Баканин ЮН Открытый урок по Физической культуре
учебно-методический материал по физкультуре (10 класс)
Настоящая методическая разработка представляет собой материалы для проведения урока дисциплины «Физическая культура» по теме: «Обучение техники ведения, ловли и передачи мяча» раздела «Баскетбол».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Баканин ЮН otkrytyy_urok_fizicheskaya_kultura.docx | 50.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Обучение технике ведения, ловли и передачи мяча
по дисциплине «Физическая культура»
Преподаватель физической культуры:
Баканин Ю.Н.
Улан-Удэ
2014г.
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО Заведующий НМС, к.п.н Председатель ПЦК ЕНЦ ________ Т.Ц.Сундупова ________ Е.И. Рубцова «28» февраля 2014г. «26» февраля 2014г. |
Составитель: Баканин Ю.Н. – преподаватель физической культуры первой категории ГБОУ СПО «Байкальский колледж туризма и сервиса»
Рецензент: Дарижапов М.Д. – преподаватель физической культуры ГБОУ СПО «Байкальский колледж туризма и сервиса»
Содержание
Пояснительная записка
Настоящая методическая разработка представляет собой материалы для проведения урока дисциплины «Физическая культура» по теме: «Обучение техники ведения, ловли и передачи мяча» раздела «Баскетбол».
Методическая цель открытого урока: организация активной познавательной деятельности при ведении, ловли и передачи мяча.
В методическую разработку включены: план, приложения к уроку, самоанализ открытого урока, список литературы.
В соответствии с методической целью урока, подобран учебный материал, который позволяет студентам самостоятельно изучить отдельные вопросы темы урока.
Методическая разработка предназначена преподавателям физической культуры школ, колледжей для проведения занятий по физической культуре по баскетболу.
План урока теоретического обучения
Дата:28.02.2014г. Курс 1 Группа Ис 813
ФИО преподавателя: Баканин Ю.Н.
Тема раздела №3 Баскетбол
Тема урока: Обучение технике ведения, ловли и передачи мяча.
Тип урока: Урок совершенствования
Вид урока: Практическое занятие
Цели урока:
- Методическая- организация активной познавательной деятельности при ведении, ловли и передачи мяча;
- Обучающая- обучение технике ведения мяча с изменением направления и скорости, обучение технике ловли и передачи мяча;
- Развивающая – развитие ловкости, точности; выработка уменияведения, ловли и передачи мяча;
- Воспитательная – привитие коллективизма, сознательного отношения к занятиям физкультуры и спортом;
5. Валеологическая- создание условий к позитивному отношению ведения здорового образа жизни.
Задачи урока:
1. Обучить технике ловли и передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
2. Совершенствовать технику ведения мяча правой и левой рукой в движении.
3. Развитие координации, скоростных и силовых качеств.
4. Воспитание дисциплинированности, трудолюбия, интереса к занятиям, чувства коллективизма.
Методы обучения: словесный, практический.
Материально-техническое обеспечение:
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: мячи баскетбольные, свисток, секундомер, протокол.
Формы организации процесса обучения : групповой, индивидуальный.
Межпредметная связь: ОБЖ- профилактика заболеваний;
Охрана труда – профилактика травм.
Внутрипредметные связи: 1) Броски мяча в корзину;
2) Передача мяча;
3) Ведение мяча.
Ход урока
Подготовка к уроку
Для проведения урока учитывается взаимосвязь данного урока и предыдущего, рассматривается целесообразность распределения времени на основную часть занятия и виды упражнений. В приложениях включены основные определения, таблицы, схемы и рисунки для рассказа преподавателя.
С целью патриотического воспитания организуется опрос, включающий в себя историю развития отечественного баскетбола.
