КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
методическая разработка по физкультуре
В соответствии с законом РФ "Об образовании" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в условиях школы. Проанализировав социальный состав обучающихся, воспитанников и их семей, состояние здоровья обучающихся, воспитанников, возможности школы и ее связь с другими учреждениями создана Программа по оздоровлению детей и пропаганде здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_programma.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ОЗДОРОВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
МБОУ СШ № 72 г. Липецка
имени Героя РФ Гануса Ф.Г.
«ШАГИ К ЗДОРОВЬЮ»
в рамках работы ШСК «БРИЗ»
на 2020-2025 г.
Обоснование необходимости реализации Программы.
В соответствии с законом РФ "Об образовании" здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в условиях школы. Проанализировав социальный состав обучающихся, воспитанников и их семей, состояние здоровья обучающихся, воспитанников, возможности школы и ее связь с другими учреждениями создана Программа МБОУ СШ № 72 г. Липецка по оздоровлению детей и пропаганде здорового образа жизни.
Программа подлежит реализации в рамках работы школьного спортивного клуба «БРИЗ».
Ресурсы общеобразовательного учреждения необходимые для эффективного решения поставленных задач.
Школа располагает профессиональным кадровым потенциалом, методическим обеспечением, оснащена материально-технической базой, располагает информационными ресурсами.
Цель программы:
Создание условий для повышения качества общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки и создание в школе условий для сохранения, укрепления здоровья учащихся, воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие, приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек, обретение способности к здоровому творчеству, формирование полноценной, всесторонне- развитой личности.
Задачи программы:
1. Изучение и анализ состояния образовательного процесса и здоровья детей.
2. Создание здоровьесберегающей среды, направленной на формирование, сохранение и укрепление культуры здоровья, на повышение качества образования.
3. Повышение удельного веса и качества занятий физической культурой.
4. Улучшение организации питания учащихся.
5. Рационализация досуговой деятельности, каникулярного и летнего отдыха детей.
6. Повышение заинтересованности работников школы в укреплении здоровья учащихся.
7. Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей к вопросам здорового образа жизни.
8. Осуществление медицинского мониторинга состояния здоровья учащихся.
9. Создание специальной медицинской группы.
10. Осуществление профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата посредством коррегирующей гимнастики.
11. Организация работы и места занятий в соответствии с требованиями СанПиНа.
Кадровое обеспечение программы
- заместитель директора по воспитательной работе;
- классные руководители;
- школьный психолог;
- социальный педагог;
- учителя-предметники (биология, ОБЖ, физическая культура);
- медицинские работники;
- специалисты по вопросам правонарушений, безнадзорности, ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков;
- члены школьного родительского комитета;
Содержание комплексно-целевой программы
1. Пояснительная записка
2. Характеристика образовательной среды МБОУ СШ №72.
3. Направления работы по реализации программы.
4. Механизмы и этапы реализации программы.
5. Ожидаемые результаты программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема сохранения здоровья детей в системе образования сегодня, как никогда актуальна. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагополучной динамике основных показателей здоровья детей. На негативную динамику оказывают влияние множество факторов, среди которых отсутствие системы сохранения и развития здоровья учащихся в школе. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, то учитель может сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Он должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников. И это должно определить стратегию деятельности нашего образовательного учреждения по проблеме здоровья учащихся. Одна из самых болезненных проблем современного российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и драматической статистикой, сигнализирующей, что фактические показатели здоровья россиян находятся на угрожающе низком уровне. Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактику необходимо воспринимать как социальный заказ общества институтам воспитания (семье, дошкольным учреждениям, школам). Приходится констатировать, что они не справляются с этим заказом. Только 10% юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, здоровы. Растёт число детей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов. Высокая интенсивность учебного процесса часто не соответствует возможностям детского организма, а формы ею организации способствуют развитию гиподинамии, что приводит к росту нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний и их следствию — различным формам девиантного поведения.
