Система комплексного подхода к оздоровлению детей в ДОУ
статья
Система комплексного подхода к оздоровлению детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_kompleksnogo_podhoda_k_ozdorovleniyu_detey.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Матюхина Наталья Валерьевн
инструктор по физической культуре
МБДОУ Детский сад №68
г. Уфа
Система комплексного подхода к оздоровлению детей
в дошкольном образовательном учреждении
Содержание
- Введение
- Структура внедрения здоровьесберегающих технологий и методик.
- Модель формирования здорового образа жизни.
- Цель.
- Задача.
- Основные направления оздоровительной работы.
- Модель двигательного режима.
- Формы и методы оздоровления детей.
- Кодекс здоровья
Введение
Актуальность темы. Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую тревогу, озабоченность в государстве и в обществе. По сей день актуален девиз: «Здоровый ребенок – здоровая нация». Здоровье детей – это будущее страны, здоровья ее основных институтов. Статистики подсчитали, что если устранить нездоровое поведение членов семьи (и детей, и взрослых), лежащее в основе большей части болезней риск, развития многих заболеваний и отклонений в развитие ребенка может уменьшится более чем на половину. Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека. Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с рождения.
Возможности человеческого организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда удается. Наиболее доступным средством увеличение потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.
С современных позиций здоровье детей не может рассматриваться без учета процессов адаптации организма к окружающей среде. Одним из частых проявлений неблагоприятного течения адаптации (иными словами – стрессоуязвимость ребенка) является нарушение психического здоровья детей, которое возникает на фоне так называемых перинатальных поражений нервной системы, происходящих во время беременности и родов.
«Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни» (определение Всемирной организации здравоохранения).
Еще в древности ученый медик Авиценна делил всех людей на шесть категорий:
- Тело, здоровое до предела.
- Тело, здоровое, но не до предела.
- Тело не здоровое, но и не больное.
- Тело, легко воспринимающее здоровье.
- Тело, плохо воспринимающее здоровье.
- Тело, больное до предела.
Здоровый ребенок дошкольного возраста, любят говорить педиатры, - это жизнерадостный, активный, любознательный, устойчивый к неблагоприятным факторам внешней среды, выносливый и сильный, с высоким уровнем физического и умственного развития.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться:
- Семья, включая всех ее членов и условия проживания;
- Дошкольное образовательное учреждение, т.е. «вторая семья», где ребенок проводит большую часть своего «активного времени» - социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Цель системы комплексных мероприятий: поиск новых подходов здоровьсберегающих технологии для формирования личности ребенка дошкольного возраста, создать условие для социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Структура внедрения здоровьесберегающих
методик, технологий ДОУ №68
основами методики, технологии |
Педагогика-психолого-медицинская оценка эффективности и прогноз результативности |
Определение оздоровительной направленности и значимости для ребенка |
|
|
|
|
Спец опрос родителей, педагогов |
Мониторинг детей |
6.Показ результатов |
Открытые мероприятия | выступление | Наглядный материал |
7.Выводы и предложения |
Модель формирования здорового образа жизни и оздоровления детей.
Цель: сохранение и укрепления здоровье детей и их всестороннее физическое развитие |
Задачи: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; воспитывать культурно-гигиенические навыки; формировать качественные представления о здоровом образе жизни. |
Формирование здорового образа жизни |
Здоровье формирующая технологии |
НОД: использование технологий обучения ЗОЖ |
Занятие | Дидактические игры | Беседа | Игровая ситуация | Праздники, досуги |
Мини походы | Утренняя гимнастика, самостоятельная двигательная активность | Физкультурные занятия | Физкультура, Музыка, Худ. Творчество, Чтение худ. лит-ры. Коммуникация, Познание , Труд социализация |
Работа с родителями
| Здоровье укрепляющие технологии. | |
Здоровье и безопасность. Рациональное питание . Музыкотерапия. Зрительная гимнастика. Массаж. Корригирующая гимнастика ОДА. Закаливающие мероприятия. |
организация предметно-развивающий среды |
Материально- техническое и методическое обеспечение физкультурно-оздоровительной работы |
|
Физкультурное и спортивное оборудование. |
Основная комплексная программа «Детство» оздоровительно – развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике «СА – ФИ - ДАНСЕ» Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник» Ю.Ф.Змановский |
Условия:
|
Основные направления работы в системы комплексных мероприятий по оздоровлению детей.