Содержание урока | Дозировка | Общие методические указания |
I. Подготовительная часть урока (20 мин.) | ||
1. Построение, рапорт, теоретический опрос, сообщение задач урока. | 3 мин | Вопросы для фронтального опроса: 1. Расскажите о баскетболистах России. 2. Какие баскетбольные клубы России? 3. Расскажите об звездах мирового баскетбола. |
2. Определение пульса в начале урока | 3мин | |
3. Выполнение упражнений в движении на укрепление мышц голеностопа. Ходьба - на носках, руки вверх; - на пятках, руки за голову; - на внешней (внутренней) стороне стопы, руки на пояс. | 3мин | При выполнении упражнений на укрепление мышц голеностопа обратить внимание на осанку, голову не опускать, плечи развести, живот втянуть. |
4. Бег - обычный; - приставным шагом правым, левым боком; руки на пояс. - скрестным шагом правым, левым боком; руки в стороны. | 3мин | Туловище слегка наклонено вперед. Следить за работой рук и ног. Шаг выполнять широкий, приземляться мягко на переднюю часть стопы. |
5. Перестроение дроблением и сведением | 3мин | |
6. ОРУ с большим мячом | 5мин | |
II. Основная часть урока (50 мин) | ||
7. Ловля и передача мяча в движении в парах. | 5мин | Учащиеся разбиваются парами. У каждой пары баскетбольный мяч. Выполняют передачу мяча, при этом передвигаются вперед до противоположной стороны зала. Возвращаются по боковым линиям зала, не мешая при этом следующей паре. Передачи выполнять быстро, точно, всегда вперед партнеру при этом не делать пробежки. |
8. Ловля и передача мяча в движении в тройках: | 10мин | Учащиеся делятся на тройки. У каждой тройки баскетбольный мяч. Выполняя передачу, ученик ускоряется за мячом и ждет передачу и т.д. до лицевой линии зала, возвращаются по боковым линиям зала. |
9. “Пятнашки” с передачами. | 5мин | Класс делится на две команды, одна команда с баскетбольным мячом. Их задача: выполняя передачи игрокам своей команды, запятнать кого-либо из команды соперников, при этом мяч кидать в соперника нельзя . По площадке передвигаться без мяча, с мячом в руках можно делать только один шаг. Команды меняются ролями, когда кто-либо из команды соперников запятнан. |
10. Ведение с сопровождением: | 7мин | |
11. “Пятнашки” с ведением мяча: | 5мин | |
12.Совершенствовать технику ведения мяча с изменением высоты отскока и направления. | . Ведение мяча с изменением высоты отскока и направления: а) ведение мяча в заданном ритме отскока: *боковая линия - высокий отскок с ускорением; *лицевая линия – средний отскок; *боковая линия – низкий отскок с минимальной скоростью; *лицевая линия – средний отскок. б) ведение мяча с изменением направления и высоты отскока. | |
13. Учебная игра в баскетбол | 15мин | |
14.Определение пульса после проведения игры | 3мин | |
III. Заключительная часть урока (10 мин) | ||
15.Комплекс дыхательных упражнений: И.П.- стойка ноги врозь * вдох - руки вверх в стороны выдох – спереди надавить ладонями на нижние ребра; *вдох – руки вверх в стороны выдох – сзади надавить ладонями на нижние ребра; *вдох – наклон головы назад выдох – наклон головы вперед со звуком ж - ж - ж… *вдох – руки вверх в стороны выдох - притянуть руками грудь к коленям. 16. Определение пульса по окончанию урока 17. Подведение итогов урока. 18. Выдача домашнего задания. 19. Рефлексия эмоционального состояния и настроения. | 5мин 3мин 1мин 1мин | Точно накладывать ладони на нижние ребра спереди. Точно накладывать ладони на нижние ребра сзади. Правильно произносить звук ж – ж – ж.. Плотнее притягивать грудь к коленям. Отметить активное участие обучающихся. Домашнее задание: 1. Штрафной бросок. 2. Спорный мяч и спорный бросок. 3. Пробежка. Учащиеся должны сказать свое мнение об уроке: – если урок понравился – хлопают в ладоши; – если урок недостаточно был хорош – только один хлопок в ладоши. |
Заключение
Важным компонентом современного урока физического воспитания является включение обучающихся в процесс учения, они должны не заучивать готовые образцы движений, а творчески осмыслив их, дополнить в соответствии со своими индивидуальными особенностями с целью решения двигательных задач в различных нестандартных ситуациях.
На уроках формируются социально значимые качества личности – уважение к окружающим, коллективизм, осознание значимости занятий физической культурой, трудолюбие, творческая активность, целеустремленность.
Проведение уроков решает следующие задачи:
- Формирование у обучающихся интереса к занятиям физической культурой.
- Развитие индивидуальных способностей обучающихся и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
- Формирование навыков рациональной двигательной деятельности.
- Освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений.
- Осуществление контроля и оценки реакций организма на физическую нагрузку.
- Пропаганда ведения здорового образа жизни.
Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний преподавателя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту.
