Развитие выносливости в полиатлоне
статья по физкультуре
Летний полиатлон представляет собой комплексный вид спорта, включающий бег на 100 м, метание гранаты, пулевую стрельбу, плавание на 100 м и бег на выносливость (2000 м у женщин, 3000 м у мужчин). Таким образом, в отличие от других видов многоборий (легкоатлетических, гимнастических и т.п.), летний полиатлон представляет собой комплекс совершенно различных по своему характеру видов спорта. Наиболее близко по содержанию к летнему полиатлону стоят современное пятиборье, морское и парашютное многоборья. Во всех этих видах присутствуют бег на выносливость, плавание и пулевая стрельба, тем самым проявляется общность требований к функциональной и физической подготовке спортсменов.
Методика тренировки в технических видах пятиборья: в стрельбе и метании полностью заимствована у специалистов в этих видах и приносит хорошие результаты. В плавании она базируются на специализации в этом виде в юношеском возрасте, предшествующей подготовке в самом пятиборье (Вайцеховский С.М.,1971, Варакин А.П.,1994)
Плавание, наряду с бегом, относится к так называемым "физическим" видам пятиборного комплекса. Соревновательная и тренировочная деятельность в этих видах пятиборья характеризуется значительными физическими нагрузками. Каждое упражнение из полиатлона предъявляет к организму спортсмена свои специфические требования. В плавании и беге на длинные дистанции в основе достижения высокого результата лежит физическое качество - выносливость.
Проблемная ситуация в настоящее время заключается в следующем противоречии. В связи с тем что, перенос современных положений тренировки бегунов на длинные дистанции, базирующихся на больших объемах и достаточной интенсивности нагрузок в легкой атлетике в подготовку полиатлонистов не дает положительных результатов, так как рост достижений в кроссовом беге, при таких параметрах тренировки сопровождается снижением результатов в остальных видах пятиборья. В связи с этим, единственной возможностью повышения эффективности беговой тренировки в полиатлоне является поиск рациональной структуры тренировочных нагрузок. Этой проблеме до настоящего времени не уделялось должного внимания в научно-методической литературе по летнему полиатлону.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vynoslivosti_v_poliatlone.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ЛЕТНЕМ ПОЛИАТЛОНЕ
Евдокимов А.С.
Летний полиатлон представляет собой комплексный вид спорта, включающий бег на 100 м, метание гранаты, пулевую стрельбу, плавание на 100 м и бег на выносливость (2000 м у женщин, 3000 м у мужчин).
Тренировочные занятия, направленные на освоение и совершенствование техники всех видов летнего полиатлона, сами по себе развивают физические качества, но этого недостаточно. Многоборец должен круглогодично заниматься совершенствованием физических качеств, уделяя особое внимание слабым звеньям в своей подготовке. Искусство тренировки многоборца заключается в том, чтобы умело сочетать на тренировочных занятиях упражнения, развивающие физические качества, с упражнениями на совершенствование техники.
Быстрота – одно из основных качеств пятиборца. От скорости зависят результаты в беге на 60 и 100 м, в плавании на 50 и 100 м и в метании гранаты.
Основными средствами развития быстроты в подготовительном периоде являются: старты из разных положений, бег с ходу 20-30 м, бег со старта 30,40,50,60 м, бег по разбегу в метании, проплывание коротких отрезков, стартовые ускорения.
Силовая подготовка. Полиатлонист должен круглогодично совершенствовать свои силовые качества. Результаты трёх видов полиатлона, кроме бега на выносливость и стрельбы, непосредственно зависят от физической силы. Одно из основных средств развития физической силы – упражнения со штангой. В подготовительном периоде они включаются в тренировочные занятия 2-3 раза в неделю, а в соревновательном периоде – раз в неделю. Упражнения со штангой должны всегда чередоваться с упражнениями на гибкость и расслабление.
Для развития силы в отдельных видах многоборья широко используются специальные упражнения: сухое плавание, плавание в осложненных условиях, бег с отягощениями и т.п.
Развитие подвижности в суставах. Большая подвижность в суставах, называемая в спортивной практике гибкостью, нужна полиатлонистам для выполнения движений с большой амплитудой, особенно в таких видах, как метание, плавание, спринтерский бег.
Для улучшения эластичности связок и мышц рекомендуются активные упражнения и пассивные (выполняемые с помощью партнера или отягощения). Активные упражнения выполняются без отягощений и со снарядами (гантели, набивной мяч, гриф от штанги). Упражнения на гибкость выполняются в виде пружинистых сгибаний и разгибаний, махов, статических напряжений и др.
Развитие ловкости. Чтобы быть ловким в движениях, уметь быстро и правильно решать двигательные задачи, надо быть сильным, быстрым, выносливым и обладать высокими волевыми качествами. Чем сложнее движения или действия, чем быстрее надо проявлять ловкость, тем она должна быть совершеннее.
Для развитии ловкости полезны упражнения, в которых спортсмен вынужден проявлять находчивость, используя в неожиданно сложившейся ситуации быстрые и эффективные движения (например, баскетбол, хоккей, ручной мяч и др.). Можно также использовать горнолыжный спорт и упражнения на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, особенно прыжки, которые помимо ловкости развивают силу, быстроту, прыгучесть, гибкость и смелость.
Особенно ценны для подготовки к соревнованиям прыжки, метания и бег, выполняемые в различных направлениях по отношению к ветру.
Своеобразие летнего полиатлона состоит в том, что в многоборный комплекс вошли виды спорта, во многом различающиеся по характеру двигательной деятельности. Однако, несмотря на это, пятиборье следует представлять не как пять видов спорта, объединенных только правилами соревнований, а как многосторонний спортивный комплекс, включающий пять спортивных различных упражнений.