Профилактическое
- Обеспечение благоприятного течения адаптации;
- Выполнение сангигиенического режима;
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
- Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное
- Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;
- Составление индивидуальных планов оздоровления;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- Систематическое повышение квалификации педагогических и методических кадров;
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
Лечебное
- Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
- Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
В ходе выполнения этой работы при помощи физических упражнений и двигательного режима в ДОУ решаются следующие задачи:
- Создать развивающую среду – пространство реализации;
- Помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательное-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
- Сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
- Стимулировать дошкольника включаться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
- Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
- Формировать навыки само регуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
Модель двигательного режима в ДОУ
ОД | Физическая культура Музыка Музыкально-ритмическая гимнастика |
Физкультурно- оздоровительная работа | Утренняя гимнастика (утром и после дневного сна, микро гимнастика) Закаливающие процедуры Физкультминутки (разной направленности) Прогулки-походы Подвижные игры и физическая культура на прогулке; физкультурно-оздоровительный час Индивидуальная работа по развитию Движений (О.В.Д. и К.У.) |
Активный отдых | Физкультурные и музыкальные досуги Физкультурные и музыкальные праздники в зале и на улице Дни здоровья Неделя здоровья (каникулы) Кружок оздоровительно-спортивной направленности |
Самостоятельная двигательная деятельность | Бытовая Игровая |
Совместная физкультурно-оздоровительная работа с семьей | Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях Физическая культура совместно с родителями Семейные гостиные по желанию родителей Совместные походы |
Формы и методы оздоровления детей
№ | Формы и методы | содержание | Контингент детей |
1. | Обеспечение здорового ритма жизни |
| Все группы |
2. | Физические упражнения |
| Все группы Мл;ср;стр; подг.гр. Стр; подг.гр стр; подг.гр Стр; подг.гр Все группы Стр ; подг.гр Стр ; подг.гр |
3. | Гигиенические и водные процедуры |
| Все группы |
4. | Свето-воздушные ванны |
| Все группы |
5. | Активный отдых |
| Все группы |
6. | Арома -фитотерапия – |
| Все группы Ср.Стр; подг. |
7. | Диетотерапия |
| Все группы |
8. | Свето – и цветотеропия |
| Все группы |
9. | Музтеропия |
| Все группы Стр.,подг. |
10. | Аутотренинг психогимнастика |
| Все группы |
11. | Спец закаливание |
| Все группы |
12. | Пропаганда ЗОЖ |
| Все группы |
Кодекс здоровья
- Комфортность детей и сотрудников в детском саду.
- Воспитание достоинства.
- Без здоровья души – нет здоровья тела.
- Движение – это жизнь.
- Положительный эмоциональный настрой.
- Особенность, а не отличительность.
- Индивидуальное право.
- Рациональное питание.
Литература
1. Комплексная программа и ее методическое обеспечение Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» / В.И. Логинова и др. – М.:
Детство-Пресс, 2010
Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»
Серия: Библиотека программы "Детство» Ж. Фирилева, Е. Сайкина
*Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство
Пресс, 2007.
*Физкульт-привет минуткам и паузам!: Учебно-методическое пособие для
педагогов. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. Е. Синкевич, Т.Большева
Физкультура для малышей: Методическое пособие для воспитателей. - СПб.: Детство-Пресс, 2003..
2.Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник социально-оздоровительная технология XXI века. – М.: Аркти, 2003. - с.31-46.
3. Береснева З.И. Здоровый малыш. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – с. 9-15.
4. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2004.- с.
3-6.
5. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Борисова М.М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М: Гуманит. изд. Центр Владос, 2003. С. 30-32
6.Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно0методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры. – Волгоград: Учитель, 2007. - 238с.
7. Микляева Н.В. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. – М.:УЦ Перспектива, 2011. С. - 107-113.
8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2012. – 52с.
9. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения. – СПб.: «Детство-пресс», 2005.- 416с.
10. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. – М.: Просвещение, 1998. - 80с.
11. Шишлова И.К., Большов. А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филлипова Л.В. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5 – лет. – М. Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001. – 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в газету "Оздоровление детей в походе"
… Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.(Пришвин Михаил Михайлович...
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей
Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание потребности в нём – через участие в разнообразных видах деятельности....
Доклад "Методы оздоровления детей в условиях школы и дома"
В рамках школьной программы "В здоровом теле здоровый дух" может быть разработан план реализации здоровьесберегающих условий...
Сообщение на ШМО учителей начальных классов с использованием мультимедийного сопровождения на тему: «Нейропсихологический подход как система комплексного развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7,осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»г. Серги...
Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»
laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...
Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»
В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В соответствии с законом РФ "Об образовании" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути ...