сил. Кроме того, соперник имеет возможность использовать это напряжение при выполнении броска, так как сила всегда направлена в какую-то сторону. А главное в том, что вцепляясь в соперника, борец напрягается, что мешает ему проявить быстроту реакции, как при защите, так и при атаке. Да и возможности технических действий ограничены.

Большие мастера держат захват вполнапряжения, зато они могут в любой момент взорваться, среагировать на ситуацию и имеют неограниченные возможности для проведения подготовительных действий.

Осторожные борцы совершают значительную ошибку во время разведки, пробуя выполнить бросок как бы вполсилы. Такие действия приводят к серьезным осложнениям.

Ни в коем случае нельзя давать сопернику прочувствовать свои действия - немедленно будут приняты защитные меры. Классные борцы дважды на один и тот же прием не попадаются и «тренировать» их защитные действия недопустимо.

В первую же попытку следует вложить все: технику, быстроту, силу, уверенность.

Литература

1. Щулика, Ю. А. Дзюдо. Система и борьба / Ю. А. Щулика, Я. К. Коблев. – М. : Физкультура и спорт, 2007.

2. Тадао, О. Техника дзюдо / О. Тадао, Ф. Донн. – М. : «ФАИР ПРЕСС», 2008.

3. Пархомович, Г. П. Основы классического дзюдо : учеб. Пособие / Г. П. Пархомович. – Пермь, 2003.

4. Шестаков, В. Б. Теория и методика детско-юношеского дзюдо : учеб. Пособие / В. Б. Шестаков, С. В. Ерегина. – Москва, 2008.

3. Крапивина, Г. А. Исследование направлений подготовки волонтёров для обслуживания массовых спортивных мероприятий / Г. А. Крапивина мат. второй междун. науч.-практич. конф. – Сочи, 2009. – С. 63–73.

  1. История олимпийского волонтерства .

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

А. В. Кокурин, С. А. Смолин

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»,

г. Саранск

Происходящие в современном обществе радикальные изменения в социально-экономической, общественно-политической жизни отразились на системе образования, предъявляя существенные требования к компетентности профессионального развития субъекта образования. Специалисты подчеркивают необходимость воспитания человека свободного и ответственного, способного самоопределяться в общечеловеческих ценностях, самостоятельно находить рациональные пути и оптимально реализовать жизненную стратегию. Это во многом касается и будущих тренеров, которые должны быть компетентными в вопросах эффективного использования средств физической культуры в образовании и воспитании населения, оздоровлении науки, формировании здорового образа жизни, подготовки спортсменов к достижению высоких спортивных результатов [1].

Роль психологической компетенции в становлении профессионализма спортивного тренера неоспорима. Формирование психологической компетентности тренера-преподавателя по вольной борьбе обеспечивает взаимопонимание и сотрудничество в подсистемах «учитель – ученик», «учитель – учитель», «учитель – родитель» и др.

Психологический компонент профессиональной компетентности тренера выступает как необходимая составляющая его профессиональной компетентности, как необходимое условие роста ее эффективности. Тем не менее, на данный момент отсутствует четкое понимание сущности и содержания психологического компонента профессиональной компетентности педагога, неоднозначно определяются и его составляющие, что затрудняет поиск системы адекватных способов его формирования и развития.

В работах психологов рассматривается структура психолого-педагогической компетентности:

– компетентность в общении как способность общаться, обмениваться информацией и на этой основе устанавливать и поддерживать педагогически целесообразные отношения с участниками педагогического процесса;

– интеллектуальная компетентность как особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности, знания о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и умение это реализовать в педагогической практике;

– социально-психологическая компетентность, проявляющаяся в умении строить перспективные и организаторские планы самостоятельной и совместной деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской, экспериментальной и т. д.); разрабатывать технологию; выбирать оптимальные методы и средства их реализации. Организовывать эффективную систему контроля, самоконтроля, обратной связи субъектами образования [2].

Анализируя подходы различных ученых к исследованию понятия «психологическая компетентность» и учитывая специфику вольной борьбы как спорта и как учебного предмета, мы пришли к выводу, что психологическая компетентность тренера-преподавателя – совокупность знаний, умений и навыков по психологии, четкость позиции в отношении роли психологии в спортивной деятельности; умение использовать психологические знания в работе с учащимися; умение видеть за поведением ребенка уровень развития его познавательных процессов, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребенком или коллективом детей и избирать рациональные способы общения.

Становление психологической компетентности происходит путем овладения совокупностью компетенций тренера-преподавателя (общекультурной, ценностно-смысловой, социально-организационной, валеологической, коммуникативной, информационно-исследовательской, рефлексаторной компетенцией личностного совершенствования, предметной (включая двигательную)), а также совокупностью профессионально значимых качеств.