Приложение № 1
ПЕРЕСТРОЕНИЕ ДРОБЛЕНИЕМ И СВЕДЕНИЕМ
№ | Содержание | Д | ОМУ |
1 2
| Перестроение дробление. Перестроение сведением. | ……. ……. | «Через центр – МАРШ!» «В колонны по одному направо и налево в обход – МАРШ!» «В колонну по два через центр – МАРШ!» «В колонну по одному направо и налево в обход – МАРШ!» «В колонну по одному через центр – МАРШ!» «В обход налево – МАРШ!» Можно перестраивать в колонну по четыре, по восемь таким же образом. |
Приложение № 2
ОРУ С БОЛЬШИМ МЯЧОМ
№ | Содержание | Доз. | О.М.У |
1 | И.П. – полуприсед, м. на груди 1 – шаг пр. вперед, лев. на носок, м. вверх, прогнуться 2 – и.п. 3-4 – то же лев. | 6-8 р. | смотреть на мяч, руки прямые, прогнуться глубже |
2 | И.П. – полуприсед, руки в стороны, мяч в правой 1-2 – вставая, бросок вверх-влево 3-4 – поймать лев. в и.п. 5-8 – то же обратно | 6-8 р. | смотреть на мяч, ловить мяч сверху |
3 | И.П. – широкая стойка ноги врозь, м. впереди 1 – поворот туловища впр. 2 – удар о пол, мяч сзади 3 – поворот туловища кругом, поймать мяч 4 – и.п. 5-8 – то же в др. сторону | 6-8 р. | ноги прямые, поворот резче |
4 | И.П. – упор сидя сзади, м. между стопами 1-2 – сед углом. 3-4 – и.п. | 6-8 р. | ноги прямые мяч выше, спина прямая |
5 | И.П. – м. впереди 1 – мах пр. вперед коснуться м. 2 – и.п. 3-4 – то же левой | 6-8 р. | мах выше, нога прямая, носок оттянут |
6 | И.П. – м. внизу1-2 – присед м. вперед 3-4 – и.п. 5-8 – то же | 6-8 р. | присед глубже, спина прямая |
7 | И.П. – м. внизу 1-32 – прыжки с ударами м. о пол | прыжки на носках |
Приложение № 3
Ведение с сопровождением
Выполнение:
а) 2 группы игроков выстраиваются в колонны в диагонально-противоположных углах площадки.
В этом построении обе группы начинают ведение в одно и то же время.
б) направляющий каждой из колонн начинает вести мяч в сопровождении партнера. Пройдя несколько шагов, игрок, ведущий мяч, быстро останавливается, передает мяч сопровождающему и сам занимает его место.
Упражнение продолжается в описанной последовательности до тех пор, пока партнеры не достигнут противоположного угла площадки. Если в начале упражнения игроки выполняли ведение правой рукой, то, возвращаясь, они должны вести мяч левой рукой.
Приложение № 4
Пятнашки с ведением
Выполнение:
а) команда располагается на половине площадки, один из игроков водящий;
б) водящий ведет мяч до тех пор, пока не «запятнает» одного из игроков.
Все остальные игроки команды пытаются уклониться от водящего. «Запятнанный» игрок становится водящим. Игроки должны избегать нарушений правила трех секунд, перепрыгивая трехсекундную зону. Естественно, водящий не может сделать этого.
Самоанализ урока
Преподаватель физической культуры: Баканин Ю.Н.
Группа : Ис 813
Раздел №3: Баскетбол
Тема: Обучение технике ведения, ловли и передачи мяча.
Цель урока: обучение технике ведения мяча с изменением направления и скорости, обучение технике ловли и передачи мяча
Задачи урока:
1. Обучить технике ловли и передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
2. Совершенствовать технику ведения мяча правой и левой рукой в движении.
3. Развитие координации, скоростных и силовых качеств.
4. Воспитание дисциплинированности, трудолюбия, интереса к занятиям, чувства коллективизма.
Тип урока: Урок совершенствования
Формы организации процесса обучения: групповой, индивидуальный.
Содержание урока: Комплекс ОРУ для укрепления основных групп мышц. Чередование передач мяча индивидуально, в парах. Повторение техники ведения, ловли и передачи мяча. Учебная игра.
Требования к уровню подготовки: знать, демонстрировать технику передач и подачи мяча, использовать их в учебной игре.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: 4 баскетбольных кольца, 3 баскетбольных мяча.
Анализируемые компоненты урока
Урок по теме «Обучение технике ведения, ловли и передачи мяча» является продолжением раздела «Баскетбол», последующие темы будут продолжением, например: «Совершенствование технических и тактических действий в баскетболе».
Группа Ис 813 является группой первого курса обучения по профессии «Информационные системы». На уроке присутствовало10 человек. Успеваемость в группе ближе к среднему. Группа дисциплинирована, более слабые студенты стараются и показывают положительные результаты. С однокурсниками отношения ровные, а также общаются и со старшими студентами.
Обучающиеся к началу урока были в спортивной форме. Спортивный зал проветрен, подготовлен спортивный инвентарь для каждого обучающегося.
Урок начался с построения. Ясно и четко были объявлены цели и задачи урока, сделан акцент на то, как поставленные задачи взаимосвязаны с изученным ранее материалом.
Каждая из структурных частей урока соответствовала своему назначению. Учебный материал был подобран с учетом возрастных возможностей, уровня физического развития обучающихся.
