Система комплексного подхода к оздоровлению детей в ДОУ
статья

Матюхина Наталья Валерьевна

Система комплексного подхода  к оздоровлению детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_kompleksnogo_podhoda_k_ozdorovleniyu_detey.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Матюхина Наталья Валерьевн

инструктор по физической культуре

МБДОУ Детский сад №68

г. Уфа

Система комплексного подхода  к оздоровлению детей

в дошкольном образовательном учреждении

Содержание

  1. Введение
  2. Структура внедрения здоровьесберегающих  технологий и методик.
  3. Модель формирования здорового образа жизни.
  • Цель.
  • Задача.
  1. Основные направления оздоровительной работы.
  2. Модель двигательного режима.
  3. Формы и методы оздоровления детей.
  4. Кодекс здоровья

Введение

Актуальность темы. Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую тревогу, озабоченность в государстве и в обществе. По сей день актуален девиз: «Здоровый ребенок – здоровая нация». Здоровье детей – это будущее страны, здоровья ее основных институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащее в основе большей части болезней риск, развития многих заболеваний и отклонений в развитие ребенка может уменьшится более чем на половину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.

Возможности человеческого организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда удается. Наиболее доступным средством увеличение потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

С современных позиций здоровье детей не может рассматриваться без учета процессов адаптации организма к окружающей среде. Одним из частых проявлений неблагоприятного течения адаптации (иными словами – стрессоуязвимость ребенка) является нарушение психического здоровья детей, которое возникает на фоне так называемых перинатальных поражений нервной системы, происходящих во время беременности и родов.

«Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни» (определение Всемирной организации здравоохранения).

Еще в древности ученый медик Авиценна делил всех людей на шесть категорий:

  1. Тело, здоровое до предела.
  2. Тело, здоровое, но не до предела.
  3. Тело не здоровое, но и не больное.
  4. Тело, легко воспринимающее здоровье.
  5. Тело, плохо воспринимающее здоровье.
  6. Тело, больное до предела.

Здоровый ребенок дошкольного возраста, любят говорить педиатры, - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться:

  1. Семья, включая всех ее членов и условия проживания;
  2. Дошкольное образовательное учреждение, т.е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» - социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Цель системы комплексных мероприятий: поиск новых подходов здоровьсберегающих технологии для формирования личности ребенка дошкольного возраста, создать условие для социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Структура внедрения здоровьесберегающих

методик, технологий ДОУ №68

  1. Ознакомление с теоретическими

основами методики, технологии

Педагогика-психолого-медицинская оценка эффективности и прогноз результативности

Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка

  1. Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки

  1. Создание условий и оформление необходимого материала

  1. Включение методики в педагогический процесс

  1. Анализ результатов использования

Спец опрос родителей, педагогов

Мониторинг детей

6.Показ результатов

Открытые мероприятия

выступление

Наглядный материал

7.Выводы и предложения

Модель формирования здорового образа жизни и оздоровления  детей.

Цель: сохранение и укрепления здоровье детей и их всестороннее физическое развитие

Задачи: Сохранять и укреплять  физическое и психическое здоровье детей; воспитывать культурно-гигиенические навыки; формировать качественные представления о здоровом образе жизни.

Формирование здорового образа жизни

Здоровье формирующая технологии

НОД: использование технологий обучения ЗОЖ

Занятие

Дидактические игры

Беседа

Игровая ситуация

Праздники, досуги

Мини походы

Утренняя  гимнастика, самостоятельная двигательная активность

Физкультурные занятия

Физкультура,

Музыка,

Худ. Творчество,

Чтение худ. лит-ры.

Коммуникация,

Познание ,

Труд

социализация

Работа с родителями

  • Собрание
  • Консультации
  • Семейный клуб
  • Беседа
  • Совместные праздники  и мероприятия
  • Анкетирование, опрос.

Здоровье укрепляющие технологии.

Здоровье и безопасность.

Рациональное питание . Музыкотерапия. Зрительная гимнастика. Массаж. Корригирующая гимнастика ОДА. Закаливающие мероприятия.

организация предметно-развивающий среды

Материально- техническое и методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы

  • Спортивный зал.
  • Спортивная площадка (полоса препятствий, площадка для спортивных игр.)
  • Спортивный инвентарь в группах

Физкультурное и спортивное оборудование.

Основная комплексная  программа «Детство» оздоровительно – развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «СА – ФИ - ДАНСЕ»

Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» Ю.Ф.Змановский

Условия:

  • Оснащение спортивного зала и площадки современным спортивным оборудованием.
  • Создание психологической комфортности и эмоционального благополучия.
  • Комплексный подход к организации занятий по физической культуре.
  • Создание комфортной пространственной среды в ДОУ.

Основные направления работы в системы комплексных мероприятий по оздоровлению детей.

Профилактическое

  1. Обеспечение благоприятного течения адаптации;
  2. Выполнение сангигиенического режима;
  3. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
  4. Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

  1. Организация здоровьесберегающей  среды в ДОУ;
  2. Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
  3. Составление индивидуальных планов оздоровления;
  4. Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
  5. Систематическое повышение квалификации педагогических и методических кадров;
  6. Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.

Лечебное

  1. Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
  2. Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.