Условием формирования психологической компетентности тренеров-преподавателей по вольной борьбе является постоянное профессиональное самосовершенствование – важнейшее направление творческой деятельности, в которой проявляются и развиваются его педагогические способности.

Компонентами самосовершенствования являются самообразование и самовоспитание.

Как известно, профессиональное самосовершенствование представляет собой процесс развития не только личностно-значимых, но и профессионально-значимых качеств, поэтому для личности самоорганизация обретает социально значимую роль. Следовательно, тренер-преподаватель должен влиять на личность своих учащихся опосредованными методами, не ущемляя его свободу, творческую активность ограничениями, пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой он живет и действует [1].

Следующим условием формирования психологической компетентности будущего тренера-преподавателя по вольной борьбе выступает этнопедагогика.

Изучение народного педагогического опыта позволяет определить рациональное содержание, эффективные формы и способы развития данной этнической группы. Базой для создания концепции этнопедагогики мордвы и реализации её в различных образовательно-воспитательных учреждениях Мордовии стали исследования, посвященные культуре финно-угорских народов, активизировавшиеся с середины XIX в [3].

Формирование профессионально-психологической готовности тренера-преподавателя немыслимо без определенной перестройки системы психологической подготовки. Здесь важно создать особое образовательное пространство, ориентированное на достижение целей психологического обеспечения профессионального образования.

Эти требования в первую очередь определяют необходимость выделения в структуре профессиональных черт специалиста сферы психологической компетентности, которая обусловливает воспитывающее влияние субъекта познания через механизмы формирования готовности и способности личности использовать теоретические знания и практический опыт для решения задач, связанных с психологическим обеспечением профессиональной деятельности. В модели психологической компетентности тренера-преподавателя по вольной борьбе в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности тренера-преподавателя, которая включает в себя:

– осведомленность тренера-преподавателя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

– осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

– осведомленность тренера-преподавателя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда [2].

Результаты исследования данной проблемы позволяют констатировать, что профессионально-психологическая компетентность тренера-преподавателя по вольной борьбе представляет собой единство его теоретических знаний, практического опыта и наличие необходимых личностно-деятельностных качеств, что определяет эффективность психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Литература

  1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 304с.
  2. Физическая культура, спорт и физкультурное образование : материалы научно-практической конференции / Под ред. В. И. Баландина. – СПб. : РГПУ, 2006. – 54 с.
  3. Тимошина, Т. Г. Этнопедагогика народов Поволжья / Т. Г. Тимошина // Очерки истории образования и педагогической мысли в Мордовском крае. – Саранск, 2001. – С. 12–25.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПО СПОРТИВНОЙ БОРЬБЕ

А. В. Кокурин, Ю. В. Тоняев

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный

педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»,

г. Саранск

В настоящее время в спорте высших достижений происходят значительные изменения, направленные на всестороннюю интенсификацию соревновательной деятельности. Спортивная борьба относится к видам спорта, в котором поиск зрелищной, интенсивной борьбы длится более двадцати лет. Анализ тенденций развития греко-римской и вольной борьбы, в связи многократных изменений правил соревнований, выявил значительное уменьшение эффективного арсенала тактико-технических действий.

Между тем, как показали Олимпийские игры в Афинах (2004 год) и в Пекине (2008 год), конкуренция в этом виде спортивной борьбы существенно обострилась. Важным условием выступает высокий уровень технико-тактической подготовленности борцов, обеспечивающий наиболее эффективную реализацию имеющегося у спортсмена функционального потенциала.

Проблема планирования и управления учебно-тренировочным процессом требует от специалистов в области спорта знания как теории и методики спортивной тренировки, так и смежных дисциплин.

Учебно-тренировочный процесс является многогранным и продолжительным, так как современные спортивно-технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких результатов необходимы годы упорных целенаправленных тренировок.

Поэтому для формирования полноценного олимпийского резерва тренерам необходимо уделять пристальное внимание технико-тактической подготовке юных борцов. Начиная с этапа спортивного совершенствования (16-19 лет, когда, как правило, уже завершается формирование индивидуальных пропорций тела) этот процесс должен носить индивидуализированный характер, учитывающий как конституциональные особенности соперничающих борцов, так и присущее им технико-тактическое своеобразие особенности ведения поединка [1].

В последние годы происходят существенные изменения в содержании соревновательной схватки, регламенте соревнований; изменились представления об особенностях обучения детей сложным тактико-техническим действиям, о методике подготовки высококвалифицированных спортсменов. В современной борьбе сократилось время схватки, процесс борьбы стал проходить быстрее и активнее, поощряются непрерывные атакующие действия. Это требует от борцов быстрейшего решения тактико-технических задач и применения определенных атакующих комбинационных действий. Однако отмечается, что существующая методика технико-тактической подготовки недостаточно учитывает требования современной борьбы.