Гуманизация общества и школы формирует новую педагогическую парадигму. Педагогическая наука отвечает её основные параметры: гуманизм, личностно ориентированный подход, интерактивные и инновационные методы и технологии. Стратегическая цель образования — способствовать развитию и самоактуализации учащихся. Овладение знаниями, умениями и навыками рассматривается как средство для такого развития.
Таким образом, и внешняя ситуация, связанная с ухудшением экологической обстановки и показателей заболеваемости детей, и интерапроцессы в теории и практике педагогики ставят систему образования перед необходимостью активного внедрения воспитания культуры здоровья как важнейшей стратегической составляющей целостного педагогического процесса. Оттого, насколько широко и быстро мы сможем это сделать, зависит здоровье наших детей и следующих поколений россиян. Не только дискретные здоровьесберегающие технологии, отдельные школы - центры здоровья, но и все структуры системы образования, все аспекты целостного учебно-воспитательного процесса нужно нацелить на формирование культуры здоровья.
Необходимо менять ориентиры в системе образования, и сверхзадачей любою урока, любых взаимоотношений школы и школьника, любого административного начинания должна быть установка (как у врача) — "не навреди" физическому, психическому и духовному здоровью ребенка.
В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к решению проблемы здоровья в учреждениях образования: профилактический, методический и формирование здоровой личности.
Профилактический подход предусматривает передачу базовых знаний об индивидуальном здоровье; медико-социальный мониторинг состояния здоровья воспитуемых; работу по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний. Это просветительский и непосредственно обучающий подход, как правило, — сфера деятельности классных руководителей и школьных медицинских работников, учителей биологии, физкультуры, ОБЖ; информация по технике безопасности на уроках физики, химии, труда и др.
Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей системы обучения. Он предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение учащихся способам и приёмам взаимодействия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим обществом и природой; формирование мотивации к самоактуализации и обучение навыкам самоорганизации и самообразования; формирование среды сотрудничества школьников и учителей в ходе учебного процесса. Основная его цель — создание силами школьного коллектива нетравмирующей и безопасной развивающей школьной среды для учащихся.
Кроме того, каждый учитель средствами своего предмета может и должен осуществлять оздоровительную направленность уроков. И, наконец, функция педагогической деятельности предполагает личный пример учителя, ведущего здоровый образ жизни.
Третий подход— формирование здоровой личности. Он включает в себя оба выше названных направления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличение часов на занятия по физической культуре, введение физкультпауз; развитие системы спортивных секций; вовлечение учащихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация здорового качественного питания. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими усилиями медицинских работников и социальных педагогов, психологов, всех учителей и воспитателей, методистов законодательных органов и администраций всех уровней.
Исходя из этого, педагогический коллектив МОУ СШ №72, видя обозначенные проблемы здоровья учащихся, отводит себе особое место и ответственность в оздоровительном процессе школьного обучения.
Гигиенические условия
1. Шум
2. Освещенность
3. Воздушная среда
4. Размер помещений, кубатура
5. Дизайн, цвет стен
6. Используемые стройматериалы, краска
7. Мебель: размеры, размещение в помещении
8. Видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры
9. Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
10. Качество питьевой воды, используемой в школе
11. Экологическое состояние прилегающей к школе территории
12. Состояние сантехнического оборудования.
Рациональная организация образовательного процесса
Рациональная организация образовательного процесса – неотъемлемая часть всей здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Перегрузка детей школьного возраста учебными занятиями в школе и дома оказывает негативное влияние на их здоровье. Высокие информационные нагрузки и постоянный дефицит времени являются ведущими факторами невротизации обучающихся. Для обеспечения нормальной деятельности ЦНС, поддержания высокой работоспособности, профилактики утомления и переутомления школьников объем учебной нагрузки должен соответствовать возрастным возможностям детей. Формирование школьного компонента и составление расписания уроков должно осуществляться не только исходя из возможностей педагогического обеспечения конкретного учебного заведения, но и суммарной учебной нагрузки, дневной и недельной биологической кривой работоспособности учеников с учетом физиологической цены (трудоемкости) каждого урока, соотношение количества уроков со статическими и динамическими видами деятельности. Успешность адаптации детей к школе, состояние их физзического и психического состояния здоровья во многом определяются степенью функциональной зрелости организма ребенка и состоянием его здоровья. Большое влияние на здоровье школьников и процессы адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, соблюдение гигиенических нормативов и правила организации учебного процесса, обеспечивающих профилактику учебных перегрузок и переутомления.