Проблема взаимосовместимости и взаимовлияния во многом предопределяет планирование и методику подготовки пятиборца. Входящие в пятиборье разнофакторные упражнения оказывают различное воздействие друг на друга. При этом отдельные из них плохо сосуществуют между собой, в определенной степени оказывают отрицательное воздействие одно на другое, затрудняя совершенствование параллельно в двух или нескольких упражнениях, поскольку развивает плохо совместимые качества, способности и навыки.
Отмечая взаимовлияние видов летнего полиатлона следует выделить имеющий место положительный аспект этого явления, проявляющийся в том, что тренировка в одном виде пятиборья может оказывать и положительное влияние на отдельные стороны подготовки в другом, однако, как показывает практика, такой положительный перенос распространяется преимущественно на самые общие стороны подготовки, общие качества, например, общую выносливость, общую физическую подготовку.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие специальной выносливости является главным аспектом для многих видов, входящих в летний полиатлон.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс летних полиатлонистов.
Предмет – методика развития специальной выносливости в летнем полиатлоне.
Целью нашего исследования явилось обоснование необходимости развития специальной выносливости как одного из ведущих компонентов физической подготовки летних полиатлонистов.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.
2. Изучить особенности процесса физической подготовки в летнем полиатлоне.
3. Выявить эффективные средства и методы развития скоростной выносливости, используемые в тренировочном процессе летних полиатлонистов.
4. Экспериментально выявить зависимость результата в сумме многоборья от уровня развития специфических типов выносливости полиатлониста.
Проблемная ситуация в настоящее время заключается в следующем противоречии. В связи с тем что, перенос современных положений тренировки бегунов на длинные дистанции, базирующихся на больших объемах и достаточной интенсивности нагрузок в легкой атлетике в подготовку полиатлонистов не дает положительных результатов, так как рост достижений в кроссовом беге, при таких параметрах тренировки сопровождается снижением результатов в остальных видах пятиборья. В связи с этим, единственной возможностью повышения эффективности беговой тренировки в полиатлоне является поиск рациональной структуры тренировочных нагрузок. Этой проблеме до настоящего времени не уделялось должного внимания в научно-методической литературе по летнему полиатлону.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ; их продолжительность от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и околопредельной интенсивностью.
Для повышения анаэробных возможностей организма в летнем полиатлоне используют следующие упражнения:
1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями.
2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15—30 с, интенсивность 90—100% от максимально доступной.
3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с, интенсивность 85—90% от максимально доступной.
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1—5 мин, интенсивность 85—90% от максимально доступной.
При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами (В. М. Зациорский, 1966): 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.
Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным.
Развивать общую и специальную выносливость у спортсменов нужно последовательно, по этапам. Сначала уделяется внимание преимущественно развитию общей выносливости – 2-3 месяца, затем приступают к воспитанию специальной выносливости, но выполняют упражнения с интенсивностью более низкой, чем соревновательная. Так создаётся специальный функциональный фундамент – укрепляются связки и мышцы, улучшается их эластичность, совершенствуются энергетические механизмы. К концу этого этапа интенсивность постепенно увеличивается и достигает околосоревновательной.
В результате проделанной работы, мы пришли к следующим выводам:
- выносливость в полиатлоне развивается с помощью трёх основных методов: 1) непрерывного длительного бега; 2) прерывного (интервального); 3) соревновательного.
- Основными тренировочными средствами этих методов являются:
1.Аэробной направленности:
— разминочный, восстановительный или медленный кроссовый бег длительностью 20—60 мин. Скорость равномерная, пульс—130—140 уд/мин. Применяется круглогодично после напряженных тренировок;
— длительный кроссовый бег — 45—90 мин (возможно и до 120 мин раз в месяц). Скорость равномерная, пульс — 150—160 уд/мин. Применяется круглогодично. Наибольший объем — в подготовительном периоде.
2. Аэробно-анаэробной направленности:
— темповый кроссовый бег длительностью 20—60 мин. Скорость равномерная, пульс — 160—175 уд/мин. Применяется круглогодично. В подготовительном периоде — до 2 раз в неделю, в соревновательном — 1 раз в 1—2 недели;
— длительный кроссовый бег в переменном темпе — 30—60 мин с ускорениями на отрезках 800—3000 м или 100—150 м. Уровень пульса в ускорениях — 175—185 уд/мин, а между ними — до 150 уд/мин. Число ускорений — от 3 до 6—8 в зависимости от длины отрезка. Применяется в подготовительном периоде 1—2 раза в неделю, а со спринтерскими ускорениями и в соревновательном периоде 1 раз в неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика развития выносливости в беге на средние дистанции
в данной методической работе широко разобрано понятие оздоровительного бега и бега как одной из спортивных дисциплин легкой атлетики. рассмотрены основные методы развития выносливости у бегунов на сре...
Развитие выносливости у волейболистов
Методическая разработка по теме: "Развитие выносливости у волейболистов". Предназначена для тренеров-преподавателей. Выносливость волейболистов характеризуется способностью к длительному выполнению у...
Развитие выносливости
Виды выносливости, их критерии и методы развития, как можно оценить (измерить) выносливость. Как протекает развитие выносливости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целен...
Развитие выносливости уч-ся 8 кл. на уроках лыжной подготовки.
В данной программе каждый из преподавателей физкультуры может при соответствующем изменении дозировки пользоваться ею как программой по лыжной подготовке. Программа расчитана на 16 уроков....
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВЫНОСЛИВОСТЬ У ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
проект "Развитие выносливости у школьников"
Детство – это тот период развития ребенка во время которого закладывается фундамент здоровья взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Большая роль в воспитани...
Методическая разработка "Особенности методики развития выносливости в младшем, среднем, и старшем звене школы"
Особенности развития выносливости детей в школьном возрасте...