В ходе выполнения этой работы при помощи физических упражнений и двигательного режима в ДОУ решаются следующие задачи:

  1. Создать развивающую среду – пространство реализации;
  2. Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательное-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
  3. Сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
  4. Стимулировать дошкольника включаться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
  5. Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  6. Формировать навыки само регуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Модель двигательного режима в ДОУ

ОД

Физическая культура

Музыка

Музыкально-ритмическая гимнастика

Физкультурно-

оздоровительная

работа

Утренняя гимнастика (утром и после дневного сна, микро гимнастика)

Закаливающие процедуры

Физкультминутки (разной направленности)

Прогулки-походы

Подвижные игры и физическая культура на прогулке; физкультурно-оздоровительный час

Индивидуальная работа по развитию Движений (О.В.Д. и К.У.)

Активный отдых

Физкультурные и музыкальные досуги

Физкультурные и музыкальные праздники в зале и на улице

Дни здоровья

Неделя здоровья (каникулы)

Кружок оздоровительно-спортивной направленности

Самостоятельная двигательная

деятельность

Бытовая

Игровая

Совместная физкультурно-оздоровительная работа с семьей

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Физическая культура совместно с родителями

Семейные гостиные по желанию родителей

Совместные походы  

   

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

содержание

Контингент детей

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

  • Щадящий режим (адапт. период);
  • Организация микроклимата  и стиля жизни группы на основании Кодекса Здоровья.

Все группы

2.

Физические упражнения

  • Утренняя гимнастика;
  • Физкультурно-оздоровительные занятия;
  • Танцевально-ритмическая гимнастика;
  • Занятие игровой стретчинг;
  • Профилактическая гимнастика (дыхательно-игровая,  зрительная, йога, профилактика нарушений  осанки, развитие  плоскостопия, зрительная);
  • Подвижные и динамичные игры;
  • Спортивные игры;
  • Пешие прогулки (турпоход, экскурсии),занятия в кружке спортивным направлением.

Все группы

Мл;ср;стр; подг.гр.

Стр;  подг.гр

стр;  подг.гр

Стр;  подг.гр

Все группы

Стр ; подг.гр

Стр ; подг.гр

3.

Гигиенические и водные процедуры

  • Умывание;
  • Мытье рук прохладной водой;
  • Игры с водой;
  • Обеспечение чистоты среды;

Все группы

4.

Свето-воздушные ванны

  • Проветривание помещений;
  • Прогулка на свежем воздухе;
  • Обеспечение температурного воздуха и чистоты воздуха.

Все группы

5.

Активный отдых

  • Развлечения, праздники;
  • Игры забавы;
  • Дни здоровья;
  • Каникулы.

Все группы

6.

Арома -фитотерапия –

  • Напиток шиповника;
  • Аскорбиновая кислота.

Все группы

Ср.Стр; подг.

7.

Диетотерапия

  • Рациональное питание

Все группы

8.

Свето – и цветотеропия

  • Обеспечение цветового режима;
  • Цветовое и световое сопровождение среды учебного процесса.

Все группы

9.

Музтеропия

  • Музсопровождение режимных моментов;
  • Музоформление фона занятий;
  • Музтеатральная деятельность.

Все группы

Стр.,подг.

10.

Аутотренинг психогимнастика

  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
  • Игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций.

Все группы

11.

Спец закаливание

  • Босохождение;
  • Обширное умывание;
  • Игровой массаж;
  • Дыхательная гимнастика.

Все группы

12.

Пропаганда ЗОЖ

  • Периодическая печать;
  • Курс лекции и бесед;
  • Спец занятия ОБЖ;
  • Консультации для сотрудников и родителей ДОУ.

Все группы

Кодекс здоровья

  1. Комфортность детей и сотрудников в детском саду.
  2. Воспитание достоинства.
  3. Без здоровья души – нет здоровья тела.
  4. Движение – это жизнь.
  5. Положительный эмоциональный настрой.
  6. Особенность, а не отличительность.
  7. Индивидуальное право.
  8. Рациональное питание.

Литература

1. Комплексная программа и ее методическое обеспечение Программа        развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В.И. Логинова и др. – М.:

   Детство-Пресс, 2010

  Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

  Серия: Библиотека программы "Детство» Ж. Фирилева, Е. Сайкина

*Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство

   Пресс, 2007.

 *Физкульт-привет минуткам и паузам!: Учебно-методическое пособие для

 педагогов. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. Е. Синкевич, Т.Большева

 Физкультура для малышей: Методическое пособие для воспитателей. - СПб.:      Детство-Пресс, 2003..

2.Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник социально-оздоровительная технология XXI века. – М.: Аркти, 2003. - с.31-46.

3. Береснева З.И. Здоровый малыш. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – с. 9-15.

4. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2004.- с.

3-6.

5. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Гуманит. изд. Центр Владос, 2003. С. 30-32

6.Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно0методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры. – Волгоград: Учитель, 2007. - 238с.

7. Микляева Н.В. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. – М.:УЦ  Перспектива, 2011. С.  - 107-113.

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2012. – 52с.

9. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. – СПб.: «Детство-пресс», 2005.- 416с.

10. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. – М.: Просвещение, 1998. -  80с.

11. Шишлова И.К., Большов. А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филлипова Л.В. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5 – лет. – М. Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в газету "Оздоровление детей в походе"

… Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.(Пришвин Михаил Михайлович...

Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей

Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание потребности в нём – через участие в разнообразных видах деятельности....

Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"

В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий...

Сообщение на ШМО учителей начальных классов с использованием мультимедийного сопровождения на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г. Серги...

Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»

laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...

Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»

В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В соответствии с законом РФ "Об образовании" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие  школы  идет по пути ...