В условиях неуклонного роста требований к достижению спортивных результатов особое значение приобретает изучение повышения эффективности процесса обучения. В связи с этим нами были обобщены литературные данные о специфических особенностях спортивной деятельности в греко-римской борьбе. Искусство борца заключается в том, чтобы в условиях минимума информационных признаков и острого лимита времени суметь добиться победы путём применения разрешенных правилами соревнований и единственно возможными в сложившейся ситуации технико-тактическими действиями

После ознакомления борцов с арсеналом технических действий в период перехода из групп начальной подготовки в учебно-тренировочные группы и далее в группы спортивного совершенствования спортивных школ, целесообразно индивидуализировать процесс обучения с позиций основного («коронного») приёма и технико-тактического комплекса, обеспечивающего эффективность.

Изучение литературных источников и передового практического опыта по спортивной борьбе говорит о том, что в настоящее время нет единства мнений, как в отношении объёма изучаемых технических действий, так и в последовательности их обучения и освоения. Не определены основные технические действия, сходные по структуре групп приёмов, начальное изучение которых бы в дальнейшем позволило более качественно усвоить богатый арсенал техники греко-римской борьбы.

С целью ускорения обучения техническим действиям и повышения качества, выявлены сходные технические действия, объединённые в блоки, броски прогибом, броски через спину, сбивания. Сходство технических действий определено по показателям времени, мышечным усилиям и пространственным характеристикам [2].

Определено, что в соответствии с современной моделью спортивного противоборства в борьбе, отражающей особенности и требования соревновательной деятельности, а также тенденции в практике судейства, борец должен:

1) обладать широким арсеналом технико-тактических действий, с надежной защитой и контратакующими действиями;

2) эффективно выполнять броски с большой амплитудой;

3) уметь удерживать соперника в опасном положении и класть его на лопатки;

4) уметь реализовывать стандартные ситуации;

5) уметь бороться в обоюдном скрестном захвате;

6) уметь вести схватки на высоком функциональном уровне в экстремальных условиях;

7) атаковать соперника с интервалом 15-25 с;

8) владеть тактикой активной борьбы за захват и площадь ковра;

9) уметь тактически закреплять преимущество за счет активного маневра, сковывания соперника захватами (кистей рук, головы сверху, руки сбоку снизу и другими захватами в стойке и партере) [3].

Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физическую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического характера.

Скоростно-силовая и специальная скоростно-силовая подготовка – основные компоненты физической подготовки спортсмена. От уровня развития скоростно-силовых качеств зависит эффективность технических приемов и успешность выступлений на соревнованиях. Сегодня методика воспитания взрывной силы (специальная скоростно-силовая подготовка) в борьбе разработана недостаточно. Слабо освещены вопросы использования средств скоростно-силовой подготовки. Мастерство совершенствуется часто за счет огромных нагрузок (объема и интенсивности), без достаточного учета феномена качественной специфичности силовых упражнений. Особенно важна оценка тренирующего эффекта средств на организм. В единоборствах есть много возможностей полнее и искусней использовать резервы разных систем, в том числе и нервно-мышечной. Проявление взрывной силы зависит от реактивности мышц. Режим, при котором активному преодолению внешнего сопротивления предшествует резкое растягивание мышц, наиболее эффективен для тренировки взрывной силы. Не менее важное значение для проявления скоростно-силовых качеств имеет состояние мышечного аппарата. Поддержание его оптимальной готовности, способности в необходимый момент быстро проявить максимум напряжения, умение переключаться и отдыхать в течение схватки — процесс сложный и приобретаемый многолетней тренировкой [3].

Комплексная программа организации тренировочного процесса способствует увеличению, как физической подготовленности, так и функциональных возможностей спортсменов, занимающихся борьбой на этапах подготовки, тренирующего и соревновательного периодов.

Таким образом, стоит уделять время всем сторонам подготовки спортсмена – физической, тактико-технической и психологической.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В основу программы положены исследовани преподавателей Харьковского института физической культуры...

«Психологические особенности спортивной и соревновательной деятельности в парусном спорте».

К ведущим организационным единицам, в которых осуществляется централизованная подготовка профессиональных спортсменов, относятся детская юношеская спортивная школа (ДЮСШ). При этом в деятельности ДЮСШ...

Психологическая подготовка спортсмена к соревновательной деятельности

Давно доказано, что успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности...

Особенности физической подготовки борцов вольной борьбы

Рекомендации тренеру- преподавателю вольной борьбы...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ  СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ СПОРТСМЕНА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Типология свойств нервной системы В основу выде...