При выполнении первой задачи обучающиеся совершенствовали навыки передачи мяча, которые применялись и при выполнении второй задачи, но уже в более сложной форме - в групповых взаимодействиях в нападении, приближенных к игровой ситуации.
В основную часть урока входили задания, на которых совершенствовались физические качества, умения и навыки обучающихся: закрепление техники броска и ловли мяча, упражнения для развития ловкости, силы, координации движений.
В заключительную часть входила подвижная игра. На этом этапе использовался метод физического воспитания - игровой .
На протяжении всего урока руководствовался основными дидактическими принципами: принципом сознательности - интерес к занятиям обучающихся, принципом активности – организация взаимопомощи и взаимообучения и достаточным оптимальным количеством повторений. Применение индивидуального метода при показе упражнений позволило учащимся почувствовать себя в роли учителя.
Высокая работоспособность была обеспечена за счет выбранных методов организации деятельности учащихся, высокого темпа и моторной плотности урока. Нагрузка регулировалась при помощи измерения пульса – в диапазоне 90-140уд./мин. Контроль за выполнением заданий на протяжении всего урока. Время, отведенное на каждый из этапов урока, было распределено рационально. Соблюдалась логичность между частями урока.
Реализация воспитательного влияния личности учителя была обеспечена за счет: демократичности, повышенного интереса ребят к показу учителя, исправление неточностей при выполнении упражнений, проявление внимания к каждому обучающемуся, справедливой оценке. Это все способствовало также к созданию благоприятного психологического климата на уроке, старательности обучающихся и хорошему качеству выполнения заданий.
Стиль общения с обучающимися доверительный, построен на взаимном уважении. Обучающиеся между собой проявляли находчивость, умение взаимодействовать в группах.
Проведенный урок соответствует поставленным задачам. Задачи этого урока работают на перспективу, так как полученные технико-тактические навыки будут использованы в учебной игре по баскетболу. Урок проходил на хорошем эмоциональном уровне.
В целом все намеченные задачи и цель урока были достигнуты. Удалось приучить детей к дисциплине и организованности, привить навыки культурного поведения, взаимопомощи и коллективизма: они научились слушать и слышать учителя, работать над развитием и формированием правильной осанки.
Цель урока поставлена четко и правильно, в соответствие со сложностью решаемых задач и возрастными возможностями учащихся.
Главным этапом урока была учебная игра, когда обучающиеся смогли продемонстрировать уровень приобретенных навыков, технических и тактических приемов, а также свое умение быстро ориентироваться в изменяющихся условиях учебной игры. Обучающиеся показали свою заинтересованность в деятельности, а также в ее результатах.
При выполнении работы обучающиеся закрепляют и совершенствуют свои знания по изученной теме, а также развивают новые знания, которые понадобились для достижения большего эффекта в игре, умение работать в команде, а также анализировать результаты ошибок и неточностей, как в технике, так и в тактике игры. Обучающиеся получают удовлетворение в своих личностно-ориентированных потребностях, которые выражены в использовании полученных умений и навыков в пределах проведенного занятия.
Объективность выставления оценок: По отношению к обучающимся доброжелательный тон в общении, умение показать упражнение, четкость команд, обеспечение безопасности на уроке.
К работе обучающихся: своевременная подготовка к началу урока, наличие спортивной формы. Соблюдение правил поведения на уроке. При самостоятельной работе, активность учащихся при выполнении упражнений в разных частях урока, хорошая техника и культура движений, умение самостоятельно выполнять упражнения и задания, соблюдение правил гигиены, бережливое отношение к инвентарю и оборудованию, знание правил поведения по данному разделу программы.
Соблюден временной режим на уроке подготовительной части -20 мин., основной части – 50мин., заключительной – 10 мин.
Подготовительная часть активировала знания учащихся, необходимых для работы на уроке, проведение должной разминки, включающей в себя подготовку основных групп мышц к предстоящей нагрузке.
В основную часть урока входили выполнение различных игровых упражнений с баскетбольными мячами: ведение по кругу правой и левой рукой, в шаге и бегом.
В заключение основной части провожу игру.
Время использовано рационально, группа активно выполняла задачи, обеспечена логическая связь между частями урока.
Поставленная цель урока реализована полностью, проблемы в умениях и навыках игры в баскетбол будут ликвидироваться на последующих занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс
Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План - конспект открытого урока по физической культуре во 2 классе Тема: «Комплексы физических упражнений»
Для учителей физической культуры...
Открытый урок по физической культуре.Тема урока: «Стойка на лопатках. Совершенствование акробатических элементов. Шахматы»
Конспект урока по гимнастике 6 класс...
3.3.3 Открытый урок по физической культуре в 4 классе. Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры».
Общая физическая подготовка является той базой, на которой осуществляется вся двигательная деятельность человека. Уровень ее определяется тем, в какой мере развиты основные двигательные качества: сила...