Организация физкультурно-оздоровительной работы.
Организация физического воспитания учащихся в общеобразовательной школе определяется: учебными программами по физической культуре; программой работы школьного спортивного клуба «БРИЗ», программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
В режиме учебного дня должна предусматриваться гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, подвижные перемены. Во внеурочное время планируется проведение спортивных праздников и занятий в спортивных секциях. Ежемесячно организуются дни здоровья, в каникулярное время – спортивные мероприятия. Уроки физической культуры должны быть поставлены в расписание так, чтобы приносить максимальную пользу занимающимся. Для этого необходимо, чтобы перерыв между занятиями был достаточным для восстановления ребенка, уроки должны проводиться как минимум через день.
Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Формирование культуры здоровья, ценности здоровья и здорового образа жизни занимает большое место в содержании образования школ, работающих над решением проблемы сохранения здоровья учащихся. Необходимо учитывать психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике.
Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями.
Для успешного формирования у учащихся культуры здоровья и потребности в ЗОЖ очень важен уровень компетентности преподавателя, необходимо планомерно осуществлять обучение самих педагогов в области ЗОЖ. Грамотность педагогов в области охраны здоровья, основ здорового образа жизни – основа эффективности проведения мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Положительным примеров в вопросах сохранения и укрепления здоровья для своих детей должны стать родители. Их осведомленность в вопросах здоровьесбережения будет способствовать формированию правильно отношения детей к своему здоровью, позволит предотвратить развитие у них вредных привычек и сохранить здоровье.
Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.
Неотъемлемой частью здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения является организация динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся, предоставление им своевременной медицинской помощи, учет детской заболеваемости и ее профилактика, поддержание психического здоровья учащихся. Детям со школьными проблемами должна быть предоставлена комплексная педагогическая, психологическая и социальная помощь. Для детей с ослабленным здоровьем необходима организация специальных медицинских групп.
Характеристика образовательной среды МБОУ СШ №72 г. Липецка
имени героя РФ Гануса Ф.Г.
Мониторинг cанитарно-гигиенических условий
Площадь школьной территории 11356 м2
Озелененная территория 4274 м2
Площадь школы 2964 м2
Школьные помещения
В школе 45 классных комнат
Площадь столовой 310
Площадь спортзалов 2х250
Площадь тренажерного зала 30 м2
Площадь зала хореографии 60 м2
Температура в учебных кабинетах 200
В спортзале 180
В столовой и учебных мастерских 180
Пришкольная территория.
Промышленные предприятия от школы на большом расстоянии.
Расстояние между школой и деревьями более 10м.
Среди насаждений следующий видовой состав:
Береза, ива, тополь, липа, акация, сирень.
Здоровьесберегающая инфраструктура МБОУ СШ № 72 г. Липецка
Школа расположена вдали от промышленных и транспортных узлов.
Оборудование подсобных помещений (гардеробы, туалеты и т.п.) соответствует требованиям СанПиН.
Здание школы современное, ремонт проводится регулярно.
Водоснабжение и канализация соответствуют требованиям СанПиН
Площадь, кубатура, размер и расположение окон, покрытие стен и полов соответствуют требованиям СанПиН.
Большая часть кабинетов оснащена необходимыми современными ТСО
Кабинеты информатики оснащены современными компьютерами
Размеры мебели соответствуют требованиям СанПиН.
Воздушно-тепловой режим в помещениях школы регулярно контролируется.
Санитарное состояние регулярно контролируется.
Спортивные залы соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению.
Раздевалки, подсобные помещения соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению.
Спортивное оборудование и инвентарь имеется в хорошем состоянии и достаточной комплектации.
Оборудование спортивной площадки недостаточно или требует обновления и ремонта.
Тренажерный зал, другие помещения для спортивных занятий соответствуют требованиям СанПиН по габаритам и оснащению.
Зал хореографии используется регулярно.
Медицинский кабинет оснащен обязательным и дополнительным оборудованием.
Стоматологический кабинет оснащен современным оборудованием.
Столовая, обеденные столы, стулья, посуда и т.п. - есть и достаточно оснащена современным оборудованием
Горячее питание ежедневно.
Качество питания регулярно контролируется.
Медицинский персонал имеется.
Учителя физической культуры - персонал достаточной численности и квалификации.
Психолог и логопед - имеются.
Согласно требованиям СанПиНа и используя материально-технические ресурсы школы, проведена большая работа по изменению эстетического состояния школьных помещений. Установлена современная трехуровневая мебель, увеличилось количество наглядных пособий, все классы оборудованы софитами для лучшего освещения школьной доски. Изменена цветовая гамма стен (матовые пастельные тона), что соответствует требованиям СанПиНа.
Рациональная организация образовательного процесса в классе
Учебный год в школе для учащихся 1 классов – 33 недели, для 2-11 классов – 34 недели.
Для учащихся 1 классов установлены дополнительные каникулы во II триместре.
Учебный годовой каникулярный график работы для учащихся 1-9 классов состоит из 3 триместров, для 10-11 классов – 2 полугодий. Предусмотрена 5-дневная рабочая неделя. Учебные занятия проводятся в две смены, продолжительность уроков в 1 классе 35 минут, а в остальных классах – 45 минут. Деление классов на группы осуществляется на уроках иностранного языка, информатики, технологии.
Недельная нагрузка учащихся школы соответствует нормам СанПиНа.
Организации физкультурно-оздоровительной работы
Количество уроков физической культуры в неделю – 2 (5, 8-11 классы), 3(1-4, 6,7 классы)
Расположение уроков физической культуры в расписании через 1-3 дня.
Проведение уроков физической культуры на воздухе – осень, весна.
Выполнение утвержденной (рекомендованной) Министерством учебной программы по физической культуре – выполняется.
Организация занятий с учащимися спецмедгруппы – проводятся.
Проведение физкультминуток и физкультпауз на уроках – проводятся всеми учителями.
Организация динамических перемен присутствует в начальной школе.
Работа спортивных секции и групп ОФП – ежедневно.
Проведение «Дней здоровья» и спортивных соревнований – регулярно.
Физкультурно-оздоровительная работа в школе организована эффективно, но необходимо большее внимание уделить организации работы групп корригирующей гимнастики и проведению физкультпауз на уроках.
«Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни»
Используются образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Лекции (лектории), беседы проводятся систематически.
Консультации специалистов проводятся систематически.
Проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников – систематически.
Работа с учащимися по формированию ценности здоровья организована эффективно. Необходимо ориентировать учащихся не на лечение, а на предупреждение заболеваний, используя непрерывную последовательную систему обучения здоровью. Надо планировать свой досуг так, чтобы он компенсировал утомляемость во время учебного процесса и обеспечивал подготовку к следующему рабочему дню.
Организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями
Лекции, семинары, консультации проводятся систематически.
Научно-методическая литература имеется.
Привлечение педагогов и родителей к оздоровительным мероприятиям.
Организация работы не вызывает особой тревоги, но необходимо уделить большее внимание просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями. Педагогам и родителям необходимо не только организовывать детей по здоровьесберегающим мероприятиям, но и самим непосредственно принимать в этом участие.
Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья
Профилактика заболеваний(прививки, витаминизация, и т.п.) проводится систематически с использованием рекомендованных и утвержденных методов.
Проводится анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья.
Комплексная педагогическая, психологическая и социальная помощь детям со школьными проблемами проводится систематически.
К проведению медицинских осмотров в школе привлекаются специалисты.
Необходимо большее внимание уделять организации медицинской профилактики и наблюдению за состоянием здоровья детей. Наладить тесную связь с поликлиникой.
Направления работы по реализации программы
1. Организационное
• Планирование и корректирование работы по формированию здорового образа жизни.
• Систематическая работа со списком и картотекой «трудных» учащихся
• Использование возможностей дополнительного образования, социума в работе с детьми.
• Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях.
• Создание координационных советов по профилактике злоупотреблений ПАВ.
• Ежегодно проводить медицинский скрининг состояния здоровья.
2. Теоретическое.
• Создание банка данных научно-методической литературы по теме «Здоровый образ жизни».
• Развитие системы подготовки и переподготовки специалистов (школьные, районные семинары методических объединений).
• Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений на уровне школы.
• Обеспечение систематического учета, контроля и анализа ситуации.
• Развитие тесных взаимоотношений школы с поликлиникой.
3.Практическое.
• Профилактическая и информационная работа с родителями.
• Воспитательно-педагогическая работа с детьми.
• Профилактическая работа по оздоровлению социальной ситуации внутри школы.
• Организация взаимодействия между школой и окружающей социальной средой по предупреждению употребления и распространения ПАВ.
• Введение здоровьесберегающих технологий и методов обучения в школьную программу.
• Сотрудничество с медицинскими учреждениями в целях оздоровления детей.
• Организация школьного питания с учетом санитарно-эпидемиологических норм и требований.
• Оказание профессиональной медико-психологической и психокоррекционной помощи детям.
• Вовлечение детей в спортивные кружки и секции.
• Воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями
• Создание спецмедгрупп.
• Организация корригирующей гимнастики для детей с нарушениями ОДА
4. Контроль и управление.
Проводимая работа по здоровьесберегающим педагогическим технологиям анализируется и оценивается по следующей схеме:
Схема экспертного анализа форм и методов
здоровьесберегающей деятельности
- анализ инфраструктуры и внутришкольной среды;
- анализ организации учебного процесса;
- анализ организации двигательного режима и физкультурно-
оздоровительной работы;
- анализ организации работы по формированию здорового
образа жизни;
- анализ состояния медицинской помощи, состояния здоровья;
- определение и организация комплекса мер, форм и методов здоровьесберегающей деятельности:
- оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности школьников
Механизм и этапы реализации программы
Работа по выполнению программы рассчитана на 2020-2025 гг.
Ожидаемые результаты работы:
1. Создание комфортной психолого - педагогической образовательной среды, способствующей сохранению здоровья учащихся и педагогов.
2. Обеспечение систематического учета, контроля и анализа ситуации.
3. Повышение заинтересованности работников школы в укреплении
здоровья учащихся.
4. Стимулирование повышения внимания школьников и их родителей
к вопросам здорового образа жизни.
5. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
6. Активизация работы оздоровительной физической культурой, с
последующим переводом детей из спецмедгруппы в подготовительную, а из подготовительной в основную.
Критерии реализации программы.
- Уменьшение числа детей курящих.
- Увеличение числа детей, питающихся в школьной столовой.
- Уменьшение количества пропусков учебных занятий.
- Стабилизация показателей медицинской статистики (в течение обучения ребенка в школе ).
- Увеличение числа детей, занимающихся спортом в системе дополнительного образования.
- Отсутствие травм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная программа рассчитана на реализацию в течение 5-и лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
Чтение нот с листа на уроках музицирования как необходимый компонент комплексной подготовки учащегося-пианиста
Формирование навыков чтения нот с листа у обучающихся фортепианных классов музыкальной школы....
Система комплексного обследования учащихся с 1 по 9 класс по ФГОС
Цель: проведение психологического мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС у обучающихся 1-9 классов...
ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Современный период характеризуется радикальной модернизацией всей российскойобразовательной системы, переходом на новые федеральные государственные стандарты общего, профессионального и дополнит...
Муниципальный семинар "Спортивная психология как часть комплексной подготовки учащихся к занятиям и соревнованиям в образовательных учреждениях"
фотоматериал к семинару...
Комплексное сопровождение учащихся с ОВЗ в условиях образовательной организации
Опыт работы по сопровождению учащихся с ОВЗ....
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...